Андрей Зинченко: как загрузить судостроительные мощности Причерноморья — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Зинченко: как загрузить судостроительные мощности Причерноморья

Казна и Политика
926
Судостроительная деятельность исторически является одним из фундаментальных факторов интенсификации социально-экономического развития как морских держав в целом, так и приморских территорий в частности.
В то же время неэффективное государственное управление судостроительной деятельностью привело к ее кризисному состоянию в Украине, что в свою очередь сформировало в прошлом зоны социальных напряжений и экономических расстройств в узловых промышленно-торговых и научно-производственных центрах украинского Причерноморья, привело к драматичному, практически полному падению объемов перевозок национальным флотом под национальным флагом, оттоку кадров, упадку системы их подготовки.
Мировой опыт однозначно постулирует невозможность полноценного функционирования и развития судостроения без тех или иных форм государственной поддержки. Несмотря на международные соглашения по ограничению участия государств в судостроении, фактическое положение вещей свидетельствует, что современные мировые лидеры судостроения из Азии получали всяческую господдержку с целью дальнейшего развития именно экономики моря, а не судостроения как такового. В Украине этот опыт не получил практического применения.
Местные реалии
Государственная поддержка судостроения нашла свое отражение в двух нормативно-правовых актах, реальная польза от которых будет ощущаться ограниченное время в основном в рамках СЭЗ «Николаев».
В дальнейшем специальные формы регулирования и взаимодействия введены не были. Был ликвидирован департамент судостроения в составе Министерства промышленной политики, а со временем и само Министерство. В дальнейшем все же было восстановлено, инициировано создание службы морского и речного транспорта. Между тем проблем судостроения эта деятельность не решила.
В последнее время основным центром судостроения стал Херсоно-Николаевско-Одесский регион, а также г. Киев. Вместе с тем ряд проблемных вопросов, не последне место среди которых занимает вопрос налогообложения огромных земельных участков заводов (только Черноморский судостроительный завод расположен на площади более 300 гектаров), негативно влияют на развитие этой деятельности.
Не хватает внутренних заказов. Вместе с тем устаревшая материально-техническая база и выезд специалистов основных производственных специальностей также не способствуют развитию конкурентоспособности. Отсутствует государственная поддержка и даже стратегическое видение этого.
Экономика моря
Следует констатировать, что на современном этапе исторического развития Украины экономика моря является одним из важнейших факторов обеспечения экономической, экологической, продовольственной, энергетической и военно-политической безопасности как элементов национальной безопасности страны в целом.
Функциональной базой деятельности всего морехозяйственного комплекса являются флоты. Наличие в Украине мощного в прошлом судостроительного комплекса является фактор-ресурсом обеспечения социально-экономического развития и устойчивости Причерноморья в кризисных условиях.
Производственная цепочка в судостроительной деятельности характеризуется тем, что создание одного рабочего места именно в судостроении приводит к появлению 6-7 мест в смежных отраслях. То есть эффективное государственное управление судостроением способно производить синергетический эффект, а сфера судостроения в целом потенциально в состоянии обеспечить стабильным количеством рабочих мест значительный процент экономически-активного населения трудоспособного возраста.
Между тем полноценное функционирование судостроительной промышленности в Украине в силу ряда объективных факторов в текущих условиях крайне затруднено: устаревшая производственная база заводов, низкая энергоэффективность, нехватка квалифицированных работников (большинство из которых либо уехали в другие государства, либо достигли пенсионного возраста), отсутствие в Украине производства таких критических составляющих полнокомплектных судов и кораблей, как навигационное и радиолокационное оборудование, силовые установки определенных типов, отделочные материалы (например, продукция химической промышленности и корабельные вооружения) требуют инвестиций, налаживания связей с поставщиками или развития локального производства в соответствии с государственным вектором и соответствующего специального, учитывая особенности деятельности, режима налогообложения и таможенной очистки, учета конкурентной среды и др.
Все вместе это обуславливает существенные затраты времени на организацию и исполнение, а также критическую необходимость соответствующего видения государством указанных процессов, формирования и реализации соответствующих стратегий, программ.
Природа поможет
В то же время имеющиеся производственные мощности способны выполнять (в соответствии со статусом, профилем и внутригосударственными связями) виды продукции, которые одновременно могут обеспечить собственную финансовую поддержку, сохранение и развитие человеческого потенциала и быть источником реинвестирования в модернизацию производственной базы под перспективные проекты и современные, в т.ч. эко-энергетические, стандарты.
В широком смысле это в первую очередь морские стационарные платформы и оффшорные конструкции всех типов, включая платформы для разработки подводных месторождений на континентальном шельфе; изготовление металлоконструкций для таких платформ; оборудование для транспортно-монтажных судов.
Конкретизируя, следует сосредоточить внимание на компонентах альтернативных источников энергии, а именно – конструкций для ветряной и приливно-отливной энергетики, в первую очередь – оффшорной (хоть это и затратно). Такое производство отвечает текущему состоянию производственных мощностей, нормативно-правовой базе, актуальным потребностям и мировому рынку такой продукции.
Это позволит на текущем этапе поддержать предприятия сферы судостроения заказами, увеличить долю отечественной продукции в первую очередь на внутреннем, а в дальнейшем на мировом рынке. Подгрузить научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения, повысить положительный имидж производителей такой продукции.
Также это будет способствовать государству в усилении позиций во всех ключевых составляющих социальной и энергетической обеспеченности. И хотя фундаментального дефицита электричества мы не наблюдаем, вместе с тем это могло бы разгрузить перегруженные сети.
Экономико-экологическая составляющая
Производство компонентов и полнокомплектного оборудования для возобновляемой, в частности – воздушной, энергетики будет иметь колоссальный экономический эффект как для государства в целом, так и для Причерноморского региона.
Производства сконцентрированы возле огромной береговой полосы. Роза ветров региона сформирована приблизительно двумя третями ветреных суток в году. Вместе это является существенной основой для интенсификации развития ветроэнергетики в Причерноморье.
Обработка местного металла на судостроительных предприятиях с последующей оффшорной установкой готовых изделий территориально недалеко (низкие логистические расходы) должны сформировать не только дополнительный энергетический источник, но и финансовый поток, занятость, инвестиции, модернизацию и повышение энергоэффективности предприятий через механизм реинвестирования.
Лучший мировой опыт в области ветроэнергетики представлен странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития. Лидером является Дания. Согласно данным ОЭСР и организации Danmarks Statistik, датские ветряные турбины ежегодно производят свыше 2300 кВт*ч на жителя страны (население около 5,7 млн).
Это почти в два раза больше, чем Швеция, которая занимает второе место в списке. Возобновляемые источники энергии обеспечили в 2016 году 26,5% общего объема производства электроэнергии в Дании (в 2000 году эта цифра равнялась 6,9%). В отдельные дни энергия ветра обеспечивала 140% потребностей Дании в электроэнергии.
В 2015 году почти половина электричества в стране была выработана ветрогенераторами. Аналогичное перепроизводство иногда наблюдается и в Германии. В первую десятку стран в этом контексте также входят Испания, Германия, США, Великобритания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды и Канада.
Желаемые результаты
Реализация концепции позволит в перспективе технически перевооруженным судостроительным предприятиям качественно по-новому выйти на внутренний рынок судостроительной продукции, что является основой развития всех форм экономики моря, а также обеспечить, вместе с соответствующим государственным регулированием, принципиальную возможность возвращения национального флага в этот вид экономической деятельности.
Указанные выводы призваны системно производить синергетический эффект в первую очередь в социальной, энергетической и экономической сферах развития Причерноморья, активизации национальной морехозяйственной деятельности и всех форм экономики моря перспективными отечественными флотами, построенными на обновленных мощностях.
Андрей Зинченко, доктор философии в области экономики, доцент кафедры финансов Национального университета судостроения, магистр государственного управления (MPA)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас