Украинская ГТС снова напомнила о себе… взрывом — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинская ГТС снова напомнила о себе… взрывом

Энергетика
319
На сей раз аварией, произошедшей на участке газопровода "Уренгой-Памары-Ужгород" вблизи компрессорной станции Ставище (Богуславский район Киевской области).
Предположения о том, что взрыв на газопроводе является терактом, практически сразу же развеял Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, заявив, что "халатность" должностных лиц привела к чрезвычайному происшествию.
Президент Украины Виктор Ющенко также отбросил намеки политиков на возможный теракт. При этом он напомнил, что приблизительно на том же участке газопровода четыре года назад была зафиксирована авария, которую вызвало естественное проседание земли.
"На мой взгляд, как первая (авария поезда "Днепропетровск-Киев" - ред.), так и вторая авария относятся к категории служебной халатности. И за это люди должны понести соответствующие наказания", - подчеркнул глава государства.
Таким образом, причину ЧП стоит искать в надежности самой "трубы", о ремонте и модернизации которой Национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины" заявляла еще в прошлом году. Так, в сентябре 2006 года "Нефтегаз" одобрил инвестиционную "Программу модернизации и реконструкции газотранспортной системы Украины на 2007-2010 годы" общим объемом 23,1 млрд грн. Объемы капиталовложений на проведение работ по реконструкции и модернизации в 2007 году должны были составить 1,3 млрд грн, с 2008 по 2010 годы - по 7,3 млрд грн ежегодно. Однако о реализации программы так ничего и не было слышно. При этом стоит напомнить, что сам газопровод был построен в далеком 1983 году и давно требует соответствующих финансовых вложений. Хотя уже после аварии компания "Укртрансгаз" - оператор ГТС - заявила, что в течение 2002-2006 годов инвестировала в развитие, модернизацию и реконструкцию ГТС 10,496 млрд грн.
По мнению вице-президента "Центра исследований корпоративных отношений" Ростислава Ищенко, за последние годы Украина просто "проживала" капитал, включая ГТС, коммунальную сферу и т.д., доставшийся стране в наследство от советского прошлого, не вкладывая в эти сферы средств. Кроме того, эксперт полагает, что сам "Нефтегаз" оказался в достаточно сложном финансовом положении за время руководства компанией бывшим менеджментом. В то же время, Ищенко указывает на то, что выход из ситуации есть.
"Эта проблема решаемая и в рамках создания двухстороннего консорциума с Россией, и в рамках создания многостороннего консорциума, к которому готова была подключиться Германия. При нехватке собственных денег обычно люди привлекают инвесторов. На определенных условиях можно привлекать иностранных инвесторов и в таком случае эта проблема будет решена", - отметил он.
В свою очередь, бывший глава "Нефтегаза" Алексей Ивченко считает произошедшую аварию следствием деятельности нынешнего руководства Министерства топлива и энергетики, а также "Нефтегаза", целью которой является "сдача" ГТС. Одной из причин аварии, отмечает экс-глава НАКа, является "системное и умышленное недофинансирование ДК "Укртрансгаз". По его словам, глава Минтопэнерго Юрий Бойко обязал компанию подписать соглашение о закупке технологического газа у компании "Укргазэнерго" (50% компании принадлежит совместному предприятию "Росукрэнерго"). Цена этого газа составляет 130 долл. за тысячу кубометров, тогда как ныне действующая транзитная ставка составляет 1,6 долл. за тысячу кубометров на каждые 100 км маршрута и высчитана на базе цены технологического газа из расчета 95 долл., а не 130. Второй причиной, говорит А.Ивченко, являются попытки передачи под контроль недавно созданной "дочки" "Газа Украины" облгазов. Кроме того, то, что правительство лишило права "Укртрансгаз" и облгазы собирать средства с потребителей за предоставленные услуги по транспортировке газа, также приводит к недофинансированию газопроводов. "Кабинет Министров должен провести детальное расследование причин взрыва и срочно принять меры, которые не позволят превратить нефтегазовую отрасль Украины в площадку для частных коммерческих игр", - заявляет Ивченко.
Сразу же после аварии "Нефтегаз" заверил в том, что ЧП не повлияло на объемы транзита газа по территории страны.
"Обязательства Украины по транзиту природного газа европейским потребителям полностью выполняются путем увеличения подачи газа по другим газопроводам и отбора газа из подземных хранилищ", - было сказано в сообщении компании.
Тем не менее, такое событие может посеять сомнение у европейских потребителей относительно надежности украинской ГТС. Так, президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Роман Сторожев отмечает, что "транзитному имиджу Украины нанесен удар". "Какой силы, покажет время. Ведь, чтобы выйти из сложившийся ситуации с наименьшими имиджевыми потерями, необходима оперативная коммуникационная стратегия, конструктивный диалог с мировой общественностью. В этом контексте важны систематичные оперативные официальные разъяснения первых лиц страны, защищающих ее международный имидж", - говорит он.
Сторожев также подтвердил то, что Украина обеспечивает транзит газа в Европу в полном объеме.
"Транзит газа в Европу продолжается по другим магистральным газопроводам. Европейцы не ощутили последствий аварии в поставках газа. Это уже подтвердили Словакия, Польша и Чехия. Так что имиджевой трагедии в этом вопросе нет. Другое дело, что власть должна вынести урок из сложившейся ситуации и эффективно противостоять любым попыткам ослабить международные позиции нашей страны", - говорит эксперт.
Ищенко же указывает на то, что на имидж Украины, как газового транзитера, в большей степени влияют политические решения. "Аварии случаются везде, на самых разных газопроводах, нефтепроводах. Понятно, что риск аварии есть всегда. А вот политические решения, такие, как, например, принимались правительством Тимошенко, принимает далеко не каждая страна", - подчеркнул эксперт.
По материалам:
ЛігаБізнесІнформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас