Новые металлурги — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новые металлурги

Казна и Политика
981
Миллиард, вложенный в строительство мини-металлургического завода, можно вернуть за 5-6 лет. Однако украинский бизнес не спешит осваивать новую нишу - внутреннее потребление металлопродукции в Украине остается низким.
30 лет назад бизнес крупнейших североамериканских стальных концернов пошатнулся под натиском электроплавильных мини-заводов. Небольшие по традиционным меркам меткомбинаты с объемом производства 0,5-1 млн тонн стали в год с конца 70-х отвоевали у гигантов масштаба US Steel, International Steel 50% рынка США. В Украине малые формы пока не распространились: в сегменте mini-mill в настоящее время работает только один полноценный мини-комбинат - сталелитейный завод "Истил" на базе Донецкого металлургического завода. Множество других амбициозных проектов, которые якобы могут потеснить традиционную металлургию, в лучшем случае находятся на стадии проектирования.
Экономсталь
Мини-заводы в мире начали массово появляться в 70-х годах прошлого столетия. Принципиальное их отличие от классических меткомбинатов с объемами производства свыше 3 млн тонн стали в год - технология производства. На больших интегрированных метзаводах сначала из руды и кокса в доменных печах выплавляют чугун, потом из чугуна получают сталь (мартеновским либо конвертерным способом), а из стальной заготовки на прокатных станах делают готовую продукцию - лист, арматуру, проволоку, штрипс (заготовку для труб).
Сырье для металлургов дорожает
В США и Западной Европе строительство мини-метзаводов стимулировало развитие автомобилестроения. Заводы предпочитали производить сталь из дешевого лома старых автомобилей, а не тратить деньги на закупку дорогого кокса и особенно руды, которую приходилось завозить из Бразилии и Австралии. Кроме того, на руку западным мини-металлургам было снижение цен на нефть (и, соответственно, на электроэнергию) в начале-середине 70-х. Мировой законодатель мод в сегменте мини-заводов - компания Nucor, в середине XX века переквалифицировавшаяся из производителя автомобилей в электрометаллургическую корпорацию. В 2006 году корпорация, в состав которой входят 19 заводов, выплавила 22,3 млн тонн стали, продажи компании достигли почти 15 млрд долл..
Технология mini-mill позволяет максимально подстроиться под потребности рынка и конкретного заказчика, сэкономить на транспортных расходах - перевозке сырья, сбыте. Такие предприятия, как правило, ориентированы на локальный рынок. В производстве задействовано сравнительно немного персонала - не более 2 тыс. человек, включая вспомогательных работников.
Производительность труда на таких производствах гораздо выше, чем на традиционных. Если, к примеру, на Криворожстали со штатом в 54 тыс. человек и ежегодной выплавкой 7 млн тонн стали этот показатель достигает 129,6 тонн на человека, то на одном из заводов Nucor мощностью 2 млн электростали в год и штатом в 490 работников производительность в 31 раз выше - 4081 т/чел.
В США подсчитали, что постоянные издержки при производстве продукции на mini-mill составляют 500 долл./т, а на интегрированном заводе – 2000 долл./т. При этом себестоимость теплоэнергетических затрат на обычном комбинате достигает 30%, тогда как на мини-заводе -7-10%.
Технология, используемая на mini-mill, изменила американскую металлургическую отрасль, входной барьер в которую существенно снизился. К началу 2007 года на мини-заводах в США выплавляли практически половину производимой в стране стали, в Западной Европе - около 40%.
Мода на мини
Казалось бы, мода на мини-заводы не случайна: цифры говорят сами за себя. В России, к примеру, частный капитал заинтересовался сталеплавильными мини-заводами около четырех лет назад, когда цены на сталь начали расти двузначными темпами. Первыми в новую нишу ринулись ломосборщики. Сразу несколько проектов финансировала компания российского бизнесмена Николая Максимова - "Макси-Групп", один из крупнейших российских сборщиков лома черных металлов. По прогнозам самого Максимова, к 2011 году его группа намеревается выплавлять 12 млн тонн стали в год - ненамного меньше Новолипецкого меткомбината.
Идеей создания электроплавильного производства загорелись и собственники группы МАИР (лидер российской ломосборки), решившие создать вертикально интегрированный металлургический холдинг на базе Сулинского метзавода. Уже запущен в строй мини-завод по производству квадратной заготовки, принадлежащий ломозаготовщику "Новоросметалл" (Краснодарский край).
Мода на мини докатилась и до Украины. С 2004 года идут переговоры о строительстве в Белой Церкви электросталеплавильного завода. Инвестор - компания "Евро Финанс" (контролирует Киеввтормет), один из игроков отечественного рынка лома. Строительство электросталелитейного завода мощностью
1,8 млн тонн планируют завершить через 37 месяцев. Компания готова вложить в проект 600 млн долл., которые окупятся предположительно через 5-6 лет. "Подобный завод интересен тем, что может производить марочный состав стали под конкретного заказчика", - считает вице-президент компании "Евро Финанс" Валентин Макаренко. Правда, пока дела идут со скрипом, проект больше двух лет находится в стадии согласования технико-экономического обоснования. "Мы уже получили как минимум 120 разрешений. На многих из этих документов от 2 до 18 печатей. Не рассчитывали, что процесс займет так много времени", - говорит Макаренко.
Контракт на строительство электросталеплавильного комплекса с производителем металлургического оборудования компанией Danieli в этом году подписала корпорация "Интерпайп". Проект будет реализован в Днепропетровской области, где находятся основные активы группы Виктора Пинчука. Заготовка Интерпайпу понадобилась для расширения производства труб и железнодорожных колес на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе.
В 2005 году о строительстве мини-метзавода заявила еще одна отечественная ФПГ -"АвтоКрАЗ" Константина Жеваго. Принадлежащая самому молодому отечественному олигарху компания "Ворскла Сталь" планировала в 2009 году ввести в эксплуатацию электрометаллургический завод в Комсомольске (Полтавская обл.), недалеко от подконтрольного группе Полтавского ГОКа. Планируется, что предприятие будет выпускать до 3 млн тонн стальной заготовки в год по технологии прямого восстановления железа (DRI) для другого нового проекта группы - прокатного завода в Венгрии.
Предполагалось, что создание новых мощностей застрахует бизнес Жеваго от изменений на рынке железорудного сырья. В частности, расширение добычи ведущими мировыми поставщиками руды из Австралии и Бразилии может привести к сокращению рынков сбыта Полтавского ГОКа. Но реализация проекта пока приостановлена. По одной из версий, АвтоКрАЗу не хватает ресурсов для строительства сразу двух заводов - и в Венгрии, и в Украине.
Переоценка ценностей
Отечественный бизнес только сейчас обратил внимание на новую нишу: раньше необходимости в таких производствах не было. В Украине периода передела собственности в металлургии (конец 90-х) сложились все предпосылки для развития интегрированных предприятий - в стране есть запасы руды и угля, выстроена инфраструктура, налажены связи между меткомбинатами и поставщиками сырья - ГОКами и коксохимами.
К тому же украинские заводы были построены еще во времена СССР и у их нынешних владельцев нет необходимости заботиться об окупаемости вложений в капстроительство. "Сбытовые цены на металлопродукцию украинских комбинатов растут, зарплаты увеличиваются медленно, экологические нормы далеки от европейских требований. У предприятий нет причин тратиться на капитальные вложения. Будь у нас традиционный метзавод, мы, наверное, тоже ничего не строили бы", - говорит Валентин Макаренко.
Во-вторых, расходы на зарплату работникам украинских металлургических комбинатов в себестоимости продукции некритичны по сравнению с Европой и США. Следовательно, нет необходимости тратиться на технологии, требующие меньших человеческих затрат. В структуре себестоимости украинской стали на фонд оплаты труда приходится всего 3%, на европейских производствах аналогичный показатель порой достигает 60%.
В-третьих, на Западе одной из основных причин расцвета минизаводов стало ужесточение экологических норм. В Украине же экологическое законодательство лояльно к металлургическим гигантам. За последние 10 лет плата за загрязнение окружающей среды увеличилась только в 1,5 раза, при этом украинский эконалог остается одним из самых низких в Европе. На руку металлургам еще и слабые лоббистские позиции украинских "зеленых".
Наконец, опыт России показывает: перспективы мини-заводов зачастую переоценены. На данный момент из двух десятков заявленных проектов в России большинство находится на стадии подготовки документации. Бурный рост цен на сталь в 2003-2005 гг. привел к резкому подорожанию металлолома. Только за три первых месяца прошлого года цены на лом в России выросли на 15% - до 185 долл. за тонну, в то время как за весь 2005 год темпы роста цен на вторичное сырье для металлургов не превышали 5%. В итоге увеличились не только сроки окупаемости инвестиций, но и затраты на строительство: сооружение среднего мини-метзавода оценивается в 800-900 млн долл. против 500 млн, на которые инвесторы рассчитывали два-три года назад.
Один из неудачных примеров строительства мини-заводов - российский проект Виктора Пинчука под названием "Просталь". Построить мини-завод в Московской области украинский миллиардер решился еще в 2005 году. Планировалось, что завод мощностью 2,5 млн тонн проката в год появится к 2008 году. Продукцию завода собирались продавать московским застройщикам. Но пока менеджеры и консалтинговые компании проводили расчеты и согласования, стоимость строительства выросла, а сроки окупаемости увеличились. Новые цифры не понравились инвесторам, они решили не рисковать деньгами и заморозили строительство в Подмосковье.
"Инвесторы мини-заводов изначально недооценивали конкуренцию с крупными меткомбинатами, особенно с вертикально интегрированными. Кроме того, рынок сбыта mini-mill может оказаться достаточно локальным. Этот фактор увеличивает риски сбыта при падении спроса в отдельных регионах", - объясняет аналитик ИК "Конкорд Капитал" Евгений Червяченко.
"Технологический процесс, который используется на мини-заводах, сам по себе не гарантирует собственнику сверхвысокой рентабельности. Эффективность подобных проектов, как показывает опыт иностранных игроков, может быть разной и зависит от выбранной бизнес-модели", - рассказывает старший консультант инвестиционно-банковского департамента ИФГ ""Сократ" Александр Басов.
К примеру, рентабельность по EBITDA Nucor - лидера в сегменте мини-заводов - на протяжении 2004-2006 годов находилась на уровне 18,4%-21,0%. Аналогичный показатель конкурента, Commercial Metals Company, составил всего 6,2%-8,7% (для сравнения: рентабельность Arcelor Mittal в прошлом году достигла 17,2%). Столь ощутимая разница в показателях компаний объясняется просто: Nucor делает ставку на оптимизацию производственного процесса, а также постоянно сокращает административные затраты и расходы на социальные проекты.
Ломовые перспективы
Мини-заводы 70-х могли предлагать рынку сталь, стоимость которой была на 20-25% ниже, чем продукция интегрированных меткомбинатов. Однако разница постепенно сходит на нет из-за роста цен на лом. В США, к примеру, стоимость основного сырья для мини-заводов составляет 340-390 долл./т, в Турции - не ниже 360 долл./т, в Индии доходит до отметки в 400 долл./т, в Украине - 260-280 долл./т. В себестоимости электростали металлолом занимает основную часть. Для производства тонны стали необходимо 1,1 тонны лома. Так что судьба мини-заводов в Украине будет главным образом зависеть от доступа предприятий к рынку металлолома. "Мини-заводы развиваются в первую очередь в тех странах, где есть избыток лома", - констатирует заместитель начальника департамента центра "Держзовнішінформ" по вопросам металлургического комплекса Александр Сирик.
Вместе с тем потребление сырья в Украине постоянно растет. К 2012 году, помимо строительства Белоцерковского завода и введения новых мощностей Интерпайп Сталь, нарастить производство с 0,92 млн тонн до 1,2 млн собирается Истил. Донецкий металлопрокатный завод намерен увеличить выпуск продукции до 0,5 млн т/год, а собственники Алчевского меткомбината планируют ежегодно производить 7,5 млн тонн конвертерной стали, на выплавку которой уходит больше лома, чем при производстве мартеновской.
Вместе с тем заготовка лома в Украине в последние годы снижается. В 2005 году она составила 9,2 млн тонн, в прошлом году сократилась на 23%. К 2012 году, по оценкам консалтинговой компании «Укрпромвнешэкспертиза», дефицит лома на внутреннем рынке может составить 1,5 млн тонн. По словам Александра Сирика, нехватка лома ощущается уже сейчас.
В развитых странах 80% отходов черных металлов формируется в отраслях металлообработки, у нас же эти объемы обеспечивает амортизационное оборудование и бытовые приборы. "Дешевого "легкого" лома с каждым годом будет все меньше. Ломоперарабатывающим предприятиям придется вкладывать средства еще и в покупку погрузочных механизмов, резательного оборудования, создание демонтажных бригад по утилизации смешанных ломов, которые содержат железо, пластик, стекло и вредные примеси", - говорит Макаренко.
По мнению Александра Басова из ИФГ "Сократ", еще одна проблема для потенциальных инвесторов мини-метзаводов кроется в самой структуре украинского рынка металлолома. Сейчас рынок неконсолидирован: по данным Сократа, на долю четырех крупнейших игроков (Киеввтормет, Запорожсталь, Прометей и МАИР) приходится не более 20% рынка, остальные 80% делят между собой полторы тысячи мелких операторов. Проблемы с сырьем вряд ли позволят мелким операторам самостоятельно строить электросталеплавильные заводы.
Будущее строящихся мини-заводов зависит и от наличия в регионе энергогенерирующих мощностей. На производство тонны электростали требуется 390-450 кВт электроэнергии. По словам Макаренко, одно из предварительных условий, которые Национальная комиссия по регулированию энергетики выдвинула к Евро Финанс, - строительство собственной электроподстанции недалеко от будущего завода в Белой Церкви.
Проекты Пинчука и Евро Финанс вполне могут быть успешными, правда, если инвесторам удастся запустить заводы в ближайшие два-три года. Спрос со стороны строительных компаний Киева белоцерковскому мини-заводу гарантирован. К тому же завод намерен выпускать катанку, со сбытом которой проблем нет ни в Европе, ни в России. В свою очередь проект Интерпайпа рассчитан на собственные потребности корпорации.
Но строительство мини-заводов в Украине, по мнению Евгения Червяченко, вряд ли приобретет массовый характер. Внутреннее потребление металлопродукции в нашей стране еще слишком низкое, 80% украинского металла продается за рубеж. Мини-заводы же априори рассчитаны именно на местных покупателей.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас