Страсти по Сахалину. Российско-белорусские договоренности. Как это было и что это значит? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Российско-белорусские договоренности. Как это было и что это значит?

Энергетика
465
75-я серия.
По мере того, как российско-белорусский нефтетранзитный конфликт перемещается из "горячих цехов" скорых на руку и острых на язык политических комментаторов в более "прохладные" и смахивающие на скучно-привычные бухгалтерии разделы профильных аналитиков и более основательных и эрудированных гуру, обыватель постепенно теряет интерес к данному вопросу мироздания. Смею надеяться, что среди "читателей-зрителей" "сериала" таковые пребывают в меньшинстве, а в основном данной темой интересуется народ серьезный и вполне подкованный.
Отсюда пойдет сегодняшнее построение нынешней серии. Кстати, если кто не заметил, обращаем внимание, что она де-факто "юбилейная".
А структура предлагается приблизительно такая. Начнем с "сахалинов". Как мы уже неоднократно отмечали, что эта проблема вдохнула в российских "зеленых" (не путать с долларовыми купюрами!) вторую жизнь.
Кроме того, предполагается продолжать препарировать результаты российско-белорусских постконфликтных договоренностей "под соусом" комментариев "бацьки". Собственно, как и перлы российского посла в Украине, Виктора Степановича Черномырдина, "цитатник" Александра Григорьевича давно заслуживает быть изданным. Особенно, это касается его мнений по поводу перспектив союзного российско-белорусского государства.
Натурально, не обойдемся без "дежурного топтания" по российской внешней энергополитике, в чем нам окажут посильную помощь зарубежные СМИ, дай им Бог здоровья.
Итак, начнем с официоза. Эх, жаль Олег Львович Митволь куда-то запропал. Без него скучно.
Между тем даже в его отсутствие на первом плане какая-никакая работа по лишению лицензий ведется.
Так вчера стало известно, что Роснедра могут отозвать две лицензии у подразделения ЛУКойла.
Комиссия Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) на одном из ближайших заседаний может отозвать две лицензии на добычу нефти у ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" (95-процентная доля принадлежит компании "Ханты-Мансийск ойл корпорейшн", которой владеет ОАО "ЛУКойл", сообщил один из членов комиссии.
"Это касается Каменного и Потанай-Картопьинского участков недр. Заседание комиссии по этому вопросу состоится в течение двух недель", - сказал он. Источник подчеркнул, что недропользователь заявлял об устранении нарушений по этим лицензиям. Однако комиссия Росприроднадзора провела повторную проверку и обнаружила, что нарушения сохранились. По данным министерства природных ресурсов, накопленная добыча на Каменном участке (лицензия выдана сроком до 2013 года) составила 823 тыс. тонн нефти, на Потанай-Картопьинском (лицензия до 2014 года) - 459 тыс. тонн.
Стало быть, дело Митволя живет и его коллеги продолжают "ущучивать" углеводорододобытчиков, относящихся к матушке-природе без должного пиетета.
Со своей стороны, разбуженные "сахалинами" экологи, небезосновательно опасаясь охлаждения Олега Львовича (с Высочайшего Кремлевского благословения) к этому вопросу мироздания после воцарения российского газового "бегемота" на "троне" Sakhalin Energy, предложили Александру Миллеру обсудить экологические требования к проекту "Сахалин-2".
Российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF-Россия) и коалиция российских и международных общественных организаций направили председателю правления ОАО "Газпром" Алексею Миллеру письмо с предложением провести встречу и обсудить основные экологические требования к проекту "Сахалин-2". Сообщая об этом, организация WWF-Россия заявляет, что приобретение ОАО "Газпром" контрольного пакета акций проекта делает компанию ответственной за обеспечение его экологической безопасности, в том числе на стадии дальнейшей эксплуатации всех его объектов. Вне зависимости от возмещения ущерба, реализация проекта с прежними проектными решениями серьезно увеличивает экологические и технологические риски не только на стадии завершения строительства, но и при эксплуатации объектов проекта в будущем, говорится в сообщении организации.
Как отмечается в письме, российские и международные общественные природоохранные организации более десяти лет ведут диалог с правительственными структурами, компаниями и финансовыми институтами, вовлеченными в реализацию проекта "Сахалин-2", но предложения по повышению экологической и экономической безопасности, за исключением изменения маршрута подводных трубопроводов, не были учтены компанией Sakhalin Energy.
Кроме того, экологи выражают свое беспокойство тем, что, "несмотря на беспрецедентные длительность и масштаб проверки Росприроднадзора и многочисленные публичные заявления компании Sakhalin Energy, практически все выявленные нарушения остаются до сих пор не устраненными". Более того, на наиболее опасных участках трассы сухопутных трубопроводов строительство продолжается по прежним типовым проектам, и это создает высокую вероятность аварий на наземном трубопроводе, связанных с нефтяными разливами и утечками газа.
На инициируемой WWF встрече предлагается обсудить ряд основных тем, в том числе внесение изменений в проект по прокладке наземного трубопровода в особо опасных участках, ликвидация негативных последствий строительно-монтажных работ 2005-2006гг. (восстановление пойм, стабилизация склонов, уборка строительных грунтов из оврагов, эрозионных врезов и т.д.). Экологи намерены затронуть такие вопросы, как местоположение платформы ПА-Б в районе нагула серых китов, занесенных в Красные книги РФ и Международного союза охраны природы (МСОП) и разработка планов предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти на суше и на море.
Кстати, крен нашего сериала в московско-минские нефтетранспортные "разборки" наверняка затмил в нашей памяти то, с чего, собственно и началась "мыльная опера".
Поэтому не сочтем за труд напомнить, что проект "Сахалин-2" предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн т нефти и конденсата и 700 млрд куб. м газа. Оператор проекта - Sakhalin Energy, доли акционеров пока распределены следующим образом: у "Шелл Сахалин Холдингс Б.В." 55% (компания-учредитель - Royal Dutch/Shell), "Мицуи Сахалин Холдингс Б.В." - 25% (учредитель - Mitsui) и "Даймонд Гэс Сахалин Б.В." - 20% (учредитель - Mitsubishi Corporation).
В декабре 2006г. Газпром, Shell, Mitsui и Mitsubishi договорились о продаже российскому холдингу 50% плюс одна акция в Sakhalin Energy за 7,45 млрд долл. Компания Shell продает 27,5% в проекте, Mitsui - 12,5%, Mitsubishi Corporation - 10%, соответственно каждый из участников сохраняет за собой аналогичную долю в проекте. Как ожидается, сделка будет завершена в феврале 2007г.
Ну а сейчас, убедившись в том, что "сахалины" не остались без нашего внимания, вернемся к "сябрам" и их российским братьям.
Итак, "8 лет поистине титанических усилий Москвы" (именно так характеризуют российско-белорусский мезальянс российские же коллеги) на поприще воспитания экономического самосознания у Белоруссии привели к острому кризису с временным прекращением поставок российской нефти в Западную Европу. В результате кризис был преодолен путем долгих переговоров и взаимных уступок.
Двое суток в Белом доме российский премьер Михаил Фрадков с министрами финансово-экономического блока вел переговоры со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским, чтобы не довести до полного коллапса поставки нефти из России в Европу и в саму Белоруссию. В минувшую пятницу в пол десятого вечера, спустя 45 часов чистого времени, потраченного на "утряску" двух, по сути, несовместимых позиций, правительство России нашло единственно мудрый способ отступления.
Итак, несмотря на перекрытый вентиль нефтепровода "Дружба", Россия не отменила своей экспортной пошлины на поставки нефти в Белоруссию. Хотя значительно ее уменьшила: вместо 180 долл. за тонну в этом году она составит 53 долл. Это, конечно, существенное послабление российским нефтяным компаниям и одновременно прямая поддержка экономики соседа.
Цифра в 53 долл. взята не "с потолка", переговорщикам удалось наполнить ее глубоким экономическим смыслом. Договоренности подразумевают, что экспортная пошлина на нефть в 180 долл. за тонну устанавливается и в России, и в Белоруссии. Но на российско-белорусской границе ее как бы "очищают": "Мы на сырую нефть, поставляемую из России, будем взимать экспортную пошлину по ставке, равной соответствующей доле экспортной пошлины на нефтепродукты, поставляемые из Белоруссии и произведенные из сырой нефти российского происхождения", - объяснил Михаил Фрадков.
Заполнив эту формулу "с конца", чиновники и получили ставку в 53 долл. за тонну сырой нефти на российско-белорусской границе. Коэффициент к "базовой" ставке в 180 долл., таким образом, составил 0,293. При этом ставка пошлины будет устанавливаться раз в два месяца, а вот коэффициент расчета "доли" российских таможенников будет расти. Если на 2007 год он сохранится на уровне 0,293, то в 2008 году составит 0,335, а в 2009 году - 0,356.
Такой механизм экономически затрудняет реэкспорт нефтепродуктов с территории Белоруссии. Ведь получается, что "жадный" заплатит дважды: сначала на российско-белорусской границе (53 долл.), а второй раз (180 долл.) - на белорусской при экспорте нефтепродуктов в третьи страны. Но и в этом случае Россия будет получать компенсацию от экспорта нефтепродуктов с территории Белоруссии. В нынешнем году она составит 70% от соответствующего таможенного сбора, в 2008 году - 80% и в 2009 году - 85%.
Белорусский вице-премьер Андрей Кобяков пояснил, что из 20 млн тонн нефти, которые Минск планирует импортировать в текущем году, 6 млн предполагается использовать внутри страны, 14 млн тонн - переработать с целью экспорта нефтепродуктов на Запад. По словам г-на Кобякова, условием выполнения соглашения является то, что "белорусская сторона будет применять пошлину, равную российской, при экспорте нефтепродуктов". В результате увеличения вывозной пошлины до российского уровня белорусский бюджет получит дополнительно 1,5 млрд долл.
Автор идеи (а им, как свидетельствуют источники в российской делегации, является министр финансов Алексей Кудрин), несомненно, может гордиться ей. Да, российский бюджет получит в результате действия всех этих хитрых схем в 2007 году, по оценке г-на Фрадкова, "немногим более 1 млрд долл." вместо 3,5-4 млрд, как сообщалось ранее. Зато решит куда более серьезные задачи. Белоруссия закроется как нефтяной офшор и прекратит реэкспорт российской нефти. "А если нарушит пункты положения еще раз", как сказал г-н Кудрин, то "получит введение экспортных пошлин в полном объеме".
"Воспитание экономикой" принесло и еще один серьезный плюс. "Фактически мы вернулись в правовое поле 1995 года. По поставкам нефти, нефтепродуктов. И решили вопросы торгово-экономических взаимоотношений", - заявил Михаил Фрадков. Он назвал подписанное соглашение сбалансированным. А подобную оценку документа - "общей" для двух стран. Хотя и дал понять, что без вмешательства президентов не обошлось.
"Все хорошо, что хорошо заканчивается, - подвел итог переговоров российский премьер. - Выводы соответствующие, я надеюсь, все сделали: не следует доводить до подобных ситуаций".
Cтало быть, ставка экспортной пошлины на сырую нефть для Белоруссии с 1 января 2007 года устанавливается в размере 53 долл. за тонну, что более чем в три раза ниже первоначальных требований Москвы. А Минск признал обоснованными требования Москвы поделиться доходами от реэкспорта российской нефти.
В результате российский бюджет дополнительно получит более 1 млрд долл., хотя изначально речь шла почти о 4 млрд долл. Кстати, эту "цифру" "засветил" "сам" Путин.
А вот бюджет Белоруссии не понесет потерь от перехода на новые условия покупки российской нефти, уверяет белорусский вице-премьер Андрей Кобяков. По его словам, соотношение раздела экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты рассчитано так, что оно будет наиболее приемлемо и для белорусской экономики, поскольку это не приведет к серьезным изменениям или потрясениям.
"Переговоры проходили непросто. На завершающей стадии в работу включились президенты наших стран. В результате мы согласовали общий подход", — признал премьер Михаил Фрадков. По его словам, это соответствует линии, проводимой в отношении союзнических отношений, и обеспечивает эффективное развитие торгово-экономических контактов. В актив он занес и парафирование ряда экономических соглашений. "Мы вернулись в правовое поле 1995 года с закреплением наших договоренностей на межправительственном уровне", - пояснил Фрадков, подразумевая под этим обещание белорусского премьера отменить акты, вводившие ограничения для российского бизнеса в Белоруссии.
Впрочем, в правительстве РФ отмечают, что в действительности на переговорах во главе угла стоял вопрос завершения выстраивания рыночного пространства вокруг России. И эта задача выполнена.
Правда, по мнению более-менее серьезных независимых экспертов, в результате нефтяного конфликта проиграли и Россия, и Белоруссия. Их международному имиджу нанесен серьезный ущерб. Под вопрос поставлены перспективы интеграции в рамках ЕврАзЭС. Россия выиграла пару миллиардов долларов. Но это пиррова победа. Денег в российском бюджете и так куры не клюют. А белорусы, уровень жизни которых теперь снизится, обратят свои взоры на Запад…
Между тем другие, уже профильные, гуру утверждают, что белорусский нефтяной оффшор в результате соглашения, подписанного премьерами двух стран, сохранен. Именно так заявил генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. "Если пошлина не установлена в размере 100%, то доходность все равно остается высокой", — считает Правосудов.
По его мнению, объемы поставок российской нефти на белорусские НПЗ снижаться не будут, а основные доходы от торговли нефтепродуктами останутся у "Белнефтехима". "Такие условия оставили потому, что Россия хочет сохранить Союзное государство. Белоруссия – единственное государство в мире, которое хотя бы на словах хочет объединиться с Россией. Вопрос в цене объединения. Лукашенко выдвинул такие условия, что на них никто не будет объединяться, и он это понимает. Проблема российско-белорусских отношений уперлась в личность Лукашенко", — говорит Правосудов.
По мнению эксперта, главным интересом для российских нефтяных компаний остаются белорусские НПЗ. "Ситуация, как с "Белтрансгазом", — вы нам НПЗ, мы вам более низкие пошлины", — добавил Правосудов.
Алогично, то есть, непредсказуемо, повел себя и российский президент. Еще полнедели назад он потрясал листом бумаги и навскидку говорил о неприемлемости дотаций эсэнговских экономик, а уже в прошлые выходные дал задний ход.
Владимир Путин назвал договоренности с Белоруссией по энергетике приемлемым компромиссом для обеих сторон и поблагодарил за это правительство. По словам Путина, главным итогом российско-белорусских переговоров является переход к рыночным отношениям с белорусскими партнерами, прежде всего в энергетической сфере.
"Хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этой непростой работе. Давайте будем относиться по-взрослому, по-серьезному, без суеты и эмоций - так как проходили эти переговоры, также надо добиваться осуществления достигнутых договоренностей", - сказал президент на совещании с членами правительства.
Путин отметил, что поддержка белорусской экономики Россией будет продолжаться, но ее объемы будут снижаться. "Прямая либо скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжаться на протяжении длительного времени, хотя, начиная с этого года, она значительно сокращаться", - сказал президент РФ в понедельник на совещании с членами российского правительства.
В частности, сообщил он, в 2007 году только по энергоносителям эта поддержка составит 5,8 млрд долл.
"Согласитесь, что это много. Но это плата России за спокойный, мягкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа", - сказал президент России.
Разумеется, дело "братского белорусского народа" верить или не верить сладким речам кремлевского обитателя, но автор рискнет предположить, что более вероятен второй вариант сценария. И виноваты в этом отчасти будут "сладкие" продукты.
России "нанесен непоправимый репутационный ущерб", и "теперь в любые будущие контракты другими странами будет вводиться надбавка за дополнительные риски", считает бывший советник президента России по экономическим вопросам, сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (США) Андрей Илларионов. "Лукашенко тактически добился своего: он добился снижения экспортной пошлины на нефть, – добавляет политолог Алексей Макаркин. – Однако это лишь в ближайшей перспективе".
На этом экономическое противостояние между странами не закончится. В дальнейшем, по прогнозам Макаркина, Лукашенко будет вынужден сдать свои позиции. "Позицию ему удержать будет сложно, – считает Макаркин. – Потому что ситуация меняется, а на Беларусь давит Запад. Лукашенко придется отступить". Действительно, премьер-министр Фрадков уже заявил, что Россия ожидает от белорусских компаний "добровольного ограничения объемов поставок сахара в нашу страну". Премьер добавил, что сейчас российский Минсельхоз разрабатывает необходимые документы и скоро соответствующее соглашение будет подписано.
Напомним, что российская сторона обвиняет белорусских поставщиков в нарушении прежних договоренностей: в нашу страну по льготным соглашениям поставляется сахар не только из сырья, произведенного в Белоруссии, но и из сахарного тростника, который в этой стране не растет.
Мы уже уже писали о том, что Россия может ввести пошлины на белорусские товары – сейчас между странами действует соглашение о беспошлинной торговле, принятое в рамках так называемого союзного государства.
Видимо, об этом союзе нужно окончательно забыть. Например, тот же Андрей Илларионов отметил, что эта история показала всем, насколько утопична идея создания союзного государства между Россией и Белоруссией.
А теперь обещанные выше "откровения" "бацьки". Причем, как уже сложилось в этой серии, начнем с газовых проектов века.
Аккурат намедни президент Белоруссии Александр Лукашенко, общаясь с журналистами, дал крайне негативную оценку проекту России строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря. Проект предусматривает прокладывание газопровода по дну Балтийского моря, в обход Белоруссии. "Самый дурацкий проект России - это строительство по Балтийскому морю газопровода. Не известно, что может пройти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов" – заявил Лукашенко.
"Такая реакция лишь лишний раз подтвердила необходимость этого проекта, - так, не без юмора, источник в Кремле прокомментировал это заявление.
Между тем в беседе с акулами BBC Лукашенко заявил: Белоруссия не войдет в состав России. Никаких не должно у нас быть барьеров для перемещения людей, капитала и товаров, никаких пошлин не должно быть.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Москву в желании присоединить к себе Белоруссию путем создания союзного государства. Он заявил, что у Москвы и Минска разные подходы и взгляды на строительство этого государства.
"Я не хочу похоронить суверенитет и независимость страны как первый президент Белоруссии", - сказал Лукашенко, отметив, что Белоруссия не собирается строить союзное государство путем вхождения в состав России.
Кроме того, президент Белоруссии заявил, что "Россия имеет в Белоруссии услуг на 10 млрд долл.".
Лукашенко призвал Россию "вернуться к тому, что было". "Никаких не должно у нас быть барьеров для перемещения людей, капитала и товаров, никаких пошлин не должно быть", - заявил белорусский президент.
Александр Лукашенко отвечал на вопросы журналистов во время голосования на местных выборах, проходивших в Белоруссии в воскресенье.
По данным государственного информационного агентства Белта, в них приняли участие около 70% избирателей.
Как отмечают обозреватели, никаких сюрпризов от этих выборов ожидать не стоит. По словам корреспондента Би-би-си Кирилла Сухоцкого, оппозиции удалось выдвинуть менее тысячи кандидатов в местные советы республики, в которые баллотировались около 24 тысяч человек.
Эскапады белорусского лидера выглядят нелогично после того, как конфликт, казалось бы, был разрешен в конце недели путем сложного компромисса.
Однако Александр Лукашенко не стал делать вид, что ему дорог даже "плохой мир". Наш источник в Москве объясняет это тем, что у Александра Лукашенко состоялся крайне напряженный телефонный разговор с Владимиром Путиным. По словам нашего собеседника, Лукашенко начал речь с упрека в том, что Москва его "обманула". После чего разговор перешел на повышенные тона. Судя по всему, результатом этого и стало стремление Лукашенко "на Запад".
Примечательно, что в конце 2006 года Евросоюз в очередной раз предложил Белоруссии потепление отношений в обмен на проведение в стране демократических и рыночных реформ. Правда, глава белорусского аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико усомнился, что Минск сделает реальный разворот в сторону Запада: "Власть может выпустить из тюрем двух-трех оппозиционеров и разрешить продавать в парламенте негосударственные газеты. Но вряд ли это те шаги, которые Запад сочтет достаточными. К тому же у России, как показала практика, достаточно рычагов, чтобы не допустить радикального изменения приоритетов внешней политики Белоруссии".
Обозначил Александр Лукашенко и еще одного виновника кризиса в российско-белорусских отношениях - российские СМИ: "Только в "холодную войну" так могут себя вести отдельные страны и государства. Оплевывать главу государства, не важно, в каких газетах и журналах, издеваться над белорусским народом, который ничем не провинился перед русским народом, -я думаю, это не добавляет в наших отношениях доверия".
Если говорить о сути соглашений между Москвой и Минском по нефти и газу, белорусские независимые эксперты и правительственные чиновники сходятся в том, что условия белорусско-российского соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанного в пятницу, выгодны для Минска. Аналогично подают проблему и государственные СМИ Белоруссии.
Между тем, по мнению западных обозревателей, "сегодня Владимир Путин растоптал несчастную Беларусь. Но когда-нибудь железный кулак президента вернется к России обратно – бумерангом".
Александр Лукашенко говорил так, будто только что началась война. "Мы не сдадим страну никому, кто стремится разорвать ее на куски!", - заявил президент Беларуси, когда Россия прекратила экспорт нефти как ей, так и стоявшим за ней по трубе европейским потребителям. "Мы уйдем в подполье, но не сдадимся!".
Правда, уже через два дня он все же выбросил белый флаг. Да и был ли у него выбор? Никому не известно, о чем конкретно говорил Лукашенко с Владимиром Путиным по время достопамятного телефонного разговора, однако было очевидно, что Путин постоянно поднимал ставки. Главной угрозой Кремля было введение пошлин на товары, которые экспортирует в Россию Беларусь. Поскольку на огромного соседа - и некогда ближайшего геополитического союзника - приходится больше половины всего торгового оборота Беларуси, противостояние привело бы к полному развалу экономики страны.
Но и условия капитуляции были не менее жестоки: удвоение цен на газ, продажа белорусской газовой сети российскому "Газпрому" и снятие транзитных пошлин на российскую нефть, прокачиваемую по нефтепроводу "Дружба" в Европу. Для нищей Беларуси, которая к тому же экономически и политически изолирована от остальной Европы, поставки дешевых российских энергоносителей были настоящей "дорогой жизни", их потеря равносильна жесточайшему удару по и без того больному национальному организму. Остальные соседи России уже усвоили этот урок: если Россия так относится к своим ближайшим друзьям, то на какое отношение могут рассчитывать враги?
Пока что белорусский кризис вроде бы разрешен. Но его последствия будут проявляться еще очень долго. Европа до крайности нервно отреагировала на действия Путина. Всего год назад, когда примерно такой же спор у него вышел с Украиной, президент России приказал прекратить поставки газа в эту страну, проявив при этом столь же открытое пренебрежение затронутыми этим решением интересами европейских потребителей. Большую часть прошлого года московская дипломатия занималась закапыванием топора войны и потратила на дорогих пиар-консультантов и проведение саммита G8 в Санкт-Петербурге миллиарды долларов. По идее, все это должно было создавать России имидж, как утверждал Путин, "надежного энергетического партнера". Однако прошел ровно год, и Москва вновь взялась за старое.
- Один раз мы еще как-то можем простить, - сказал один работающий в Москве западный дипломат, не пожелавший говорить открыто, - но не два.
Значить это может только одно: у Европы больше не осталось выбора. Она просто не может больше верить ничему, что говорит Россия или ее президент.
По всей периферии своей бывшей империи - от Балтийского до Каспийского моря - своей энергетической дипломатией Путин сумел в потрясающие сроки нажить себе множество врагов из числа бывших друзей.
Столь катастрофическое поражение "мягкого влияния", то есть способности страны вести за собой другие страны, убеждая их, а, не заставляя, чревато для России и ее положения в регионе весьма серьезными последствиями на годы и годы вперед. Более того, если Москва полагала, что крепко привязала к себе Европу трубопроводами, то она ошибалась. Европа бросила все силы на поиск способов снизить свою зависимость от России в самые короткие сроки. Иными словами, оказалось, что дать сдачи России можно, причем уже очень и очень скоро.
Именно на это, через поиск альтернативных поставщиков, направлена обнародованная на прошлой неделе новая европейская энергетическая политика. Запланировано, что к 2020 году 20% энергии Европа будет получать из возобновляемых источников; к тому же значительно вырастет энергоэффективность. Запланирована интеграция сетей электропередачи в регионах Германия-Польша-Литва и Франция-Испания, чтобы соседи могли помогать друг другу справляться со срывами поставок нефти и газа.
Канцлер Германии Ангела Меркель на прошлой неделе говорила о необходимости пересмотра национальной политики отказа от атомной энергетики, ссылаясь именно на российскую угрозу. Пошел процесс создания инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа (СПГ) со всего мира. Все понимают, что так будет дороже - но зато не будет политической "зависимости от трубы". В то же время Брюссель всячески продвигает проект строительства трансбалканского газопровода Nabucco в обход России, который должен напрямую соединить Центральную Европу с добывающими странами Каспийского бассейна. Как сказал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, на переговорах с такими поставщиками, как Россия, пришло время "говорить единым голосом". Фактически это значит: "Потребителям пора объединиться и добиться соблюдения своих прав".
Для Путина это сокрушительная внешнеполитическая катастрофа. Он пришел к власти семь лет назад с большими надеждами на возрождение имперской мощи России: восстановить ее влияние в историческом "ближнем зарубежье", а также - весьма амбициозный план - влиять на политику Европы и других частей света. И, казалось, удача улыбается ему во всем: поднялись цены на нефть - и у Кремля, откуда ни возьмись, появились миллиарды долларов доходов. А в нашем мире, где идет жесткая борьба за энергоресурсы, контроль над потоками нефти и газа дал России не меньше власти, чем в свое время было у Советского Союза. Как выразился политолог Сергей Караганов, тесно связанный с Кремлем, "геополитический ветер дул в наши паруса".
Но долго ли так будет продолжаться? Неприятие России ее соседями и недоверие со стороны бывших союзников растут, они уже практически вышли на уровень времен "холодной войны". Путин весьма успешно сблизился с предшественником Меркель, Герхардом Шредером - даже дал ему работу, когда канцлер стал бывшим. Но его усилия очаровать Меркель даже до прошлой недели ни к чему не приводили, а теперь недоверие с ее стороны растет просто лавинообразно - вплоть до того, что разразившийся на прошлой неделе кризис, по ее словам, "разрушил атмосферу доверия".
Россия не только вызвала растущее недоверие европейцев и вступила в открытую конфронтацию с Беларусью и Украиной. В торговле продукцией сельского хозяйства она "скрестила рога" с Польшей; в прошлом году, прикрываясь явно надуманными "техническими причинами", резко прекратила поставки нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод в Литве, а ее торговая война с бывшей советской республикой Грузией все еще продолжается.
На прошлой неделе к стремительно растущему списку стран, которые Путин считает врагами, присоединился и Азербайджан. Когда российский газовый гигант "Газпром" заявил, что повысит цены на природный газ, Баку отказался его покупать и вступил в переговоры с Ираном, а затем пошел еще дальше: национальная нефтяная компания Socar перестала отгружать нефть в российские порты. И, будто этого было еще недостаточно, президент страны Ильхам Алиев объявил Содружество Независимых Государств, фактически инструмент "мягкого влияния" России на пространстве бывшего Советского Союза, "бесполезной организацией".
Таким образом, кремлевская дипломатия не просто не восстановила бывшую империю - она превратилась в классическую иллюстрацию "закона бумеранга". Путин даже нарочно не смог бы, наверное, больше навредить геостратегическим интересам России. Натурально, возникает вопрос, зачем же он это сделал.
Автор уверен, что самая простая причина заключается в его самоуверенности. Он настолько убежден в силе свалившегося на его страну нефтяного богатства, что не видит больше смысла играть в "хорошего парня". Создается впечатление, что для него сведение счетов со слишком много возомнившими о себе союзниками вроде Лукашенко, и проведение публичной порки с целью показать, кто в доме хозяин, важнее, чем мысли о том, какими последствиями это может обернуться для репутации России. "Мы поддались искушению, у нас случилось головокружение от успехов, и иногда мы действовали весьма самонадеянно, - признает Караганов. - Больших и сильных никто не любит".
Но жестокость Путина в отношении Лукашенко наверняка еще аукнется Кремлю. Беларусь мала, выхода к морю у нее нет, и она во всем зависит от России. Друзей у Лукашенко тоже нет, если не считать президента Венесуэлы Уго Чавеса. Иными словами, легкая добыча. А вот как насчет других, посильнее, например бывшей советской республики Туркменистана? Именно оттуда каждый год поступает около 150 миллиардов кубометров газа, который экспортирует Россия: "Газпром" покупает газ в Туркменистане по 100 долл. за тысячу кубометров и затем перепродает в Европу с огромной прибылью - за 230 долл. Однако около месяца назад сатрап Туркменистана, Сапармурат Ниязов, умер, и теперь за политическое будущее страны началась большая игра. К энергетическим запасам Туркменистана с жадностью присматриваются соседи: в Иран один трубопровод уже построен, в 2005 году Китай тоже заключил с Туркменистаном договор о сотрудничестве по нефти и газу. И, что самое важное - западные нефтяные компании уже давно пробивают проект строительства газопровода по дну Каспийского моря, который через трубопровод, уже ведущий из азербайджанского Баку в Турцию, напрямую (то есть в обход России) связал бы Туркменистан с западными рынками.
В краткосрочной перспективе Россия будет изо всех сил сражаться за фактическую монополию на экспорт туркменского газа и получаемые при этом прибыли.
- "Газпром" поддержит любого кандидата (в президенты Туркменистана - А.Д.), который, в свою очередь, поддержит его интересы, и будет биться против любого, кто предложит воспользоваться другими маршрутами экспорта, - считает эксперт-энергетик Жером Гюйе, работавший в "Газпроме" в 90-е годы.
Но что будет, если Туркменистан пойдет дорогой Азербайджана, Грузии и Украины и начнет добиваться удовлетворения собственных национальных интересов, а не сдавать позиции под прессом России?
Без дешевого центральноазиатского газа энергетическая мощь "Газпрома" - а с ней и влияние России - быстро растает. Если прибавить сюда еще и то, что в самой России газовые месторождения уже прошли пик добычи, что новые запасы остаются неосвоенными из-за недостатка инвестиций, что рано или поздно в Европу придут альтернативные поставки и что западные потребители, раздраженные поведением России, бросятся покупать туда, как бы там ни было дорого, то мы увидим, что на самом деле Россия - это Голиаф, до которого еще не вполне дошло, что дни его величия сочтены.
Да, заслуженное наказание настигнет Россию не сегодня и, возможно, даже не завтра. В краткосрочной перспективе у Европы, как и у бывших друзей России, нет иного выхода, кроме как терпеть высокомерие России и исправно платить по счетам "Газпрома". Но придет время, когда Путин поймет: умения запугивать и обижать (даже такого крутого парня как Лукашенко) мало, чтобы страна была великой державой.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас