Карпатленд — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Карпатленд

Недвижимость
964
Рентабельность наиболее успешных карпатских мини-отелей достигает 100%.
До недавнего времени мини-отели были коммерческим продуктом города или его окраин. В последнее время они чаще появляются в селах, расположенных у подножья гор, и на высоких горных долинах. По статистике Львовской облгосадминистрации, в течение последних пяти лет количество мини-отелей в области увеличилось вдвое. В городах их количество возросло лишь в полтора раза, в сельской местности — в пять раз. Здесь можно купить землю под мини-отель без лишних бюрократических проволочек и дешевле, чем в городе. А местная природа гарантирует постоянный поток постояльцев.
Выбор места
В карпатском регионе отели обычно строят в местах, уже имеющих традиционное оздоровительное, рекреационное или туристическое значение. Например, по подсчетам руководителя Информационного инвестиционно-туристического центра Юрия Зинько, в окрестностях Яремчи открыто более 100 мини-отелей и агроусадеб. В Славском (известном горнолыжном курорте на Львовщине) и Схиднице, славящейся минеральными источниками, построены десятки отелей.
Правда, в раскрученных городах и поселках сейчас трудно найти подходящее место для усадьбы. В неосвоенных туристами местностях выбор более широкий, но чтобы сделать модной новую территорию, владелец отеля должен предложить своим потенциальным гостям легенду или аттракцион, которые их заинтересуют. Например, в Раковце на Львовщине, вблизи культового источника с обогащенной серебром водой, планируют соорудить Песенное поле. Религиозный и культурный "раздражители" будут притягивать сюда паломников и фольклористов. Инвестиции на строительство отеля пойдут в пакете с программой освоения территории - это уменьшает риск простоя объекта, замечает Юрий Зинько.
В Старосамборском и Самборском районах Львовщины природа сама способствует раскрутке гостиничного бизнеса. По словам Ярослава Пелиховского, начальника Управления по вопросам координации торговли и услуг Главного управления экономики Львовской облгосадминистрации, в селах Смеричка и Пеняны разведаны крупные месторождения минеральных вод наподобие "Нафтуся", "Боржоми" и "Питьевая содовая". Ориентировочная площадь курортной зоны - около 70 гектаров, 25 из которых идеально подходят под горнолыжные трассы. В конце года должен пройти конкурс на лучшую инвестицию в развитие нового курорта.
Инвестиционный проект будет предусматривать строительство санатория, пансионата, горнолыжных спусков, столовой, кафе. Впрочем, учитывая становление уже раскрученных курортов, можно спрогнозировать, что на окраинах Смерички и Пенян появятся отели, туристические базы, пансионаты. Например, на 10-километровом отрезке вдоль автомобильной трассы, ведущей к горнолыжному курорту Буковель, расположились мини-отели, туристические базы, пансионаты и агроусадьбы.
Преимущество новых курортов на Самборщине и Старосамборщине, по сравнению, например, с горнолыжным Славским или родниковой Схидницей, - сочетание минеральных вод и карпатских спусков. Благодаря этому поток постояльцев местным отелям обеспечен круглый год. Дальновидные предприниматели уже скупают здесь дома, констатирует Ярослав Пелиховский. Аналогичные рекреационно-бизнесовые перспективы существуют и в Розлуче Турковского района.
Дороговизна большинства горных участков вызвана интересом к строительству здесь мини-отелей, коттеджей и баз отдыха. Владелец "4 сезонов" Александр Лисица рассказывает, что в 2000 году за 50 соток он заплатил 5 тыс. долл. Сегодня такую цену местные землевладельцы выставляют за одну сотку. На первичном рынке площадок под строительство уже не осталось: сельсоветы разделили горные гектары между жителями сел, выделив каждой семье по 25 соток.
В Тухольце, где легендарный Захар Беркут сдерживал татаро-турецкое нашествие, сотка земли стоит 2 тыс. долл. Чтобы разгрузить перенасыщенное туристами Славское в соседней Тухле планируют строительство аквапарка. У этой идеи есть как сторонники, так и противники. Первые считают, что наличие водных аттракционов положительно скажется на развитии гостиничной инфраструктуры; их оппоненты убеждены, что традиционная деревянная архитектура Тухли утратит свою аутентичность и привлекательность.
Не менее коммерчески привлекателен земельный рынок в родниковой Схиднице. Здесь на вторичном рынке сотку можно приобрести в среднем за 4 тыс. долл.
Дом из бруса
Стандартный отель на природе имеет универсальную концепцию: спальные места, ресторан, оздоровительные и развлекательные услуги. Впрочем, в перечень услуг каждый владелец вкладывает свой эксклюзив. Например, в рассчитанных на 25 мест "4 сезонах" (Славское) постояльцам предлагают прокат тюнингованных ГАЗ-69, к их услугам также конюшня на восемь голов. Лошадей из "4 сезонов" рекламируют своим гостям даже владельцы соседних отелей. В эту малоснежную зиму на конные перевозки (1 час - 60 грн) был ажиотажный спрос. Александр Лисица строит колыбу-конференц-зал, где можно будет организовывать семинары, конференции. По его словам, новая услуга продиктована рыночным спросом - очень много корпоративных клиентов предпочитают проводить тренинги и конференции на природе.
"Вилла Игнатьева" в минеральной Схиднице делает акцент на оздоровительных процедурах. В курортных центрах, по наблюдениям Юрия Зинько, владельцы мини-пансионатов либо нанимают для обслуживания гостей пришлых врачей, которые стационарно работают в санаториях, либо сами имеют медицинское образование.
Стартовые средства, на которые можно открыть мини-отель, Александр Лисица оценивает в 300 тыс. долл. Половина этой суммы пойдет на покупку земли под будущую строительную площадку и обустройство ландшафта усадьбы (ориентировочно 30 соток), остальное - на сооружение самого домика. Коттедж из калиброванного бруса будет стоить вдвое дешевле, чем традиционный каменный дом. За 1 кв. м пихтового или соснового дома без окон и дверей надо заплатить 200-220 долл. Соответственно один этаж сруба 10х10 м обойдется в 20 тыс. долл., 50 тыс. будет стоить готовое жилье. Еще дешевле и быстрее (за два месяца) можно соорудить мини-отель с применением легких каркасных технологий, которые широко практикуют на Западе, в частности, в США и Канаде.
Однако сейчас отели строят преимущественно по традиционным кирпичным технологиям в "евростиле" (около 500 долл. за кв. м).
Кто в отеле хозяин
Львиную долю владельцев отелей составляют галичане. Например, в Славском, по словам Александра Лисицы, киевлянам принадлежит не более 5% отелей. Однако сейчас наблюдается тенденция к освоению карпатских территорий приезжими предпринимателями. "Знакомый киевлянин, который раньше отдыхал у меня, хочет выстроить домики и сдавать их туристам, - рассказывает Александр Лисица. - Я уже подыскал ему подходящий участок".
По высокому стандарту французского гостиничного бизнеса на гостевое место, начиная с четырех звезд, должен приходиться один работник. В украинских мини-отелях, учитывая меньшую требовательность клиентов, эту норму минимизируют до одного работника на пять комнат (10-15 мест), отмечает Юрий Зинько.
В «4 сезонах» работают три наемных сотрудника: домохозяйка, подсобный рабочий и конюх. В высокий сезон владелец отеля нанимает еще одну работницу, а сам решает организационные вопросы, привозит продукты, занимается дизайном усадьбы.
"Правильная пропорция персонала и койкомест может дать ощутимый экономический эффект", - делится проверенной формулой успеха Александр Лисица. В отелях крупных городов две горничные обслуживают 10 комнат, в карпатских виллах, как правило, - одна. Такой оптимизированный отель дает втрое большую прибыль. Например, на таком рациональном соотношении выигрывает "Жемчужина Карпат" с тремя десятками номеров.
Впрочем, минимизация штата мини-отелей объясняется и кадровым голодом, который в свою очередь является следствием невысоких зарплат в регионе - 400-900 грн. Даже с чаевыми (несколько сотен гривен) они значительно меньше заработка, предлагаемого галичанам в близком западном зарубежье.
Как зарабатывают
"Рентабельность гостиничного бизнеса - 20-25%", - говорит владелец усадьбы "Лекече" в Выжницком районе Черновицкой области Зеновий Джурик. Впрочем, некоторые карпатские хозяева гостиниц признаются, что иногда рентабельность составляет все 100%. Стандартная окупаемость отеля на 30-40 мест - 5-7 лет. Прибыли владельцы вилл преимущественно реинвестируют в усовершенствование или расширение объекта. Например, большинство мини-отелей, которые несколько лет назад стартовали с 5-6 комнат, сейчас разрослись до 25-40 номеров. "Этот бизнес нуждается в постоянной денежной подпитке", - отмечает Александр Лисица.
По его подсчетам, ежемесячные расходы на продукты питания, ремонт автомобилей, заправку, текущие ремонты двух коттеджей общей площадью около 140 кв. м составляют 3 тыс. грн. В этом году дополнительным финансовым бременем стали «энергетические» платежи. "За газ пришлось платить 3,5 тыс. грн в месяц, хотя не было больших морозов. Для экономии планирую частично перейти на альтернативное отопление, возможно, электрику", - говорит владелец "4 сезонов". Лучший вариант - тырсобрикеты. По подсчетам Александра Лисицы, этот вид отопления в месяц стоил бы для его двух коттеджей 800 грн, как газ по старой цене.
Владельцы мини-отелей работают по упрощенной системе налогообложения. За "4 сезона", например, хозяин платит 200 грн единого налога, летом - 100 грн. Хотя большинство небольших баз отдыха и пансионатов, затерянных в горах или живописных селах, вообще избегают налогов.
При снежной зиме, теплом лете, стабильной политической ситуации мини-отели и пансионаты укомплектованы на 80%. Чрезвычайно теплая зима сезона 2006-2007 гг., например, в Славском, уменьшила показатель заполнения в пансионатах и на базах отдыха до критической отметки - 20-60%.
Чтобы минимизировать риски простоя, койкоместо в отеле должно стоить 100-120 грн, убежден Ярослав Пелиховский. Сегодня наибольший спрос именно на отели этой ценовой категории. Наиболее урожайный период для недорогих вилл на Львовщине —- сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью здесь апофеоз разных массовых мероприятий.
Некоторые мини-отели заключают соглашения с туристическими фирмами, которые направляют постояльцев в партнерские приюты. Практикуют веб-сайт мини-отеля с системой бронирования в режиме онлайн, таким образом получая до 60% гостей. Александр Лисица, например, в течение года вкладывает в рекламу лишь 1,5 тыс. долл. - на буклеты, поддержание веб-странички и рекламу в местных профильных журналах. Он также потратился на изготовление двух биллбордов 2х2 м, которые стоят в Славском за символическую, по сравнению с мегаполисами, плату.
Для продвижения своих услуг и лучшего обслуживания туристов 11 владельцев мини-отелей в Славском создали туристическую ассоциацию "Курорт Славское". Она, например, организовывает пешие экскурсии, которые являются сейчас топ-развлечением в Карпатах. Однако для многих владельцев мини-пансионатов и баз отдыха реклама является нетронутой сферой: на продвижение они не тратят ни копейки. Но при этом не жалуются на отсутствие постояльцев - рекламу им делают бывшие или постоянные клиенты.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас