Страсти по Сахалину. Газпром пытается купить Сахалин бесплатно
62-я серия.
Начнем с подведения итогов второй в истории России торговой сессии по продаже газа (с поставкой в январе 2007 года) на Электронной торговой площадке в рамках эксперимента "5+5" подвел ООО "Межрегионгаз". Помните, мы уже сообщали об этой премьере, причем разница в цене газа на "как бы биржевых" торгах и экспортной была разительной, в разы. Напомним, максимальная стоимость тысячи кубов газа
Как сообщили корреспонденту интернет-издания "NewsProm.Ru" в пресс-службе компании, в электронных торгах со стороны продавцов газа приняли участие: ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ОАО "НОВАТЭК", ОАО "ТНК-ВР", ОАО "ЛУКОЙЛ", ЗАО "Транснафта".
Всего в ходе сессии было реализовано 400 миллионов кубометров газа, из которых газ ОАО "Газпром" - 235 миллионов и 165 миллионов — газ "независимых" производителей.
Основными покупателями газа по свободным ценам выступили крупные потребители газа: предприятия электроэнергетики, металлургии, строительной промышленности, а также региональные компании по реализации газа.
По итогам торгов средневзвешенная цена на газ на Балансовых пунктах составила 1193,18 рублей за тысячу кубических метров, что, с учетом стоимости транспортировки до ГРС покупателей газа (средневзвешенная цена на ГРС в ходе торгов составила 1818,83 рублей за тысячу кубических метров), соответствует уровню 150,6% от средневзвешенной цены газа по тарифам ФСТ России на 2007 г.
Максимальное превышение цены покупки газа на ГРС покупателей по итогам торговой сессии составило 17% от цены ФСТ России или порядка $94 за тысячу кубических метров.
Торги прошли по Балансовым пунктам: КС "Надым". КС "Вынгапуровская", и "КС "Южно-Балыкская".
Вчерашние торги показали исключительно позитивную динамику в работе ЭТП. По сравнению с первыми торгами 22 ноября 2006 года количество участников торгов со стороны покупателей увеличилось в несколько раз, более чем в 3, 5 раза (400 млн куб.м против 119 млн) выросли объемы проданного газа.
Превышение средневзвешенной цены (на ГРС) составило порядка 40% ($70 против 50 долл. на торгах 22 ноября).
Проведение следующей торговой сессии (с поставкой на февраль) планируется на середину января 2007 г.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проводит экологическую экспертизу проекта строительства эксплуатационных скважин нагазоконденсатном месторождении.
Как говорится в сообщении ведомства, руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский подписал приказ о проведении государственной экологической экспертизы материалов группового рабочего проекта на строительство эксплуатационных скважин на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (кусты №101, 104, 106, 107, 108, 201).
Заказчиком проведения экспертизы является компания РУСИЯ Петролеум, владеющая лицензией на освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения.
Генпрокуратура РФ предупредила руководителя Росприроднадзора Сергея Сая и главу Росводресурсов Рустэма Хамитова о персональной ответственности за неисполнение выданных ею предписаний.
Как сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ, в ходе совместной с Минприроды РФ (МПР) проверки исполнения законодательства в сфере охраны водных объектов и безопасности гидротехнических сооружений установлено, что государственными инспекторами органов Росприроднадзора правовая оценка незаконным действиям собственников гидротехнических сооружений и организаций, их эксплуатирующим, зачастую не давалась. Отсутствовал надлежащий контроль над исполнением выданных предписаний. Виновные лица не всегда привлекались к административной ответственности, не принимались меры к установлению размера ущерба, нанесенного водным объектам, а также к его возмещению, указывает Генпрокуратура.
В ряде случаев органами Росводресурсов незаконно выдавались лицензии на водопользование, не соблюдались сроки оформления лицензий, неправомерно согласовывалось предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах.
Напомним, глава МПР Юрий Трутнев 8 декабря с.г. на совместном заседании коллегии министерства и Генеральной прокуратуры РФ сообщил, что намерен предложить премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову применить в отношении руководителя Росприроднадзора С.Сая дисциплинарное взыскание. По словам Ю.Трутнева, за 2006г. Росприроднадзор уменьшил количество проведенных проверок в два раза по сравнению с 2005г., при том что численность кадров ведомства не изменилась. При этом в октябре 2006г. заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман заявлял, что Федеральное агентство по недропользованию, Ростехнадзор и Росприроднадзор не выполняют свои обязанности, а нарушения природоохранного законодательства носят массовый характер.
Кстати, в отличие от вышеизложенных случаев, Росприроднадзор не выявил существенных нарушений у Peter Hambro…
Росприроднадзор не выявил, по предварительным данным, существенных нарушений в ходе проверки лицензионных соглашений, выданных британской Peter Hambro Mining Plc на проведение работ по разведке и добыче на месторождениях золота, титано-магниевой руды, хрома и других полиметаллов, говорится в сообщении Министерства природных ресурсов РФ.
В частности, в ходе состоявшихся проверок дочерних компаний Peter Hambro Mining в Амурской области – "Геологоразведочная компания "Виктория" и "Покровский рудник" - инспекторы Росприроднадзора не зафиксировали фактов нарушения законодательства. Проверка выполнения условий лицензионных соглашений структурами Peter Hambro Mining завершится до конца декабря 2006 г. Peter Hambro Mining готова добровольно передать лицензии на месторождения, разрабатываемые 90%-ной дочерней компанией Peter Hambro ОАО "Ямалзолото", другому недропользователю, если предприятие не выполнит в установленные сроки все условия лицензионного соглашения на разработку месторождения "Новогоднее-Монто". В ближайшее время компания предпримет все усилия для устранения выявленных нарушений на месторождениях, разрабатываемых "Ямалзолото".
А тем временем англо-голландский "нефтебегемот" Royal Dutch Shell (RDS-B) подошла вплотную к заключению сделки с российской газовой монополией "Газпром". Объем сделки оценивается в 22 млрд долл. Об этом в воскресенье 17 декабря сообщил официальный представитель англо-голландской компании Альф де Суза.
Де Суза охарактеризовал переговоры как конструктивные и отметил, что при таком развитии событий окончательное решение может быть принято к концу текущей недели, однако отказался дать более подробные комментарии. По сообщению источников внутри нефтяной отрасли, сделанному на прошлой неделе, Shell предложила передать контроль над проектом "Сахалин-2" российской корпорации. Напомним, что "Сахалин-2" – самый крупный проект, реализуемый на территории России, в котором нет российского участия.
Напомним, согласно сообщениям из источников внутри отрасли, появившимся неделей ранее, стороны пришли к предварительной договоренности о продаже "Газпрому" 50-процентного пакета акций компании Skhalin Energy, являющейся оператором проекта. Предполагается, что Shell уступит 30% из своего 55-процентного пакета акций, а Mitsui и Mitsubishi продадут по 10% из принадлежащих им 25% и 20% акций.
Одновременно, по информации Reuters, японцы ведут переговоры с компанией Shell о передаче контроля над заводом по производству сжиженного природного газа (СПГ), строящимся в рамках проекта "Сахалин-2" российской стороной. Однако, как утверждает источник, переговоры осложняются тем, что японские компании требуют от "Газпрома" гарантированных поставок СПГ электроэнергетическим и газовым компаниям Японии. "Мы не уверены, что хотим получить какие-либо активы в другом проекте", — сообщает японский собеседник агентства. По-видимому, это означает, что японские компании намерены получить деньги в обмен на свои акции и не собираются более вкладываться в российскую нефтегазовую отрасль.
Официально в Mitsui и Mitsubishi не сообщают размер тех долей, о продаже которых идет речь, и не комментируют сам ход переговоров, отмечая лишь их конструктивность. В Mitsui нам уточнили, что цена и размер доли акций, которую продаст компания, все еще обсуждаются. Неофициально собеседник газеты признал, что эта доля может составлять "более половины" акций SE (сейчас компании принадлежит 25%). Также на рынке ходят слухи о том, что Mitsui и Mitsubishi могут вовсе выйти из проекта, продав свои доли "Газпрому".
Источник в "Газпроме" не исключил такого сценария, однако заметил, что с большей вероятностью японские компании все-таки сохранят миноритарную долю участия в проекте, поскольку в рамках его реализации основные поставки СПГ предусматриваются именно на японский рынок. Он также добавил, что монополия ведет переговоры с Shell о приобретении около 30% акций в проекте, поскольку она хотела бы сохранить блокпакет в "Сахалине-2".
Однако собеседник уточнил, что переговоры с японскими акционерами и британско-нидерландским концерном ведутся параллельно и доля акций, которую "Газпром" в результате приобретет у Shell, напрямую будет зависеть от финансовых договоренностей с каждой из сторон. Он подчеркнул, что об обмене активами речи уже не идет.
Один из источников заявил, что стороны близки к достижению соглашения по так называемой "дорожной карте", что в свою очередь, приблизит их к заключению сделки. По сообщению Министерства промышленности и энергетики, глава Минпромэнерго Виктор Христенко планирует встречу с акционерами проекта "Сахалин-2".
Внимание в процессе переговоров будет сосредоточено на достижении согласия по поводу стоимости предприятия и соглашения по условиям обмена активами, которыми российская корпорация заплатит за участие в проекте.
На следующий день стало известно, что англо-голландская группа Royal Dutch/Shell, а также японские торгово-инвестиционные корпорации Mitsui & Co и Mitsubishi Corp согласны уступить "Газпрому" свыше половины акций в нефтегазовом проекте "Сахалин-2", передает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на японскую газету The Daily Yomiuri. Она полагает, что принципиальная договоренность может быть достигнута в ближайшие дни.
Источник в Mitsui подтвердил нам, что компания не имеет ничего против того, чтобы "Газпром" стал крупнейшим акционером "Сахалина-2".
В Mitsubishi, в свою очередь, сказали творческой группе сериала, что руководство корпорации уже давно приветствует участие "Газпрома" в проекте "Сахалин-2". В то же время представитель Mitsubishi заявил, что переговоры "еще не дошли до стадии принятия окончательного решения".
Оператором проекта "Сахалин-2" является компания Sakhalin Energy Investment Co. Дочерним компания Shell, Mitsui и Mitsubishi сейчас принадлежат соответственно 55%, 25% и 20% акций. По сведениям Yomiuri, все три компании могут уступить "Газпрому" половину своих акций каждая и "еще чуть-чуть", так что российская компания в итоге получит свыше половины акций. Ранее высказывалось мнение о том, что Shell расстанется с 30% акций, а японские корпорации продадут по 10% каждая.
Yomiuri полагает, что точкой отсчета при согласовании цены пакета акций, который может получить "Газпром", станет сумма 6 млрд долл., то есть половина тех средств, которые три компании инвестировали в проект. Однако газета отмечает, что между нынешними акционерами и российской стороной по этому вопросу имеются существенные расхождения.
Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и главный исполнительный директор Shell Иерун Ван дер Вир на днях обсудили предложения Shell по участию "Газпрома" в проекте "Сахалин-2", однако подробности официально не сообщались.
В свою очередь, представители Mitsui и Mitsubishi в пятницу провели в Москве переговоры с руководством Минпромэнерго РФ по вопросам вхождения "Газпрома" в состав акционеров "Сахалина-2". Их конкретное содержание также официально не разглашается.
Как заявил первый вице-премьер РФ, председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев, компания близка к заключению сделки с Shell. Он отметил, что "размер пакета является важным вопросом, но не критическим".
Впрочем, по нашим данным "Газпром" вовсе не собирается делиться с компанией Shell активами в обмен на акции разработчика месторождения "Сахалин-2" компании Sakhalin Energy, и расплатится за свое участие деньгами. В настоящее время идет обсуждение схемы денежной оплаты, и переговоры могут завершиться уже к концу наступившей недели.
Как сообщает наш источник, знакомый с ходом переговоров, возможность обмена 25% Sakhalin Energy на интересные активы "Газпрома" уже не обсуждается. Ранее предполагалось, что Shell будет предложена половина в проекте по разработке неокомских залежей Заполярного месторождения. Кроме того, речь может идти не о 25%, а о 30% акций.
Кроме того, второй источник газеты - в правительстве - сообщил, что глава Минпромэнерго Виктор Христенко также подключился к этим переговорам. На встрече с ван дер Вером, а также президентами Mitsui и Mitsubishi, владеющими оставшимися 45% акций Sakhalin Energy, Сеэйем Уцудой и Ерихико Кодзимой, Shell было предложено продать 30% акций Sakhalin Energy, а японцам – по 10% акций. И хотя Mitsui и Mitsubisi пока не дали согласия, по выражению собеседника газеты, "они хорошо понимают, что проект должен быть реализован".
Кстати о Христенко,
Россия намерена найти решение по бюджету проекта "Сахалин-22 к началу 2007 г. Об этом заявил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, отметив, что "соглашение о разделе продукции (СРП), которое было заключено 10 лет назад, будет стоить стране несколько миллиардов долларов и отодвинет получение прибыли на два-три года".
Речь идет об увеличении затрат на 11 млрд долл. Глава Минпромэнерго рассказал, что он обсуждал проблему удорожания проекта с главой Shell (доля в "Сахалине-2" - 55%). "Мы ищем такой способ, который позволил бы найти выход из этой ситуации и, с одной стороны, не остановил проект и не внес рисков в его реализацию, а с другой стороны - позволил бы России не утратить свой интерес, - цитирует слова Христенко ИТАР ТАСС - В какой-то степени наши консультации, рабочие встречи с руководством Shell были посвящены этим аспектам: как найти в рамках существующего соглашения механизмы, которые позволят исключить распространение этих коммерческих рисков на ситуацию с доходами России, а с другой стороны - позволили бы инвестору иметь нормальное понимание параметров своего проекта в ходе дальнейшей реализации".
Христенко, однако, признал существование объективных факторов удорожания реализации "Сахалина-2". "За этот период не только нефть подорожала, но и металл подорожал, билеты на самолеты подорожали. Много чего изменилось, конечно, за 12 лет. Но, собственно говоря, в этом плане и есть условия соглашения, которые подписываются, чтобы, по большому счету, риски-то разделить", - заметил министр.
Он подчеркнул, что коммерческие риски должен нести оператор проекта, а государство со своей стороны должно обеспечить стабильное законодательство и условия работы. "Поэтому мы хотели бы справедливо разделить риски в новой ситуации и не относить их к компенсации за счет России в данном случае", - уточнил глава Минпромэнерго.
Христенко также констатировал, что действующие СРП, которые подписывались в конце прошлого века, внесли свой вклад в развитие в России недропользования и становление налогового законодательства в этой сфере.
Напомним, обвинения в увеличении сметы расходов и неоправданных тратах озвучил звезда нашего сериала и по-совместительству заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь в ходе online-конференции в ИА REGNUM 27 ноября. Чиновник заявил: "Затраты могут быть любые - это был пункт соглашения. Как следствие - сотрудники сахалинского УВД рассказывали, что год назад приходили в ЧОП, а там сотрудники получали заработную плану в миллион рублей. Они делали все по договорам с компанией, и все ложилось на затраты. А Россия расплачивалась своей нефтью. 4 млрд долларов - это выкачано из недр России. Там все проходило массу согласований, над каждым работала некая фирма, и все ложилось в себестоимость... Там просто появился отдельный бизнес - а что бы вам согласовать? И делалась масса бессмысленных согласований: шли расходы на документы, на специалистов - 10 тысяч согласований отнесены к затратам. За них заплатили граждане России".
Ранее сообщалось, что в 1996-2006 гг. инвестиции по проекту "Сахалин-2" составили 12,5 млрд долл. Еще до возмещения инвесторами расходов по соглашению о разделе продукции платится так называемое роялти - процент от добычи. По "Сахалину-2" он составляет 6%. Доходы России от реализации проекта (до 2045 г.) ожидаются в размере 50,1 млрд долл. Когда проект выйдет на полную мощность, Россия будет ежегодно получать около 300 млн долл. только в форме платы за пользование недрами, а после того, как затраты инвестора будут полностью возмещены, ежегодные поступления в форме платежей за пользование недрами, налогов и прибыльной продукции увеличатся до 2 млрд долл. в год, говорят в Sakhalin Energy.
Напомним, если кто "не в теме" "Соглашение о разделе продукции" в РФ (СРП)- это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ; а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Суть этого договора заключается в фиксации неизменного объема платежей, которые иностранная компания должна вносить в бюджет государства за право разработки месторождения независимо от изменений местного налогового режима. В результате инвестору обеспечивается стабильная работа, а государству - неизменный доход и приток новых технологий и квалифицированных кадров.
А сейчас мы подобрались к самому интересному.
Судя по всему "Газпрому" очень хочется бесплатно или почти бесплатно овладеть Сахалином. Shell пытается сделать наименее болезненным для себя вхождение "Газпрома" в "Сахалин-2". Компании уже провели переговоры, а представители миноритариев проекта – японских Mitsui и Mitsubishi – приехали в Москву. "Газпром" хочет приобрести долю в проекте с отсрочкой платежа, что дает Shell возможность поторговаться.
Итак, глава совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев недавно заявил, что переговоры между газовым концерном и Shell о передаче российскому газовому монополисту 30% акций в проекте "Сахалин-2" "идут быстро". Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и главный исполнительный директор концерна Shell Йерун Ван дер Вир уже встретились и, как говорится в пресс-релизе российской компании, "обсудили предложения англо-голландской компании по участию "Газпрома" в проектe "Сахалин-2", говорится в сообщении "Газпрома".
Эта фраза говорит о многом, из нее следует, что инициатором переговоров стала Shell.
Правда, официально в компаниях отказались комментировать детали переговоров.
Также в Москве сейчас находятся представители японских миноритариев проекта – Mitsui и Mitsubishi, которые добавляют свои 20% акций к 30%, передаваемым "Газпрому" Shell.
По итогам встречи в "Газпроме" планировались переговоры Shell c руководством Минпромэнерго, сообщил наш московский резидент со ссылкой на источник, близкий к переговорам. Однако, как пояснили нам в ведомстве, встречи такой не было, и "информация о ней от нас не исходила".
Напомним, что Shell согласилась впустить "Газпром" в "Сахалин-2" после того, как возникла угроза вообще потерять лицензию на разработку месторождений. Последние несколько месяцев Росприроднадзор провел несколько широкомасштабных проверок строительства и заявил, что ущерб экологии Сахалина в результате работ составляет миллионы долларов.
Сейчас соответствующие документы рассматривает Генпрокуратура, и речь может пойти не только о гигантских штрафах и отзыве лицензии, но и даже об уголовной ответственности руководителей проекта.
По последней информации, встреча акционеров проекта с представителями российского правительства пока отложена, поскольку стороны не пришли к договоренности между собой.
Дело в том, что "вульгарно" отбирать пакет никто не собирается: скандал вокруг "Сахалина-2" уже наделал много шуму, и российские власти явно уже хотят "снизить градус" конфликта. Поэтому "Газпром" за свое вхождение в проект намерен заплатить деньгами – и более или менее реальную цену, которую тоже еще предстоит определить. Но платить российский концерн хочет не сразу, а из выручки от продажи газа с сахалинских месторождений, поступление которой ожидается с 2008 года.
Вот такой "финт ушами" - "Газпром" стремится получить долю в проекте, не тратя на момент вхождения ни копейки. Ситуация специфическая, деликатная и где-то пикантная, и, конечно, понадобится время на согласование условий. Идет торг по уступкам.
"Газпром" будет стараться войти в проект как можно дешевле. При этом у российского правительства сохраняются все возможности давления на оператора проекта.
На время переговоров вряд ли появятся новые существенные претензии к Shell, но компанию продолжат держать под колпаком уже найденных нарушений.
Однако утверждать, что "Газпрому" будет легко вести эти переговоры, нельзя. Shell –крепкий орешек. Вес компании на мировом энергетическом рынке, возможно, даже больше "Газпрома". Так, переговоры российского монополиста с другой весомой иностранной компанией – Eni об условиях вхождения последней в Южно-Русское месторождение затянулись на год. В случае с "Сахалином-2" подобное невозможно, ведь этот проект уже разрабатывается. Вероятно, стороны придут к решению в конце весны – начале лета 2007 г. По мнению автора, компании договорятся еще раньше – в первом квартале следующего года.
Между тем Запад продолжает желчно комментировать политику Владимира Путина по "передаче природных ресурсов в руки своих близких друзей" путем национализации, экспроприации и других нечестных схем». Во всяком случае так пишет в своим письме, опубликованном The Wall Street Journal, директор Коалиции миноритарных акционеров "ЮКОСа" Майкл Хантер.
Но в то время, как русский медведь "разбирается" с очередным зарубежным инвестором, пополняя список бывших частных энергетических предприятий России, оказавшихся под контролем государства, Путин готовится распространить пагубное влияние государственного концерна "Газпром" за пределы России - на Западную Европу, Азию, Латинскую Америку и даже США. "Газпром" учредил в Хьюстоне свою дочернюю компанию и выразил намерение приобрести ключевые активы газовой инфраструктуры США, такие, как трубопроводы и регазификационные терминалы, заявив, что его цель - контроль над 20% газового рынка США.
Украина, Литва, Польша и Грузия уже пострадали от российской политики использования нефти и газа в качестве инструмента достижения политических и экономических целей путем резкого повышения цен или полного перекрытия газа, что вызвало страх и трепет в остальной Европе. В США, после недавнего скандала вокруг Dubai Ports World, Конгресс изучает возможность ужесточения закона об иностранных инвестициях в ключевые отрасли американской промышленности, в том числе, энергетическую инфраструктуру - в особенности, если за ними стоят государственные компании.
Соответствующие законопроекты были приняты Палатой представителей и Сенатом, но Конгрессу 109-го созыва не хватило времени на сглаживание противоречий между двумя вариантами для того, чтобы лучше определить критерии, по которым межведомственный Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах будет принимать решение о запрете на те или иные инвестиции в стратегические отрасли США.
Стоит отметить, что, хотя варианты палаты и сената являются попыткой пересмотреть нормативные факторы, которые Комитет по иностранным инвестициям должен учитывать с тем, чтобы обеспечить защиту интересов США, ни один из них не требует анализа действий иностранного правительства, направленных на использование энергоносителей для принуждения других стран к действию в его политических и экономических интересах. С учетом вступающих в противоречие с верховенством закона недавних действий России по лишению западных инвесторов активов в энергетической сфере - начиная с экспроприации "ЮКОСа" - и использования этих и других активов в области энергетики в качестве оружия против Запада, важно, чтобы данный ключевой критерий был включен в закон о реформе Комитета по иностранным инвестициям, который будет принят новым Конгрессом, начинающим свою работу в январе.
Россия должна нести ответственность за свои действия. Как подразумевает вопрос, заданный в конце статьи, очевидно, что она не должна была войти в клуб ведущих промышленно развитых демократических стран, каковым является G8. Не менее очевидно и то, что страна, выказывающая так мало уважения к правам собственности, не должна быть допущена во Всемирную торговую организацию.
Между тем, пора вернуться к "сахалинам".
Основные акционеры "Сахалина 2" – Shell, Mitsui и Mitsubishi – объявили, что начнут переговоры о передаче "Газпрому" контрольного пакета проекта, ожидая, как говорят эксперты, ослабления экологического давления. Это можно считать первым успехом атаки на пересмотр режима СРП.
Очередная кампания против соглашений о разделе продукции (СРП) вновь породила у инвесторов и экспертного сообщества пессимистические настроения относительно перспективности этого вида отношений государства и нефтегазовых компаний в России. Трудно быть оптимистом, наблюдая за трёхмесячной бессовестной дискредитацией проекта "Сахалин-2". Какова, однако, альтернатива СРП в соседской стране?
Полагаю, эволюция взглядов российских властей может оказаться небезынтересной (в академическом смысле) для отечественного Кабмина.
Итак, преимущество СРП в том, что этот инвестиционный режим обеспечивает "индивидуальный подход" к разработке совершенно не похожих друг на друга месторождений. В основе своей это даже не налоговый режим, а особый, фактически арендный механизм изъятия собственником недр – государством – причитающихся ему платежей за право пользования недрами. Казалось бы, государство должно быть, как никто, заинтересовано в том, чтобы инвестор платил ему справедливую цену за пользование этим специфическим государственным имуществом. Понятно, что цена должна быть различной в зависимости от сложности разработки того или иного месторождения. При СРП государство с помощью двухступенчатого механизма – роялти (платежа с оборота – с совокупного дохода) и скользящей шкалы раздела продукции – максимизирует собственные доходы. Конечно же, не подрывая рентабельности проекта в целом, его выгодности для частной компании, которая и ведёт разработку месторождения за свой счёт и на свой риск. Стабильность в данном случае достигается не только благодаря самонастраивающейся экономической модели, но и из-за особой правовой формы – гражданского контракта, который позволяет оградить проект от неблагоприятных изменений законодательства.
Этой системе с 2002 г. была противопоставлена другая, налоговая, основанная на уравнительном подходе ко всем месторождениям, которая "причесала" все проекты "под одну гребёнку".
Вместо дифференцированного по разным месторождениям роялти были введены: единый для всех налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), единый налог на прибыль и экспортная пошлина. Система была в состоянии воспринимать лишь учёт колебаний цен на мировых рынках. Вот такая была предложена альтернатива СРП – налоговая грубость против тонкого учета особенностей конкретных проектов.
Каковы же итоги этого грандиозного фискального эксперимента, начатого правительством РФ 5 лет назад? Альтернативная СРП налоговая система потерпела очевидное фиаско на месторождениях с выработанными запасами, затраты на извлечение которых выше, чем затраты на эксплуатацию «средних» месторождений и новых месторождений (в том числе и на шельфе), для которых особенно важна стабильность правовых и фискальных условий, а затраты на освоение намного выше, чем затраты на эксплуатацию месторождений - "середняков". Для нефтегазовой отрасли, особенность которой заключается в постоянном замещении вырабатываемых запасов новыми, это очень плохой результат.
К печальному итогу налогового эксперимента соседская страна пришла в невероятно благоприятных условиях – на фоне резкого роста цен на нефть и быстрого накопления нефтегазовыми компаниями огромных финансовых ресурсов.
Показав неспособность аккуратно собрать причитающиеся ему платежи, «государство Российское» за последние 5 лет нанесло удар по мелким компаниям и трудным месторождениям, зато создало все условия для частного присвоения дополнительных доходов на лучших месторождениях. Тем самым продолжая подпитывать рост состояний российских богачей, которые в эти годы продолжали, как никогда, успешно штурмовать все новые вершины в списках "Форбс". Как же отреагировало на вызов российское правительство? Реанимацией СРП? Поправками в законодательство, которые вернули бы режим СРП, изуродованный правительством в 2003 году, в рабочее состояние? Ничуть не бывало.
Правительство решило прикрыть пороки негибкого налогового законодательства с помощью налоговых льгот.
С 2007 г. они начнут действовать применительно к указанным выше группам нефтяных месторождений с выработанными запасами, сверхвязкой нефтью и новым месторождениям ряда регионов – Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края. Для новых месторождений будут действовать т. н. налоговые каникулы (т. е. нулевая ставка НДПИ на срок 10–15 лет в зависимости от вида лицензии). МЭРТ предлагает распространить раздачу льгот еще и на шельф. Могут ли эти во многом косметические поправки быть серьёзной альтернативой СРП? Всё-таки нет.
Пусть и в слегка модифицированном виде, система изъятия ренты по-прежнему остаётся уравнительной, не ориентированной на особенности тех или иных месторождений – объектов государственной собственности.
Этот недостаток в рамках принятого начиная с 2002 года направления практической политики носит системный, непоправимый характер. Если до 2007 г. политика носила запретительный характер, заставляя останавливать добычу или воздерживаться от инвестиций в новые месторождения, то после введения льгот возникает система "усреднённых" (в этом суть подхода!) стимулов, которые либо окажутся избыточными (что приведёт к потере части доходов собственником недр – государством российским), либо все равно не достаточными для освоения месторождений.
Что за альтернатива предлагается СРП, можно проиллюстрировать на сравнительном примере. В последнее время немало уничижительного было сказано о ставке роялти по проекту "Сахалин-2". В 1994 г., в эпоху невысоких цен на нефть и газ, когда было подписано СРП по проекту "Сахалин-2", роялти на добычу по этому проекту было установлено на уровне 6%. Сегодня для разработки Штокмановского месторождения "Газпромом" в 2007 году в случае принятия упомянутой выше льготы по НДПИ для разработки шельфовых месторождений ставка налога на 10 лет будет составлять 0%. И это в условиях запредельно высоких цен на нефть и газ! Кроме того, в начале 2006 года была установлена нулевая ставка экспортной пошлины на СПГ (сжиженный природный газ). Видимо, в связи с тем, что в рамках Штокмановского проекта предполагалось строительство завода СПГ. Напомним, что первый в России завод по производству СПГ уже практически построен в рамках проекта "Сахалин-2". Альтернативой СРП выступает система льгот по уплате НДПИ и экспортной пошлины. Рассуждая в терминах, любимых Минфином РФ реализация новых проектов осуществляется за счет "выпадающих доходов бюджета"
Налоговая система – не конкурент СРП по части стабильности условий реализации капиталоёмких проектов.
Собственно, при подготовке альтернативной СРП системы регулирования о ее стабильности и не говорили. Нет об этом речи и в модифицированном варианте этой системы, дополненной льготами. Поэтому нет никаких гарантий, что через 2–3–4 года государство "не передумает", не захочет в который уже раз изменить правила игры.
Устроенный властями сахалинский скандал лишний раз свидетельствует о том, что даже, казалось бы, более или менее защищенные стабилизационными оговорками проекты могут подвергнуться серьёзному давлению со стороны государства.
С остальными, если что, вообще никто церемониться не станет. Потому и инвестиций в добычу нефти и газа не хватает, несмотря на огромные доходы компаний: велик риск "раскулачивания".
Осознать, что хорошей альтернативы экономическому механизму СРП в России нет, правительство, наверное, могло бы и сегодня. Но относительное финансовое благополучие бюджета и нефтегазовых компаний приводит к своеобразному "ожирению", потере двигательной активности, блаженно-затуманенному взгляду в светлую даль, которая, как представляется потерявшим динамизм мечтателям в казённых учреждениях на набережных Москвы-реки, вечно будет столь же безоблачной, как сегодня. Но в нефтегазовой отрасли, где от начала реализации проектов до первых нефти или газа может пройти 10–15 лет и, следовательно, возможности быстрого реагирования на ситуацию ограничены во времени, подобная маниловщина вряд ли уместна…
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью