Страсти по Сахалину. Газпрому, вооруженному и очень опасному, перекрывают СЕГ. Инновации по-ивановски — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Газпрому, вооруженному и очень опасному, перекрывают СЕГ. Инновации по-ивановски

Энергетика
643
105-я серия.
Очень интересно возвращаться к старым темам и смотреть на их эволюцию. Часто случается так, что римейк по накалу страстей и прочим параметрам превосходит "первоисточник". Натурально, не обходится без забавных казусов.
Но пока эту серию начнем вполне традиционно, простаивающий в вынужденном безделье "звезда" сериала и по совместительству замглавы Росприроднадзора Олег Митволь в очередной раз повторил не услышавшим, что Росприроднадзор 12 марта начинает повторную проверку соглашения о разделе продукции (СРП) по Харьягинскому нефтегазовому месторождению (Ненецкий автономный округ). "Мы будем проводить эту проверку по запросу Роснедр. Есть некоторые вопросы, на которые предстоит получить ответы, в том числе по выводу скважин в эксплуатацию", - многообещающе и туманно пообещал Олег Львович.
Кроме того, по мере потепления приступим к "сахалинам".
Росприроднадзор планирует начать проверку проекта "Сахалин-1" 28 марта, заявил замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. "Мы планируем 28 марта начать первый этап проверки проекта "Сахалин-1", в ходе которого будет осуществлена камеральная проверка. Второй этап проверки "Сахалин-1" начнется в мае, с выездом на место", - сказал Митволь. Он подчеркнул, что проверка "Сахалин-1" ранее планировалась на осень 2006 года, но была перенесена на более поздний срок из-за проверки проекта "Сахалин-2".
Между тем из достоверных источников стало известно, что ОАО "Газпром" и ВР рассматривают возможность создания совместного предприятия, которое, в том числе, может заняться сжиженным природным газом (СПГ). Как сообщает пресс-служба газового холдинга, вчера вопросы сотрудничества обсудили председатель правления Газпрома Алексей Миллер и глава группы компаний BP лорд Джон Браун. В частности, речь шла о возможности учреждения совместного предприятия "для развития международного бизнеса компаний". Во встрече руководства корпораций также принял участие глава департамента разведки и добычи BP Тони Хейворт.
Главы Газпром и ВР уже неоднократно обсуждали сотрудничество в сфере СПГ. В частности, 22 ноября 2006г. в ходе их встречи речь шла о перспективах реализации крупных совместных проектов и взаимодействии компаний при торговле СПГ. При этом Газпром уже сотрудничает с ВР в сфере поставок СПГ. В сентябре 2006г. стороны заключили сделку на поставку СПГ в страны Атлантического бассейна. В соответствии с соглашением, BP в течение 2006г. - начале 2007г. будет осуществлять поставки СПГ компании Gazprom Marketing & Trading Ltd., которая, в свою очередь, будет реализовывать его на рынках стран Атлантического бассейна.
Для справки, в России ВР принадлежит 50% участия в компании ТНК-ВР, а также по 49% в проектах "Сахалин-4" и "Сахалин-5", до которых, смею вас уверить, скоро доберутся митволевские орлы-проверяльщики.
ТНК-ВР является основным акционером Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Иркутская область) с запасами 1,9 трлн куб. м, к которому проявлял интерес Газпром. Стороны договариваются о вхождении Газпрома в Ковыктинский проект уже несколько лет, однако о переговорном процессе ТНК-ВР сообщает лишь, что он конструктивный.
А тем временем, решая денежный вопрос (к концу марта ему надо перечислить 7.45 млрд долл. за контрольный пакет в пректе "Сахалин-2", Газпром размещает 10-летние еврооблигации на сумму 500 млн евро под доходность 125 базисных пункта к среднерыночным свопам и 15-летние еврооблигации на сумму 1,3 млрд долл. под доходность 195 базисных пунктов к доходности US Treasuries. Об этом творческой группе сериала любезно сообщил один из участников рынка.
Ранее Газпром прогнозировал, что доходность 10-летних еврооблигаций, номинированных в евро, составит 125-130 базисных пунктов к среднерыночным свопам, а доходность 15-летних евробондов, номинированных в долларах - около 195 базисных пунктов к доходности US Treasuries.
"Сахалинская" активность, а также дискуссии с европейскими газопотребителями настолько выбила РАО из колеи, что Газпром в 2006 году недовыполнило на 24,6% согласованный с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа план по приросту запасов газа в регионе, говорится в сообщении департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, где добывается около 90% газа концерна.
По приросту запасов нефти структурные подразделения ОАО "Газпром нефть" выполнили свои обязательства перед регионом в 2006 году на 81%, ОАО Газпром - на 35,7%. По другим предприятиям прироста запасов углеводородов в 2006 году не получено, говорится в сообщении.
Департамент отмечает, что администрация ЯНАО крайне обеспокоена снижением эффективности геологоразведочных работ в 2002-2006 годах.
Так, объем вложенных средств в бурение нефтяных и газовых скважин увеличился за это время в 2,5 раза - с 4,5 млрд рублей в 2002 году до 11,7 млрд рублей в 2006 году. Между тем, эффективность бурения, то есть количество приращенных запасов на 1 метр проходки горных пород, за этот же период снизилась в 5 раз.
Кроме того, ведущие нефтяные компании, обладающие высокой обеспеченностью текущей добычи запасами, переданными в лицензионное пользование, воздерживаются от проведения геологоразведочных работ, подчеркивается в сообщении департамента.
Департамент отмечает, что за 2002-2006 годы превышение объемов добычи нефти в Ямало-Ненецком автономном округе над приростом разведанных запасов нефти составило 110 млн тонн, по природному газу недокомпенсация составила 1 трлн кубометров.
Таким образом, в автономном округе происходит сокращение разведанных запасов углеводородов в результате превышения добычи над приростом запасов, говорится в сообщении департамента.
Но эта новость, похоже не очень расстраивает пребывающего в состоянии напористого поминания всей российской энергетики газового монополиста. В этом контексте напомним, что аккурат третьего дня глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил против сделки по объединению энергетических активов Газпрома и СУЭК. По его мнению, она станет второй попыткой монополизации энергетики и приведет к тому, что газовый концерн будет контролировать реформу РАО «ЕЭС России». Ранее против альянса выступил другой крупный чиновник министр экономического развития Герман Греф. Впрочем, антимонопольщики признают свое бессилие и разрабатывают ограничения на случай заключения сделки.
С тех пор как 8 февраля два гиганта заявили о своем намерении объединить энергетические активы, положительно об этой сделке публично не высказался никто. На следующий день после официального объявления глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс заявил о своем крайне негативном отношении к событию. Позже он объяснил свою позицию так: «Я считаю госкапитализм тупиком». Выступая на IV Красноярском экономическом форуме, на эту же тему высказался и руководитель МЭРТ. «Я считаю это опасной крайностью, в которую нельзя ударяться. Мы должны сохранить конкурентную среду», — заявил Герман Греф.
Глава ФАС разделяет эту точку зрения. "Мое отношение к сделке негативное, — заявил Игорь Артемьев. — Но ФАС будет действовать по закону". По мнению чиновника, в случае совершения данной сделки "в топливном цикле "Газпром" будет не просто занимать монополистическое положение, а контролировать всю реформу энергетики, за исключением разве что гидроэнергетики". Фактически, по мнению Игоря Артемьева, это будет "повторная реформа".
Между тем закон о конкуренции предписывает ФАС рассчитывать при определении монопольного положения доли на рынках отдельных товаров — соответственно, на рынке угля и газа. "Конечно же, у Газпрома нет угольных активов, но он будет иметь монопольное положение на энергетическом рынке Сибири и Дальнего Востока", — сетует г-н Артемьев. Глава ФАС отметил, что антимонопольный орган "будет делать все, чтобы объяснить правительству РФ свою точку зрения на данную сделку".
"Очевидно, что ФАС не может запретить консорциуму Газпрома и СУЭК развиваться дальше, так как одобрение получено на государственном уровне", - считают российские профильные гуру. Третьего дня г-н Артемьев фактически признал это, заявив, что антимонопольная служба "с опасением ожидает появления ходатайства Газпрома о покупке СУЭК". По словам г-на Артемьева, соответствующих документов от газовой компании в ФАС не поступало. "Но мы с тревогой их ожидаем", — подчеркнул глава ФАС.
Руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Наталья Порохова считает, что сложившаяся ситуация была прогнозируема. "Все, что происходит, является абсолютно естественным процессом для энергорынка, — сказала она — Еще до реформы было очевидно, в том числе по опыту зарубежных стран, что начнется его монополизация топливными компаниями. Поскольку в России монопольный рынок газа (при доле газа в топливной корзине на уровне 65%), то понятно, что тенденции усугубятся и энергорынок будет стремиться даже не к олигополии, а к монополии".
Правда, по мнению г-жи Пороховой, слияние Газпрома и СУЭК вполне "рыночно" и отнюдь не противоречит реформе электроэнергетики. "Энергетики не должны влиять на действия топливных компаний", — считает эксперт ИПЕМ. По ее словам, ситуация является пороком не антимонопольного законодательства, а самой реформы электроэнергетики. "Фактически ни одна цель реформы на сегодняшний день не достигнута, а появившиеся проблемы предлагается решать отнюдь не рыночными методами — запретом на создание энергетических холдингов или за счет перекрестного финансирования сетей путем распродажи сетевых активов", — считает она.
Автор со своей стороны полагает, что совместные усилия РАО "ЕЭС", ФАС и Минпромэнерго могут привести к тому, что амбиции Газпрома в энергетике будут сдерживаться. Думаю, в отношении сделки Газпрома и СУЭК могут быть применены поведенческие ограничения. Основная идея — ограничить долю Газпрома или СУЭК в объемах поставки топлива конкретным компаниям. По нашему мнению существует риск, что поставщики, владея значительным пакетом акций, смогут намеренно завышать цены на свое топливо, не допуская других поставщиков.
Но все-таки автор вынужден констатировать, что действенных инструментов для предотвращения этой сделки у ФАС немного, а те, которые есть, не особо проработаны в части контроля за рыночной властью.
Похоже, стремление создавать СП у российского газового "бегемота" обрело статус мании.
Аккурат вчера, как любезно сообщили творческой группе в Минэнерго Белоруссии, делегация ОАО "Газпром" ведет переговоры в Минске по практическому созданию газотранспортного предприятия на базе ОАО "Белтрансгаз". Трехдневные переговоры начались 28 февраля и закончатся 2 марта, уточнил представитель ведомства.
По его словам, стороны обсуждают практический механизм создания СП: договор купли-продажи, порядок и сроки перечисления денежных средств, передачу акций, устав СП.
Правительство Белоруссии и Газпром в конце декабря 2006 года договорились об условиях приобретения российской стороной в течение 2007-2010 годов 50% акций ОАО "Белтрансгаз" (в настоящее время 100% акций принадлежит государству) исходя из согласованной рыночной оценки белорусской ГТС в размере 5 млрд долл.
Кстати о Беларуси.
Россия в настоящее время не намерена отказываться от использования нефтепровода "Дружба", который проходит по территории Белоруссии.
Заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев подчеркнул, что сегодня нефтепровод "Дружба", по которому Россия перекачивает нефть в Европу, эффективен.
"Мы довольно давно озвучиваем концепцию диверсификации наших направлений, в том числе и экспортных, как по нефти, так и по нефтепродуктам. Но это не значит, что мы собираемся отказываться от каких-либо используемых направлений, если они при этом экономически эффективны. Сейчас "Дружба" эффективна, так зачем от нее отказываться?", - поделился своими откровениями с нашим московским резидентом Дементьев.
При этом замминистра промышленности и энергетики России сказал, что страна получит ряд преимуществ в случае строительства нефтепровода в обход Белоруссии (из Унечи в Приморск). "Во-первых, у нас трубопроводная система развита недостаточно. И даже с вводом Восточной трубы и БТС-2 (трубопровод из Унечи в Приморск) мы не выходим на принятый в мире норматив резервирования системы с 20-процентным профцитом. В случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций мы сегодня не имеем возможности кардинально перераспределить потоки. Есть плюсы и с точки зрения экономики. Приморское направление и вообще любое направление, заканчивающееся в порту, по определению позволяет эффективнее выходить на рынки», - заявил Андрей Дементьев.
В то же время замминистра уточнил, что проект строительства нефтепровода из Унечи в Приморск не является антибелорусским. "Увязывать этот проект с событиями, которые произошли между Россией и Белоруссией, было бы ошибкой. Это не антибелорусский, а нормальный, экономически обоснованный проект развития трубопроводной системы. Более того, если вы посмотрите принятую в 2003 году энергостратегию РФ до 2020 года, которая была написана, когда Москва и Минск были на подъеме, развитие северо-балтийского направления экспорта там определено как одно из приоритетных", - напомнил Андрей Дементьев.
Между тем, из Москвы была получена другая новость по этой теме.
Оказывается, правительство России вернуло на доработку в министерство промышленности и энергетики проект распоряжения о строительстве нефтепровода в обход Белоруссии - трубопроводной системы БТС-II (Балтийская трубопроводная система), передает наш источник в одном из профильных ведомств. По его словам, правительство обязало Минпромэнерго продолжить работу по изучению этого проекта.
А тем временем гордая Польша хотела бы избавиться от зависимости от поставок нефти и газа из России, и намерена предпринять определенные шаги в этом направлении. Об этом вчера заявила в Баку министр иностранных дел Польши Анна Фотыга по завершении переговоров с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым.
"Польша и Евросоюз в целом уделяют большое внимание вопросам энергетической безопасности и диверсификации энергопотоков. Мы нашли понимание этих проблем в Азербайджане и будем работать над общими инициативами", - заявила глава внешнеполитического ведомства Польши.
Должен сказать, что у Варшавы слово не расходится с делом.
Польша купила в Норвегии несколько скважин, газ из которых позволит стране стать менее зависимой от поставок этого сырья из России. Как передает радиостанция "Свобода", премьер-министр Польши Ярослав Качинский заявил, что диверсификация поставок энергоносителей является одной из основных задач нынешнего правительства страны. Государственное нефтегазовое предприятие приняло решение вложить около 350 млн долл. в покупку месторождений и 200 млн долл. в их разработку.
Речь идет о газопроводе через территорию Дании, над проектом которого начали работать польские и норвежские специалисты. Предприятие выкупило 15% скважин на территории, которой распоряжается концерн BP. Запасы газа в этом месторождении оцениваются в 36 млрд куб м.
Накануне стало известно о том, что Польша намерена диверсифицировать источники энергоресурсов и провести переговоры с представителями Азербайджана и Казахстана для обсуждения данного вопроса.
Президент Польши Лех Качинский собирается посетить эти страны, чтобы обсудить поставки энергоносителей. В МИДе Польше отмечают, что Польша зависит от российских поставок нефти и газа, но хотела бы диверсифицировать энергоисточники, что отвечает и программе энергобезопасности всего Европейского союза. Данный визит намечен на конец марта.
Кроме того, Польша также обсуждает поставки энергоносителей из Каспийского региона с Украиной. Украина построила для этих целей нефтепровод Одесса-Броды, однако в отсутствие задуманного продолжения нитки до польского Плоцка и продавцов сырья на Каспии, нефтепровод простаивал, после чего Киев реверсировал его для поставок российской нефти к Черному морю.
Заметим, эти события наряду с согласием Варшавы разместить у себя элементы американской системы ПРО наглядно показывают, что Польша начинает все больше "смотреть" на Запад, что в свою очередь не может не беспокоить Россию.
Между тем в Северной Европе растет сопротивление строительству запланированного российско-германского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря. Представитель "Народной партии" Швеции по энергетической политике Карл Гамильтон потребовал остановить реализацию проекта по политическим и экологическим причинам
"Народная партия" является вторым по величине партнером по коалиции в правительстве, в состав которого входят 4 партии во главе с премьер-министром Фредериком Райнфельдтом.
"У Швеции есть все основания и возможности для того, чтобы остановить строительство газопровода и форсировать проект по прокладке его по суше", – заявил Гамильтон. С требованием ведущего политика из правительственных рядов растет и давление на премьера Райнфельдта и министра иностранных дел Карла Бильдта в пользу выступления против германо-российского проекта.
Одновременно с этим глава шведского МИДа попадает под давление и из-за возможного конфликта интересов. До недавнего времени Бильдт владел акциями компании, которая вложила львиную долю своего капитала в акции подконтрольного государству российского концерна Газпром – главного собственника будущего газопровода.
Гамильтон считает, что Россия хочет провести газопровод по дну Балтийского моря прежде всего из внешнеполитических соображений, чтобы обойти Польшу и страны Балтии. Он призвал к тому, чтобы Швеция не потакала этим внешнеполитическим стремлениям России.
Гамильтон указал при этом на то, что газопровод станет проблемой для Швеции с точки зрения политики безопасности. До этого эксперты исследовательского института армии Швеции, а также представитель социал-демократов из комитета по обороне высказали свои опасения по поводу газопровода в связи с тем, что тот может быть использован в целях шпионажа. Министр обороны Швеции также в последующем заявил о своем согласии с этой позицией.
Правительство в Стокгольме до сих пор не заявило о своей официальной позиции по поводу планов строительства газопровода и пока судит о проекте только с точки зрения экологической безопасности.
"Мы пока не получили от компании Nord Stream, отвечающей за строительство газопровода, конкретной информации и не можем в этой связи делать какие-либо заявления относительно проекта", – заявили в министерстве иностранных дел. Гамильтон, будучи депутатом парламента, волен высказывать свою точку зрения по этому вопросу. И то, что он является членом правительственной партии, вовсе не означает, что он выражает позицию правительства, считает представитель министерства.
Гамильтон потребовал, чтобы Швеция совместно с Польшей и странами Балтии выступила против строительства газопровода. Только в таком случае проект может быть закрыт. Он ожидает, что тогда от проекта откажутся немецкие партнеры России. Наряду с Газпромом в проекте участвуют такие энергетические концерны, как Eon и Wintershall, а красно-зеленое правительство выступило в свое время поручителем.
"На конфликт с пятью странами ЕС и соседями Берлин вряд ли пойдет", – считает Гамильтон. В соседней Финляндии, имеющей с Россией границу большой протяженности, опасения по поводу политической безопасности в рамках дискуссии вокруг газопровода играют не самую большую роль.
Министра иностранных дел Швеции упрекают в том, что он до сих пор не высказался относительно проекта по строительству газопровода. Перед своим вступлением в должность Бильдт консультировал российских предпринимателей и являлся членом наблюдательного совета в компании, которая инвестирует часть своего капитала в Газпром. И теперь в Швеции опасаются, что его решение будет не столь независимым, как того требует политика. Бильдта подвергают критике и из-за того, что в связи с катастрофой в Дарфуре он не осудил геноцид. Бильдт также консультировал нефтяные компании, которые осуществляют свою деятельность в Судане.
Между тем решение США разместить часть комплекса ПРО вв Восточной Европе а также, по самым последним данным, на Кавказе, разбудившее подремывающих престарелых и уже "неадекватных" российских ракетных "ястребов" а также их заокеанских коллег, встряхнуло и российских добытчиков и торговцев углеводородами, у которых проснулась страсть к ношению оружия.
Похоже, естественные монополии России получат право на создание собственных армий. Во всяком случае, Алексей Миллер уверен, что охрана газовой трубы должна вооружиться.
Акционерные компании Газпром и "Транснефть" могут получить право на формирование собственных вооруженных подразделений. Их задачей станет защита и охрана производственной и транспортной инфраструктуры естественных монополий. С таким предложением вчера выступила группа депутатов, представляющая все 5 думских фракций. По нашим данным, инициатива подготовлена в самих структурах и уже получила поддержку администрации президента.
Документ, подписанный единороссами Александром Гуровым и Анатолием Куликовым, коммунистом Виктором Илюхиным, представителями фракций "Родина" и "Справедливая Россия" Николаем Безбородовым и Юрием Маркеловым, а также лидером фракции ЛДПР Игорем Лебедевым, предлагает дополнить Закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" записью о том, что особые подразделения АК "Транснефть" и ОАО "Газпром" "имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании".
Что конкретно станет охранять вооруженная сила этих компаний, будет определено ими позже – по согласованию с МВД и ФСБ. Однако уже сейчас в законопроекте фиксируется, что ее сотрудники "имеют право хранить, носить и применять служебное оружие и спецсредства в целях самообороны и при исполнении служебных обязанностей".
При этом указывается в проекте, правовой основой в этом случае будет не закон о частной детективной и охранной деятельности, а закон о ведомственной охране. Полномочия же ведомственной охраны гораздо обширнее тех, которыми обладают частные структуры. Например, ведомственные охранники могут обыскивать людей и автотранспорт, применять оружие не только на защищаемых ими объектах, но и вне их.
Им разрешено использовать оружие, в том числе и при значительном скоплении людей, в том случае, если осуществляется нападение на объект их охраны. Служебное оружие они могут носить при себе, потому что, опять же по закону, у них есть право на самооборону. Более того, по закону о ведомственной охране структуры, имеющие такой статус, могут претендовать и на боевое автоматическое оружие. Думцы предложили и корректировку нынешней редакции закона об оружии. Охранным службам Газпрома и "Транснефти" будет позволено приобретать служебное оружие самостоятельно, получая его от МВД.
Кроме специального ФГУП "Охрана", в которое преобразовано бывшее управление вневедомственной охраны МВД, не меньше 16 федеральных ведомств сейчас имеют у себя специальные охранные структуры. А есть еще и больше 20 тыс. частных охранных предприятий (ЧОПов) и больше 4 тыс. так называемых "служб безопасности".
Напомним: закон об оружии – один из самых старых законов новой России. За последние несколько лет в Думу поступило более 10 инициатив о его изменении, но почти все они были отвергнуты. Не получили право на свободное применение оружия, к примеру, даже охранники, сопровождающие конвои с золотом и драгметаллами.
Предложение депутатов уже вызвало критику. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заметил, что деятельность охранных структур такого рода определяется лишь одним документом – Законом "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". "Законодательство не предполагает, чтобы для каких-то конкретных компаний делались исключения", – подчеркнул Озеров. Депутату Геннадию Гудкову непонятно, "чем хуже "Газпрома" и "Транснефти", например, Сбербанк, Внешторгбанк, РАО "РЖД" или другие, числом не менее десятка-другого". Он предположил, что те скоро попросят о такого же рода привилегии: "Таким образом, у нас в стране скоро возникнет множество ведомственных армий".
"Вооружение корпораций – вещь достаточно тревожная, в российских условиях это может быть еще более опасным для общества", – заметил в разговоре с творческой группой сесриала глава Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. С точки зрения члена Общественной палаты Сергея Маркова, опасность таится, прежде всего, в неуправляемости корпоративных силовиков.
Раз уж речь зашла об оружии, автор не удержался и сейчас поведает об одной забавной "заморочке" экс-министра обороны Сергея Иванова. Кстати, прежде чем начать повествование, мы напомним, что уже однажды в "сахалинах" дезавуировали с цифрами-фактами и не без стеба российско-индийский проект создания истребителя "двадцать пятого поколения".
Как выяснилось, президентские амбиции одного из кандидатов в преемники в сочетании с распухшим от нефтяных денег госбюджетом представляют собой самую настоящую взрывную смесь. Получив пост первого вице-премьера, ответственного за технические инновации, Сергей Иванов чрезвычайно энергично взялся за дело. Военно-техническая комиссия (куда по должности входят высшие госчиновники и которая раньше собиралась раз в полгода) теперь заседает каждую неделю, кочуя из одного оборонного НИИ в другой.
Вот и на финише зимы, 27 февраля она заседала в научно-промышленном объединении "Алмаз-Антей". И Сергей Иванов сделал заявление, которое, будь оно произнесено более серьезным человеком, наверняка тянуло бы на сенсацию.
"Сегодня хотелось бы поговорить о проекте системы оружия пятого поколения (ради Бога, не надо преждевременно хохотать, пропустите самое интересное), которая включала бы в себя средства не только противовоздушной, но и противоракетной, и противокосмической обороны. Это должна быть комплексная система, которая объединит в себе информационные, боевые и управляющие системы ПВО, ПРО и ПКО. Это серьезный, дорогостоящий и уникальный, с точки зрения технологий и инноваций, проект, над которым мы должны работать системно и завершить его в те сроки, которые определены госпрограммой вооружения до 2015 года", — поведал первый вице-премьер.
Итак, через восемь лет у России появится некая "система систем", которая должна объединить информационные, боевые и управляющие элементы противоракетной, противовоздушной и противокосмической обороны.
Не доверяя своим более чем скромным техническим познаниям, автор, выпускник радиофака Харьковского университета, офицер запаса, специализирующийся на радиоэлектронной борьбе(преимущественно для нужд ПВО) истратил несколько часов на опрос военных специалистов в области ПРО и ПВО. "Бессмысленный набор слов", — такой был самый вежливый комментарий слов Иванова, а чаще звучала "латынь" в сопровождении гомерического хохота.
Действительно, речь идет о перехвате и уничтожении баллистических и крылатых ракет, спутников, самолетов и вертолетов. Все это летает с разными скоростями, на разных высотах и, что главное, по разным законам физики. Поэтому для борьбы с ними необходимы принципиально разные системы противодействия. Станции слежения и радары ПВО в принципе несовместимы с системой предупреждения о ракетном нападении. Точно так же невозможно создание унифицированного оружия.
Но, может быть, на наших глазах перед российскими учеными ставится грандиозная задача создать за восемь лет оружие, действие которого будет основано на других физических принципах? Что, как в случае с рейгановскими "звездными войнами", обернется небывалыми технологическими прорывами? Но зачем тогда создавать новое КБ на базе "Алмаза-Антея", который специализируется как раз на традиционных средствах ПВО?
"Хочешь, я расскажу, чем все закончится? – сказал мне один из опрошенных спецов. — Когда придет пора отчитываться, они посадят в одно здание командования ПВО, ПРО и ПКО, изготовят экраны, на которых будут фиксироваться как воздушные, так и космические цели и объявят все это единым комплексом. Ну а на то, что провода из этого здания будут идти к принципиально разным и никак не сопряженным друг с другом системам вооружений, никто просто не обратит внимания".
Подозреваю, что идея объединения ПВО, ПРО и ПКО есть не что иное, как бюрократический ответ на американскую "воздушно-космическую операцию".
Логика простая, если не сказать примитивная. США удалось создать ударную "систему систем", объединив космическую и воздушную разведку и целенаведение с "боевыми платформами": самолетами и крылатыми ракетами. Стало быть, решили российские начальники, и отвечать на нее необходимо с помощью единой системы.
Надо сказать, что особенно впечатляют сжатые сроки создания этой системы. На том же заседании Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов с особой гордостью говорил о завершении работ над комплексом ПВО С-400 "Триумф", первый полк которых вот-вот станет на боевое дежурство. Так вот, создавался С-400 с середины 80-х, в 1999-2003 году прошли его полигонные испытания в Капустином Яру. И только теперь его обещают поставить на боевое дежурство. А ведь речь идет всего лишь об одной системе оружия.
Наверняка это решение подсказали хитрецы из ВПК. Когда мы в одной из серий "сахалинов" писали о том, что проект истребителя пятого поколения стал насосом для выкачивания бюджетных денег, мы и предположить не могли, что само словосочетание "пятое поколение" вскоре превратится в универсальный "Сезам, откройся". Стоит в предвыборный год произнести эти слова, и закрома государства открываются автоматически. Правда, произнести их должен добрый волшебник Сергей Борисович Иванов.
Кстати, г-н Иванов кроме изрядных способностей вешать макаронные изделия на уши Минфину РФ с целью выкачивания казенных миллиардов, по долгу новой службы обязан заниматься инновациями. Слово сладкое для уха нашего первого эе вице-премьера Николая Яновича Азарова, которому в этом смысле проще, поскольку он же является и министром финансов Украины. Эдакий двуликий Янович.
Однако сегодня об Иванове. Вот, что пишет об этом субъекте российский автор Иван Стерлигов:
Недавние перестановки в высшем руководстве страны показывают: власть готовится изменить стратегию достижения главной экономической цели, стоящей перед Россией – построения "экономики знаний". Сергей Иванов назначен первым вице-премьером, курирующим промышленную политику и инновационное развитие, что означает серьезное изменение в подходе к реорганизации нашей экономики. Если отвлечься от чисто политических мотивов такого назначения, и обратиться к анализу эффективности работы Правительства, то становятся ясны следующие вещи:
- Президент высоко оценивает успехи Сергея Иванова на посту министра обороны и доволен развитием военно-промышленного комплекса,
- опыт Иванова по организации ВПК ценен, по мнению команды Владимира Путина, и для промышленности в целом,
- ранг поста (первый вице-премьер), который теперь занят Сергеем Ивановым, показывает, что ВПК и методы, которыми Иванов его развивал,- в числе основных приоритетов государства,
- соответственно, методы прочих «инноваторов» в Правительстве отходят на второй план.
Вначале несколько слов как раз об этих прочих. Повышение Иванова многими было расценено как удар по т.н. "либеральному" крылу Правительства, и особенно по его символу – Герману Грефу (см. например, недавнее интервью А.Дугина нашему порталу).
Г-н Греф до последнего времени негласно считался главным куратором инноваций, его же ведомство ведет основные инвестиционные проекты в этой области – Агентство по особым экономическим зонам и Российскую венчурную компанию. Проекты эти задумывались как главные инструменты развития высокотехнологичной экономики, но пока что их использование в полную силу еще не начато.
Создание РВК затянулось на полгода, объявление итогов конкурса управляющих компаний, по словам Грефа, вообще ожидается лишь 14 мая, хотя часть денег на счета компании уже давно переведена. Недоумение потенциальных управляющих, в том числе, иностранных, вызвали и «особые условия» участия в конкурсе Внешторгбанка (от которых, впрочем, МЭРТ, видимо, под давлением независимых директоров РВК, уже отказался). РосОЭЗ работает в похожем темпе – бюджетные средства целиком не освоены как на федеральном, так и на местном уровнях, есть нерешенные проблемы с законодательством, кроме того, в период смены руководства работа в Агентстве шла неудовлетворительными темпами. В итоге деятельность МЭРТа была по достоинству оценена коллегами – неделю назад Михаил Фрадков с подачи Алексея Кудрина предложил направить в РосОЭЗ и РВК комиссии Росфиннадзора с целью выяснить, почему расходование выделенных средств идет так медленно.
Второе место по инновациям во властной вертикали после Германа Грефа делят министр связи и информатизации Леонид Рейман и министр образования и науки Андрей Фурсенко. В мининформсвязи потихоньку создают свою маленькую РВК - Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. РИФИКТ был организован еще в августе прошлого года, и вот, наконец, на прошлой неделе проект его инвестиционной декларации прошел согласование межведомственной рабочей группы – еще несколько месяцев, и он, теоретически, может начать работать. В минобрнауки пока что никаких фондов не создают, продолжая относительно успешно поддерживать инновации в рамках различных ФЦП. Ходят упорные слухи, что РФТР – российский фонд технологического развития – перестанет существовать, а на его базе будет выстроена мощная госкорпорация, задачей которой станет фондовое стимулирование развития инновационного потенциала крупных предприятий за счет внебюджетных источников. Эта корпорация может стать базовым механизмом государственно-частного партнерства в научно-технической сфере. Впрочем, от слухов перейдем к фактам.
Налицо следующее: до назначения Сергея Иванова в России не было политической фигуры, которая в полной мере могла бы взять на себя бремя перестройки сырьевой экономики нашей страны. Герман Греф не обладает достаточным политическим весом для решения задачи такого уровня, другие министры обладают им в еще меньшей мере, более того, для них инновации – не совсем профильное дело. Очевидно, что тут нужна была фигура высшего ранга – и такой фигурой сделали Сергея Иванова. Остается понять, как он будет руководить диверсификацией экономики.
Вот тут начинается самое сложное: совершенно неясно, каких успехов г-н Иванов достиг на поприще реформирования ОПК. На заседании Госсовета в Волгограде он заявил, что рост военно-промышленного производства в 2006 году составил 10%, а в отдельных отраслях (например, авиастроении) – до 25%. Проблема в том, что эти цифры совершенно невозможно проверить, как невозможно узнать и о комплексе мер, которые Иванов развил для укрепления отрасли. Очевидно лишь, что львиная доля роста обеспечена существенным увеличением госзаказа на вооружения, произошедшем в минувшем году. Если посмотреть на официальные цифры гособоронзаказа (2005 год – 187 миллиардов рублей, 2006 год – 237 млрд. рублей), а также принять во внимание суммы экспорта вооружений (6,4 млрд. в 2006 году), то этот рост окажется вполне объяснимым.
Впрочем, не это главное. Нельзя проверить другие сообщенные Сергеем Ивановым показатели, а именно – долю производимой предприятиями ВПК гражданской продукции. По словам нового первого вице-премьера, такая доля сегодня составляет 30-35% и продолжает расти. Почему эта цифра нам так интересна? Да потому, что, согласно г-ну Иванову, предприятия ВПК суть предприятия высокотехнологичные, и выходит, что ВПК у нас – чуть ли не единственный сектор, где налицо заметный рост производства гражданской хай-тек продукции за счет конверсии оборонки.
Сложно судить, насколько это соответствует действительности. Конечно, наши оборонные заводы делают вполне высокотехнологичное оружие, но те технологии, которые годятся для армии, могут не найти никакого спроса на рынке. Например, в производстве вооружения до сих пор широко используются микрочипы, выполненные по стандарту 1,5-2 мкм, в то время как в гражданской электронике стандартом уже давно является 0,18 мкм. Рискнем предположить, что из заявленных Сергеем Ивановым "конверсионных" 30-35% к хай-теку в его современном понимании относится лишь малая часть.
По словам Владимира Путина, "окрепший отечественный бизнес сейчас имеет возможности инвестировать в производство высокотехнологичных промышленных продуктов". Естественно, всем ясно, что, хотя возможности у нашего окрепшего бизнеса действительно есть, он совсем не обязательно будет вкладываться в высокотехнологичное производство. В частности, отраслевые лидеры более склонны к покупке зарубежных активов (в том числе, в странах СНГ), причем подчас по ценам выше рыночных, так как не видят привлекательных объектов внутри экономики Российской Федерации. Вероятно, именно поэтому Президент, выступая в Волгограде, подчеркнул: "государство как главный акционер значительной части промышленных активов должно активнее влиять на формирование новой промышленной среды". На Госсовете решено было выбрать из всего спектра высокотехнологичного производства три отрасли (авиа-, авто- и судостроение), и поддержать их с помощью субсидий – видимо, это и есть новая методика поддержки инноваций, которую будет реализовывать обкатавший ее на ВПК Сергей Иванов.
Назначение Сергея Иванова куратором диверсификации экономики позволяет сделать вывод, что Правительство, столкнувшись с серьезными трудностями в построении инновационного рынка (многократные попытки создать работающую сеть трансфера технологий, сложности с принятием действительно значимых налоговых льгот, заминка с РВК и РосОЭЗ), будет впредь делать основную ставку на субсидирование существующих производств, причем таких, основным заказчиком которых является государство. "Сырьевые" деньги, направляемые в Банк Развития, будут, прежде всего, тратиться на господдержку крупных предприятий, тем самым, меняется фокус приложения основных усилий и средств государства, из него выпадают малые инновационные предприятия и стартапы. Что характерно, по форме собственности крупные предприятия так или иначе завязаны на государство. Понятно, что такая политика соответствует складывающейся ситуации в огосударствлении экономики, но ее долгосрочная эффективность, особенно в плане создания принципиально новых, современных высокотехнологичных товаров и конкурентоспособности на мировых рынках, сомнительна.
Полностью разделяю мниение коллеги. А что поделаешь, стратегический кремлевский курс со слоганом "Построим госкапитализм в России и ее окрестностях в сжатые сроки" не дает альтернативы. Ни "инноватору" Иванову, ни идейному вдохновителю Путину.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас