Владимир Енич, Дарья Артимовец: секторальные санкции — ограничения для чужих или для своих?
В современном мире, где политические конфликты и геополитическая напряженность стали неотъемлемой частью международных отношений, все большее значение приобретают санкционные инструменты государственной политики.
Еще с 2010 года внимание общественности приковано к новостям о санкциях, которые носят индивидуальный характер и касаются ограничений для юридических или физических лиц.
Но часто продолжением этого являются новости о том, как персональные санкции тем или иным образом обходят.
В текущих условиях более перспективными могут быть ограничения, которые будут вводить полный запрет на сотрудничество со всеми субъектами соответствующего рынка и юрисдикции.
Речь идет о секторальных санкциях, которые действительно могут быть эффективным инструментом влияния на экономические и политические интересы резидентов тех нескольких стран, которые окончательно избрали путь разрушения цивилизационного порядка и игнорирования международного права.
Такой вид санкций содержит широкий спектр мер, включая ограничения в сферах торговли, финансов, технологий и товаров двойного назначения, промышленности, транспорта и предметов роскоши.
В условиях полномасштабного вторжения россии в Украину, введение секторальных санкций в отношении государства-агрессора активно используется мировыми государствами.
Украина не стала исключением и с 2022 года присоединилась к их введению для ограничения сотрудничества в секторах, имеющих наибольшее влияние на экономику рф.
В настоящее время Украиной применены секторальные санкции в отношении финансовых учреждений рф (Постановление ВР от 23.02.2023 года), предприятий оборонно-промышленной сферы рф и рб (Постановление ВР от 22.11.2023 года) и общие секторальные санкции в отношении резидентов Исламской Республики Иран (Постановление ВР от 29.05.2023 года).
В то же время именно персональные санкции, вводимые Украиной, являются основным инструментом реализации государственной санкционной политики, а механизм их применения более отлаженный и четкий, в отличие от секторальных санкций.
Более того, именно этому виду санкций уделено почти все внимание СМИ.
Примечательно, что эффективный Государственный реестр санкций вообще не содержит информации о секторальных санкциях.
Механизм введения секторальных санкций Украиной отличается от введения индивидуальных санкций и определен пунктом 2 статьи 5 ЗУ «О санкциях», согласно которому решение о введении секторальных санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины, вводится в действие указом Президента Украины и утверждается в течение 48 часов дня издания указа постановлением Верховной Рады.
Соответствующее решение вступает в силу с момента принятия постановления ВР и обязательно к исполнению.
В отличие от персональных санкций, Решение СНБО о применении секторальных санкций вступает в силу и обязательно именно с момента его утверждения ВР Украины.
Также важным отличием между применением персональных и секторальных санкций является процедура их применения.
Закон Украины «О санкциях» четко предусматривает процедуру применения персональных специальных экономических ограничений (санкций), в соответствии с которой и формируются решения СНБО.
Кстати, процедура применения секторальных санкций четко прописывается в соответствующем решении СНБО о применении санкций в определенном секторе. Это дает дополнительные возможности более эффективного использования таких ограничений и недопущения причинения вреда внутренним рынкам.
Есть разные виды секторальных санкций, в зависимости от специфики рынков. Общее между ними: запрет сотрудничества, выполнение экономических и финансовых обязательств в пользу субъектов такого рынка и т. д.
По факту применения секторальных санкций реализуется по аналогии с механизмом применения персональных санкций и нормативные акты, регулирующие порядок реализации санкционных ограничений, редко содержащие различие этих видов санкций.
Однако механизм применения секторальных ограничений санкционного характера нормативно урегулирован слабо, что не дает возможности системно применять такой механизм.
Показателен пример, что недавние санкции в отношении субъектов онлайн игорного бизнеса Украины были введены не как секторальные.
Также Национальный банк отменил регистрацию участия одного из участников рынка интернет-эквайринга в платежных системах, основываясь на данных о работе сервиса в рф и на временно оккупированных территориях.
Информация такого характера гипотетически давала возможность НБУ применить механизм отмены регистрации на основании подтвержденной информации, что деятельность участника международной платежной системы содержит риски возникновения угроз национальной безопасности Украины (что и было сделано), или на основании нарушения секторальных санкций в отношении участников финансового рынка рф.
Национальный банк в такой ситуации вообще не применил санкционный механизм, хотя и имеет лучше проработанную нормативную базу для такого применения.
В целом, стоит отметить, что секторальные санкции устанавливают правовой порядок в первую очередь для украинских резидентов, заставляя их избегать сотрудничества с соответствующими компаниями с подсанкционных рынков. И этот универсальный механизм кажется более перспективным в долгосрочной перспективе, чем механизм индивидуальных санкций.
Однако, несомненно, более широкое нормативное определение именно на уровне закона и детализация механизма применения на уровне подзаконных актов позволит применить секторальные санкции как действительно действенный механизм государственной политики.
Сейчас Украина, хоть и по печальным причинам, выступает своеобразной лабораторией нестандартных санкционных решений (довольно успешно, между прочим).
Надеемся, что в ближайшее время мы увидим активные действия государства в сфере применения именно секторальных санкций.
Владимир Енич, партнер, адвокат АО Aver Lex, и Дарья Артимовец, помощница адвоката АО АО AverLex
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью