Страсти по Сахалину. Этот удивительный Жириновский. Газпром в ипостаси жлоба. К итогам эволюции российского гокапитализма — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Этот удивительный Жириновский. Газпром в ипостаси жлоба. К итогам эволюции российского гокапитализма

Энергетика
533
126-я серия.
Поскольку на Родине парламентский кризис, с него и начнем. Мы не станем "размениваться" на рутинные и вполне прогнозируемые комментарии росийского ЕдиноРусского политбомонда, послушно пляшущего под дудочку кремлевского факира, и имеющего путинский взгляд на процессы, проходящие в Украине (зря что ли Виктор Янукович осенью 2004 давал российскому президенту взятку леденцами на трибуне перед военным парадом в Киеве?)а приведем мнение неординарного во многих отношениях политика, которого, кстати, Украина недавно объявила персоной нон грата. Ни за что не догадаетесь кто это, а между тем это Владимир Вольфович Жириновский, меткий сокобрызгатель и эпатажник.
Так вот, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский назвал абсолютно правильным решение Президента Украины Виктора Ющенко распустить Верховную Раду.
"Депутаты не имеют права переходить из фракции в фракцию или становиться независимыми. Избиратель голосовал за определенный количественный состав данной фракции. Если они покидают эту фракцию и переходят в другую, они обманывают избирателя, они — политические мошенники. Это прямой признак коррупции и произвола", — заявил Жириновский.
"Партия первична, а фракция — вторична. А депутаты бегают. Поэтому президент Ющенко остановил этот произвол и вакханалию и распустил эту группу мошенников", — добавил политик.
"Мы должны были делать то же самое. Нас уже обгоняют Киргизия, Украина и Казахстан, а мы как всегда на самом последнем месте, даже в вопросах демократии", — считает Жириновский.
Эту серию мы не зря начали с "месседжа" Владимира Вольфовича. При все его внешней клоунаде, в словах сквозит горечь и зависть к соседней стране.
На фоне российской политстабильности то, что происходит на Украине, выглядит, на первый взгляд, самым настоящим бедламом. Но так оно все было и до того, как конфликт Виктора Ющенко с Кабмином и Радой вошел в нынешнюю острую фазу. Полагаю, то, что происходит в Киеве за день, в Москве можно растянуть на неделю, а то и на месяц. По нашим данным, интенсивность украинского политического процесса вызывает у московского политистеблишмента некоторую иронию: политика, тем более, в России, – занятие скорее маргинальное и уж точно рискованное. Настроения низов передаются и обычным гражданам, для которых беспрестанный политический скандал на Украине – повод для бесконечной иронии над соседями. Меж тем, по сути, гражданам России, возможно, стоит завидовать тому, что на Украине призывы к майданам или антимайданам находят живой отклик в обществе.
Пусть и не сравнить это по масштабу с событиями осени-2004. Несмотря на все разочарования "постапельсинового" периода, живая, реальная политика все еще существует в соседней, такой же постсоветской, посттоталитарной, гораздо более бедной и не менее проблемной стране. Дело не в политических симпатиях и антипатиях. Из Москвы сложно, да и не нужно разбираться, кто лучше и правее: Ющенко и Тимошенко или Янукович и Мороз. Кто ближе к народу, а кто от него дальше, граждане Украины разберутся сами. Похоже, Жириновский первым из серьезных политиков РФ это осознал и не стал скрывать.
Налицо желание разобраться. Налицо неспособность политиков разобраться самостоятельно, не прибегая к мнению всего народа.
Не надо иллюзий: на Украине, как в любой другой стране, люди, профессионально занимающиеся политикой, вовсе не альтруисты, положившие всю жизнь и все силы свои на служение интересам граждан. Ясно, что у каждого из тех, кто поддерживает сегодня ту или другую сторону, есть на то свои резоны и каждый из них преследует свои собственные интересы. Но при всем этом еще один украинский политический кризис – отнюдь не следствие столкновения, действий и противодействий различных интересов нескольких сотен профессиональных политиков. Это отражение тех противоречий, которые есть сегодня и которые так болезненно переживаются разными частями Украины, разными слоями украинского общества.
Граждане нашей страны еще не утратили способности влиять на происходящее, еще не отдали на откуп профи (неважно – "оранжевым" или "синим") своего права на участие в определении курса страны и в решении наиболее ключевых проблем.
Именно поэтому украинские политики вынуждены выносить свои противоречия на общий суд, а не договариваться тихо и кулуарно. В зрело-скучно-табильно-путинской России не случалось серьезных политических кризисов вовсе не потому, что в стране нет проблем или они решаются как-то особенно эффективно и споро, без непосредственного участия граждан. Просто российские власти научились принимать решения, нисколько не интересуясь тем, что думает на эту тему население и чего оно хочет или не хочет.
Но вначале Кремль сделал так, что граждане России шаг за шагом добровольно отказались фактически от всех своих политических прав.
Они еще могут кое-кого выбирать. Но сами выборы превратились в чистую бутафорию. Они могут еще митинговать, но более или менее многочисленные оппозиционные демонстрации запрещаются и разгоняются властями. Вопреки опять-таки всеобщему убеждению (75%, по опросу Левада-центра), что оппозиция имеет право выражать свое недовольство митингово-маршевым способом. В Украине убежденным "оранжевым" демонстрантам противостоят такие же настоящие "синие" пикетчики. В России небольшому пока числу "несогласных", готовых открыто высказывать свое недовольство, – орды "согласных". Первых ОМОН разгоняет, вторых – прикрывает. Большинство же равнодушно наблюдает и за потасовками оппозиционеров с милицией, и за организованными отрядами сторонников режима "по ящику" под правильный монотонный комментарий "говорящей головы" государственного телеканала.
Российские обыватели вернулись к традиционному упованию на доброго царя-батюшку и ожиданию милостей от него. Украинские – все еще верят в то, что граждане могут оказывать посильное влияние на принятие политических решений.
За политическим шумом от преодоления кризиса власти на Украине в соседней все еще великой стране ее граждане предпочитают не думать о том, как в аналогичной ситуации поведет себя российская элита. Во всех сценариях решения "проблемы-2008" есть одна вводная: население примет любой выбор начальства ("пипл схавает любого преемника, на какого укажет Путин". Под дружный смех и подначки из стран-соседей. В том числе и из Украины, над брожением политжизни которой сейчас иронизирует сановная Москва. Мы не исключаем, что в будущие учебники по политологии общественно-политические процессы в соседних странах в начале XXI века войдут как образцово-показательные примеры двух крайностей. На Украине – перманентные политические баталии Live, в Московии – как бы идейные противники и непримиримые оппоненты под заезженную кремлевскую фонограмму демонстрируют приемы бесконтактного каратэ.
В Киеве вновь и вновь срывают голос на митингах, в России единоросс и член "Справедливой России" вяло обмениваются заранее заготовленными репликами в телепрограмме, которую до выпуска в эфир несколько раз «почистили» политблагонадежные редакторы. Разница очевидна. Это отличается так же, как живая музыка от пения "под фанеру". Натурально, второе безопаснее – нет риска охрипнуть, пустить "петуха", испортить карьеру. Но все-таки, как показывает не только вся постсоветская, но и вообще вся история, – перспективнее.
Выбраться на уже торную дорогу нормального развития можно только через череду преодолений, в том числе и политкризисов.Конечно, усть риск сорваться в штопор и перейти границы пусть и бурной, но мирной политической дискуссии. Россия проходила уже и это. Этот трагичный опыт – назидание всем соседям. Стрельба из танковых орудий с Крымского моста в 93-м по оппонентам всегда заканчивается неприятностями. Если не откровенным фашизмом, то его бледной путинской тенью.
Однако, политика – заразительная вещь. Стоит начать – не оторвешься. А между тем пора побеспокоиться о...тюленях.
На побережье Каспийского моря в Тупракаганском районе Мангистауской области — это на западе Казахстана — обнаружены более сотни мёртвых тюленей.
"По состоянию на 17.00 2 апреля в период с 31 марта по 2 апреля при объезде побережья Каспийского моря от месторождения Каламкас до месторождения Каражанбас было обнаружено 109 туш мертвых тюленей, из них более половины молодняк", — заявили творческой группе сериала представители МЧС Казахстана. Причины массовой смерти тюленей пока не сообщаются.
Если виновниками массовой гибели тюленей в Каспийском море окажутся нефтедобывающие компании, они понесут полную ответственность за случившееся, заверил министр охраны окружающей среды Казахстана Нурлан Искаков.
"В этом случае последуют штрафные санкции, возмещение ущерба и приостановка бурения до полного устранения причин, вызвавших массовую гибель тюленей", - объяснил Искаков во вторник журналистам. Он подчеркнул, что специальная межведомственная комиссия сейчас устанавливает точные причины гибели животных.
"В этой зоне есть несколько опасностей: самоизливающиеся нефтяные скважины, тектонические разломы земной коры с выходом на поверхность газа и разведочное бурение", - сказал министр. "Сегодня говорить о том, кто виноват, рановато. Думаю, (для определения причины массовой гибели тюленей) потребуются еще недели две", - добавил он.
Искаков сообщил, что уже распорядился отменить "размещение любых отходов при любых видах бурения на шельфе Каспийского моря". Сейчас, по его словам, на шельфе Каспия действует принцип "нулевого сброса".
По информации МЧС республики, уже уничтожены 68 туш мертвых тюленей, одну передали на лабораторное обследование в отдел ветеринарно-санитарной экспертизы Мангистауской области.
"Расследованием обстоятельств занимаются областное управление по охране окружающей среды и департамент по ЧС области", - уточнил представитель пресс-службы министерства.
Каражамбас и Каламкас - крупные нефтяные месторождения на побережье Каспийского моря на западе Казахстана, интенсивная нефтедобыча на которых ведется более 25 лет.
В 2000 году на каспийском побережье в Мангистауской области погибло около 10,5 тысяч тюленей. Причиной их гибели назвали хронический токсикоз. Несколько лет в силу биологических особенностей в организме животных накапливались нефтяные токсины и сельскохозяйственные пестициды, что привело к резкому падению иммунитета у тюленей и подверженности их инфекционным заболеваниям.
Официальное заключение было сделано на основании исследований, проведенных в Государственном противочумном институте, Астраханском НИИ рыбного хозяйства, а также одним из ведущих специалистов в мире по изучению тюленей - шотландским профессором Каланом Даком из университета шотландского города Ст.Эндрю.
Мы опять же не зря акцентировали внимание на погибших животных вдали от эпицентра событий, сахалинского шельфа. Дело в том, что сейчас регион Каспия становится точкой противостояния двух груп стран, одну из которых представляет Россия, не желающая расставаться со своей монополией на экспорт углеводородов из этого региона, вторую – молодые прикаспийские страны, поддерживаемые Западом, озабоченным диверсификацией поставок энергоносителей. Корень вопроса: транскаспийский трубопровод. Поэтому погибшие ластоногие могут стать неубиенным аргументом для запрета на транскаспийскую трубу, которая, как вы понимаете, нож острый в южном подбрюшье России.
Кстати о ноже. Аккурат ко вторнику подоспел как говорится, "ньюс в тему".
Пять стран юго-восточной Европы 03 апреля подписали декларацию о строительстве нефтепровода, который соединит Черное море с Италией и будет доставлять "черное золото" из Каспия в Европейский союз. Об этом сообщило информационное агентство Reuters.
Проект соответствует стремлению европейских стран сократить свою зависимость в сфере энергоресурсов от России и Ближнего Востока. Каспию, где, по оценкам США, сосредоточены третьи по величине запасы нефти и природного газа, отводится ключевая роль в достижении этой цели.
В церемонии подписания декларации о начале строительства нефтепровода приняли участие высокопоставленные представители, ответственные за энергетическую политику, из Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии. Протяженность Панъевропейского нефтепровода из румынского города Констанца в итальянский порт Триест составит 1400 километров. Стоимость проекта составит от 2 до 3,5 млрд долл. Производственная мощность нефтепровода должна составить 60-90 млн тонн в год (1,2-1,8 млн баррелей в день).
В тексте декларации, подписанном также комиссаром Евросоюза по энергетике Андрисом Пибалгсом, говорится, что данный проект "соответствует политике защиты и диверсификации энергетических запасов Европейского союза через модернизацию и строительство новых энергетических инфраструктур".
Предполагается, что строительство нефтепровода завершится к 2012 году. По нему на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в северной Италии и центральной Европе, будет перекачиваться сырая нефть из Каспийского региона, главным образом, из Казахстана и Азербайджана.
Кроме того, декларация предусматривает возможность транспортировки через данный маршрут природного газа.
Так что, мы не исключаем, что тюлений падеж на казахском участке Каспия неслучаен. Действительно, начни воплощаться этот вышеупомянутый и откровенно антирусский углеводопроводный проект «в железо», как тут как тут Олег Митволь с дохлым тюленем наперевес…
Однако пора из краев полуденных двигаться в направлении Сахалина и его окрестностей.
Как сообщили нам в администрации Иркутской области, Росприроднадзор намерен в III-IV квартале 2007 г. проверить две иркутские компании, осуществляющие добычу россыпного и рудного золота, до конца года проверить две золотодобывающие компании Иркутской области.
Росприроднадзор намерен провести проверку выполнения лицензионного соглашения на участке "Каменистый дражный полигон", который осваивает дочернее предприятие ОАО "Лензолото" (LNZL) - ЗАО "Севзото". В минувшем году "Севзото" добыло 545 кг при установленной квоте в 700 кг. На 2007 г. "Севзото" запросило квоту в 570 кг.
Управление Росприроднадзора по республике Бурятия в 2006 г. проводило проверки соблюдения лицензионных соглашений ЗАО "Севзото" на трех участках; по итогам которых было вынесено заключение о нарушении условий соглашения в период с 2003 г. по 2006 г. в части проведения геологоразведочных работ на участке "Серебряковский". Росприроднадзор направил представление в "Бурятнедра" о досрочном прекращении права пользования участками недр по данной лицензии.
В Иркутской области в 2006 г. "Севзото" помимо месторождения "Каменистый дражный полигон" проводило работы по освоению месторождений: ручей Топкий, ручей Громовский, ручей Широкий, россыпи Правая Накатами. Ряд других участков россыпного золота, лицензии на освоении которых принадлежат "Севзото", находятся в резерве или законсервированы. На балансе "Севзото" находятся месторождения с суммарными запасами около 8 т.
По итогам проверок 2006 г. Росприроднадзор вынес представление по досрочному прекращению прав недропользования по семи иркутским компаниям, в числе которых 100%-ное дочернее предприятие ОАО «Лензолото» - ООО «НПЦ «Перспектива», занимающееся добычей тонкого золота.
Ну а теперь от золотишка перейдем к делам газпромовским.
Как стало известно вчера, Газпром создает с АК "Транснефть" рабочую группу для проработки варианта строительства газопровода в створе нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан. Об этом нам поведал член правления ОАО "Газпром" Богдан Будзуляк.
По его словам, Газпром прорабатывает вариант строительства газопровода "Восточная Сибирь" в рамках развития единой системы газоснабжения, которая должна покрывать потребителей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке равно, как и потребителей европейской части России. Как отметил Будзуляк, строительство газопровода в створе нефтепровода позволит существенно сократить затраты и, в первую очередь, связанные с созданием инфраструктуры.
К Будзуляку мы еще вернемся, а пока поинтересуемся чем занимается второй газпромовец, мужчина с мужественным лицом, принимавший особой участие в проекте "Закрой вентиль хохлам" в морожное утро 1 января 2006 года.
Газпром планирует в будущем стать крупнейшей мировой энергетической компанией, переход на принцип равнодоходности с 2011 г. облегчает эту задачу, сообщил гендиректор "Газпром экспорта" Александр Медведев во вторник на пятом всероссийском форуме "ТЭК в XXI веке".
"Нам мало просто обеспечивать 25% мирового потребления газа. Мы хотим стать крупнейшей энергетической компанией", - сказал он, отметив, что для этого Газпром диверсифицирует виды своей деятельности и помимо газовой составляющей будет развивать нефтяной сектор, нефтепереработку и область электроэнергетики.
Как отметил Медведев, "это амбициозная задача, при том что цены в России регулируются государством". "Но с 2011 г. принято решение о переходе на принцип равнодоходности, и эта задача становится все более простой", - сказал он.
Медведев напомнил, что компания в 2006 г. экспортировала в 22 страны мира 151,5 млрд кубометров газа, выручив за это 37,2 млрд долл. Он подчеркнул, что годом ранее выручка от экспорта компании составляла 18,4 млрд долл.
Также глава Газпром экспорта отметил, что Газпром работает со своими потребителями по долгосрочным контрактам и стремится выйти на рынок конечного потребителя в странах Европы и Азиатско-тихоокеанского региона. В частности, напомнил он, договоры о поставках напрямую подписаны с Италией, Францией и Великобританией, куда Газпром поставляет ежегодно более 7 млрд кубометров газа.
По словам Медведева, вхождение в проект "Сахалин-2" позволит уже в этом году Газпрому стать крупнейшим игроком на рынке сжиженного природного газа (СПГ).
"Не имея своего СПГ, мы поставили за рубеж более 10 судов с общим объемом 800 млн кубометров газа", - сказал он, подчеркнув, что уже разработана серьезная система обмена трубного газа на сжиженный.
Между тем как раз с упомянутым вхождением в "Сахалин-2" у газового "бегемота" возникли некоторые проблемы.
Самая громкая нефтегазовая сделка прошлого года - согласие иностранных акционеров проекта "Сахалин-2" уступить прокремлевскому Газпрому контрольный пакет акций - так и не завершена, хотя было обещано сделать это до конца первого квартала.
Подписание соответствующих документов уже дважды переносилось: сначала с середины марта на 28-е, а теперь, по неофициальным сведениям, еще как минимум на две недели. В Газпроме от официальных комментариев отказались. А представитель Shell (оператор проекта, владеющий до сделки долей 55%) в России Максим Шуб заявил творческой группе сериала, что "Сахалин-2" - это достаточно большой и технически сложный проект, поэтому появление нового акционера требует тщательной проработки деталей. "Но переговорный процесс идет очень активно, в том числе и на высшем уровне, так что, думаю, в этом году сделка будет закрыта", - подытожил он.
В который раз напоминаем, в конце прошлого года, 21 декабря, на встрече с Владимиром Путиным руководители Shell, Mitsui (25% в проекте) и Mitsubishi (20%) окончательно объявили, что продают по половине своих долей Газпрому. А сам Путин настоял чтобы глава российского газового монополиста заплатил "сумму компенсации" - 7,45 млрд долл. живыми деньгами.
Де-факто, это половина средств, уже вложенных в проект иностранными акционерами. Как будто "Газпром" изначально был участником "Сахалина-2", но получил почти 10-летнию отсрочку на финансирование своей доли.
Но, как мы и ожидали, оформление сделки затянулось.
В Минпромэнерго, как и в Shell, объясняют задержку техническими причинами. Именно это ведомство курирует наблюдательный комитет проекта "Сахалин-2", который должен утвердить обновленную смету второго этапа и изменить схему раздела продукции между инвесторами и Россией. Это, как известно, также является частью сделки по урегулированию проблем масштабного проекта, принадлежавшего иностранцам.
"Заседание наблюдательного комитета было перенесено на апрель из-за нерешенных технических вопросов, так как одновременно должны быть подписаны несколько документов", - сказали нам в пресс-службе Минпромэнерго России. Однако знакомые с ситуацией источники признавались, что камнем преткновения является последовательность подписания документов. Якобы Газпром настаивает на том, чтобы новая смета проекта и условия раздела продукции были формально утверждены с прежним составом акционеров, а он вошел бы в уже "чистый" проект. А в министерстве придерживаются пакетного принципа.
Пока стороны решают технические и прочие проблемы завершения сделки, "Росприроднадзор" прогнозируемо и очень резко смягчил позицию по экологическому состоянию проекта.
Звезда нашего сериала а в свободное от съемок время замглавы природоохранного ведомства Олег Митволь, который лично руководил проверками "Сахалина-2", грозился завалить акционеров и оператора многомиллиардными исками и чуть ли не остановить его реализацию, давеча сообщил, что уже не собирается требовать возмещения материального ущерба природе в судебном порядке. Свою позицию он аргументировал тем, что оператор добровольно согласился устранить выявленные в прошлом году нарушения и отказался подавать на "Росприроднадзор" в суд.
Как рассказал Митволь журналистам, осенью прошлого года во время шумной кампании по проверке "Сахалина-2" Sakhalin Energy якобы пригрозила Минприроды подать иск в Стокгольмский арбитражный суд и даже наняла более сотни юристов. "Но когда мы представили разработанную правовую позицию (в Стокгольмском суде. – А.Д.), - заявил он, - в стане юристов (нанятых оператором проекта. – А.Д.) был шок, и впоследствии Sakhalin Energy отказалась от своих претензий". Так что теперь и "Росприроднадзор" на Sakhalin Energy зла не держит.
Сказанное давеча идет вразрез со всей кампанией по борьбе за «экологическую чистоту» проекта. Ведь еще в конце осени прошлого года сам г-н Митволь грозил оператору штрафом 10 млрд долл., который пойдет на компенсацию ущерба сахалинской природе. При этом он подчеркивал, что данная сумма будет взыскиваться за "неустранимые" нарушения, такие, как поваленный лес или дохлая рыба.
Намедни Митволь попытался сохранить хорошую мину при плохой игре. По его словам, полностью отказываться от компенсаций ведомство не намерено, и то, что компания не сможет исправить, будет взято деньгами. Назвать цифры г-н Митволь отказался, сославшись на то, что ущерб за нарушения, выявленные в сентябре-октябре прошлого года, еще не подсчитан. Но тут же уточнил: скорее всего Sakhalin Energy придется заплатить только за уничтоженный лесной фонд. Заметим, что еще в конце прошлого года вице-президент Sakhalin Energy Игорь Игнатьев говорил, что подрядчики перечислили в местный бюджет более 2 млн руб. лесохозяйственных компенсаций.
Сейчас все расходы Sakhalin Energy, в том числе связанные с природоохранной деятельностью, относятся на расходы инвесторов и должны быть возмещены Россией в рамках соглашения о разделе продукции. Таким образом, все штрафы, уплаченные оператором, в итоге будут ему компенсированы добытым газом. В Газпроме отказались комментировать заявление Митволя, сославшись на то, что пока не являются акционерами "Сахалина-2".
Ну а сейчас обещаное выше рандеву с г-ном Будзуляком.
Член правления Газпрома Богдан Будзуляк позавчера наконец-то публично объяснил основную причину задержки с вхождением газового концерна в проект "Сахалин-2".
Как передают очевидцы со ссылкой на топ-менеджера, Газпром всерьез опасается, что ему как основному акционеру проекта придется отвечать на претензии "Росприроднадзора". По словам г-на Будзуляка, стороны еще не оговорили, что затраты на устранение экологических нарушений не лягут на Газпром, а сделку можно будет завершить в апреле только при условии, что в итоговых документах будет прописано освобождение газового монополиста от ответственности за ранее совершенные нарушения природоохранного законодательства. В компании Royal Dutch Shell, которая пока владеет 55% акций в проекте "Сахалин-2", от комментариев по данному поводу вчера отказались. Правда, снова выразили уверенность в том, что сделка будет успешно завершена в 2007 году.
21 декабря прошлого года на встрече Владимира Путина с участниками "Сахалина-2", когда собственно и было объявлено о достижении финальных договоренностей по покупке Газпромом контрольного пакета, президент России сказал, что пути решения экологических сложностей найдены.
"Что касается экологических проблем: мне очень приятно, что экологические ведомства России и наши инвесторы договорились о порядке решения возникших вопросов. Я знаю, что у вас еще предстоят встречи в Министерстве природных ресурсов, но, насколько меня проинформировали, принципиально вопрос можно считать решенным, а подходы к решению проблем согласованными", - заявил тогда глава государства. Однако сейчас ясно, что стороны не могут договориться о том, кто будет расплачиваться за ущерб природе.
План Sakhalin Energy, который она представила в "Росприроднадзор», предусматривает устранение только тех недостатков, которые были выявлены по итогам проверки. Но, как заявил Будзуляк, природоохранное ведомство проверило только 2% трубопроводов проекта, а общая длина трассы составляет около 800 км (две нитки - газовая и нефтяная). "Кто застрахован, что нарушений не будет на других участках", - спросил он, не пояснив, правда, механизм урегулирования этой проблемы. Кроме того, по его словам, методики расчета совокупного ущерба нет, "Росприроднадзор" обещает подготовить ее лишь к августу-сентябрю. То есть сейчас невозможно даже оценить размер выплат.
Из всего этого можно сделать вывод, что либо экологическое и техническое состояние проекта оказалось даже хуже, чем об этом говорили в Минприроды, либо Газпром пытается добиться от действующих акционеров дополнительных уступок (например, рассрочка платежа за акции или большие управленческие полномочия).
Впрочем, одно не исключает другого. Хотя всем понятно, что баснословных штрафов в отношении госкомпании (и проекта, в котором ей принадлежит ведущая роль) не будет, вполне вероятны внушительные дополнительные расходы, связанные с выполнением предписаний "Росприроднадзора" и более жестких технических требований к прокладке газопровода.
И "Газпром" явно хочет их вынести за пределы общей сметы проекта. Это, однако, не совсем справедливо, поскольку госконцерн и так получает уникальный бизнес-проект по "себестоимости вложений", а не по рыночной цене, учитывающей запасы и заключенные экспортные контракты. Причем получает его уже на финишной прямой перед запуском, который намечен на следующий год.
В "Росприроднадзоре" подтвердили опасения Будзуляка. "Мы облетели и сделали аэрофотосъемку 1039 км трубопровода, а особо проблемные участки -- селеопасные, сейсмоопасные - мы обошли пешком, это более десятка километров, - поплакался творческой группе сериала в перерыве между съемками наша звезда и замглавы ведомства Олег Митволь. - Претензии по всем выявленным нарушениям мы предъявили компании - оператору проекта, а не акционерам. Нас не интересует, кто стоит за той или иной компанией и кто именно будет выплачивать ущерб. Нас интересует, как будут исправлять нарушения. Даже если у нее сменился собственник, компания должна исправить вред, нанесенный природе".
Олег Митволь также уточнил, что Sakhalin Energy уже направила план устранения нарушений, и сейчас специалисты Минприроды анализируют в том числе то, насколько меры, предложенные компанией, соответствуют реальному ущербу природе. "Мы не всем удовлетворены в этом плане, там есть технические недоработки, некоторые вопросы недостаточно детализированы», - сообщил чиновник, отказавшись раскрыть подробности.
Кстати, Газпром через 2-3 месяца завершит сделку по выкупу у региональных властей доли в газотранспортной системе "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", - добавил член правления "Газпрома" Богдан Будзуляк.
"Мы купим долю, еще идут согласования, еще шлифуется цена, но, думаю, что он будет нашим через 2-3 месяца", - сказал Будзуляк, но не уточнил у кого именно будет выкуплена доля. Будзуляк считает, что все газопроводы в России должны принадлежать Газпрому, поскольку на компанию возложена функция по осуществлению газоснабжения страны и координатора развития системы газодобычи и транспорта на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, которая находится на рассмотрении правительства.
Газопровод принадлежит компании "Дальтрансгаз", которая была создана региональными властями (администрации Сахалина, Хабаровского и Приморского краев) и госкомпанией "Роснефть" и финансирует его строительство за счет допэмиссий. При этом газопровод Сахалин-Комсомольск-на-Амуре уже построен, участок Комсомольск - Хабаровск - строится, а маршрут до Владивостока находится в предпроектной стадии.
А тем временем наши и Чубайсовы тревоги по поводу грозящего Росси газодефицита тревоги получили новые подтверждения.
Российская газовая монополия Газпром должна увеличить инвестиции в развитие добывающих мощностей, чтобы избежать дефицита газа в ближайшие годы, несмотря на его крупные запасы, сказал глава Международного энергетического агентства (IEA) Клод Мандиль.
"У нас имеются некоторые опасения по поводу того, что Газпром не инвестирует в достаточных объемах в добывающие проекты с целью получения газа. Это означает, что в ближайшие годы он может испытывать дефицит газа", - сказал он на пресс-конференции.
Между тем не все безоблачно и с бюджетным планированием.
Федеральный бюджет России может стать дефицитным к 2014 году при базовом варианте прогноза цены на нефть (55 долл. за баррель), считает министр финансов России Алексей Кудрин.
Выступая во вторник на конференции "Модернизация экономики и общественное развитие", он напомнил, что в соответствии с поправками в Бюджетный кодекс, предполагается выделять из нефтегазовых доходов трансферт на финансирование дефицита бюджета в размере 3,7% ВВП. "Однако при пессимистичном прогнозе цен на нефть этих средств не будет хватать уже к 2011 году. При базовом варианте прогноза - к 2014 году. При наиболее оптимистичном варианте цен на нефть, нам не будет хватать этих средств к 2024 году. Но на этот вариант не стоит особо рассчитывать", - сказал Кудрин. Основываясь на этих прогнозах, он сделал вывод о том, что у российской экономике есть запас прочности на 10-20 лет, которые будут создавать средства нефтегазового фонда.
Опора на нефтегазовые ресурсы дала толчок целому направлению исследований, объединенных общей темой "Нефтяной национализм".
Не секрет, что государства могут использовать свое нефтяное богатство для достижения каких-то иных целей, в связи с чем страдают эффективность использования месторождений и инвестиции.
Трудно заставить кого-то лить слезы по главным нефтяным корпорациям США. Пятерка ведущих американских нефтяных компаний открытого типа в прошлом году получила рекордные прибыли в 119,5 млрд долл., что примерно равно размеру всей экономики Ирландии.
Однако эти корпорации постепенно сдают свои позиции бурно растущей группе национальных компаний. По словам ряда экспертов, такая тенденция может нанести ущерб странам - потребителям нефти, таким как Соединенные Штаты.
Опасность заключается в том, что государства, управляющие данными компаниями, тратят так много денег из своего нефтяного богатства на социальные программы и другие приоритеты, что от этого страдают эффективность использования нефтяных месторождений и инвестиции в них.
@Вскоре у нас могут возникнуть проблемы из-за недостаточного объема инвестиций, - говорит Эми Майерс Джафф, эксперт по энергетике из хьюстоновского Института государственной политики имени Бейкера, входящего в состав Университета Райс, - в Венесуэле, Иране и России мы в ближайшие годы можем стать свидетелями спада добычи@. Эти страны имеют огромные запасы нефти и государственные энергетические секторы, эффективность работы которых вызывает сомнения.
Многие специалисты по прогнозированию считают, что общемировой объем добычи нефти в предстоящие годы будет по-прежнему увеличиваться. Увеличиваться будет и спрос. Но в эту эпоху новых и быстро растущих государственных нефтяных компаний в любых прогнозах имеется большая вероятность ошибки.
Иран, принадлежащий сегодня к группе мировых лидеров по экспорту сырой нефти, в течение следующего десятилетия может превратиться в чистого импортера нефти. Причина этого - рост спроса, отчасти объясняемого огромными государственными субсидиями на бензин, а также медленный рост производства.
Венесуэла движется навстречу более жесткому контролю государства над нефтяной промышленностью, поскольку президент Уго Чавес говорит, что хочет поделиться нефтяным богатством с зачастую нищими гражданами своей страны. Но чем больше денег расходуется на социальные программы, тем меньше их остается на инвестиции. В прошлом году, когда Exxon-Mobil сообщила о рекордных прибылях, венесуэльская PDVSA объявила о снижении прибыли на 26%.
Правительство времен Владимира Путина вызвало настоящую полемику своим новым видом "ресурсного национализма". Аналитики говорят, что государство вынудило в декабре прошлого года компанию Royal Dutch Shell передать контроль над одним из крупнейших своих проектов на острове Сахалин российскому Газпрому. Как и в Венесуэле, шаги такого рода подрывают доверие зарубежных нефтяных корпораций к созданию совместных предприятий с Россией.
В новом анализе роли национальных нефтяных компаний госпожа Джафф приводит мрачные цифры Международного энергетического агентства. На долю развивающихся стран, в которых нефтяные месторождения обычно находятся под контролем государства, в следующие два десятилетия будет приходиться примерно 90% новых поставок углеводородов. Это существенное изменение по сравнению с периодом 70-х годов и позднее, когда промышленно развитые западные страны могли добывать около 40% новых поставок нефти, причем добычей этой в большинстве занимались зарегистрированные на бирже компании.
"На международных нефтяных рынках происходят важные изменения - контроль над ресурсами и добычей переходит от иностранных нефтяных компаний к национальным, - заявил на мартовских слушаниях в Конгрессе бывший директор ЦРУ Джон Дойч, - национальные нефтяные компании имеют как коммерческие, так и политические цели. Страны, подобные Ирану, России и Венесуэле, открыто заявляют о намерении использовать свои нефтяные ресурсы для продвижения собственных политических интересов".
По словам аналитиков, эта тенденция испытывает периоды приливов и отливов вместе с движением цен на нефть. Когда нефтяные цены высоки, богатые ресурсами развивающиеся страны стараются извлечь из этих ресурсов максимальные выгоды. Правительства придают большее значение национальным нефтяным компаниям и отводят меньшую роль фирмам, подобным Exxon-Mobil.
Конечно, характер угрозы, которая таится в усилении национальных нефтяных компаний, зависит от мнения наблюдателя. В то время как некоторые американские эксперты волнуются по поводу того, что предложение нефти на мировых рынках не успевает за увеличивающимся спросом, нефтедобывающие страны больше беспокоит вопрос внутренних беспорядков и волнений. Поэтому увеличение расходов на социальные нужды заслуживает похвалы даже с точки зрения западных потребителей, если это помогает стабилизировать нефтяные рынки.
"Если у нас начнутся гражданские войны, не будет никакой добычи вообще", - говорит эксперт нефтяной отрасли из Северного университета Огайо, что в городе Эйда, А.Ф. Альхаджи. По его словам, национальные нефтяные компании в целом укрепляют надежность мировых рынков нефти, а не наоборот.
Многое зависит от того, как осуществляется руководство национальными нефтяными компаниями, и насколько хорошо они могут взаимодействовать с другими нефтяными корпорациями и фирмами, предоставляющими услуги в энергетической отрасли. Как говорит Джафф и прочие эксперты, управление государственными нефтяными компаниями может быть эффективным. При этом в качестве примера успеха они приводят бразильские и норвежские корпорации.
С другой стороны, Иран в настоящее время выкачивает менее 4 миллионов баррелей нефти в день, отмечает доктор Альхаджи. По его оценкам, если бы у власти осталось прежнее правительство, Иран сегодня добывал бы 4,5 миллиона баррелей нефти в день, а к 2010 году 5,5 миллиона баррелей.
А тем временем Бывший американский советник по национальной безопасности подает из-за ЮКОСа иск к правительству России.
The New York Times публикует письмо Ричарда Алена, который был советником по национальной безопасности президента Рональда Рейгана.
В статье "На развалинах ЮКОСа возникает новый российский нефтяной гигант", посвященной политически мотивированной экспроприации концерна ЮКОС и нынешней "распродаже" его активов, не упоминалось о том, что ренационализация компании, санкционированная президентом Путиным, привела не только к тому, что ее бывший глава, миллиардер Михаил Ходорковский сидит теперь в тюрьме.
Безусловно, не менее важно то, что акции ЮКОСа, размещенные на Нью-йоркской фондовой бирже, обращались на рынке, и у концерна были тысячи акционеров по всему миру.
Акционеры потерпели огромные убытки. Отобрав активы у их законных владельцев, российские власти не компенсировали им стоимость противоправно конфискованной собственности.
По этой причине я, наряду с многими другими акционерами ЮКОСа, подал иск в федеральный суд Соединенных Штатов против российского правительства и других ответственных сторон с требованием компенсации за эту беззаконную кражу», - завершает свое письмо Ричард Ален.
А тем временем новая модель российского государственного устройства в основном создана. Мы ее условно назвали «госкапитализм по-русски», между тем это силовая модель. Основная ее черта – применение насилия, не ограниченное какими бы то ни было рамками: законом, традицией, моралью. Это силовая политика. Это силовое предпринимательство. Это силовая юриспруденция. Это силовая внешняя политика. И уже можно подвести первые итоги.
По качеству важнейших институтов современного государства нынешняя Россия находится в конце мирового списка. По уровню политических прав и гражданских свобод страна занимает 158-159-е места из 187 стран мира – между Пакистаном, Свазилендом и Того. По уровню свободы прессы – 147-е место из 179, наравне с Ираком, Венесуэлой и Чадом.
По уровню коррупции Россия занимает 123-е место из 158 – рядом с Гамбией, Афганистаном и Руандой. По уровню защиты прав собственности – на 89-м из 110 стран мира, рядом с Мозамбиком, Нигерией и Гватемалой. По качеству судебной системы – на 170-м из 199, наряду с Бурунди, Эфиопией, Свазилендом и Пакистаном. По эффективности бюрократического управления – 155-е место из 203, а соседями россиян являются Нигер, Саудовская Аравия, Камерун, Пакистан.
Силовая модель государства легализует насилие в обществе. По количеству убийств на 1000 жителей Россия занимает седьмое место среди 112 стран – между Эквадором и Гватемалой, немного ниже ЮАР, чуть выше Мексики. В целом по уровню физической безопасности граждан соседская страна находится на 175-м месте из 185 стран, в одной группе с Зимбабве, Суданом, Гаити, Непалом. Силовики не берегут своих сограждан.
А как же финансовая, техническая, кадровая накачка непосредственно силовых подразделений государства – армии, полиции, спецслужб? Разве их усиление в последние годы не свидетельство укрепления государства?
В отличие от институтов современного государства – обеспечения безопасности граждан, гарантии их равенства перед законом и властями, верховенства закона, разделения властей, независимости СМИ, защиты частной собственности, свободы слова, общественных и политических организаций, участия в политической деятельности и управлении своей страной – силовые подразделения – элементы традиционного госаппарата. Их усиление может и не сопровождаться укреплением институтов современного государства. Расцвет силовых подразделений является свидетельством прямо противоположного – деградации современных институтов государства, как, например, в Сомали и Афганистане, Ираке и Судане, на Кубе и в Северной Корее.
Камо гядеши ("куда идешь?" Возможно, низкие показатели качества российских государственных институтов – это результат олигархического прошлого, "развала" и "хаоса" 1990-х годов, только сейчас и преодолеваемого упорным трудом силовиков-государственников?
Полагаю, это миф. Резкое падение показателей качества госинститутов наблюдается именно в последние годы. В 1998 году (последний год перед приходом к власти силовиков) уровень гражданских свобод в России составлял 58% от среднего уровня стран ОЭСР. В 2002 году (накануне арестов Лебедева и Ходорковского и начала разгрома ЮКОСа) он опустился до 47%, в 2006 году – до 37%. Индекс свободы прессы снизился с 55% до 47% и 33%, а уровень политических прав – с 57% до 45% и 27% соответственно.
Индекс свободы от коррупции, еще в 2002 году составлявший почти 35% от уровня стран ОЭСР, к 2006 году опустился до менее 30%. Уровень защиты прав собственности, достигавший в 2002 году 54% от показателя высокоразвитых стран, к 2006 году рухнул до 14%. С 1998 по 2005 год
Мировой банк фиксирует падение значений российских индексов (от уровня ОЭСР): подотчетности власти – с 60% до 43%, политической стабильности – с 51% до 43%, качества бюрократического регулирования – с 59% до 56%.
Количество убийств на 1000 жителей России в 1998 году превышало средний уровень ОЭСР в 12 раз, к 2004 году это соотношение возросло до 14-кратного. Количество тяжких преступлений против личности с 1998 по 2006 год более чем удвоилось.
В 2006 году в условиях «политической стабильности», рекордных цен на нефть и газ, беспрецедентного экономического роста, фантастического повышения благосостояния и нахождения всей полноты государственной власти в руках силовиков уровень преступности в стране оказался вдвое более высоким, чем в 1998 году. А это был год крупнейшего катаклизма в экономике, низких нефтяных цен, но более демократической власти.
Это – провал. Деградация в сфере внешней политики не менее наглядна. Успешно поссорившись почти со всеми зарубежными партнерами, власть силовиков создала ситуацию, давно не отмечавшуюся в российской истории. Сегодня у Москвы, похоже, нет союзников. Нет, армия и флот сохранились. А вот внешнеполитических союзников, кажется, не осталось. Под гром литавров о дипломатических успехах Россия, похоже, все более оказывается в фактической внешнеполитической изоляции.Особенно явственно это проявилось после убийства Анны Политковской и отравления Александра Литвиненко. По сравнению с предыдущими семью годами среднемесячная интенсивность встреч российского руководства со своими зарубежными коллегами зимой 2006-2007 годов сократилась вдвое. Количество встреч с главами западных стран упало втрое, главами стран СНГ – в 3,4 раза. Как говорил известный телевизионный персонаж, это – провал.
Правда, уменьшение числа контактов с традиционными партнерами в Европе, Северной Америке и СНГ было отчасти компенсировано полуторакратной интенсификацией общения с лидерами Востока – Индонезии, Монголии, Ливана, Сирии, Индии, Гайаны, Катара, Саудовской Аравии, Китая. Эволюция внутрироссийских институтов логично дополняется эволюцией внешнеполитических предпочтений.
Экономический бум? Хотя бы экономический рост впечатляет? Это так, но и он познается в сравнении. Среднегодовой темп прироста ВВП в 2004-2006 годах на уровне 6,8% действительно выше, чем в некоторых европейских странах. Но он ниже, чем 8,2% – темп экономического роста в самой России в 1999-2000 годах,– на излете так называемого олигархического периода и перед началом функционирования силовой модели. При этом цены на нефть в последние три года – 52 долл. за баррель – утроились по сравнению с 1999-2000 годами (19 долл.), а размеры подарка внешнеэкономической конъюнктуры достигли 15-18% ВВП при его фактическом отсутствии в 1999-2000 годах.
В последние три десятилетия образцом экономического роста выступает не анемичная Европа, а динамичный Китай. Россия отставала от него и в предыдущие десятилетия, продолжает отставать и сейчас. В то время как за 2000-2006 годы российский ВВП вырос на 58%, китайский – на 88%. Если семь лет назад размеры китайской экономики превышали размеры российской впятеро, то сегодня – вшестеро.
Благодаря силовой модели страна превращена в экономического инвалида даже на фоне стран бывшего СССР. По темпам роста экономики в 1999-2000 годах Россию опережали лишь две страны из 14 республик бывшего СССР, в 2004-2006 годах – уже 12. В условиях господства силовой модели Россию стали опережать не только другие экспортеры энергии, как, например, Казахстан (прирост ВВП за семь лет на 94%) или Азербайджан (на 153%). Теперь ее опережают и страны, импортирующие нефть и газ,– Армения, Таджикистан, Латвия, Эстония, Литва.
Даже Украина, не имеющая собственных углеводородов, подвергнутая энергошантажу и энергошоку, проведшая последние годы в революциях, сменах власти, по полгода живущая вообще без правительства, развивалась более динамично, чем ее восточный сосед, лихорадочно возводивший свой "фаллический символ", пресловутую вертикаль власти (среднегодовые темпы прироста ВВП в 2000-2006 годах – 7,1% и 6,8%).
В очередной раз подтверждается, что свобода – экономическая и политическая – обеспечивает более быстрый рост национального благосостояния, чем насилие, пусть и утопающее в природных ресурсах.
Даже в Грузии, также не имеющей энергоносителей на собственной территории, подвергнутой тотальной торговой, транспортной, энергетической, визовой, почтовой блокаде, ВВП в прошлом году вырос на 9%, при том что в купающейся в нефте- и газодолларах России – только на 6,7%. Это ли не очевидная демонстрация тотального провала силовой модели?
Любой кризис имеет тяжелые последствия. В случае провала экономической политики даже серьезный катаклизм (как, например, российский кризис 1998 года) при переходе к ответственной политике может быть преодолен относительно быстро. Однако разрушение государственных институтов в силу высокой их инерционности приводит к катастрофе, масштабы, глубина, длительность и последствия которой несопоставимы с кризисами в политике. Институты современного государства – важнейший фактор долгосрочного экономического роста, обеспечения достойной роли страны и места ее граждан в современном мире. Силовая модель государственного устройства, опробованная десятки раз, убедительно продемонстрировала, к чему она ведет.
Сравните Северную и Южную Корею, Восточную и Западную Германию до начала 1990-х годов, КНР и Тайвань до начала 1980-х годов, Северный и Южный Вьетнам до 1975 года.
Отсчет времени в новом историческом эксперименте уже начался. За короткое время стало ясно, насколько силовая модель государственного устройства в России проигрывает более свободным моделям на Украине и в Грузии. При продолжении этого эксперимента у россиян еще будет шанс увидеть, как Россию обойдут ее более свободные ближайшие собратья.
Традиционные ожидания кризиса концентрируются вокруг цен на энергоносители. Что, если упадут цены на нефть? Этот рефрен слышен отовсюду. Проблема не в завтра, а в сегодня. Не в ценах на нефть, а в состоянии современных государственных институтов. Не во внешних факторах, а во внутренних. Проблема – в силовой, насильственной, иерархической модели государства, навязанной сегодняшней России.
Ее создатели обещали возрождение российского государства, но силовая модель его разрушает. Ее создатели обещали безопасность для граждан, но силовая модель ее подрывает. Ее создатели обещали укрепление суверенитета России, но силовая модель ведет к изоляции страны. Ее создатели обещали ускорение экономического роста, но силовая модель гарантирует отставание.
Ее создатели обещали усиление страны, но силовая модель означает ее ослабление. Полагаю, Виктор Федорович Янукович, избравший своим лозунгом приснопамятное «Покращення життя вже сьогодні» имеет шанс нарваться на обвинение в плагиате от В.В. Путина. Несмотря на упоминавшееся в этой серии угощение последнего карамельками.
Ну и «на десерт» в качестве иллюстрации классического внешнеполитического фиаско эволюция российско-персидского "ядерного флирта".
Этот коварный и непредсказуемый Иран нашел оправдание для собственного обогащения урана в "Атомстройэкспорте".
Срыв сроков поставки атомного топлива для сооружаемой «Атомстройэкспортом» АЭС в Бушере стал поводом для Тегерана заявить о необходимости продолжить обогащение урана. Вчера вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии (ОАЭИ) Голям Реза Агазаде перед началом церемонии сдачи в эксплуатацию вспомогательных сооружений Бушерской АЭС, напомнив о том, что российская сторона сорвала поставку атомного топлива, заявил: "Если русские не хотят поставлять нам топливо, у нас возникает необходимость начать самостоятельно обогащать уран".
Ранее глава "Ростатома" Сергей Кириенко в ходе состоявшегося в сентябре прошлого года визита в Иран пообещал поставить ядерное топливо в марте 2007 года, за полгода до предполагаемого запуска АЭС. Однако в феврале представители Росатома обвинили Тегеран в задержке платежей и объявили, что по этой причине сроки поставки топлива на АЭС в Бушере могут быть сдвинуты.
Сейчас платежи, задержка которых была вызвана их переводом из долларов в евро, вновь пошли. В то же время из Тегерана и Москвы поступают противоречащие друг другу сообщения о их достаточности для продолжения строительства АЭС. Согласно вчерашнему заявлению Агазаде, Иран ничего не должен России. "На данный момент, после переговоров в Тегеране финансовые вопросы и сложности разрешены, и мы смогли урегулировать проблемы "Атомстройэкспорта". Поэтому российская сторона в некоторой степени является нашим должником", – заявил вице-президент Ирана.
В Москве придерживаются другой точки зрения. Вчера Сергей Кириенко сообщил, что всего за I квартал Иран перечислил всего 15 млн долл., в то время как, согласно заключенным договоренностям, ежемесячный платеж по проекту должен составлять 23–25 млн долл.
Вчера же российские атомщики не смогли назвать новые сроки поставки ядерного топлива в Бушер. Пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова сообщила, что поставки атомного топлива на АЭС начнутся за полгода до физического пуска, однако точных дат нет. "Пока мы анализируем ситуацию", – заявила Есипова.
При этом она признала задержку со срывами сроков сдачи АЭС в Бушере, объяснив ее уникальностью проекта. Напомним, что в 1998 году тогдашний министр по атомной энергии Евгений Адамов обещал достроить атомную электростанцию еще в 2003 году. С тех пор сроки завершения строительства не раз переносились.
"Чтобы понять причины длительного строительства, нужно знать историю создания Бушерской АЭС, – заявила мадам Есипова. – Во-первых, изначально станцию строили немцы, которые частично возвели объекты и установили часть оборудования АЭС – в него нам необходимо было интегрировать наши российские технологии, абсолютно отличные от немецких – понадобилось время на поиск и создание новых конструкторских и проектных решений АЭС "Бушер". Во-вторых, после ирано-иракского конфликта многие сооружения после бомбежек пострадали. Эта станция является уникальнейшим проектом, аналогов которому нет в мире, и строительство идет по эксклюзивным конструкторским решениям".
По словам Есиповой, перенос всех сроков закреплялся дополнительными соглашениями к основному контракту. Не станет исключением и последний случай. Ожидается, что переговоры по этому вопросу возобновятся после 8 апреля, когда российская делегация прибудет в Иран.
Впрочем, не исключено, что затяжка с поставками ядерного топлива на руку обеим сторонам. Затягивая поставки, Россия пытается избежать обвинений со стороны мирового сообщества в вооружении Ирана пусть и мирными ядерными технологиями в условиях возрастания напряженности в Персидском заливе и усиливающихся в мире настроений против ядерной программы Ирана. Иран, в свою очередь, обосновал необходимость собственного обогащения урана неспособностью Москвы сдержать обязательства.
Между тем вчера заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Саиди объявил о планах строительства еще одной атомной электростанции. Тендер будет объявлен в ближайшие три-четыре месяца. Этот проект оценивается в 1,3 млрд долл. Это заявление застало врасплох представителей российской компании.
"В случае, если условия тендера нас заинтересуют, "Атомстройэкспорт" будет готов принять участие в тендере – все технические и технологические возможности для этого у нас есть. "Атомстройэкспорт" – единственная компания в мире, которая строит сегодня сразу 7 энергоблоков в других странах. Опыт – одно из наших основных конкурентных преимуществ.
Теоретически мы могли бы принять участие в этом тендере", – сообщила нам Ирина Есипова. Не исключено, учитывая внешнеполитические обстоятельства, что других претендентов с сообразным уровнем интеллекта на этот подряд в мире не найдется.
В процессе подготовки настоящего материала использовалась информация со следующих сайтов:
http://www.washingtonpost.com, http://www.thisismoney.co.uk/, http://www.ft.com/, http://www.observer.co.uk/, http://www.opec.ru/, http://www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас