Страсти по Сахалину. Японцев обнадежили, а Митволь присмотрел Total — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Японцев обнадежили, а Митволь присмотрел Total

Фондовый рынок
512
104-я серия.
Ну что ж, что бы не говорили скептики, а весна таки пришла. Поделать с этим фонологическим явлением ничего нельзя, остается набраться терпения и дождаться настоящего тепла. Полагаю, будет веселее, а сочинять всякие глупости об углеводородах станет значительно легче.
С весной активизировалась внешнеэкономическая активность на уровне премьеров. Наш слетал в Германию, российский потусовался в Японии. Полагаю, в этом есть нечто киплинговское: "Восток есть Восток и он никогда не сольется с Западом в объятьях". Перевод, как вы уже очевидно догадались, литературный, то есть, приблизительный. Хотя суть выражена достаточно четко. Ведь не прошло и года, как некто Путин с высокой трибуны заявил, а его речь "творчески" развил околокремлейский топ-бизнесмен Миллер о том, что-де Россия поворачивает свой пахнущий углеводородами внешнерыночный (внешнеполитический) вектор с Запада на Восток. Как говорится в полублатном фольклоре, "пацан сказал – пацан сделал". Сначала с трибуны, затем в окрестностях острова Сахалин. Последнее случилось весьма прагматично, практически по-путински: с одной стороны "ущучили" западную нефтекомпанию (так сказать, Shell попала под вектор), а затем, попутно обнадежив Индию насчет истребителя двадцать пятого поколения, принялись разделять и властвовать на Дальнем Востоке. Не особенно забывая, о том, что хотя углеводородный вектор и повернули на Восток, Европу совсем без присмотра оставлять нельзя. Для чего было избрано чисто русское ноу-хау: подводный газовый вектор в трубе. Натурально, ряд "околовекторных" стран возмутились, но Москве не привыкать.
Ну, а сейчас традиционная новостная лента. Для разогрева начнем с экологии.
Росприроднадзор начнет 12 марта проверку соблюдения условий лицензии и экологического законодательства по соглашению о разделе продукции Харьягинского месторождения. Об этом сообщил звезда нашего сериала и по-совместительству замглавы Росприроднадзора Олег Митволь.
"Проверка продлится месяц", - добавил он. "По результатам этой проверки, если у инспекторов ведомства будут претензии к Total (французская компания, которой принадлежит лицензия на разработку месторождения), документы передадут в комиссию Минпромэнерго по соглашениям о разделе продукции", - отметил замглавы Росприроднадзора. Он пояснил, что комиссия Роснедр не может аннулировать лицензию, так как месторождение разрабатывается на условиях СРП.
Проверка, по словам Митволя, инициирована Федеральным агентством по недропользованию и руководством Ненецкого автономного округа. "У нас есть соответствующее письмо с просьбой провести проверку от Роснедр и администрации Ненецкого автономного округа", - сказал он.
Основные претензии к Total заключаются в отставании добычи компании от графика и отсутствии новой схемы разработки месторождении. Минпромэнерго поручило Total до конца 1-го квартала 2007 года направить в Роснедра эту новую схему, где будет указан реальный объем добычи нефти.
Оказывается, по сообщениям нашего московского резидента, никакого передела полномочий между Ростехнадзором и Росприроднадзором в ближайшее время не будет.
Активно лоббировавшаяся окружением замглавы Росприроднадзора Олега Львовича Митволя идея создания Росэкологии пока, похоже, не проходит.
"Все экологические функции останутся в нашем ведении, но нынешнюю ситуацию долго терпеть нельзя, - заявил резиденту глава Ростехнадзора Константин Пуликовский после заседания коллегии ведомства. - В 2004 году была сделана ошибка, когда экологические полномочия разделили. В результате собственник, играя на противоречиях между ведомствами, может спокойно уходить от ответственности".
Третьего дня на заседании коллегии Ростехнадзора подводились итоги 2006 года. Главным для ведомства является экологический надзор. В характеристику экологической безопасности неотделимо входят атомная, промышленная безопасность, техническое состояние гидротехнических сооружений промышленности и энергетики. В 2006 году чиновники ведомства наложили на промышленные предприятия штрафы на 150 млн руб. и еще 2,6 млрд руб. получили в виде платы за загрязнения окружающей среды. С нынешнего года одним из приоритетов Ростехнадзора станет контроль экологической безопасности ядерных объектов. В 2007 году стартовала реализация новой программы развития ядерной энергетики в России.
Между тем и наши экологи не ловят мышей.
Министерства охраны окружающей среды Украины и Deutsche Bank договорились о сотрудничестве в сфере экологии.
Соответствующий протокол о намерениях между Минприроды и Deutsche Bank подписан в среду в Берлине (Германия)
С украинской стороны протокол подписал министр охраны окружающей среды Василий Джарты.
Джарты, комментируя творческой группе сериала подписанный протокол, отметил, что он предусматривает сотрудничество Украины с Deutsche Bank как одним из операторов при реализации через биржу при Европейской комиссии квот на выброс в атмосферу парниковых газов.
Министр отметил, что, согласно Киотскому протоколу, за Украиной в 1990 году зафиксирована квота 925 млн тонн, в то же время на сегодня фактически Украина из этой квоты выбирает 450 млн тонн.
Минприроды считает целесообразным из оставшейся части квоты 250 млн тонн зарезервировать за украинскими предприятиями, а 220 млн тонн - продать другим государствам через биржу.
Джарты также отметил, что Deutsche Bank первоначально предложил подписать меморандум о сотрудничестве, однако Минприроды предпочло подписать протокол о намерениях, так как меморандум ставил для Украины узкие рамки.
Как сообщалось в "мыльной опере", Министерство охраны окружающей среды инициирует создание государственного агентства по распределению средств, полученных от продажи квот на выбросы парниковых газов.
Украина ратифицировала Киотский протокол 4 февраля 2004.
Этот протокол был открыт для подписания в 1998 году, а вступил в силу 16 февраля 2005 года после ратификации его одной из крупнейших сторон конвенции - Россией.
Страны, ратифицировавшие Киотский протокол, обязуются уменьшить выброс в атмосферу углекислого газа и пяти других газов, вызывающих так называемый парниковый эффект и глобальное потепление.
Согласно научным прогнозам, при условии полного выполнения и ратификации протокола всеми сторонами конвенции, к 2050 году предпринятые меры смогли бы уменьшить глобальную температуру на 0,02-0,28 градуса.
Рыночные механизмы Киотского протокола обеспечивают возможности привлечения целевых экологических инвестиций и прямой продажи квот.
Мировой банк прогнозирует получение Украиной средств от продажи квот на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола в общем объеме 15-17 млрд долл.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ не без самурайского изящества заметил, что при развитии сахалинских нефтегазовых месторождений Япония и Россия находятся "в одном самолете", и рассматривает эти проекты символом двустороннего сотрудничества. Он заявил об этом перед началом переговоров в Токио с председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым, беседуя с журналистами российских СМИ.
"Проект "Сахалин-2", - сказал премьер, - очень важен для Японии и России. Это символ двустороннего экономического сотрудничества. Конечно, всегда возникают трудности, когда предпринимается попытка начать большое дело. Когда большой самолет взлетает, он тратит много энергии, но после старта во время стабильного полета ее нужно меньше. Я удовлетворен тем, что заинтересованные стороны нашли взаимоприемлемое решение проблем вокруг "Сахалин-2"".
"Нам важно, - продолжал Абэ,- продвигать сотрудничество, исходя из того, что мы находимся в одном самолете. Важно, чтобы Япония и Россия испытывали чувство ответственности в отношении сахалинских проектов. Я надеюсь на ответственные действия российского правительства и Газпрома. Важно, чтобы нашему сотрудничеству ничего не мешало.
Премьер Японии рассчитывает на ответственные действия российских властей и Газпрома в рамках реализации проекта "Сахалин-2".
"Нам очень важно, чтобы Япония и Россия имели чувство ответственности. Я надеюсь, то российское правительство и Газпром предприняли ответственные действия", - сказал премьер Японии российским журналистам в среду в Токио. По его словам, сотрудничество в рамках проекта "Сахалин-2" "имеет исключительно важное значение", проект "является символом сотрудничества".
Однако он отметил, что на самом деле трудности возникают, и "такой пример есть везде".
Что касается товарооборота между РФ и Японией, то за последние три года, по его данным, он сильно вырос.
Премьер отметил, что это произошло после принятия плана действий в 2003 году во время визита в Москву предыдущего премьера Японии.
К визиту Фрадкова в Страну Восходящего Солнца мы еще вернемся, поскольку там было очень много "нюансов", а сейчас поинтересуемся денежными делами у Газпрома.
Министр энергетики России Виктор Христенко заявил в Токио 28 февраля, что вхождение ОАО "Газпром" в проект "Сахалин-2" будет осуществлено через оплату наличными средствами. Решение об этом уже принято, подчеркнул он. На вопрос о схеме оплаты долей Газпрома Христенко ответил, что "речь шла, конечно, о "живых" деньгах".
Кстати, несколько отвлекаясь от денег, Виктор Христенко предложил российским нефтегазовым компаниям поучаствовать в строительстве верфей для производства судов водоизмещением свыше 200 тысяч тонн.
Финансирование проекта, в соответствии с которым в России должно появиться три судостроительных завода, предложено Газпрому, "Роснефти" и "Лукойлу".
По словам Христенко, все участники проекта заинтересованы в том, чтобы договоренности и о строительстве завода сжиженного природного газа, и о поставках ресурсов были реализованы в сроки, предусмотренные контрактом. При этом, как подчеркнул министр, "японские коллеги рассматривают вхождение Газпрома в проект как факт, который придаст ему дополнительную стабильность".
Поэтому, участники полагают, что опыт Газпрома позволит в сроки реализовать все важные компоненты проекта, включая строительство завода по сжижению газа. Уж я думаю, Миллер настроит заводов и насжижает…
Напомним, что общие запасы проекта "Сахалин-2" оцениваются на уровне в 600 млн тонн нефти и конденсата, а также около 700 млрд кубометров газа. В его реализации особо заинтересована Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, которые стремятся диверсифицировать источники импорта энергоносителей и снизить свою зависимость от поставок с Ближнего Востока.
Совет директоров Газпрома одобрил совершение сделок, связанных с вхождением холдинга в Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy - оператор проекта "Сахалин-2") в качестве ведущего акционера. Об этом сообщает пресс-служба концерна.
Напомним, Газпром выкупает контрольную долю в проекте за 7,45 млрд долл.
Протокол о вхождении в качестве ведущего акционера в Sakhalin Energy Investment Company Ltd. Газпром подписал 21 декабря 2006г. с компаниями Shell, Mitsui и Mitsubishi. В соответствии с условиями, установленными в протоколе, Газпром приобретет 50% плюс одна акция в Sakhalin Energy за 7,45 млрд долл.
Для совершения данной сделки каждый из существующих акционеров Sakhalin Energy уменьшит свою долю на 50% при пропорциональном распределении суммы выплаты. В результате Shell будет владеть 27,5% акций, а Mitsui и Mitsubishi 12,5% и 10% акций, соответственно. Сделка должна быть закрыта до 31 марта 2007г. Газпром профинансирует покупку доли в проекте денежными средствами. По неофициальным данным, холдинг рассматривает возможности привлечения кредита для этой цели.
Для координации работ по вхождению в Sakhalin Energy 30 января 2007г. Газпром создал координационный комитет. Новый орган будет осуществлять организацию вхождения холдинга в нефтегазовые проекты на Сахалине и их совместную реализацию с другими участниками "Сахалина-2". Кроме того, холдинг намерен открыть представительство в Сахалинской области.
Если кто забыл, мы напоминаем: проект "Сахалин-2" предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн т нефти и конденсата и 700 млрд куб. м газа. Помимо платформ на побережье залива Анива планируется построить нефтяной экспортный терминал и завод по производству сжиженного природного газа (с узлом отгрузки) мощностью 9,6 млн т. Стоимость завода оценивается в 2 млрд долл.
Пока доли акционеров распределены следующим образом: у "Шелл Сахалин Холдингс Б.В." 55% (компания-учредитель - Royal Dutch/Shell), "Мицуи Сахалин Холдингс Б.В." - 25% (учредитель - Mitsui), у "Даймонд Гэс Сахалин Б.В." - 20% (учредитель - Mitsubishi Corporation).
Шельф острова Сахалин является наиболее изученной акваторией дальневосточных морей. В его пределах открыто 9 месторождений углеводородного сырья с суммарными запасами газа - 1,2 трлн куб. м, нефти - 394,4 млн т, конденсата - 88,5 млн т. Перспективные ресурсы углеводородного сырья на шельфе Сахалина составляют свыше 6 млрд т условного топлива.
Накануне Христенко сообщил о том, что Sakhalin Energy снова обратится в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) относительно предоставления кредита на проект.
Здесь стоит напомнить о том, что 11 января с.г. ЕБРР сообщил, что больше не рассматривает текущую схему финансирования проекта "Сахалин-2", однако в то же время банк отметил, что открыт для обсуждения вопроса с реструктурированной компанией Sakhalin Energy.
Организаторами синдицированного кредита ОАО "Газпром" на 4,5 млрд долл. стали ABNAMRO, Morgan Stanley и Societe Generale. Кредит, по неофициальным данным, привлекается для оплаты контрольной доли газового холдинга в проекте "Сахалин-2". Об этом нам сообщил Reuters со ссылкой на источники в банковских кругах.
По их информации, сделка будет структурирована как заем на общекорпоративные нужды, состоящий из кредитов на три года, пять лет и бридж-кредита.
Ранее неофициально сообщалось, что Газпром в ближайшее время начнет синдикацию кредита на 2 млрд долл., лид-менеджерами которого называются ABN AMRO и SG CIB. Средства планируется направить на корпоративные нужды и поглощения. Кроме того, 1 марта 2007г. должно начаться размещение валютных еврооблигаций холдинга на 2 млрд долл., организаторами выступают Morgan Stanley и Credit Suisse. Они размещаются двумя траншами - на 10 лет (в евро) и на 15 лет (в долларах США).
В январе 2006г. источники на рынке сообщили, что Газпром ведет переговоры с банками ABN AMRO и Credit Suisse, а также несколькими японскими банками об организации кредита на 10 млрд долл. По мнению экспертов, холдинг привлекает эти средства, в том числе на оплату сделки по "Сахалину-2". В Газпроме эту информацию не подтверждали.
Напомним, договоренность о покупке Газпромом у Shell, Mitsui и Mitsubishi в общей сложности 50% плюс одна акция в Sakhalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2") за 7,45 млрд долл. была достигнута в конце декабря 2006г. Оплата сделки будет осуществлена денежными средствами. Соглашение предусматривает, что компания Shell продает 27,5% в проекте, Mitsui - 12,5%, Mitsubishi Corporation - 10%. При этом каждый из участников сохраняет за собой аналогичную долю в проекте. Ранее сообщалось, что сделка будет завершена в феврале 2007г., однако впоследствии сроки ее завершения были сдвинуты на конец марта 2007г.
А тем временем 28 февраля ООО "Газпром экспорт" и турецкая компания Shell Enerji A.S. подписали контракт на поставку природного газа в Турцию.
Согласно достигнутой договоренности, "Газпром" осуществит поставки газа в Турцию в объеме 250 млн. куб. м ежегодно компании Shell Enerji A.S. в период до 2021 года, сообщает пресс-служба "Газпрома".
Контракт заключен по результатам тендера на передачу турецкой трубопроводной компанией Botas части существующего контракта другим компаниям, организованного в рамках проводимой в Турции либерализации газового рынка.
В рамках проводимой в Турции либерализации газового рынка, 30 ноября 2005 года компанией Botas был объявлен тендер на передачу части существующего контракта (от 18.02.1998 года) другим компаниям.
По результатам рассмотрения тендера, объявленным 30 ноября 2006 года, компанией Botas часть вышеуказанного контракта была переуступлена компании Shell Enerji A.S.
В соответствии с подписанным документом и договоренностью между ОАО "Газпром" и Botas, Shell Enerji A.S. принимает права и обязанности компании Botas.
Shell Enerji A.S. планирует начать поставку покупателям во втором квартале 2007 года.
Российско-турецкое сотрудничество в газовой сфере началось в 1984 году, когда между правительствами Турецкой Республики и СССР было подписано Соглашение о поставках природного газа в Турцию. Всего с начала поставок и по 2005 год включительно из России в Турцию экспортировано около 138,7 млрд. куб. м природного газа.
Ежегодно объемы экспорта российского газа в Турцию увеличиваются. Так, в 2004 году объем поставок достиг 14,5 млрд. куб. м, в 2005 году составил более 18 млрд. куб. м. В 2006 году поставлено около 20 млрд. куб. м. 6 декабря 2004 года ОАО "Газпром" и турецкая трубопроводная компания Botas подписали Меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере. Документ предусматривает возможность поставок газа ОАО "Газпром" в Турцию напрямую или через дочерние компании вплоть до конечных потребителей, а также участие в проектах по газификации, газораспределению, развитию мощностей подземного хранения газа и газоэнергетических мощностей на территории Турции.
Компания Shell Enerji A.S. является дочерним предприятием Royal Dutch Shell plc. Она была создана в 2004 году в г. Анкара (Турция) для операций по импорту газа, оптовой торговли и маркетинга на турецком рынке.
А сейчас обещанные выше нюансы и подробности о визите Фрадкова в Японию. Собственно говоря, у автор сложилось впечатление, что основную работу там сделал прилетевший ранее Виктор Христенко, а Фрадков по сути был "свадебным генералом".
Итак, вчера в Токио премьер Михаил Фрадков и сопровождающая его многочисленная делегация министров и бизнесменов убеждали японцев увеличивать инвестиции в экономику России, ссылаясь на то, что не вкладываться в Россию рискованно. Сасое забавное, что никаких гарантий сокращения энергетических рисков Япония не получила, а главными снятыми с нее рисками пока стали закрытие Совета мудрецов двух стран и дружелюбные заверения премьер-министра о том, что все контракты "Сахалина-2" будут исполнены.
О том, как рискует японский бизнесмен, не участвующий в российских проектах, Михаил Фрадков, завершивший вчера визит в Токио, говорил неоднократно. "Приход в Россию не риск, рискованно не идти в Россию" – этот поток самозознания премьера, доводящий переводчиков до истерики, неоднократно прозвучал и на завтраке с руководством федерации экономических организаций Японии "Кэйданрэн", и на встрече с участникам российско-японского инвестиционного форума, и на встрече с японским премьером Сингзо Абэ.
Впрочем, такая тактика уговоров, судя по всему, была единственно верной, учитывая то, как японцы привыкли вести бизнес. По свидетельству российских чиновников, для них характерна такая тщательность и щепетильность при проработке проектов, в том числе связанных с проникновением на рынки других стран, что многие "агрессивные" бизнесмены вполне могли бы назвать такое поведение заторможенным и даже неприемлемым в условиях ведения дел в ХХI веке.
Такой бизнес-менталитет сказывается и на решениях, связанных с Россией. Г-н Фрадков, как оказалось, был "в курсе".
"Компании других стран ведут себя более активно на российском рынке. Очень хотелось бы, чтобы японские компании заняли еще более активную позицию", - заявил г-н Фрадков, выступая на 2-м российско-японском инвестиционном форуме. При этом премьер, что называется, задел за живое, предупредив японцев о возможных потерях прибыли в случае опоздания на российский рынок, конкуренция на котором все более усиливается. "В сегодняшних условиях плюсы работы на российском рынке намного превосходят все минусы. Риски работы в России все еще довольно высоки, но прибыли, которые можно получить при правильной постановке дела, намного превосходят эти риски", - уговаривал японских инвесторов Михаил Фрадков.
Главное событие, которого ждала Япония от визита,– твердых гарантий поставок энергоносителей проекта "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в Японию – в ходе визита, не произошло.
По крайней мере, по итогам всех встреч ни в каких документах на этот счет не было сказано ни слова.
В целом, речи о беспокоящей японцев ситуации вокруг Сахалина, складывающейся после де-факто вынужденной продажи консорциумом Shell и японских Mitsui и Mitsubishi Газпрому контрольного пакета акций в "Сахалине-2", были весьма туманны. Единственное, что Сингзо Абэ удалось получить от российского правительства,– обязательства выполнения всех взятых на себя "Сахалином-2" контрактов.
Сингзо Абэ, который утверждал, что проект "Сахалин-2" – "символ двустороннего сотрудничества", с компромиссом смирился, заявив, что "при попытке начать большое дело всегда возникают трудности". Сама сделка, по словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, будет закрыта в марте 2007 года.
Михаилу Фрадкову явно не нравилась идея энергодиалога, поэтому он предложил японскому бизнесу при выборе проектов не ограничиваться только энергетикой. "Открыв свой рынок для японских инвестиций, мы, прежде всего, рассчитываем на взаимность",– заявил премьер-министр перед отлетом из Токио.
Впрочем, как выяснилось, несмотря на все сложности, взаимность уже достигнута. Так, замглавы МЭРТа Виталий Савельев привел в ходе визита данные об объеме накопленных японских инвестиций в Россию – он составляет 2,5 млрд долл., причем большая часть их роста приходится на последние годы: с 2005 года вложения увеличились в пять раз. Япония, таким образом, вошла в десятку крупнейших инвесторов экономики РФ.
Пакет новых инвестиций, привезенных делегацией России из Японии, также достаточно велик. Так, министр информационных технологий Леонид Рейман пролоббировал соглашение между ЗАО "Транстелеком" и NTT Communication о прокладке оптиковолоконной кабельной системы Хоккайдо–Сахалин – контракт стоимостью более 30 млн долл., по его мнению, позволит конкурировать с США за телекоммуникационный транзит из Тихоокеанского региона в Европу.
Глава "Северсталь-авто" Вадим Шевцов – с компанией Isuzu о строительстве СП на ульяновском автозаводе по производству грузовиков. Глава ВЭБа Владимир Дмитриев получил от консорциума японских банков кредит 228 млн долл. на 13 лет для кредитования "Шереметьево-3".
Более крупные проекты – инвестиции в НПЗ "Роснефти" на "дальневосточном" конце трубопровода ВСТО, энергомост Сахалин–Хоккайдо – пока остаются в стадии обсуждения. Обсуждать их, видимо, будут долго – вице-президент компании Tokyo Gas Кунио Андзай напрямую назвал главными проблемами с организацией притока инвестиций из Японии в Россию высокий уровень коррупции, сложность бюрократических согласований, таможенные барьеры и недостаточное внимание правительства к развитию Сибири и Дальнего Востока.
Кроме того, критике подвергалась и инфраструктура поддержки инвестиций на госуровне. Впрочем, как выяснилось, кое-что в этой области уже делается. Так, в Токио официально подтверждено закрытие Совета мудрецов России и Японии. Судя по присутствию в делегации главы РСПП Александра Шохина, тема развития отношений с Японией будет осуществляться на уровне этого союза. А Дальний Восток начнут развивать уже сегодня – из Токио Михаил Фрадков вылетел во Владивосток.
Россия сегодня заинтересована в японских инвестициях в сферы, развитие которых позволило бы дифференцировать российскую экономику, явно перекошенную в сторону сырьевых отраслей. Причем дифференциация, по словам премьера, должна быть основана на использовании новейших технологий, а экономика в целом переведена «на рельсы инновационного развития». «Этот интерес должен быть учтен при корректировке торгово-экономических и инвестиционных отношений России и Японии»,- отметил Фрадков.
Впрочем, российскому ТЭК японские инвестиции также явно не помешают. По словам одного из членов российской делегации, на закрытой для журналистов части делового завтрака с участием японских бизнесменов Михаил Фрадков призвал их финансово поучаствовать в строительстве нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в котором японская сторона чрезвычайно заинтересована. А заодно и в возведении нефтеперерабатывающих производств на тихоокеанском конце трубы. «Сырая нефть - это очень важно, и мы заинтересованы в поставках, но это не самое сложное. Нас интересует переработка. И чем глубже, тем лучше», - процитировал г-на Фрадкова представитель российской делегации.
Японцы говорят, что не прочь инвестировать в России. Из примеров, которые на слуху, - строительство в России автозаводов концерном «Тойота» (предполагается, что первая машина сойдет с конвейера уже в декабре этого года) и «Ниссан». Однако инвестиционный процесс мог бы быть более активным, если бы в России улучшился инвестиционный климат. От имени японских бизнесменов соответствующие пожелания высказал председатель японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Кунио Андзай. По его словам, необходимо сделать более понятными российские официальные документы, упростить визовый режим и таможенные процедуры, принять жесткие меры против бюрократии и коррупции, унифицировать финансовые и юридические процедуры. "Если бы вы смогли улучшить ситуацию в этих сферах, экономическое сотрудничество могло бы быть гораздо более продуктивным, чем сейчас", - пояснил г-н Андзай г-ну Фрадкову.
Российский премьер отреагировал позже, уже на краткой пресс-конференции после переговоров с японским коллегой Синдзо Абэ. Отвечая на один из вопросов, г-н Фрадков отметил, что проблема излишней бюрократизации, коррупции решается. "Главное, чтобы эта проблема не стала барьером для совместных действий, для реализации наших идей", - загадочно заявил премьер, хотя японская сторона четко дала понять, что именно эта проблема барьером и является.
В беседе с журналистами г-н Христенко прокомментировал, быть может, самый щепетильный сегодня вопрос в экономических отношениях - о намерении "Газпрома" получить контрольный пакет акций проекта "Сахалин-2", в котором пока еще участвуют две японские компании. По его словам, в Японии "настроение на поддержку проекта сохраняется", а японские коллеги рассматривают приход Газпрома как фактор, "который придает проекту стабильность".
Визит ознаменовался и важным событием культурной жизни. Отныне и японцы могут воочию оценить талант самого востребованного в последние годы в России, особенно в Москве, скульптора-монументалиста Зураба Церетели. Вчера в Токио был открыт памятник бывшему премьеру Японии Ичиро Хатояме (он руководил страной в 50-е годы прошлого века) работы известного мастера. Причем в обычный человеческий рост.
А тем временем по нашим данным, в Кремле прорабатывается сценарий дальнейшей консолидации российской нефтяной отрасли и создания новой государственной мегакомпании…
Главными стимулами этого процесса является желание государства взять под контроль максимальное количество активов в стратегической отрасли и амбиции руководства двух крупнейших российских нефтегазовых компаний — Газпрома и "Роснефти". Инициатором дальнейшей консолидации отрасли выступает "Роснефть". И, видимо, именно она станет базой для обновленной государственной мегакомпании. Для компании Сергея Богданчикова это единственный шанс добиться гарантий независимости от Газпрома. Ведь после получения контроля над крупнейшим угледобывающим предприятием России — СУЭК — газовый монополист вполне может вернуться к идее поглощения "Роснефти": это сделает его единственным и непобедимым властелином российского ТЭКа. К тому же приблизит капитализацию компании к 1 трлн долл., о чем грезит руководство Газпрома.
Кстати, глава Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев выступает против сделки по созданию совместного предприятия Газпромом и СУЭК. "Я лично выступаю против. Мое отношение к этой сделке негативное", - заявил Артемьев. Артемьев сообщил, что в случае совершения этой сделки "Газпром" будет иметь полный контроль в топливном цикле в газовой и угольной отрасли, таким образом, будет контролировать всю реформу энергетики, а не просто занимать монопольное положение на этих рынках. "Фактически, это будет повторная реформа энергетики, за исключением гидроэнергетики", - убежден чиновник.
Он подчеркнул, что ФАС будет делать все, что в ее силах, чтобы объяснить свою точку зрения правительству. "Я лично выступаю против этой сделки. Мое отношение негативное. Но ФАС будет действовать по закону", - заключил Артемьев.
Однако вернемся к "нефтепеределу".
"Роснефть", в свою очередь, не раз демонстрировала, что категорически не хочет становиться "дочкой" газовой монополии. Все прежние попытки Газпрома получить контроль над "Роснефтью" проваливались из-за административного ресурса нефтяной компании, представленного председателем совета директоров "Роснефти", заместителем главы администрации президента РФ Игорем Сечиным. Однако у Газпрома с административным ресурсом тоже порядок: совет директоров монополиста возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Получается, мощь административного ресурса приблизительно одинакова у обеих компаний.
Чтобы окончательно поставить точку в вопросе создания единой энергетической госкомпании на базе Газпрома, "Роснефти" необходимо расти очень быстро, чтобы ее не смог проглотить и переварить даже такой монстр, как Газпром. Но только за счет увеличения нефтеотдачи на собственных месторождениях нужного роста не добьешься. Надо поглощать активы.
Эксперты практически не сомневаются в том, что большинство более или менее ценных активов ЮКОСа в процессе его банкротства достанется "Роснефти". Но есть также мнение, что из репутационных соображений российским властям неплохо было бы провести аукционы не только в пользу государственной нефтяной компании. Иначе не избежать воскрешения истории с продажей "Юганскнефтегаза", от которой "Роснефть" старается всячески дистанцироваться, и новых обвинений в том, что дело ЮКОСа было инициировано исключительно в пользу этой компании. Поэтому некоторые интересные активы — например, "Томскнефть" — могут достаться Газпрому или "Газпром нефти". При этом непосредственно на аукционе купить что-то может какая-нибудь дружественная "Газпрому" компания и уже затем продать актив газовому монополисту. Но "конкурирующей фирме" не стоит обольщаться: никакие репутационные риски не помешают "Роснефти" использовать все влияние, чтобы получить максимальный кусок бывшей нефтяной империи Михаила Ходорковского.
Части репутационных рисков "Роснефть" может избежать, как и в истории с покупкой "Юганскнефтегаза", за счет сотрудничества с "Сургутнефтегазом" (в представителях приснопамятной "БайкалФинансГруп", купившей на аукционе "Юганскнефтегаз", журналисты опознали именно сотрудников "Сургутнефтегаза").
Так что компания Владимира Богданова может вновь сыграть на стороне "Роснефти": во-первых, за счет скопившейся наличности (по разным оценкам, от 10 млрд долл. до 15 млрд долл.) "подстраховать" "Роснефть" на аукционах, где цена активов за счет большой конкуренции может оказаться высокой. Во-вторых, интересные "Роснефти" активы ЮКОСа могут быть поделены между ней и "Сургутнефтегазом", чтобы госкомпания хотя бы де-юре не была единственным бенефициаром банкротства.
После распродажи активов ЮКОСа добыча "Роснефти" вырастет максимум до 100 млн тонн в год. Если же "Томскнефть" с ее 11,5 млн тонн годовой добычи достанется Газпрому, "Роснефть" после распродажи ЮКОСа всего лишь догонит по добыче ЛУКОЙЛ.
Стоимость компании вырастет и вовсе несущественно — практически все аналитики сходятся во мнении, что покупка добывающих и перерабатывающих активов ЮКОСа уже отражена в цене акций "Роснефти". Значительного роста котировок бумаг госкомпании по итогам аукционов никто не ожидает. Очевидно, что "Роснефти" необходим дальнейший агрессивный рост, иначе ее акции будут сильно переоценены, а выполнение планов добывать через семь лет 140 млн тонн нефти окажется под вопросом.
Если "Сургутнефтегаз" будет помогать "Роснефти" на аукционах по продаже имущества ЮКОСа, логичным будет дальнейшее слияние двух компаний. Несмотря на то, что и Сергей Богданчиков, и Владимир Богданов отрицают какие-либо переговоры на данную тему, рынок упорно продолжает обсуждать перспективы этого слияния. А недавние изменения в структуре собственности "Сургутнефтегаза" (после которых контрольный пакет акций компании может принадлежать негосударственному пенсионному фонду "Сургутнефтегаз") аналитики объясняют либо попыткой защиты от недружественного поглощения, либо подготовкой к слиянию.
Ну, а на десерт немного российского милитаризма, который, кстати, на поверку оказался самым что ни на есть цивильным. То есть, гражданским.
Неделя, предшествовавшая так любимому русским народом Дню защитника Отечества, вышла вполне военно-политической. Министерство обороны пыталось "по-быстрому" оформить допуск свеженазначенному главе ведомства, а то пока что Анатолий Сердюков не имеет права не то, что пользоваться, а даже смотреть на ядерный чемоданчик. А вдруг как раз сейчас, в такой вот уязвимый момент, супостаты нанесут первый ядерный удар? Именно такое ощущение осталось после интервью начальника Генштаба Юрия Балуевского и большой пресс-конференции главкома Ракетных войск стратегического назначения Николая Соловцова. По словам двух высокопоставленных генералов, угроза безопасности России столь высока, что ответить на нее можно, лишь начав развертывание ракет средней и меньшей дальности, которые были уничтожены в соответствии с советско-американским договором 1987 года.
Все эти военные истории связаны, как мне кажется, одним стержневым сюжетом. Это вопрос о гражданском контроле.
Не зная, что хорошего сказать о новом главе военного ведомства, как объяснить предпринятую Путиным рокировочку, околокремлевские телепропагандисты широкоизвестные своими перлами, сконцентрировались на том, что Анатолий Сердюков – сугубо гражданский человек. Назначение второго подряд гражданского министра обороны – согласитесь, уже тенденция. Тем более что бывший директор мебельного магазина Сердюков — уж точно более гражданский, чем находящийся в запасе генерал-полковник ФСБ.
Казалось бы, вот очевидное доказательство того, что в соседской стране построены вполне цивилизованные отношения между народом и армией, налажен реальный гражданский контроль над военными.
К сожалению, это не так. Более того, существующая в России система управления Вооруженными силами является очевидной профанацией гражданского контроля. История с назначением Сердюкова прекрасно это иллюстрирует.
Только Владимиру Путину известны резоны, по которым он остановил свой выбор как раз на этом человеке. Все прочие граждане пребывают в полном неведении относительно того, как новый министр собирается руководить армией, какие цели перед собой ставит, как он намерен тратить едва ли не четвертую часть всего госбюджета. Выяснить все эти небезынтересные вещи можно было бы в ходе парламентских слушаний, которые должны были бы предварять утверждение в министерской должности. Ничего подобного у наших соседей не предусмотрено. И посему остается лишь гадать, обладает ли Сердюков хотя бы в минимальной степени знаниями, необходимыми на министерской должности.
Замечу, кстати, что российская властная вертикаль достигла такой степени отполированности (попрошу без смеха и циничных шуточек, намекающих на шест, используемый стриптизершами!), что некоторым военным журналистам это уже неинтересно.
Вот главный редактор газеты "Военно-промышленный курьер" считает, что обсуждать кандидатуру нового министра не очень уместно, так как г-н Сердюков получил, оказывается, "высочайший кредит доверия от главы государства". В самом деле, начальник решил, чего обсуждать-то. Впрочем, даже если допустить, что гражданский министр достаточно
компетентен и полон благих идей, при нынешнем устройстве военного ведомства он будет совершенно беспомощным. Дело в том, что в России до сих пор не разделены функции военного и политического руководства Вооруженными силами. Министр обречен принимать решения по сотням сугубо военных вопросов: боевой подготовке, развертывания тех или иных систем вооружений. Но в отсутствие компетентных гражданских чиновников (которых, конечно же, необходимо специально готовить) министр обороны обречен во всем полагаться на мнение генералов, у которых могут быть собственные сугубо корпоративные интересы.
Вспомним, Сергей Иванов был назначен главой министерства обороны в 2001 году, когда во время трагедии "Курска" Путин убедился: генералы и адмиралы безбожно лгут президенту. Иванова и командировали в военное ведомство для того, чтобы обеспечить президента правдивой информацией о состоянии дел в армии. Однако очень быстро из представителя главы государства в военном ведомстве Иванов превратился в представителя интересов генералитета. Вместо контролера он стал ретранслятором генеральского вранья.
В результате чего и сам не раз попадал в глупейшее положение и ставил не раз в него президента. Взять хоть недавние заявления Путина о том, что, если в Польше будут размещены ракеты-перехватчики американской системы противоракетной обороны, то они в будущем могут угрожать российским ядерным силам. Чтобы понять, что президент введен в заблуждение, достаточно взглянуть на карту. В европейской части России баллистические ракеты базируются под Саратовом и в Ивановской области. В случае нанесения ответного удара по США ракеты полетят по самому короткому пути — на север. Тогда у американцев, которые могут осуществить перехват лишь в космосе, нет никакого шанса догнать наши ракеты.
Надо сказать, что сам начальник Генштаба американскую угрозу разъясняет более чем аккуратно: "Зная потенциальные технические характеристики информационных и огневых средств, мы можем с достаточной уверенностью утверждать, что, несмотря на все заявления о ненаправленности этих средств против России, они при определенных условиях смогут оказать некоторое влияние на наш потенциал сдерживания". И после всех этих "определенных условий" и "некоторого влияния" главком РВСН сообщает, что "стратеги" будут способны в качестве целей иметь и размещенные на территории европейских государств объекты ПРО". Это характерно для военного мышления, когда гипотетическая угроза сходу получает реальный ответ. На то и нужен гражданский контроль, чтобы такой ответ не стал единственно возможным.
Еще нелепее то, что Путин пугает американцев некими магическими боеголовками будто бы способными преодолевать американскую систему ПРО. Военные руководители не слишком скрывают, что речь идет о боеголовках, которые летят в космосе по баллистической траектории, а, войдя в атмосферу, начинают маневрировать. Но способность боевых блоков маневрировать в воздушном пространстве бесполезна, если американцы собираются уничтожать их в космосе, то есть до того, как они достигнут атмосферы. Похоже, что чудо-боеголовки были разработаны в середине 80-х, для того чтобы противостоять рейгановской программе "звездных войн". Однако, как можно предположить, у российских военных остались старые наработки, которые они и презентовали руководству страны.
Как видим, отсутствие гражданского контроля, слепое доверие так называемым военным специалистам оборачивается серьезными внешнеполитическими промахами и экономическими потерями (ведь на производство бесполезных боеголовок будут истрачены немалые деньги). Однако Путин, похоже, до сих пор уверен, что весь гражданский контроль исчерпывается правом президента назначить министром обороны бывшего директора мебельного магазина.
Полагаю, будет небезынтересным поглядеть как со своей ролью главы ФСБ стравится бывший директор бани.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас