Станислав Бучацкий: может ли растаможка «в смартфоне» искоренить коррупцию на таможне? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Станислав Бучацкий: может ли растаможка «в смартфоне» искоренить коррупцию на таможне?

Казна и Политика
844
Станислав Бучацкий: может ли растаможка «в смартфоне» искоренить коррупцию на таможне?
Станислав Бучацкий: может ли растаможка «в смартфоне» искоренить коррупцию на таможне?
О необходимости реформы таможни, борьбы с коррупцией и диджитализации сферы говорят уже много лет.
Едва ли не каждая новоизбранная власть обещает очищение сферы, презентует глобальные проекты изменений, анонсирует новые автоматизированные системы, а в результате все остается таким, как было.
После каждого очередного публичного коррупционного скандала меняются люди, однако система не меняется.
В феврале в зал Верховной Рады вынесли на голосование два законопроекта о растаможке автомобилей, которые инициировал Кабмин и активно продвигала Минцифра.
Они предусматривали изменение формулы начисления таможенных платежей на импорт автомобилей из-за границы и упрощение самого процесса. С возможностью сделать все онлайн в смартфоне.
Однако для принятия документов не хватило голосов. Не удалось их вернуть на повторное первое чтение или отправить на доработку.
Сейчас, чтобы вернуться к рассмотрению идеи, нужно проходить весь процесс сначала: регистрировать новые законопроекты, обсуждать их в профильных комитетах и повторно выносить в зал. Это может занять как минимум несколько месяцев.
Почему на первый взгляд положительная идея не нашла поддержки среди народных депутатов? И действительно ли «растаможка в смартфоне» может преодолеть коррупцию на таможне?
Где кроется коррупция на таможне?
Каждый товар, прибывающий в Украину из-за границы, должен пройти процедуру таможенного оформления, по-народному — растаможку.
Этот процесс, кроме документальных формальностей, предусматривает уплату таможенных платежей. В большинстве случаев это пошлина и НДС. На отдельные товары, включая автомобили, дополнительно нужно уплатить акцизный налог.
И если последний зависит только от технических характеристик транспортного средства — типа горючего, объема двигателя и возраста авто, то НДС и пошлина начисляется в процентах от таможенной стоимости: 20% и 10% соответственно.
То есть, чем меньше будет таможенная стоимость товара, тем меньше будут эти налоги, и наоборот.
Именно на этом моменте и происходит больше всего манипуляций на таможне. Ведь таможенная стоимость — это не просто цифра, указанная в договоре купли-продажи (инвойсе, счете или другом документе, подтверждающем приобретение).
Согласно Таможенному кодексу этот термин означает фактически уплаченные средства за покупку и доставку товара до момента пересечения границы с Украиной. Но как эти расходы определить и подтвердить?
Законодательством предусмотрены шесть способов определения таможенной стоимости.
Первый — это когда она равна сумме, указанной в договоре купли-продажи.
Принять ее таможня обязана, если импортер предоставляет четко определенный законом перечень документов: среди прочего контракт с продавцом за рубежом, инвойс, подтверждение оплаты товара, экспортную декларацию, товаросопроводительные транспортные документы.
В случае сомнений в правдивости документов или указанных в них характеристиках товара инспектор имеет право применить следующий метод — по цене договора по идентичным товарам.
Если и это невозможно — используется метод номер три, и так далее, последовательно, вплоть до шестого — резервного. Он позволяет использовать для определения вероятной цены продукта любой источник данных.
В случае с подержанными автомобилями на практике применяются всего два метода: первый и шестой. В последнем случае инспекторы используют сайты продаж авто, каталоги и программные комплексы — например, известный SchwackeNet. Однако все это только в теории.
На практике же в большинстве случаев все происходит так: в таможенной базе ищут похожий автомобиль по самой низкой цене, который уже оформляли ранее.
Это позволяет установить минимально возможную таможенную стоимость так, чтобы не срабатывала автоматическая система анализа и выявления рисков.
То есть на самом деле таможенная стоимость определяется фактически в ручном режиме, хотя на первый взгляд все происходит в соответствии с законодательством.
Конечно, такую «услугу» предоставляют не бесплатно, и это не единичные случаи.
Продажа «выгодной» таможенной стоимости — одна из самых распространенных системных коррупционных «схем» на таможне.
Автомобили — уникальный товар
Занижают таможенную стоимость многих товаров, однако автомобили имеют ключевое отличие: наличие уникального VIN-кода.

Этот обычно 17-значный код является ключом к большинству данных о машине.
Воспользовавшись специальными справочниками, можно определить марку, модель, где и когда было изготовлено авто, тип горючего, объем двигателя и другие технические характеристики.
А дальше — в зависимости от этих данных, на которые никто не может повлиять — можно и начислять налоги.
Именно в этом заключалась идея так называемой «растаможки в Дії»: понятие таможенной стоимости для автомобилей фактически отменялось.
Формула для расчета таможенных платежей базировалась исключительно на технических характеристиках машины и не требовала человеческого вмешательства.
Достаточно ввести VIN-код — и система автоматически определит технические характеристики авто и сформирует размер таможенных платежей. И это могло быть быстрым, действенным, но временным решением.
Почему растаможку в Дії провалили?
Для принятия законопроекта в первом чтении не хватило около десяти голосов народных депутатов.
Однако если в целом к идее растаможки в смартфоне относятся в большинстве положительно, то к самому механизму начисления налогов и формулы было два основных замечания.
  1. Несоответствие европейским нормам права. Налоги должны зависеть от стоимости товара: покупаешь более дорогую вещь — больше платишь в бюджет.
  2. Несправедливость: растаможка «битого» авто, элитного Rollse Royce и бюджетной Skoda стоили одинаково, если у них был такой же тип горючего, объем двигателя и возраст.
То есть именно отмена таможенной стоимости стала одним из основных аргументов против принятия диджитализации растаможки авто.
Ведь так или иначе, в процессе евроинтеграции нам все равно пришлось бы возвращать действующую сегодня систему.
Что делать?
Итак, задача: ввести «растаможку в смартфоне», не пренебрегая таможенной стоимостью, не нарушая норм Евросоюза, но исключив человеческий фактор — возможность в ручном режиме влиять на начисление налогов. И в случае с автомобилями это может быть.
Представим: человек вводит VIN-код в Дії, система идентифицирует характеристики машины и оценивает ее.
Если стоимость, указанная в договоре купли-продажи, соответствует среднерыночной, то система согласовывает ее.

В случае, если она оказывается существенно ниже среднерыночной — анализирует представленные документы и дает возможность предоставить дополнительные подтверждения.
Главное, чтобы при этом была исключена возможность физического контакта работника таможни с владельцем автомобиля, таможенным брокером или другим человеком, который теоретически может дать взятку.
Может ли растаможка «в смартфоне» искоренить коррупцию на таможне?
Да, но частично — в сегменте импорта подержанных авто из-за рубежа.
Однако это может стать хорошим началом для дальнейших изменений и реформ Таможенной службы.

Станислав Бучацкий, глава Института исследований авторынка
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас