Страсти по Сахалину. Митволь подписал себе очередной приговор, предложение Shell - коварная ловушка?
59-я серия.
Вопросы, касающиеся непосредственно "Сахалина-2", который, волею судеб оказался первым в очереди "на раздачу" (в "том самом" смысле) достаточно быстро становятся неинтересными. Никакой интриги. Разумеется, в самом финале переговоров и разнообразных "решений вопросов" было бы любопытно узнать "сумму прописью" и "перечень недвижимости".
Впрочем, в этой преамбуле автор все-таки "зарядит" интригу. Вернее, задаст провокационный вопрос: "А собственно, как новый владелец "Сахалина-2" будет решать проблему Митволя" Как мы уже отмечали в более ранних сериях "мыльной оперы", этот выпущенный из бутылки "экологический и малоуправляемый, что в комплекте с изрядной подвижностью и словонедержанием, джинн, по нашим данным, уже всерьез "достал" Кремль и его окружение. Ему неоднократно намекали, чтоб придержал язык и умерил пыл, ловили его сотрудников на небрежности, "бросали" на золото...
А он все не унимается. Боюсь накаркать, но, чувствую, что дело закончится если не полонием, то уж диоксином - наверняка. Если кто не знает, этой гадкой химией отравили нашего Президента.
Ну ладно, Бог с ней, с этой с химией. К Митволю мы еще вернемся ниже. А серию начнем с воды. Как некогда сказал, вернее, пропел, один персонаж комедии Леонида Гайдая, "Губит людей не пиво – губит людей вода". С нее, родимой и начнем, благословясь.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в 2006 году приостановили действие 111 лицензий, принудительно аннулированы или предупреждены об аннулировании водопользователи по 131 лицензии, сообщил глава ведомства Рустэм Хамитов. "Большинство невыполнений условий водопользования, прописанных в лицензиях, приходится на предприятия нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности", - сказал Хамитов в среду на пресс-конференции.
Всего, по словам Хамитова, в связи с нарушением водного законодательства приостановлены 111 лицензий, принудительно аннулированы или выданы предупреждения об аннулировании по 131 лицензии. "Кроме того, выявлено более 7 тысяч 300 водопользователей, осуществляющих свою деятельность без лицензий", - добавил Хамитов.
Между тем вышла из дремотного состояния Счетная палата РФ, спеша "успеть к раздаче".
Счетная палата РФ обратилась в правительство РФ с предложением рассмотреть вопрос об оптимизации затрат по проекту "Сахалин-2" с целью повышения эффективности его реализации. Как сообщает пресс-служба палаты, обращение было направлено по итогам проверки реализации соглашения о разделе продукции на данном проекте в 2005г. и в 2006г. Напомним, результаты этой проверки рассматривались на коллегии СП 6 октября 2006 г., информационные письма по ее итогам были направлены президенту РФ и правительству.
Счетная палата также поддерживает предложение инвесторов проекта "Сахалин-2" о передаче доли в проекте Газпрому, отмечается в сообщении. Это, по мнению представителей СП, является одним из возможных решений вопросов по "Сахалину-2". Ну, насмешил Сергей Степашин, ну потешил! Ну, кто ж сомневался в Вашей лояльности, даром, что ли в премьерах ходили при Ельцине?
Как сообщалось ранее, эксперты СП пришли к выводу, что соглашение по "Сахалину-2" реализовывается на невыгодных для России условиях. В частности, палата посчитала, что финансово-экономические условия реализации проекта не позволят России получить более 10% углеводородов при разделе продукции. Кроме того, по мнению аудиторов, в расчетах оценки экономической эффективности "Сахалина-2" занижаются прогнозные суммы от реализации продукции. Фактические затраты оператора, отмечалось в сообщении СП, значительно превышают утвержденные сметы, подчеркивается в сообщении. Тогда стало известно, что по проекту "Сахалин-2" заявлено увеличение расходов по смете на период до 2010г. до 22,2 млрд долл. против расчетных 12,04 млрд долл. Оператор проекта "Сахалин-2" консорциум Sakhalin Energy в сентябре 2005г. называл другие цифры - он обратился в правительство РФ с просьбой увеличить расходы по проекту с 11,5 млрд долл. до 20 млрд долл.
С ростом расходов по проекту, заявленным оператором, не согласилось Минпромэнерго РФ, которое для проведения независимой оценки привлекло "Зарубежнефть", пообещав озвучить результаты к декабрю 2006г. По неофициальным данным, смета проекта "Сахалин-2" завышена на сумму от 1,6 до 2,5 млрд долл. Однако "Зарубежнефть", уполномоченная дать соответствующее заключение, на текущий момент не представила данных. 12 декабря 2006г. глава Минпромэнерго Виктор Христенко заверил, что все вопросы по "Сахалину-2", в том числе по смете проекта, будут урегулированы не позднее I квартала 2007г. - к этому времени будет найден компромисс.
Кстати о Христенко. Глава Минпромэнерго 13-го подтвердил факт переговоров по возможному вхождению "Газпрома" в проект "Сахалин-2". "Рабочие консультации, переговоры по возможному вхождению "Газпрома" в этот проект ведутся", - сказал Христенко на "правительственном часе" в Госдуме.
Полагаю, для более полного понимания "текущего момента" по "Сахалину-2", следует конспективно резюмировать бурные события вторника. Натурально, термин "бурные" не мог появиться без непосредственного участия нашего героя сериала Олега Митволя.
Итак, как сообщил позавчера замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, в марте 2007 года начнется суд по иску ведомства против оператора проекта компании Sakhalin Energy на общую сумму 30 млрд долл. По его словам, проверки будут продолжаться независимо от того, войдет ли в проект "Газпром".
Однако западные эксперты сомневаются в этом, отмечая, что столь пристальное внимание Росприроднадзора направлено на снижение стоимости проекта и усиление в нем государственного влияния. Как мы заметили выше, Запад, может сомневаться или не сомневаться – это его личное дело. Но автор готов заключить пари, что Митволь при сохранения прежнего рвения очень скоро будет "технично" уволен или банально устранен со сцены иным, менее элегантным способом. Как показали последние события, в Кремле не перевелись еще "устранители" и "решатели вопросов".
Однако, к "сахалинам".
"В ближайшие десять дней мы подготовим правительству России юридические предложения, затем определим условия и сроки подписания контракта с юридическими фирмами, и ориентировочно в начале марта начнется судебный процесс по делу "Сахалина-2", — заявил третьего дня Олег Митволь на встрече с представителями международных юридических фирм и независимых экологических организаций. Г-н Митволь сообщил, что иски "будут подаваться в нескольких юрисдикциях параллельно: дело будет рассматриваться по российскому, стокгольмскому, бельгийскому, английскому и, возможно, японскому законодательству". Он также выразил надежду, что к российскому иску присоединятся японские инвесторы Mitsui и Mitsubishi.
Замглавы Росприроднадзора заявил о намерении добиваться в суде от оператора проекта Sakhalin Energy упущенной коммерческой выгоды в размере 10 млрд долл., неконтрактного ущерба и акта RICО. "В случае совершения нарушений повторно появляется возможность требовать выплаты ущерба в трехкратном размере и компенсации расходов на юристов»", — пояснил он.
Как сообщил 12-го телеканалу "Вести 24" министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, все разногласия между российскими властями и акционерами проекта "Сахалин-2", в том числе по смете, будут урегулированы не позднее первого квартала 2007 года. "Стороны ищут компромисс, позволяющий, с одной стороны, не останавливать проект и не нести по нему рисков, с другой стороны, не дать России утратить свою прибыль", — подчеркнул он.
Во вторник же председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев на пресс-конференции для иностранных СМИ заявил о намерении компании приобрести 50-процентную долю в проекте "Сахалин-2" за наличные и в обмен на активы.
"Это может быть 50% или немного меньше, — цитирует его информационное агентство Reuters. — Если платить деньгами окажется дешевле, чем обмениваться активами, нужно платить деньгами". По словам г-на Медведева, переговоры продвигаются быстро, и сделка может быть заключена в ближайшее время.
В прошлом году "Газпром" и Shell объявили о заключении предварительного соглашения о приобретении российской компанией 25-процентной доли в обмен на предоставление Shell возможности купить половину арктического месторождения Заполярное. Неделю спустя после заявления Shell о необходимости увеличить затраты на проект в два раза, до 20 млрд долл., переговоры прекратились.
Эксперты полагают, что действия российских властей вызваны намерением снизить стоимость проекта для вхождения в него "Газпрома" по более выгодной цене. "Иск к Shell — часть политики российских властей, которые использовали налоговые претензии против ЮКОСа, а сейчас применяют природоохранное законодательство против оператора "Сахалина-2", — говорит эксперт Energy Intelligence Аксель Буш. По словам аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Мангилева, у Shell еще есть время, чтобы избежать разбирательств. Г-н Буш сомневается, что российские природоохранные ведомства станут судиться с Sakhalin Energy, когда в него войдет "Газпром".
"Возможность прихода в проект "Газпрома" поможет компании избежать подобных процессов", — соглашается г-н Мангилев, отмечая, что "Сахалин-2" составляет лишь небольшую долю от активов компании Shell и вряд ли судебное разбирательство существенно отразится на ее капитализации.
Впрочем, г-н Митволь отметил, что вхождение "Газпрома" в состав акционеров проекта не повлияет на политику Росприроднадзора в части проверок соблюдения природоохранного законодательства. И этим, по сути подписал себе приговор.
Кстати о Медведеве.
Первый вице-премьер, председатель совета директоров "Газпрома" Дмитрий Медведев третьего дня первым официально подтвердил намерение газового концерна купить у иностранцев около половины проекта "Сахалин-2", который реализуется на условиях СРП. На встрече с иностранными журналистами он не стал говорить именно о контрольном пакете.
"Переговоры идут быстро. Вопрос о доле - вопрос важный, но не принципиальный, - приводит слова г-на Медведева Reuters. - Это может быть доля в 50% и несколько меньше. Оцениваются все возможности - от наличных до обмена активами. Это не самоцель - обмен активами, и если платить деньгами окажется дешевле, чем обмениваться активами, нужно платить деньгами". Накануне стало известно, что лидер проекта Royal Dutch Shell предложил "Газпрому" стать главным акционером и выкупить контрольный пакет, оставив себе блокирующий.
Ключевых моментов в сделке два: цена акций компании Sakhalin Energy (оператор проекта), а также размер и структура сметы расходов инвесторов. О цене высказался сам Дмитрий Медведев. "Газпром", по его словам, не намерен платить любые деньги ради вхождения в "Сахалин-2". Это и так было ясно - акционеры, из-за экологических санкций рисковавшие остаться вообще у разбитого корыта, рады будут вернуть хотя бы часть своих затрат и иметь гарантированную долю в будущих прибылях проекта.
О перспективах согласования сметы иностранным журналистам рассказывал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. "Участие или неучастие "Газпрома" - это отдельная история, которая к этому не имеет отношения", "технично" ушел министр из ловушки.
По нашим данным, не устраивает не столько размер сметы, сколько раздувание отдельных ее статей.
Напомним, об этих претензиях, в частности, говорил Владимир Путин, когда в октябре впервые прокомментировал ситуацию вокруг "Сахалина-2": "Посмотрите, какие расходы дополнительные. Почти в два раза увеличены расходы на юридические услуги, почти в два с лишним раза увеличены расходы на иностранный персонал, в два с лишним раза увеличены расходы на командировки и т. д." В "Газпроме" от комментариев воздержались.
"Последствия, которые связаны с реализацией полномасштабного предложения оператора, на сегодняшний день для Российской Федерации означают сдвижку сроков по получению Россией прибыльной продукции примерно на два-три года, в зависимости от разных ценовых сценариев на нефть", - сообщил вчера г-н Христенко, отметив, что это приведет к сокращению объема доходов государства, планировавшегося в "в далекие 90-е годы". "И даже тот уровень, который там заложен и который мы должны сегодня выполнять, как сторона по контракту... будет соответствующим образом скорректирован на несколько миллиардов долларов для Российской Федерации, с чем я лично согласиться не могу", - подытожил министр.
Напомним, Shell через Shell Sakhalin Holdings B.V. владеет 55% в компании Sakhalin Energy - операторе проекта "Сахалин-2", 25% принадлежат "дочке" японской Mitsui-Sakhalin Holdings B.V., 20% - "дочке" Mitsubishi Diamond Electric Sakhalin B.V. В рамках проекта планируется добывать газ на шельфе острова, сжижать на заводе и экспортировать 9,6 млн т в год.
Конечно же, серьезно повлиять на общий размер затрат не удастся (напомним, что оператор проекта Sakhalin Energy попросил увеличить смету с утвержденных 10 до 22 млрд долл.). Стоимость труб и подрядных работ в нефтегазовом секторе выросла вместе с ценами на углеводороды и металл. Но изменить акценты, видимо, придется. Также будет необходимо внести новые суммы на возмещение экологического ущерба, который уже был нанесен. Кроме того, по словам Виктора Христенко, увеличив смету проекта и сроки его реализации, многие подрядчики и субподрядчики попросту заложили в нее свои риски. Если продолжить эту мысль, то вхождение "Газпрома" эти риски может снизить. Особенно с учетом того, что появление нового контролирующего акционера приведет к смене менеджмента Sakhalin Energy и, как следствие, к составлению новой сметы новой командой.
Возможно, поэтому хитрый как бес Христенко о сроках принятия решения по затратам говорил позавчера очень осторожно. "Мы хотели бы, чтобы утверждение сметы произошло не позже, чем в пределах первого квартала", - сообщил он. Поэтому нельзя исключать, что российские чиновники в ближайшее время согласуют лишь уровень затрат на следующий год, чтобы не задерживать сроки реализации проекта.
"Ситуация с "Сахалином-2" является хорошим уроком для инвесторов - не важно, зарубежных или российских", - не без "юмора висельника" отметил глава Минпромэнерго. По его мнению, именно нарушения компаний, реализующих разные этапы этого проекта и нарушающих законы, отразились в целом на судьбе "Сахалина-2".
Однако вернемся к нашему главному герою и его последнему увлечению, то есть судебным "разборкам".
Росприроднадзор готовится к суду с Shell по "Сахалину-2". Одним из пунктов возможных исков может стать требование к оператору проекта снять с баланса запасы "Сахалина-2". Если это произойдет, то капитализация компании может резко упасть. Однако побороть Shell в международных судах будет непросто.
"Shell поставила на баланс эти запасы (месторождений "Сахалина-2" - А.Д.), а теперь им придется снять их", – высказался на встрече замглавы Росприроднадзора Олега Митволя с экологами и юристами партнер юридической фирмы Finers Stephens Innocent Марк Стефенс. По его мнению, англо-голландская компания "не может признавать запасы" "Сахалина-2", поскольку в настоящее время приостановлено строительство нефтепровода на участке протяженностью 7 км и нет определенности по поводу возобновления работ.
Без этого участка нельзя начать промышленную добычу нефти и газа, так как невозможно будет их транспортировать на юг острова Сахалин.
Отметим, что Finers Stephens Innocent – известная британская юридическая фирма, представлявшая, в частности, интересы ИД "Коммерсантъ" в разбирательстве по иску к изданию Альфа-банка в 2005 году. В Shell отказались комментировать ситуацию. Источник, близкий к компании, высказал творческой группе сериала мнение, что сейчас юрист мог иметь отношение к Росприроднадзору.
Однако в Минприроды подчеркнули, что юрист Finers Stephens Innocent не выражал точку зрения ведомства. "У Росприроднадзора нет четкой позиции относительно учета запасов "Сахалина-2" на балансе Shell, и мы бы хотели ее выработать, в частности, в рамках подобных встреч", – пояснил замначальника пресс-службы Минприроды Евгений Снегирев.
При этом в марте следующего года Росприроднадзор намерен подать ряд судебных исков к Shell по компенсации ущерба в рамках проекта "Сахалин-2", где предварительный ущерб ведомство оценило в 10 млрд долл. Одновременно с требованием, которое направится в Московский арбитраж, иски будут поданы в арбитражные суды Нью-Йорка и Стокгольма, отметил Снегирев. Именно поэтому на встречу с Митволем были приглашены американские и британские юристы, которые предлагали различные варианты взыскания ущерба с Shell, пояснил он.
Арбитражный суд штата Нью-Йорк интересен потому, что там были прецеденты взыскания с компании-ответчика ущерба в трехкратном размере и оплаты судебных расходов истца, добавил представитель ведомства.
Общение Росприроднадзора с иностранными юристами имеет еще одно объяснение. Возможное списание запасов может обсуждаться именно в иностранном суде, поскольку этот вопрос выходит за рамки СРП (соглашение о разделе продукции), регулируемого российским законодательством, отмечает старший аналитик по нефти и газу ИК "Совлинк" Николай Саперов.
Если списание запасов будет одобрено судебным решением, это негативно скажется на капитализации компании, констатирует аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Черепанов. "Акт снятия – это сигнал инвесторам, что шансы компании продолжить разработку запасов довольно малы, – поясняет он. – Уменьшается общая ресурсная база компании, что, разумеется, снижает её стоимость. С середины ноября акции компании подешевели на 5% – при том, что цены на нефть за этот период выросли на 10%. Проблемы с "Сахалином-2" начинают сказываться на котировках компании".
Shell, судя по всему, придется изрядно потесниться в проекте. Во вторник "Газпром" подтвердил, что намерен получить 50% в "Сахалине-2", заплатив за вхождение в проект денежными средствами. По данным наших надежных источников, 30% акций отдаст сам Shell, остальные 20% – миноритарии проекта.
В Shell официально утверждают, что переговоры о передаче "определенного пакета акций "Газпрому" находятся в финальной стадии". В компании считают, что подобная "передача" акций "Газпрому" не скажется отрицательно на капитализации Shell.
Однако судебная тяжба "Газпрома" с англо-голландским концерном в зарубежных судах не обещает быть легкой. "У компании такого уровня, как Shell, отсудить запасы будет почти невозможно, – считает Николай Саперов. – Тем более недавняя практика по распоряжению активами ЮКОСа играет не на пользу России в международном сообществе".
Правда, вполне возможно, после вхождения "Газпрома" в проект скандал поутихнет. Работа Росприроднадзора уже достаточно накалила атмосферу отношений с иностранными инвесторами в России. Поэтому для снижения градуса дискуссии Олега Митволя могут скоро немного "успокоить" или даже освободить от занимаемой должности. Росприроднадзор держится на Митволе. С его увольнением ведомство потеряет свою значимость. Однако главные политические решения будут приниматься после Нового года, в январе-феврале, и не исключено, если Митволь не станет более спокойным, его все-таки отстранят. Автор уверен: им готовы пожертвовать ради восстановления положительного имиджа России.
Вместе с тем формально Митволь делает то, что ему полагается по должности: выявляет нарушения природоохранного законодательства и воздействует на компании, чтобы те их устраняли. И с этой стороны к нему претензий по идее быть не может, за исключением, пожалуй, только излишней эпатажности.
Чтобы снять чиновника по формальным причинам, необходимо уличить его в каких-либо злоупотреблениях. С Митволем это вряд ли произойдет, в этом случае легитимность всех его предыдущих действий, в том числе и по "Сахалину-2", будет поставлена под сомнение. Скорее всего, Митволь если и покинет свой пост, то спокойно, с формулировкой, например, «в связи с переходом на новое место работы». Или, тьфу-тьфу, по состоянию здоровья.
А сейчас специально для того, чтобы Читатель перевел дух и немного избавился от мрачных предчуствий, автор сделает забавную, как нам представляется, "Перебивку".
Оказывается, Япония рассчитывает на начало поставок нефти и газа по проекту "Сахалин-2" в соответствии с изначальным соглашением - в 2008 году. Об этом заявил Министр экономики, торговли и промышленности страны Акира Амари.
Как передает Reuters, Амари сказал: "В связи с намерениями российского "Газпрома" получить долю участия в проекте в японских деловых кругах возникают определенные опасения за стабильность поставок. В связи с этим крайне важно гарантировать японским производителям электроэнергии, нефтяным и газовым компаниям неизменность сроков... Для страны, экспортирующей сырье, вопрос надежности и доверия в плане соблюдения положений заключенных договоров крайне важен".
Напомним, в рамках проекта "Сахалин-2" ведется разработка Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений с суммарными запасами около 150 млн тонн нефти и более 500 млрд кубометров природного газа. Планировалось, что производство сжиженного природного газа в проекте "Сахалин-2" составит 9,6 млн тонн ежегодно. Помимо добычи нефти и газа на шельфе Сахалина, в рамках проекта ведется строительство первого в России завода по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год. Часть этого газа уже куплена Японией, которая старается снизить зависимость от поставок энергоносителей с Ближнего Востока. Автор в этом контексте напоминает, что за "Газпромом" уже числятся подобные "фьючерсы". В частности, не далее как этим весной и летом он бойко торговал еще не добытым и не закачанным в еще не построенную "трубу" Североевропейского газопровода.
Ну, как, не правда ли, смешно?
А сейчас о более серьезных вещах. Иным неофитам может показаться, что "Газпрому" осталось сделать шаг и он контролирует "Сахалин-2". Однако все не так просто.
Делов том, что кроме иных "нюансов", у "Сахалина-2" есть еще акционеры Mitsui и Mitsubishi, которые по нашим данным отнюдь не собираются выходить из проекта.
Между тем бизнес-аспект предложения Shell прост и понятен: "Газпрому" предлагается выгодная сделка. Тем более что проект оказался "отягощен" неблагоприятными результатами многочисленных проверок, так что цену актива можно было бы "скостить". Но в последнее время у претензий к "Сахалину-2" появился новый аспект - политический. Российские чиновники осознали, что режим СРП в условиях нынешней нефтяной конъюнктуры невыгоден для государства. Средства для разработки таких проектов своими силами появились, а значит, глупо отказываться и от будущих прибылей.
Автор понимает вопрос так, что в Москве рассчитывали вынудить Shell отказаться от режима СРП и перевести проект в национальный налоговый режим. Заманчивое предложение, которое, по нашим данным было неожиданным и для "Газпрома", поставило Кремль перед сложным выбором. Сохранение условий СРП в обмен на продажу контрольного пакета акций "Газпрому" будет равносильно признанию в преднамеренном изъятии собственности у крупных иностранных инвесторов. Ведь формально государство так и не будет получать свою долю от реализации проекта много лет. Приравнивать же к выразителю национальных интересов наполовину частный "Газпром" в данном случае вряд ли уместно.
Летом прошлого года Йерун ван дер Вир сообщил, что SE не укладывается в утвержденную ранее смету проекта. По его словам, для его реализации потребуется 20 млрд долл. (позднее сумма увеличилась еще на 2 млрд долл.) вместо согласованных 10 млрд долл. Новая смета до сих пор находится на экспертизе в Минпромэнерго, однако с самого начала было понятно, что в условиях СРП она является "непроходной". Срок окупаемости, а значит, и начала получения российским государством своей доли продукции сдвигался за пределы видимой перспективы
И что для сегодняшней ситуации очень важно, за считанные дни до "сметных" новостей, Йерун ван дер Вир подписал с Алексеем Миллером меморандум об обмене активами - за блокирующий пакет "Сахалина-2" Shell должен был получить 50% акций в проекте добычи газа из неокомских залежей Заполярного месторождения. В течение года компании должны были оценить проекты и заключить сделку. Однако после двукратного роста расходов Sakhalin Energy, о котором "Газпром" даже не поставили в известность, переговорный процесс так толком и не возобновился. А недавно "Газпром" и вовсе публично заявил о разрыве меморандума.
Год закулисных консультаций с Минпромэнерго не привел к сближению сторон. В середине августа "Сахалин-2" стал предметом пристального внимания Минприроды и "Росприроднадзора". Буквально за пару недель были организованы массированные проверки строительства трубы с месторождений к заводу и выявлена масса нарушений, на которые последние несколько лет власти спокойно закрывали глаза. В сентябре ведомство Юрия Трутнева заявило о возможности отмены положительной экологической экспертизы, что просто остановило бы реализацию проекта на несколько лет. Поначалу представители Shell храбрились и даже угрожали дальнейшим ростом расходов по проекту в связи с претензиями российских властей. Однако бойцовского запала хватило ненадолго, и иностранцы решили отдать инициативу "Газпрому".
Тем более что в октябре Владимир Путин лично предложил акционерам "Сахалин-2" не усугублять ситуацию, а искать компромисс за столом переговоров. "Наши партнеры двукратно хотят увеличить свои расходы. Что означает это для российской стороны? По соглашению о разделе продукции мы не будет получать доходы до тех пор, пока не окупятся все расходы. Мы сейчас ничего не получаем, хотя нефть уже добывается несколько лет, а если они увеличат свои расходы, мы еще десять лет вперед не будем ничего получать... Это все проблемы, которые остаются за скобками скандалов, которыми пытаются прикрыться те, кто защищает свои коммерческие интересы. Мы не делаем из этого никакой проблемы. Мы полагаем, что нужно садиться за стол и договариваться. И уверен - мы решение найдем", - заявил президент.
По нашим данным, теперь конструкция сделки может выглядеть следующим образом. Shell продает "Газпрому" 30% минус одна акция Sakhalin Energy, японские компании по 10% плюс одна акция. Причем Mitsui и Mitsubishi активно подталкивали англо-голландского партнера к решительным действиям по налаживанию отношений с российской стороной, поскольку они заинтересованы в проекте не только ради прибыли, но и рассчитывают на поставки газа, без которых энергетический баланс страны после 2010 года мог бы затрещать. Цена акций будет определена независимым оценщиком с учетом роста затрат и экологических рисков проекта. Обмен активами с Shell (в том числе и участие в "Заполярное-Неоком") отложен до лучших времен.
Правда, для того, чтобы сделка состоялась, России еще предстоит придумать, как минимизировать репутационные потери от очередной "успешной" кампании по переделу собственности, на этот раз с непосредственным участием крупной иностранной корпорации.
Кстати, сейчас проект "Сахалин-2" находится в тяжелой ситуации. Во-первых, строительство берегового трубопровода заморожено до 5 февраля 2007 года в связи с решением Амурского отделения "Росводресурсов" приостановить действие 12 лицензий на водопользование. При этом "Росводресурсы" обвинили генерального подрядчика проекта компанию "Старстрой" в обрушении берега по всем водостокам, отсутствии водопропускных сооружений при прохождении рек, наличии отвалов грунта в прибрежных и водоохранных зонах и большой замутненности рек. В случае, если к началу февраля Sakhalin Energy не удастся устранить все нарушения, то лицензии будут отозваны. Кроме того, прокуратура Сахалинской области возбудила несколько уголовных дел в отношении Sakhalin Energy и ее подрядчиков по 100 нарушениям. Сейчас ведется следствие. Помимо этого, в ближайшие дни "Росприроднадзор" должен озвучить итоги ноябрьской проверки работы Sakhalin Energy, в результате чего список претензий Минприроды к Sakhalin Energy может значительно расшириться. Ранее замглавы "Росприроднадзора" Олег Митволь обещал опубликовать результаты проверки еще в конце ноября, но затем сроки были перенесены на середину декабря. Точная сумма ущерба, нанесенного природе строительством проекта, будет окончательно подсчитана сотрудниками "Росприроднадзора" к концу лета следующего года. Пока г-н Митволь прогнозирует, что она может составить миллиарды долларов. И наконец, тот же Митволь неоднократно грозился обратиться с Стокгольмский арбитражный суд с иском против компании Sakhalin Energy.
Итак, Россия в быстром темпе продолжает движение к авторитаризму. Третьего дня Кремлю удалось вырвать из рук компании Royal Dutch Shell крупнейший в стране инвестиционный нефтегазовый проект разработки шельфового месторождения недалеко от острова Сахалин стоимостью $20 миллиардов. Этот шаг можно назвать экономическим вариантом отравления полонием-210.
Знатоки российского черного юмора наверняка оценят те методы, которые использовались для того, чтобы отобрать контроль над проектом "Сахалин-2" у голландско-британского энергетического "бегемота".
В последние месяцы местные власти начали преследование компании за "незаконную вырубку лесов", а также за другие нарушения природоохранного и трудового законодательства. Всего таких нарушений было найдено 100. На прошлой неделе МПР пригрозило отозвать лицензии, необходимые для проведения поисково-разведочных работ, в связи с якобы имевшими место нарушениями в области водопользования. И эти угрозы звучат из уст той самой России, в реестр экологических катастроф которой входят Чернобыль и высохшее Аральское море, а также целый ряд других экологических нарушений.
Инсценированная Кремлем кампания по отбору "Сахалина-2" у Shell с его передачей в руки "придворного" "Газпрома" не была чем-то неожиданным. И это свидетельствует о той обреченности, с которой Запад относится к России. Человек КГБ Путин совершенно не скрываясь реализует план по передаче природных ресурсов в руки своих близких друзей.
В прошлом году крупнейшая в стране нефтяная компания ЮКОС была принудительно передана государственной "Роснефти", а ее босса Михаила Ходорковского сослали в Сибирь. Иностранные компании лишены возможности приобретать контрольные пакеты акций в проектах разработки нефтяных, газовых и рудных месторождений. Они также не могут конкурировать с монополией "Газпрома" в области газового экспорта. Чтобы обойти воздвигнутые на его пути преграды, Shell позавчера предложил уступить контрольный пакет акций в сахалинском проекте "Газпрому", оставив себе миноритарный пакет. Следует ожидать, что вскоре все его "экологические" проблемы разрешатся сами собой. Кремль нацелился и на другие сделки по освоению месторождений, заключенные с BP, ExxonMobil и Total.
У Путина не ощущается нехватки сторонников. Согласно их заявлениям, Венесуэла, Саудовская Аравия, Мексика и прочие развивающиеся страны крепко удерживают в руках государства свои нефтяные и газовые ресурсы. В таком случае, напомните нам, пожалуйста, что делает Россия в Группе восьми промышленно развитых демократических государств?
Кстати о демократии.
Автор по зрелому размышлению пришел к парадоксальному на первый взгляд выводу, что руководство Shell, работавшее на "Сахалине-2" рядом с японцами вполне могли устроить Кремлю типично самурайскую ловушку. Напоминаю главный принцип дзюдо: нападающего тяни на себя, падающего толкай. Полагаю, предложение Shell может оказаться теми самыми данаевыми дарами.
И вот почему.
Дело в том, что условия вхождения "Газпрома" в проект "Сахалин-2" могут столкнуть интересы монополии и правительства. Нежелание властей увеличивать смету проекта на запрашиваемые Shell 11 млрд долл. сокращает потенциальную прибыль госкомпании. Но "Газпром" на это согласится: потенциальные выгоды все равно перевешивают.
Вопрос об увеличении сметы на реализацию "Сахалина-2" теперь, после решения "Газпрома" войти в проект, превращается для российского кабмина в гордеев узел (полагаю, именно поэтому хитрый как бес Виктор Христенко третьего дня был очень аккуратен всвоих ТВ-комментариях).
Утвердить новый размер затрат по сахалинскому проекту Минпромэнерго предстоит до конца первого квартала 2007 года. С удвоением бюджета – с 10 долл. до почти 21 млрд долл., как это предлагается Shell, ведомство по-прежнему не соглашается.
Увеличение затрат на 11 млрд долл. означает для России, что срок получения прибыли сдвигается, подчеркивает глава Минпромэнерго Виктор Христенко: "Мы с этим согласиться не можем".
Если позавчера неутверждение нового бюджета было бы проблемой исключительно оператора проекта и иностранных миноритариев, то теперь это напрямую затрагивает интересы "Газпрома". Глава совета директоров монополии Дмитрий Медведев во вторник официально подтвердил, что компания намерена приобрести 50-процентную долю в "Сахалине-2". Однако он подчеркнул, что компания не готова платить за контроль в проекте "любую цену".
В "Газпроме" отказались прокомментировать, будет ли зависеть решение компании о вхождении в проект и величине приобретаемой доли от размера утвержденной сметы. В Shell подчеркнули, что "переговоры о вхождении монополии в проект и размере новой сметы – это не связанные между собой, параллельные процессы. В первом случае они ведутся с монополией, во втором – с Минпромэнерго".
После того как 9 декабря на совещании при президенте РФ было принято решение, в частности, о вхождении госкомпаний в проекты по СРП, "Газпром" попал в ловушку – у него не осталось места для маневра. Но принимать «для монополии" удвоенный бюджета "Сахалина" правительство вряд ли будет, так это отдалит получение прибыли от проекта непосредственно государством.
Здесь сталкиваются интересы двух групп в правительстве – Дмитрия Медведева, "курирующего" "Газпром", и Минпромэнерго в лице Виктора Христенко. Причем особую пикантность ситуации заключается в том, что
конфликт интересов между "энергетическими" группами в правительстве будет накаляться тем сильнее, чем ближе 2008 год.
В случае с "Сахалином-2" условия СРП будут максимально смягчены для государства. Но и "Газпром" в накладе не останется: значительная часть затрат по проекту может пойти на развитие инфраструктуры, в которой заинтересован "Газпром", например, мощностей по отгрузке СПГ. Монополисту важнее получить не прибыль, а закрепить за собой запасы газа "Сахалина-2", а также стратегические рынки для экспорта СПГ в Индию, Китай и всю Центральную Азию.
В Shell надеются, что относительно бюджета проекта с правительством удастся прийти к компромиссу. Таковым может оказаться оценка, проведенная "Зарубежнефтью". По предварительным данным, нефтяная госкомпания оценила затраты на разработку "Сахалина-2" в 17,6 млрд долл. до 2014 года.
По мнению профильных российских аналитиков, возможность сокращения сметы будет оговорена с "Газпромом" в рамках условий вхождения монополиста в проект. Естественно, "Газпром" ожидает увеличение затрат, но львиная их доля все равно ляжет на иностранных инвесторов.
Монополия просто не сможет взять на себя финансовые затраты, соответствующие его акционерной доле, поэтому войдет в проект как владелец контрольной доли, но не несущий основных расходов.
Роль "Газпрома" – в надзоре, управлении проектом и административном влиянии компании как единственного в стране экспортера газа.
Но именно здесь и возникает опасный для России прецедент, который очень пригодится для судебных разборок в Стокгольме, Японии и других экзотических местах, скоряча обещанных Митволем.
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью