Страсти по Сахалину. ЕС может отобрать у "Газпрома" самый главный евротрофей? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. ЕС может отобрать у "Газпрома" самый главный евротрофей?

Фондовый рынок
621
48-я серия.
В изменение традиции, мы сегодняшнюю серию начнем от финала предыдущей. Напомним, на традиционной заключительной конференции в Хельсинки журналист из агентства Reuters задал вопрос-провокацию, которым всполошил Баррозу и "разбудил" публику. Как оказалось, ЕС сформулировал для внутреннего пользования новые принципы своей энергетической стратегии.
Энергорынку Европы будет предложено разделить энергетические компании ЕС на добывающие и транспортирующие.
Так вот, в отличие от дипломатов-политиков, "Газпром" сразу же почувствовал откуда потянуло жареным.
Если Еврокомиссия запретит продавцам газа владеть транспортными сетями, поставки европейским потребителям окажутся под вопросом, заявил в Брюсселе заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев.
Его беспокойство легко понять: ведь решение Еврокомиссии может лишить "Газпром" самого главного завоевания в Европе - 50% Wingas.
Напомним, в 2005 г. "Газпром" экспортировал в Европу 151 млрд кубометров газа, выручив 31,5 млрд долл. Крупнейшие импортеры российского газа: Германия - 39, 9 млрд кубометров (44, 9% потребления), Италия - 21, 9 млрд кубометров (26%), Франция - 13, 2 млрд кубометров (26, 8%).
Между тем директива Еврокомиссии о либерализации рынка газа вступила в силу еще в августе 2000 г. Она декларировала равный доступ всех поставщиков газа в Евросоюзе к газопроводам, отказ от долгосрочных экспортных контрактов в пользу спотового рынка и сняла запрет на реэкспорт газа.
В 2003 г. Еврокомиссия внесла в директиву поправки, обязав вертикально-интегрированные газовые компании выделить сбыт и транспортировку в разные подразделения. Таким образом, Еврокомиссия надеялась облегчить их конкурентам доступ к сбытовым сетям, объяснил творческой группе сериала аккредитованной в Брюсселе, пресс-секретарь Евро-комиссии по вопросам энергетики Ферран Тарраделлас.
Но, говорит он, разделение внутри компаний оказалось недостаточно эффективным, поэтому Еврокомиссия планирует новые жесткие меры: запретить поставщикам газа владеть в Европе транспортными мощностями. По словам президента Еврокомиссии Хосе Мануэля Баррозу эти предложения Евро-комиссия собирается опубликовать уже в январе будущего года. "Мы считаем, что открытый рынок - лучшая гарантия поставок", - заявил Тарраделлас.
Натурально, эти планы совсем не по вкусу "Газпрому" мечтающему серьезно закрепиться в down stream в Европе. Зампред правления монополии Александр Медведев на форуме в Брюсселе несколько дней назад предупредил Еврокомиссию, что если крупным операторам не позволят владеть инфраструктурой (газопроводами, подземными хранилищами и распределительными сетями), то возникнет "вопрос поставки нашей продукции нашим клиентам", цитирует его Reuters.
"До сих пор Россия была надежным поставщиком газа, мы надеемся, что так будет и в дальнейшем, в условиях свободного и конкурентного рынка", - возражает на это Тарраделлас.
Если Еврокомиссия действительно решит отобрать инфраструктуру у поставщиков, "Газпрому" придется выйти из состава акционеров Wingas, в которой он как раз сейчас должен довести свою долю до 50% (другие 50% - у BASF). Через Wingas "Газпром" владеет газопроводами в Восточной Германии и крупнейшим газохранилищем Reden, куда было инвестировано несколько миллиардов евро, сказал нам один из менеджеров "Газпрома". Кроме того, по его словам, это может осложнить переговоры с Gasunie о приобретении у нее до 9% Balgzand Bacton Line - оператора газопровода, соединяющего Нидерланды и Великобританию.
"Напрасно Евро-комиссия думает, что конкуренция приведет к снижению цены на газ, - добавляет наш газпромовский собеседник - Эффект будет прямо противоположным. Поставщики, лишившись возможности экономить на транспортных затратах, просто взвинтят цены".
Мы не стали вступать с ним дискуссию, справедливо полагая, что это – пустая трата времени. Особенно насчет взвинчивания цен (недавний пример контраста экспортных и биржевых цен на "голубое топливо" говорит сам за себя).
Борясь с вертикально-интегрированными компаниями, Еврокомиссия бьет не только по "Газпрому", но и по его западным партнерам, например E.On Ruhrgas. Ведь они, являясь крупными продавцами газа, владеют инфраструктурой, отмечает аналитик East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По мнению эксперта, объединившись, они смогут противостоять Еврокомиссии. "Еще рано ставить точку, дискуссии продолжаются", - комментирует представитель E.On Ruhrgas. Запрос в Gasunie остался без ответа.
А тем временем наконец-то пришла долгожданная новость: Росприроднадзор начинает проверять "Газпром"
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 27 ноября, с понедельника, начинает проверку соблюдения лицензионных соглашений предприятиями ОАО "Газпром" в Ямало-Ненецком автономном округе. Проверка завершится 2 декабря текущего года. В плане проверок - Чугурьяхинское, Каменномысское и Обское месторождения. Росприроднадзор будет проверять только соблюдение норм недропользования, затем, возможно пройдет проверка соблюдения природоохранного законодательства.
ОАО "Газпром" и его дочерние компании со 100% долевым участием по состоянию на конец III квартала 2006 года имеют 132 лицензий на право пользования недрами, в том числе 98 лицензий с целью поисков, разведки и добычи углеводородного сырья и 34 лицензии на геологическое изучение недр. Кроме того, 26 лицензии имеют компании с различным долевым участием ОАО "Газпром" в их уставном капитале. Суммарные запасы газа "Газпрома" (с учетом "Газпром нефти") по категориям ABC1 в 2005 г. выросли на 0,7% - до 29,131 трлн кубометров.
Кстати, экологические организации России не имеют претензий к российским компаниям "Газпром" и "Интеррос" в части их деятельности по строительству спортивных объектов в рамках реализации программы подготовки к олимпиаде в Сочи. По словам директора Фонда дикой природы Игоря Честина, у экологов нет претензий к деятельности компаний. "Это единственные компании, прошедшие все согласования, предусмотренные законодательством, включая государственную экологическую экспертизу. У нас нет претензий, и это правда", - сказал он.
В свою очередь, эксперт по лесной программе "Гринписа России" Михаил Крейндлин отметил, что у "Гринписа" также нет претензий к компаниям. "У нас нет претензий, в частности, к "Интерросу", тем более что компания пока не приступила к строительству", - сказал эксперт.
А тем временем счетная палата России предлагает инвесторам проекта "Сахалин-2" пересмотреть экономические условия соглашения о разделе продукции в пользу увеличения доходов России от этого проекта, сказал журналистам аудитор Счетной палаты Сергей Абрамов. "Нужно предложить оператору изменить некоторые условия СРП. Уровень доходов России равен 10% независимо от мировой конъюнктуры. Мы считаем, оператор проекта должен выступить с инициативой улучшить условия для России. Мы ждем проявления доброй воли"- сказал Абрамов. По его словам Счетная палата не согласна с бюджетом в 22 млрд долл. и готова рассмотреть новые расчеты, когда они будут представлены.
А вот силами-стараниями г-на Трутнева со товарищи ЮКОСу сбивают цену…
Минприроды продолжит отзыв лицензий у "дочек" компании-банкрота, причем претензии МПР касаются прежде всего Аявинского, Джелиндуконского, Оскобинского и Терско-Камовского участков ЮКОСа, на которых в ходе проведенных в 2006 году проверок управление Росприроднадзора по Эвенкийскому автономному округу выявило нарушения законодательства в сфере недропользования. Признавая законность и обоснованность требований властей, Эдуард Ребгун в то же время упирал на то, что отзыв лицензий "неизбежно ведет к резкому снижению их стоимости, что, в свою очередь, нанесет ущерб интересам кредиторов". По его мнению, все лицензионные проблемы логичнее было бы передать в ведение нового собственника. Судя по последним известиям, в Минприроды с такой логикой не совсем согласны, и угроза отзыва лицензий будет висеть над ЮКОСом дамокловым мечом до дня распродажи.
Впрочем, по мнению опрошенных нами аналитиков, МПР своим заявлением продемонстрировала лишь намерения, от которых ведомство может отказаться в случае прихода на эти объекты "желанных" государством новых собственников. Если в ближайшее время лицензии и будут отозваны, то коснется это лишь незначительных участков, основные трогать не будут. Впрочем, даже сами озвученные намерения создают негативный фон для ЮКОСа: покупатель теперь будет знать, что приобретает актив, который в будущем может потерять лицензию на добычу, а потому с его стороны логично при такой покупке требовать дисконта и снижения цены.
Автор считает, что угроза отзыва лицензий касается неключевых активов, которые принципиально на стоимости ЮКОСа вряд ли скажутся. В то же время понятно, что появляющиеся риски неизбежно снижают стоимость каких-то конкретных активов и позволяют потенциальному покупателю более свободно чувствовать себя, назначая цену.
Ответ МПР "прозрачно" совпал по времени с сообщением нашего резидента со ссылкой на "источник, близкий к совету директоров компании", о том, что ОАО "Газпром" заложило в своем финансовом плане на 2007 год около 3,75 млрд долл. на покупку 20% акций "Газпром нефти", принадлежащих сегодня ЮКОСу. Исходя из текущей стоимости этого пакета – 3,89 млрд долл., – газовый монополист рассчитывает на скидку почти в 4%.
В новых условиях, по мнению автора, величина скидки может значительно вырасти. Понятно, что эти акции, кроме самой "Газпром нефти", никому не нужны – с 20-процентным пакетом влиять на политику компании невозможно. Натурально, за бесценок "Газпром" их покупать не станет, дабы не вызвать скандала и обвинений в преднамеренном разорении ЮКОСа, но диктовать цену будет практически единолично, и дисконт в 25% будет вполне соответствовать рыночным ожиданиям.
Что же касается действий конкурсного управляющего, то они вполне укладываются в рамки его прямых обязанностей – продать активы компании-банкрота подороже и вернуть большую часть выручки в федеральный бюджет. Но подконтрольные государству "Роснефть" и "Газпром" – это тоже источники наполнения бюджета, так что удешевление активов ЮКОСа никому, кроме основных акционеров, не навредит.
Удовлетворение требований кредиторов не может служить основанием для приостановления процедуры отзыва лицензий у "ЮКОСа" и его дочерних предприятий, отмечает министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.
Как сообщил пресс-секретарь конкурсного управляющего "ЮКОСа" Николай Лашкевич, такая информация содержится в ответе главы МПР РФ на письмо конкурсного управляющего "ЮКОСа" Эдуарда Ребгуна с просьбой о приостановке действий по отзыву лицензий в отношении НК ЮКОС и его дочерних и зависимых компаний до момента реализации указанных активов с торгов.
В ответе, в частности, сообщается, что в ходе проверок, проведенных управлением Росприроднадзора по Эвенкийскому автономному округу в 2006 г., были установлены нарушения законодательства в сфере недропользования в отношении Аявинского, Джелиндуконского, Оскобинского и Терско-Камовского участков ОАО НК "ЮКОС", а материалы направлены в комиссию по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами.
Как отмечается в письме министра, "удовлетворение требований кредиторов не может служить основанием для приостановления процедуры прекращения права пользования недрами".
Ранее конкурсный управляющий "ЮКОСа" Эдуард Ребгун направил на имя министра природных ресурсов письмо, в котором изложил аргументы в пользу приостановления действий по отзыву лицензий. В нем признается законность и обоснованность действий МПР.
"Вместе с тем, отзыв лицензий у дочерних и зависимых обществ НК "ЮКОС" неизбежно ведет к резкому снижению их стоимости, что, в свою очередь, нанесет ущерб интересам кредиторов. Временное финансирование работ для предотвращения отзыва лицензий требует инвестирования значительного объема денежных средств, источник которых отсутствует", - отмечалось в письме.
В нем также говорилось, что задачей конкурсного производства является оценка имеющихся активов и их реализация с целью последующего удовлетворения требований кредиторов, а в отношении более чем 200 предприятий НК ЮКОС эта работа требует длительного времени.
В связи с этим конкурсный управляющий и предложил рассмотреть возможность приостановления действия по отзыву лицензий в отношении компании и его дочерних и зависимых предприятий до момента реализации указанных активов с торгов. Как считает Эдуард Ребгун, слова которого привел пресс-секретарь, с учетом того, что "ЮКОС" в настоящее время проходит в соответствии с законом о несостоятельности сложную процедуру банкротства, имеет смысл все лицензионные проблемы передать в ведение нового собственника.
"Четыре-пять месяцев, пока идет конкурсное производство, не сыграют большой роли", - подчеркнул конкурсный управляющий.
Федеральный арбитражный суд Московского округа 19 сентября 2006 г. подтвердил вынесенное ранее судебное решение о введении в ОАО НК "ЮКОС" процедуры наблюдения, отклонив кассационную жалобу нефтяной компании. Кассация тогда также подтвердила законность запрета на проведение операций с имуществом "ЮКОСа" стоимостью более 30 млн руб. без согласия конкурсного управляющего.
Что-то мы давно не заглядывали на Штокман, эту вотчина "Газпрома", куда он пока еще никого не пускает. Примерно, как собака на сене.
Словно "идя навстречу пожеланиям трудящихся", появилась нижеследующая новость.
Оказывается, президент России Владимир Путин пригласил премьер-министра Норвегии Енса Столтенберга посетить в 2007 г. с визитом Москву. Об этом несколько удивленный приглашением Столтенберг сообщил вечером в пятницу по окончании 30-минутной беседы с президентом РФ.
Он заявил, что в ходе встречи поднимались вопросы энергетического сотрудничества, в частности, вопрос о перспективах участия норвежских энергетических компаний в разработке нефтегазовых месторождений на территории РФ, а также вопрос развития Штокмановского месторождения. В то же время он отметил, что тема поставок норвежской рыбы в Россию в ходе беседы не обсуждалась.
В общем, почти по фоменковскому фольклору: "тиха украинская ночь, но сало трэба перепрятать"…
А пока поинтересуемся мнением европейских политиков о последней хельсинской тусовке.
Так вот, британская The Financial Times считает, что эволюции Европейского Союза в отношениях с его самым могущественным соседом напоминают движения инвалида. Это показал провальный саммит с Россией, прошедший на прошлой неделе и омраченный таинственной смертью бывшего российского шпиона и непрекращающимися скандалами из-за нефте- и газопроводов и продуктовых санитарных норм. До следующего саммита, намеченного на май, Евросоюз обязательно должен выработать серьезную и единую политику, которая открывала бы дорогу к сотрудничеству, но одновременно не давала бы России возможности диктовать условия.
Российская энергетическая политика стала одной из основных тем на повестке дня ЕС гораздо позже, чем следовало бы - в январе текущего года, после того, как Москва прекратила поставки газа на Украину. Собственно, сам ЕС также с каждым днем становится все более зависимым от российского газа - и, несмотря на это, подходы к решению этой проблемы до сих пор вносят раскол в его ряды. В частности, перед саммитом с президентом России Владимиром Путиным страны ЕС так и не смогли договориться о единой позиции, которую предполагалось занять за столом переговоров.
С одной стороны, Польша не переставая требует проводить в отношении России как можно более жесткую линию, в чем ее поддерживают и другие страны, страдавшие под ярмом советской власти. С другой, "большая четверка" ЕС - Германия, Франция, Великобритания и Италия - гораздо больше настроена на сближение с ней. Поскольку речь все-таки идет о России, цена раскола может оказаться слишком высока, чтобы в Союзе и дальше можно было мириться с его, в общем-то, естественными плюрализмом и взаимным несогласием.
В отношениях с Кремлем Европейскому Союзу не следует ни проявлять трусость, ни нарываться на конфронтацию. Отдельным странам стоит, наверное, семь раз подумать, прежде чем вставать в очередь на двусторонние договоры с Россией типа российско-германского газопровода, идущего в обход Польши и Беларуси. Однако и взрывоопасной антироссийской риторики, которую так любят вице-президент США Дик Чейни и польская политическая верхушка, также следует избегать.
На будущее самым правильным вариантом для ЕС должен стать особый "российский подход" - хладнокровный расчет собственных выгод и путей удовлетворения собственных интересов за счет сотрудничества с другой стороной. Это значит, что от России необходимо добиваться безусловного выполнения всех взятых ею на себя обязательств - в том числе по визовому режиму, торговле и правам человека.
Великобритания должна дать ясно понять, что если след от смерти Александра Литвиненко, бывшего шпиона и британского гражданина, поведет в Кремль, отношения между Лондоном и Москвой пострадают самым серьезным образом. И, поскольку Россия отказалась положительно рассмотреть призывы ЕС к открытию доступа к своей нефтегазовой индустрии, возможно, стоило бы рассмотреть вопрос и об ограничении доступа к энергетическим активами в ЕС для "Газпрома", который во все большей степени становится инструментом Кремля.
Ведь выполнение главного требования Европы - открытия российского энергетического рынка - было бы в интересах самой Москвы, поскольку разваливающаяся внутренняя инфраструктура срочно требует новых и новых вложений. Однако сейчас, на подъеме, усиление иностранного влияния в сфере, касающейся главного природного ресурса России - это шаг, который России трудно сделать по собственной воле.
Для ЕС Россия остается самым значительным рынком и самым важным партнером. Весь прошедший год можно назвать годом упущенных возможностей. Поэтому для ЕС наступает время, когда нужно сесть и сформулировать более устойчивый и более единый подход.
Более "раскованная" The Times не очень стесняется: "Нам нужны новые трубопроводы, по которым нефтяные богатства пойдут на европейские рынки в обход капризных и жадных российских монополистов… Сегодня Россия богата и сильна, в то время, как Запад, и, в особенности, альянс между Европой и Америкой, деморализован и дискредитирован".
России больше не нужны наши деньги. Ей нет особого дела до нашего одобрения. Последние годы научили Путина тому, что, если ему что-то нужно от Запада, то он это получает. Президент Франции Жак Ширак пляшет под российскую дудку, как делали до него Сильвио Берлускони и Герхард Шредер.
Прежде всего, не нужно паниковать. Сила России, несмотря на всю ее напыщенность, построена на песке. Демографические показатели катастрофичны: за минуту, которая потребовалась вам для того, чтобы дочитать до этих строк умерло пятеро россиян, а родилось лишь трое. Состояние ее автомобильных и железных дорог все еще оставляет желать лучшего, трубопроводы и электростанции изношены. Может так случиться, что разрекламированное газовое оружие даже не зарядится: не исключено, что после десятилетий небрежного отношения и недофинансирования Россия - это не энергетический громила, а энергетический нищий.
Затем Запад должен сплотить ряды. Россия умело сеет раздоры. Британские евроскептики должны отбросить свое пораженческое презрение к идее единой европейской внешней политики, особенно, в области энергетической безопасности. Иначе мы рискуем уступить полконтинента новой империи Кремля, построенной на этот раз не на танках, а на трубах. Европа должна отказаться от своего антиамериканизма, служащего удовлетворению ее прихотей, и восстановить альянс с новой администрацией - очищенной и ищущей друзей.
Главной задачей этого альянса будет не оборона, а диверсификация поставок энергоносителей. Нам нужны новые трубопроводы на Балканах и Кавказе, по которым нефтяные богатства каспийского бассейна и Центральной Азии пойдут на европейские рынки в обход капризных и жадных российских монополистов нефтегазовой области. Также мы должны построить новые терминалы для сжиженного природного газа и трубопроводы-перемычки, которые соединят национальные газовые сети. Звучит это так же скучно, как лозунги последней "холодной войны", но является не менее важным.
Помимо этого, мы должны оказать решительную поддержку странам, оказавшимся на прицеле у России: таким, как Польша, Грузия и страны Балтии. Российские СМИ разжигают ненависть по отношению к ним, а государство произвольно регулирует поставки энергоносителей и налагает санкции на экспорт. Слишком часто ЕС заявляет, что проблемы его новых членов с Россией являются "чисто двусторонними". В будущем его политика должна сводиться к утверждению "Связываясь с Эстонией, вы связываетесь со всей Европой". Это братья по оружию, они знают о России гораздо больше, чем мы, а мы медлим с признанием этого.
Мы должны продолжить расширение НАТО и ЕС. Расширение обеих организаций стало невоспетым триумфом и способствовало распространению мира и безопасности. Следующая фаза будет сложнее, поскольку нынешние кандидаты слабее и беднее. Но тем более необходимым становится этот процесс. Если наши двери не будут открыты, то единственным вариантом для них будет Россия. То, что участники саммита НАТО, прошедшего на этой неделе в Риге, не смогли прийти к общему мнению по вопросу расширения из-за своих противоречий и страхов - это трагедия.
В-третьих, Запад должен восстановить свое чувство нравственного превосходства, которое в конечном итоге оказалось важнее, чем наши пушки и ракеты. Мы верили в нашу систему: она была не просто богаче и свободнее, но и добрее, справедливее, здоровее, инновационнее, толерантнее и правдивее, чем их система. Разумеется, у нее были свои недостатки. Но у нее была и органически присущая способность к их исправлению. При рыночной экономике нечестный и жестокий имеет больше шансов потерять работу или отправиться в тюрьму, чем при авторитарной, управляемой государством экономике.
Поэтому самое мощное оружие мы получим, сделав нашу систему действительно достойной восхищения. Честность в общественной жизни должна не только контрастировать с соблазнами Кремля, но и сделать нас невосприимчивыми к его взяткам. Правосудие, осуществляемое без проволочек, эффективное государственное управление и стремление к общему благу - этого нет в России, и именно это нужно нам для того, чтобы нашей системе завидовали дома и за рубежом. Это будет долгий путь - но так же было и в прошлый раз….
К чему приведут эти "ястребиные" призывы, мы, очевидно, увидим нескоро. На носу зима, и пусть, если верить синоптикам, она будет вполне мягкой, обострять дискуссию с поставщиком энергии, сиречь, тепла в дома разбалованных европейцев, никто из европолитиков скорее всего не будет.
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас