Рынок недвижимости: «Меняется, как кардиограмма» (мнения экспертов) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Рынок недвижимости: «Меняется, как кардиограмма» (мнения экспертов)

Недвижимость
2119
Участники панельной дискуссии (слева направо): Елена Унаньян, Евгений Лавренюк, Ирина Щучко, Елена Маленкова и Виктория Берещак
Участники панельной дискуссии (слева направо): Елена Унаньян, Евгений Лавренюк, Ирина Щучко, Елена Маленкова и Виктория Берещак
Инвестиции в недвижимость стабильно остаются одним из самых популярных способов сохранения капитала среди украинцев. Что же происходит сейчас на рынке? Finance.ua делится пятью важными инсайтами о том, как рынок недвижимости пережил три года войны, от экспертов конференции «Жить на проценты», состоявшейся 9 ноября в Киеве.

1. Рынок быстро меняется

«Еще со времен локдаунов мы увидели, что рынок меняется так быстро, как кардиограмма. Перед началом войны рынок рос и рос, а затем резко остановился. В начале полномасштабной войны закрыли реестры, но с 15 мая, когда их открыли, у нас был отложенный спрос», — рассказывает управляющий партнер KDU Realty Group Елена Маленкова.
По ее словам, рынок быстро меняется не только в ценах, но и в таких показателях, как приоритетность покупки и сегменты рынка. При этом на первое место вышла составляющая безопасности.
«По моей статистике, 85% продавцов недвижимости сейчас находятся за границей», — говорит Маленкова.
Дистанционная продажа, по словам эксперта, также активно развивается. Если раньше покупатели не обращали внимание на сервис дистанционной продажи, то во время войны его организация стала очень популярной.
«Однако меня больше всего поразило то, как быстро рынок адаптируется к обстрелам. Если после первых массированных обстрелов затишье на рынке наблюдалось где-то 2 недели, то сейчас это 3 часа», — говорит Маленкова.

2. Диверсификация — ключ к успеху

Как отмечает эксперт по инвестициям в недвижимость и инвестор Ирина Щучко, 10% продаж ее агентства недвижимости в Одессе составляют местные сделки, а 90% - инвестиции в рынок за рубежом.
«Первое правило — если инвестируете в недвижимость, нужно диверсифицировать и вкладывать средства в недвижимость разных стран», — делится опытом Щучко.
Диверсифицировать вложения в недвижимость можно не только по странам, в которых она находится, но и по ее типам. В частности, можно рассмотреть такое направление, как рекреационная недвижимость. Евгений Лавренюк, управляющий партнер УЛИС, рассказал о преимуществах такой модели подробнее.
«Первое преимущество — это легкость бизнес-модели. То есть ваш объект недвижимости, который вы как девелопер строите, должен быть таким образом сконструирован, что в любой момент вы можете остановиться — и все равно завершить хоть какую-то очередь. То есть это не какой-то комплексный объект с большим количеством инфраструктуры, когда ты не знаешь, что будет там через год-два. Очень классно запускаются те проекты, которые очень легкие, которые очень быстро можно запускать отдельными кусочками», — рассказал Лавренюк.
Как сделать инвестицию в рекреационную недвижимость?
«На самом деле есть статистика, что сейчас в Карпатском регионе строится самое большое количество гостиниц за всю историю Украины. То есть столько гостиниц одновременно не строилось никогда за время независимости, даже в 2011—2012 годах, когда мы готовились к Евро-2012. Поэтому действительно нужно очень тщательно выбирать, куда инвестировать, потому что есть высокая вероятность, что часть этих проектов окажется неуспешными, часть не достроится. А те, которые достроятся, не достигнут тех показателей, которые обещают», — отметил Лавренюк.
По словам эксперта, при выборе гостиницы или рекреационного комплекса для инвестиций следует обращать внимание на несколько вещей:
  • Опыт — как девелопера, так и управляющей компании. Поскольку есть много кейсов, когда девелопер без опыта начинает строить отель на 200−300 номеров, но это очень сложная история, чтобы потом он работал эффективно.
  • Время реализации проекта. Обращайте внимание, насколько этот проект долгий в реализации. Ищите модели, которые проще и быстрее в реализации, поскольку здесь скорость играет немаловажную роль.
  • Проверьте, не краткосрочный ли это тренд. Сейчас так сложились обстоятельства, что люди ездят в Закарпатскую область — в регион, до этого не славившийся туризмом. Но будет ли это место популярным и привлекательным, когда закончится война? Это ведь долгосрочная инвестиция — на 8−10−15 лет. Поэтому учитывайте, будут ли привлекательными в течение 10−15 лет этот объект и локация.

3. Тренд на социальную ответственность

По словам Лавренюка, инвесторы часто интересуются, куда бизнес вкладывает средства и как помогает стране.
«Все деньги, которые вы инвестируете, каждая гривна — это ваш голос в поддержку чего-либо. И мы увидели сейчас много запросов типа — работаете ли вы в белую, что вы строите и кто у вас работает.
Идет война, и ваши инвестиции — это ваша поддержка того, что происходит в Украине. Когда мы инвестируем в недвижимость за рубежом, очень слабо помогаем украинской экономике. А когда мы инвестируем в Украину, кроме того, что вы можете получить даже более высокие проценты на вашу доходность, вы еще очень сильно поддерживаете экономику, потому что инвестиции в строительство являются одним из самых высоких мультипликаторов", — говорит управляющий партнер «УЛИС».

4. Украинский девелопмент лучше, чем иностранный

Как отметила директор по развитию бизнеса ЛУН Елена Унаньян, с началом полномасштабного вторжения многие украинские девелоперы уехали за границу исследовать иностранные рынки.
«И что нам это дало? Понимание, что украинский девелопмент — топ. Да, с его неурегулированностью государством, с множеством серых зон, неопределенностью и неуверенностью.
Девелоперы, чтобы диверсифицировать риски, посмотрели на рынок за границей. Я тогда имела большой страх. А что если сейчас все поедут строить за границу? А кто достроит все это? Кто будет строить новое жилье, потому что сейчас рушится много? Однако строить за границу уехали единицы. Девелоперы увидели, как там работает математика, что там нет такой маржи, и решили, что будут продолжать строить в Украине.
У нас девелоперы очень «скиловые» и умеют строить архитектурно сложные проекты. Когда девелоперы заходят на новый рынок, им важно построить проект, являющийся их визитной карточкой. И у нас если торговый центр — то самый большой, если новый ЖК — то он должен быть интересным и красивым.
Поэтому важный инсайт в том, что украинский девелопер избавился от чувства неполноценности", — рассказывает Унаньян.

5. Адаптивность украинцев побеждает страх

«В 2021 году продажи действительно неслись. Тогда нужно было поставить забор — и у застройщика уже были инвестиции. А тут рынок первичной недвижимости падает в 20 раз. Однако даже в марте-апреле 2022 украинцы идут и покупают квартиры. В апреле — когда мы едва пришли в себя и едва понимали, что вокруг происходит. Однако люди, несмотря на все происходящее, покупали квартиры. И продажи были и в марте, и в апреле, и во всех регионах», — делится инсайтом директор по развитию бизнеса ЛУН.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас