Страсти по Сахалину. Кому платить штрафы за "Сахалин-2"? Молдавский подход к газу. Газпром думает о мазохизме — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Кому платить штрафы за "Сахалин-2"? Молдавский подход к газу. Газпром думает о мазохизме

Энергетика
575
121-я серия.
Cегодня автор в очередной раз убедился в исключительной оперативности Интернета. Первый раз это случилось 11 сентября, когда американские сетевые СМИ настолько опередили остальных коллег, что масштаб трагедии поначалу даже отошел на задний план, настолько несопоставимым было расстояние между моим комьютером в Днепропетровске и о. Манхэттен со временем получения первых сводок от теракте. Вчерашняя трагедия во дворе Святошинского райсуда (гибель человека кем бы он ни был всегда горе) тоже потрясла оперативным ее освещением.
Подобные примеры кроме пиетета перед могуществом современного телекоммуникационного инструментария дают повод предположить, что в обозримом будущем кроме дальнейшего увеличения скорости передачи данных на громадные расстояния, в значительной степени ускорится развенчивание «голых королей», дутых истин, лжи и воровства чиновников. Самое забавное, что одними из первых технический прогресс во зло попытались использовать на Украине во время нашумевших президентских выборов, породивших "апельсиновую" революцию, которая у себя на родине вызывая всего лишь горькую улыбку у одних и злорадную ухмылку у других, тем не менее в соседней России регулярно является ночным кошмаром к нечистоплотным обитателям Кремля и его окрестностей. Речь, как вы понимаете идет о пресловутом "транзитном сервере" расположенном (гипотетически) в районе секретариата тогдашнего Президента Кучмы.
Похоже, наши соседи-россияне приняли решение не уповать на современные высокие технологии в таком деликатном вопросе как выборы, поскольку с одной стороны собственное производство достаточно высокого уровня телекоммуникационных устройств не налажено, с другой иди знай эту импортную технику – может в каждом чипе там вмонтирован полиграф (детектор лжи) и как только начнешь "химию" с голосами электората, получишь скандал (в цвете, высококачественном звуковоспроизведении) на всю планету. Ни к чему это для Кремля, привыкшему полагаться на "проверенных товарищей". Кстати, невольная утечка по этой тематике случилась во время визита делегации МОК в Сочи, когда местный высокопоставленный "вертухай" с гордостью рапортовал, что кадры, "обслуживающие" Олимпиаду-80 в Москве еще живы-здоровы и вполне способны поработать в 2014 году в Сочах по такому же профилю. Это я все к тому, что Путин, формируя состав Центизбиркома вдруг взял и не включил в него вполне лояьного Кремлю Вешнякова.
Но любые выборы начинаются с регистрации партий. Так вот, дошлые акулы пера в соседней России пишут о причинах отставки главы Федеральной регистрационной службы Сергея Мовчана. По мнению их источников, Мовчан не сработался со своим непосредственным начальником — министром юстиции Устиновым, потому что был недостаточно лоялен к властям: регистрировал (цитирую) "ненужные" партии…
Понятное дело, регистрация "ненужных» партий — это тебе не размещение локационных станций под крышей российских посольств в ответ на готовящееся янкесами размещение систем ПРО в Европе: за это можно и партбилет на стол положить! Раньше многие эксперты как раз Мовчану и предрекали освободившееся кресло главы ЦИК, но теперь об этом и речи быть не может. А кого же, кого посадят в это стратегическое кресло? Не попадет ли туда случайно, в год выборов, честный человек? Всякое же бывает… Кто идет? Не волнуйтесь: свои.
Как оказалось, место главы Центризбиркома занял новый член ЦИК, депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Чуров. СМИ сообщают, что у Чурова нет юридического образования, и что он пять лет работал замом Путина в Смольном.
Ну вот, это другое дело! Теперь даже до нас на Украине дошло наконец, зачем было предварительно принимать поправку о необязательности юридического образования для членов ЦИК. Триста лет не нужно там юридическое образование! В некотором смысле — даже мешает.
Профессионалы (прошу отметить с одним "ф") вообще как правило люди политически ненадежные… Вдруг ударит ему в голову, что вода закипает при ста градусах Цельсия, упрется и ни на градус с позиции! А может, России сегодня нужно, чтобы она закипала при восьмидесяти трех с половиной? Может, цифра уже согласована в Кремле! А он политической целесообразности не понимает, сидит угрюмый, документ не подписывает. Ужас! Короче, да здравствует будущий глава ЦИК Чуров, зам. Путина без юридического образования и, натурально, предрассудков…
А вообще-то странное у нас какое-то предисловие получилось. А все Максим Чуркин, более известный как Макс Бешенный, замоченный намедни килеров прямо во дворике Святошинского райсуда виноват. С одной стороны с мысли сбил, с другой, пустил ее в совсем ненужном направлении. Например, что, если бы отечественные, извините, менты не занимались оппозицией, о чем в основном и рапортовал Василий Цушко, отчитываясь о первых ста днях своей работы министром внутренних дел в парламенте, а искореняли свой и импортный криминал.
Между тем все-таки пора браться за "сахалины", а то время позднее, до утра не управимся.
Холдинговая компания ОАО "Привод" (Лысьва, Пермский край) заключила договор с ОАО "Авиадвигатель" на поставку трех турбогенераторов для Sakhalin Energy. Об этом говорится в сообщении "Привода".
Специально для проекта "Сахалин-2" в течение 2007 г. будут изготовлены три турбогенератора ГТГ-4-2РУХЛЗ мощностью 4 МВт каждый для работы в дожимных насосных агрегатах.
Поставляемые турбогенераторы будут работать на насосно-компрессорной станции вблизи поселка Гастелло. Нефтеперекачивающие насосы станции предназначены для повышения давления нефти в трубопроводной системе, что обеспечит транспортировку всего объема жидких углеводородов с Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на терминал отгрузки нефти, расположенный на юге Сахалина в районе поселке Пригородное.
Кстати, и на "сахалинах" тоже полно непоняток. Ну, например, все должны помнить как неугомонная звезда сериала Олег Львович Митволь размахивал протоколами, грозя международным акулам углевородного бизнеса самыми разнообразными судами: от приснопамятного и "карманного" Басманного, и Печерского на киевских холмах, до Страсбургского и Стокгольмского "в европах". А суммы штрафов какие были озвучены! Десять миллиардов! Сорок! Пятьдесят! У серых китов от подобной "предъявы" останавливались громадные котовьи сердца и пропадала всякая охота к брачным играм в окрестностях Сахалина, а лососи брали повышенные соцобязательства увеличить икромёт на двести процентов. И что имеем в сухом остатке? Еще не догадались?
Так вот объем штрафов по проекту "Сахалин-2" остается невыясненным до сих пор. Подчеркнем еще раз, до времени "Ч", то есть вступления Газпрома в должность владельца 50%+1 акции Sakhalin Energy, откуда с помощью этих штрафов с очобым цинизмом выдворили англо-голландскую Royal Dutch Shell plc, и японские Mitsui&Co., Ltd и Mitsubishi Corporation, остается всего ничего: три полных дня, а ни "отступных" денег от Алексея Миллера нет (солидная, между прочим, сумма 7.45 млрд долл.) ни порядка и определенности в самих штрафах.
Еще раз напомним, по результатам проверок проекта "Сахалин-2" возможный объем штрафов по многочисленным нарушениям может составить от 10 млрд долл. до 50 млрд долл., цитируем заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя. Однако пока у министерства природных ресурсов нет эффективного инструментария для расчета взыскания штрафов по проектам подобного масштаба. В результате перспектива получения в бюджет многомиллионных сумм по природоохранному ущербу, которые Росприроднадзор надеялся взыскать с оператора проекта, остается под вопросом.
Согласно "Плану-графику природоохранных мероприятий по устранению замечаний и требований Росприроднадзора по проекту "Сахалин-2", подрядчики компании Sakhalin Energy (SE, оператора проекта "Сахалин-2") выплатили лишь около 5 млн рублей штрафов по предписаниям Росприроднадзора. Самый крупный из них - свыше 3 млн рублей - оплатил подрядчик ООО "СМУ-4" по протоколу о нарушениях лесопользования.
Еще 260 тыс. рублей штрафных санкций были оспорены компанией и ее подрядчиками с декабря 2006 по февраль 2007 года в судах (12 судебных решений принято в пользу компании и ее подрядчиков). Причем продолжает оспаривать ряд санкций Росприроднадзора.
Между тем, имеется информация, что даже каркас методики расчета ущерба лесному фонду и водным ресурсам от масштабных проектов, подобных "Сахалину-2", в МПР все еще не разработан. Поэтому перспектива взимания колоссальных в перспективе штрафов остается туманной.
Напомним, что проверки проекта "Сахалин-2" Росприроднадзором проходили с июля по ноябрь прошлого года. По итогам проверок Росприроднадзора SE уже представляла в МПР план природоохранных мероприятий по "Сахалину-2", который был признан отпиской и отправлен на доработку. Новый план министр природных ресурсов Юрий Трутнев счел более конкретным и детальным. По информации пресс-службы МПР, документ подготовлен специалистами SE при участии экспертов Газпрома и ученых.
Сергей Вострокнутов, директор по развитию Неправительственного экологического фонда им. Вернадского, который оценивал для Газпрома экологическую ситуацию вокруг проекта "Сахалин-2" и был знаком с текстом природоохранного плана, считает, что он требует конкретизации в части технической реализации заявленных работ.
"Сказано, какие имеются нарушения, но все еще непонятно, как именно их устранять", - отмечает он. Эксперт напоминает, что Росприроднадзор проводил свои проверки лишь на локальных участках трассы трубопроводов "Сахалина-2", тогда как, по мнению ученого, необходим полный аудит этой трассы, по результатам которого можно было бы оценить затраты на реализацию проекта.
Как мы уже сообщали, что 21 декабря 2006 года российский Газпром, англо-голландская Royal Dutch Shell plc, и японские Mitsui&Co., Ltd и Mitsubishi Corporation подписали протокол о вхождении Газпрома в качестве ведущего акционера в Sakhalin Energy. Согласно этому документу, Газпром приобретет 50% плюс одна акция в Sakhalin Energy за 7,45 млрд долл. Для совершения этой сделки каждый из существующих акционеров Sakhalin Energy уменьшит свою долю на 50% при пропорциональном распределении суммы выплаты. В результате Shell будет владеть 27,5% акций, а Mitsui и Mitsubishi - 12,5% и 10% акций соответственно, передает NEWSru.com.
Полагаю, сейчас в Росприроднадзоре и МПР крепко чешут репу, не зная как поступать. С одной стороны задача выполнена: Royal Dutch Shell plc, и японские Mitsui&Co., Ltd и Mitsubishi Corporation капитулировали под неоспоримыми доводами г-на Митволя со товарищи, с другой через три дня окончательный начет делать на Газпром что ли? Пусть он расплачивается?
Полагаю, ясность должна внести очередная экспедиция Митволя на Сахалин, которая "по идее" должна принести сенсационные результаты об удивительной живучести сахалинской природы, сумевшей с сжатые сроки (менее 9 месяцев) залечить нанесенные международными нефтегазовыми хищниками российских недр кроварые раны окружающей среде обитания серых китов, в своей серой наивности уже раскатавших свою китовью (немаленькую)губу на часть штрафа (на поправку здоровья в предбрачный период – спецпитание, массаж и т.д.) и таким образом вопрос исчерпан.
А тем врменем строительство северо-европейского газопровода (СЕГ) вышло на международный уровень. Как передают очевидцы, об этом заявил премьер Михаил Фрадков на брифинге по итогам переговоров со своим латвийским коллегой Айгаром Калвитисом.
"На данном этапе работа по проекту перешла в компетенцию международного консорциума, российско-германского", — сказал Фрадков.
По его словам, проблемы по сочленению сетей газопровода потребителями в Европе уже решаются на уровне этого консорциума, в том числе и по экологической безопасности проекта, подчеркнул Фрадков.
Фрадков сообщил, что вопрос о СЕГ обсуждался на его встрече с Калвитисом. "Эта тема затрагивалась. Было отмечено с российской стороны, что выбор маршрута (СЕГ) соответствовал эффективности, надежности и экологической безопасности", — сказал российский премьер.
Напомним, строительство СЕГ, который пройдет по дну Балтийского моря с предполагаемыми ответвлениями в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Нидерланды и Великобританию, планируется завершить в 2010 году. Основным поставщиком природного газа станет Южно-Русское месторождение, расположенное на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа. СЕГ "обойдет" Польшу и прибалтийские страны, которые ранее активно критиковали проект газопровода.
Российско-немецкое совместное предприятие Wingas планирует строительство двух дополнительных газопроводов для распределения газа в Германии, доставляемого через газопровод Nord Stream.
Wingas Transport сообщил о желании построить линию протяженностью 480 километров, именуемую OPAL, от Грайфсвальда до границы Саксонии с Чехией. Вторая линия протяженностью 370 километров из Грайфсвальда в город Ахим в Нижней Саксонии будет называться NEL.
Wingas, подразделение Wintershall, нефтегазовой группы, контролируемой BASF, сообщила, что расходы на строительство составят несколько миллиардов евро.
Между тем ЕС выступает против создания газового картеля.
Евросоюз выступает за свободные ликвидные рынки природного газа, а любые попытки создания газового картеля ударили бы по их собственным инициаторам, поскольку подтолкнули бы потребителей к переходу на другие источники энергии. Такое мнение выразил на встрече с группой журналистов в Вашингтоне еврокомиссар по энергетике Андрис Пибалгс.
Он находится в американской столице для участия в так называемом "стратегическом обзоре" сотрудничества США и Евросоюза в области энергетики. Это первый подобный форум, который проводится на основании решений последнего саммита США-ЕС и впредь должен стать ежегодным. Пибалгс сообщил, что стратегия отношений с Россией не была отдельной темой его встреч и переговоров в Вашингтоне.
Глава Международного энергетического агентства (МЭА) Клод Мандиль считает, что создание "газовой ОПЕК" повредит как потребителям, так и производителям газа, сообщает (с) Reuters.
Мандиль также заявил, что у него есть сомнения по поводу того, как "газовая ОПЕК" будет функционировать на практике, имея в виду тот факт, что поставки газа осуществляются главным образом в соответствии с долгосрочными контрактами.
"Означает ли это, что принцип соблюдения договоров будет нарушен? Это может иметь серьезные последствия, и я надеюсь, что никто не имеет этого в виду", - отметил Мандиль в интервью агентству.
Глава МЭА отметил, что с газом, в отличие от нефти, конкурируют другие виды топлива, такие как уголь, ядерная энергия, возобновляемые источники энергии, что дает потребителям возможность выбора. "Если вокруг газового картеля станет слишком много шума, я подозреваю, что страны-потребители газа приложат большие усилия, чтобы стать от него менее зависимыми", - сказал Мандиль.
Напомним, что идея создания организации, которая по аналогии с ОПЕК объединила бы производителей природного газа, была высказана Ираном. Многие государства сочли это предложение интересным, в то время как страны-потребители, напротив, высказывают беспокойство. Они опасаются, что появление газового картеля приведет к росту цен на один из самых популярных видов энергосырья. В свою очередь аналитики склоняются к мнению, что эта идея вряд ли будет воплощена в жизнь. Против создания газового картеля уже выступили США и страны ЕС.
Между тем, по словам министра энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиля, идея создания газового картеля по типу ОПЕК остается актуальной и будет обсуждаться на форуме стран - экспортеров газа (ФСЭГ), который пройдет в столице Катара Дохе в апреле 2007г.
По нашим данным, газовая ОПЕК может быть создана именно на этом форуме. Разговоры о вероятности создания "газовой ОПЕК" вдруг вновь резко активизировались на позапрошлой неделе. Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика заявил, что "газовая ОПЕК" – интересная идея, и лично он поддерживает создание подобной организации. Вскоре о своей позиции объявило Тринидад и Тобаго – маленькое государство в Карибском море, но при этом серьезный игрок на мировом газовом рынке. Эта страна также заявила о намерении принять участие в готовящихся переговорах об учреждении всемирного газового картеля.
Последним звонком стало выступление Венесуэлы. Министр энергетики и нефти этой страны Рафаэль Рамирес заявил, что Каракас "поддерживает идею газовой ОПЕК", которая дополнит Организацию стран - экспортеров нефти, что станет прекрасным механизмом для регулирования двух главных элементов энергетического рынка".
Конференция в Дохе намечена на 9 апреля – она будет не чем иным, как очередным заседанием Форума стран - экспортеров газа (ГСЕФ). Эта организация, созданная в 2001 году, объединяет страны, контролирующие более 70% мировых запасов газа. Впервые накануне традиционной встречи никому не интересного газового клуба лидеры его стран-членов вдруг заговорили, что клуб-"пустышка" им больше не нужен, а нужен газовый картель.
Кстати о трубах и странах.
В предыдущей серии нашей "мыльной оперы" мы тезисно изложили одну идею: если Транскаспийский газопровод будет проложен, то Россия сразу же потеряет свое влияние и в Туркменистане, и частично в Казахстане
Околонефтегазовая общественнось уже как-то привыкла в последнее время к тому, что если кто требует как можно скорее построить нефтепровод или проложить газовую трубу от берегов Каспия до просторов Западной Европы, то почти всегда за этим стоят либо "коварные" Соединенные Штаты, либо сами западноевропейцы. Кому-то из них не нравится "российский газовый и нефтяной диктат", кто-то якобы радеет о странах Центральной Азии и их политической и экономической независимости, а кто-то и вправду считает, что во всем мире должно быть как можно больше всяких альтернативных газо- и нефтепроводов, и, дескать, тогда и рынок мировой станет демократичным и справедливым.
Однако стало так складываться, что все больше призывающих к «развороту» газо-нефтяной трубы из региона Центральной Азии и Каспия обнаруживаются именно среди стран СНГ. Ясное дело, что содружество это больше напоминает неформальный клуб "другу с другом все еще вместе проживающих, но патологически друг другом недовольных". И тем не менее весьма символично, что одна за другой страны бывшего Союза высказывают свое сокровенное желание не зависеть на будущее от российских труб и вентилей, а намерены связать свою энергетическую судьбу со своими бывшими братьями по уже далекому СССР, которых природа наделила и нефтяными, и газовыми месторождениями.
К телодвижениям Украины, Грузии и Азербайджана в этом направлении присоединился Кишинев. На вполне серьезном, дипломатическом уровне, дез малейшего намека на широко известную "молдавскую" серию анекдотов, некоторые высокопоставленые кишиневцы объясняют, что если бы в армии Суворова в свое время было бы больше молдаван, а не русских, то и турок бы армия легендарного фельдмаршала колошматила бы куда исправнее. Натурально, вывод из этого странного исторического пассажа последовал вовсе обидный для Кремля: "Вот посмотрите, как развивается Казахстан! Это не то, что ваша Россия. Вот у них-то мы и будем покупать газ, а Америка нам в этом обязательно поможет".
И вот, словно вторя пассажам своих дипломатических посланников, официальный представитель правительства Молдавии подтвердил в Кишиневе, что эта республика уже сделала ряду стран Центральной Азии предложение наладить поставки природного газа в обход территории России. При этом правительство Молдавии считает, что прокладку газопровода высокого давления по маршруту Бельцы — Унгены, который должен будет соединить молдавскую газотранспортную систему с румынским участком трубопровода под названием Nabuссo, планируется завершить до конца следующего года. Как заявил министр промышленности и трубопроводной инфраструктуры республики Антосий, Молдавия будет стремиться по максимуму диверсифицировать свои источники получения нефти и газа, а посему Кишинев заинтересован в международной поддержке своего участия в проекте Nabuko. Согласно планам, трубопровод Nabuko должен войти в строй к 2011 году. К тому же именно этот проект рассматривается как приоритетный в планах разработки энергетической стратегии Евросоюза, и снабжение Молдавии центральноазиатским газом входит в эту концепцию.
Сам магистральный газопровод Nabuссo, протяженностью четыре тысячи километров планируют, проложить для доставки среднеазиатского и транскаспийского газа в европейские страны через территорию Азербайджана, Грузии, Турции, Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии.
Ориентировочная стоимость этого проекта оценивается примерно в пять миллиардов евро, а в год по этой газовой трубе из Центральной Азии и Азербайджана в Европу будет поступать примерно 30 млрд. кубометров природного газа. В то же время на данном этапе гарантировать экономически оправданную загрузку трубопровода промышленному международному консорциуму, который состоит из австрийской компании OMV, венгерской компании MOL, румынской группы "Трансгаз", болгарской фирмы "Булгаргаз" и турецкой компании "Ботас", пока еще не удается.
Поначалу строительство трубопровода Nabuссo ориентировалось на поставки природного газа из Ирана (эта страна входит в первую тройку по запасам природного газа в мире, и теми же европейцами иранцы считались надежными поставщиками энергосырья). Однако сейчас, когда отношения между Соединенными Штатами и Ираном резко ухудшились, а ведущие европейские страны вместе с Америкой стали более решительно осуждать стремление Тегерана получить собственное ядерное оружие, надежды исключительно на поставки иранского газа в Европу практически исчезли.
"Иран в нормальные времена мог бы без проблем сотрудничать с Европой, и ради существенных экономических выгод ЕС даже мог бы защитить политически Тегеран в его конфликте с Вашингтоном, — заявил официальный представитель комитета по энергетике Евросоюза. — Но сейчас иранское руководство не хочет слушать европейцев и настаивает на продолжении работ по созданию собственной ядерной программы. Поэтому мы не можем рассчитывать на надежность Ирана в плане бесперебойных поставок газа в Европу, да и Соединенные Штаты уже высказывали ЕС свою обеспокоенность подобным сотрудничеством европейцев и Тегерана".
Параллельно с Ираном европейские компании изучали газовые возможности Азербайджана и пришли к выводу, что максимум Грузию и еще одного-двух газовых клиентов Баку своими объемами имеющегося природного газа обеспечить сможет. А вот для Европы азербайджанского газа просто не хватит, и сооружение газопровода Nabuko в этом случае будет просто нерентабельно.
Именно тогда и стал вырисовываться на горизонте вариант поставок природного газа в Европу с месторождения "Кашаган" в Казахстане, которое на данном этапе продолжает готовить к промышленной добыче консорциум во главе с итальянской компанией Eni и английской компанией BG. Согласно договоренности между иностранными компаниями и правительством Казахстана, начало промышленной добычи природного газа запланировано с этого месторождения начиная с 2012 года, а к 2020 году планируется выход на проектную мощность газовых поставок. Но разработка Кашагана — это только одна часть вопроса о поставках газа из Центральной Азии в Европу.
Вторая и не менее важная — это транспортировка добытого газа через Каспий. А между тем пока никаких решений о строительстве по дну Каспия магистрального газопровода из Казахстана в Азербайджан не принято. Не ясно при этом, ни как решать этот вопрос политически (Иран выступает категорически против данного проекта), ни кто будет платить за этот очередной "проект века".
И хотя, по словам европейских специалистов, "Казахстан является очень надежным партнером, и подобный проект доставки газа из Казахстана в Европу является крайне выгодным", тем не менее, пока не ясно как, вся эта затея будет осуществляться.
Кстати, и Молдавия, и Украина, да и официально Белоруссия уже высказывали заинтересованность в том, чтобы газовые ветки от Nabuссo обязательно повернули и к ним, чтобы снизить свою зависимость от поставок газа из России. Однако на данном этапе ни одна из этих республик в Евросоюз не входит (да и на даже отдаленную перспективу вряд ли войдут), а европейские страны даже если решение о прокладке газопровода под Каспием через Кавказ в Европу и будет принято, станут прежде всего заботиться о своих странах-членах, нежели о "бедных эсэнговских родственниках".
В последнее время создается впечатление, что большая часть государств, которые хотели бы каким-то образом обеспечить свою национальную энергетическую безопасность, все время стремятся обязательно не столько себе какаю-то выгоду получить, сколько непременно кому-то другому какую-то гадость сделать. Получается, что если кто захочет поссориться с Россией, то тут же ратует за какой-нибудь новый маршрут то нефте-, то газопровода, и всегда так, чтобы прошел такой нефтегазопровод исключительно в обход российской территории.
В ответ Россия делает все то же самое: в пику тому же проекту Nabuссo, в Москве целых 13 лет пробивали идею сооружения газопровода через территории Болгарии и Греции на европейские рынки, что должно и заменить потенциальные расчеты на прокладку газопровода из региона Каспия в Западную Европу, и Украину потенциально удерживать от каких-либо перспектив на дальнейшее "врезаться" в российскую газовую трубу и "несанкционированно отбирать" газ, который идет западным клиентам через ее территорию.
В итоге совсем недавно глава российского монополиста Газпрома Миллер побывал вместе с президентом России В.Путиным в Греции, где в конце концов после 13 лет бесконечных переговоров смог убедить греков сделать ставку именно на российский природный газ и на проект по расширению "Голубого потока" с продлением его веток из Турции на Балканы, затем на территорию Италии через Грецию, Болгарию, Сербию, Хорватию и Словению.
Россия уже предложила всем балканским странам совместно поработать над сооружением и финансированием этого Южноевропейского газопровода, причем практически все стороны высказали заинтересованность в этой идее. Между тем есть еще и вариант прокладки газовой трубы до территории Венгрии, причем Газпром хотел бы создать в этой центральноевропейской стране собственный газораспределительный узел, откуда российский газ будет поступать в страны Центральной и Юго-Восточной Европы.
Что также показательно: Россия дала недвусмысленно понять, что любые попытки наладить какие-то альтернативные варианты получения природного газа через тот же вариант Транскаспийского газопровода будут соответственным образом рассматриваться Москвой как "недружеские акции" и учитываться при заключении других бизнес-сделок и совместной торговле. Также надо учитывать и еще два важных момента.
Первый — это то, будет ли в подобном транскаспийском проекте по доставке природного газа из Центральной Азии в Европу участвовать Туркменистан. Как известно, в Ашхабаде поменялась сравнительно недавно власть, у руля государства теперь вроде бы человек из той же "ниязовской обоймы", но по первым шагам — не менее явно другой, отличный от своего предшественника политик.
Совершенно очевидно, что Курбанкули Бердымухаммедов будет стремиться активно искать альтернативные пути доставки туркменского газа на мировые рынки, чтобы избавиться от российской монополии по доставке туркменского газа и в Россию, и на Украину. Правда, он отнюдь не станет "закрывать вентиль" и в российском направлении. Но если с ним "плотно поработают" и чиновники ЕС, и американцы, то вполне вероятно, что Туркменистан поддержит идею сооружения трубопровода в сторону Европы, а соответственно — и предоставит свои газовые объемы для насыщения такой "Транскаспийской трубы".
А вот второй момент и Ашхабаду, и другим желающим поддержать идею Транскаспийского газопровода (причем не только словами, но и конкретными объемами природного газа) придется учитывать куда серьезнее. Здесь уже придется ставить на карту свои отношения с Россией — как политические, так и экономические. Одно дело, когда разговор идет о высокой политике, некоей геостратегии, разного рода союзах, альянсах, многие из которых больше существуют на бумаге, чем на деле.
Но есть ведь еще газовый вопрос. Если какая-либо труба пойдет в обход территории России, то это уже будет проблема выбивания из рук Москвы чуть ли не основного на сегодня имеющегося в ее распоряжении влиятельного "газового рычага". Если прокладку нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и присоединения к нему Казахстана в Москве с известной долей горечи все же проглотили, то с газопроводом гарантированно все будет по-другому.
Если Транскаспийский газопровод будет в конечном счете проложен, то Россия сразу же может потерять свое влияние и в Туркменистане, и частично в Казахстане, и перестанет выкручивать с помощью газовых заслонок руки той же Украине, Молдавии и в перспективе — Беларуси. Поэтому у Москвы насчет газовых "ответвлений", которые минуют ее территорию, в любой ситуации на вооружении будет только одна политика: бороться, препятствовать своим недругам, и делать все возможное, чтобы проекты по типу Nabuссo и газопровода под Каспием не стали реальностью.
Другой вопрос, насколько у Москвы хватит такта и элементарной дипломатической гибкости не переругаться со всеми своими сегодня еще добрыми географическими соседями и не наломать "политических дров", подтолкнув своим "газовым давлением" целый ряд стран региона и в НАТО, и к более тесному сотрудничеству с теми же Соединенными Штатами?
Поэтому весьма символично, что для представителей Молдавии уже сегодня проще стало сотрудничать с Казахстаном, нежели с "имперской Россией". К тому же в последнее время Румыния все активнее подталкивает Кишинев к сближению, предоставляя одной из самых бедных республик СНГ возможность "транзитом" войти в Евросоюз и стать полноправным членом "большой Европы". И если так и пойдет дело дальше, то у казахстанского газа с Кашагана появятся очень неплохие варианты оказаться в конечном итоге на берегах Днестра. И, натурально, показать нос Кремлю.
Кстати, недавняя попытка сделать нечто подобное со стороны Тегерана закончилась для него субботним "судьбоносным" решением Совбеза ООН. Впрочем, об этом чуть подробнее, поскольку речь пойдет об атомной энергетике, не терпящей суеты, спешки и необдуманных решений.
Итак, в минувшую субботу все 15 членов Совбеза ООН, включая Россию, единогласно одобрили резолюцию 1747, предусматривающую введение санкций против Ирана. Буквально через день случилось самое настоящее Восточное Чудо: в понедельник, Иран перевел России деньги за строительство Бушерской АЭС.
Для тех, кто еще "не вьехал в тему", поясняю. На простом, а не дипломатическом языке, коим в предыдущей серии "мыльной оперы" ездил, извините, по ушам, один высокопоставленый обитатель здания на Смоленской, сиречь, российского МИДа, пытаясь снять политическую накипь с "Сахалина-2", а по-простому, почти "по-братковски": Россия сумела выбить из Ирана бабки, используя Совбез ООН примерно по той же схеме, по которой она обыкновенно использует российскую прокуратуру в отношении Миши Ходорковского и прочих имя им легион.
Для того, чтобы понять, почему Россия стль активно помогает ядерной программе хулиганистому Ирану, обычно прибегают к сложным геополитическим объяснениям: мол, это наш ответ США, попытка противостоять однополярному миру.
Мы рискнем предложить объяснение попроще. Россия – есмли задуматься, коммерчески очень активная страна, в которой прагматично мыслящее окружение президента Путина готово, в соответствии с лучшими заповедями Адама Смита, продать любому покупателю любой товар.
Напомним, в Бушерском контракте есть два главных действующих лица. Одно – это компания "Атомстройэкспорт". Некогда "Атомстройэкспорт" был частной компанией, принадлежавшей Кахе Бендукидзе. Потом Каху Бендукидзе назначили министром экономики Грузии, что некоторые поняли буквально как фактическое предложением для русского бизнеса скупить Грузию. Но, вместо того чтобы скупить Грузию, в Кремле решили поступить по-другому: сожрать самого Каху Бендукидзе.
"Атомстройэкспорту" насчитали налоговых долгов (это был такой маленький, подпольный и очень вариант ЮКОСа), и Бендукидзе продал его за 26 млн долл. Газпромбанку. Натурально, почти сразу же в адрес президента Путина отправилось письмо. В нем новые владельцы корпорации указывали на ее большие долги государству и сообщали, что если "Атомстройэкспорт" не возобновит стройку в Бушере, то ему грозит банкротство. И вот, после того как компания "Атомстройэкспорт" перешла под контроль Газпромбанка, Россия возобновила стройку в Бушере.
Второе, но все ж таки главное действующее лицо контракта – компания "Техснабэкспорт". Ее нынешний генеральный директор – Владимир Смирнов, один из соучредителей кооператива "Озеро", наряду с Путиным, Якуниным и Ковальчуком. Та еще компания! До своего прихода в "Техснабэкспорт" Владимир Смирнов успел поработать главой Петербургской топливной компании, находящейся под контролем "тамбовцев", а затем возглавлял ГУП по поставкам продукции Управлению делами президента.
Трудно сказать, что произошло между двумя уважаемыми сторонами – иранской и российской – две недели назад, когда Россия вдруг заявила, что ей не заплатили за Бушер с января, а Иран заявил, что перечислил все причитающиеся деньги.
То есть, такая ситуация между двумя частными (даже не «братковскими») фирмами случается сплошь и рядом…
Но очевидно, что между двумя великими державами и даже между двумя добропорядочными компаниями подобные разборки невозможны. Ну невозможно представить себе "Майкрософт" и "Ай-би-эм", препирающимися о том, кто у кого "заныкал" 100 млн долл.
Зато такого рода конфликты постоянно вспыхивают между вульгарными бандами: "Пацаны! Да мы же заплатили вам за кокаин!" "Не-а, мы этих денег не получали, вы их скрысили".
Простому законопослушному наблюдателю со стороны трудно а подчас и вовсе невозможно судить, какая именно из "бригад" заныкала деньги (или, может быть, деньги перевели, а "боковик" забыли), но зато характер деятельности обеих сторон не вызывает сомнений.
Кстати, Россия может продавать Ирану не только уран. У нее есть и еще кое-что, безусловно, представляющее интерес для Махмуда Ахмадинежада. А именно - право вето в Совбезе ООН. В таком раскладе голосование в Совбезе становится козырем (вроде Басманного суда), который Россия может пустить, а может и не пустить в ход против Ирана в зависимости от его коммерческой гибкости.
И вот в субботу Россия жестоко отомстила персам за непереведенные деньги, безоговорочно присоединившись к резолюции против Ирана. Иран понял намек – деньги тут же были переведены.
Кстати, похоже, Кремль все-таки потянуло на остренькое. На прошлой неделе Иран, вчера Северная Корея… Прямо не внешнеэкономическая деятельность, а сплошной Индиана Джонс российского розлива.
Аккурат 26 марта ОАО "Газпром" и Национальная нефтяная компания Ливии (NOC) подписали соглашение о разделе продукции (СРП) на право разведки и разработки углеводородов блока N19, расположенного на шельфе Средиземного моря Ливии. Как говорится в сообщении Газпрома, подписание документа состоялось в ходе визита делегации российской компании в Ливию во главе с заместителем председателя правления Александром Медведевым. Кроме того, в рамках визита прошла встреча с председателем правления NOC Ливии Шокри Ганемом.
"В ходе переговоров стороны обсудили возможные направления дальнейшего сотрудничества, в числе которых участие Газпрома в новых раундах тендера на получение прав на разведку и разработку углеводородов на условиях СРП в рамках лицензионных блоков в Ливии; реализация совместных нефтегазовых проектов на территории Ливии, а также совместные проекты в области маркетинга природного газа и СПГ", - сообщает Газпром.
Не знаю как у кого а у меня возникло острое ощущение déjà vu. Господи! Да это же "сахалины-штокманы-ковыкта" на древней ливийской земле. С одной лишь разницей, что в этот раз в росли подопытной собачки или кролика рискнул выступить сам Газпром, донедавна "прессовавший" чужими руками Shell на "Сахалине-2"…
Ну что ж лечебная практика моего приятеля сексопатолога знает случаи трансформации садиста в мазохиста. Правда это случается очень редко и зачастую приносит жаждущим новых ощущений жестокие разочарования. Впрочем, полагаю, они будут очень полезны газовому "бегемоту" для дальнейшего развития своих взаимоотношений с соседними и более отдаленными странами.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас