Страсти по Сахалину. Митволь сочинил список "кандидатов в лишенцы" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Митволь сочинил список "кандидатов в лишенцы"

Фондовый рынок
1183
46-я серия.
Нынешнюю серию "мыльной оперы" мы начнем не традиционно с официоза, а как бы "в продолжение" позавчерашней "энергонахлобучки", которую устроил российский "можновладець" под аккомпанемент премьерных торгов российским газом на новорожденной газовой же бирже, которые к немалому удивлению досужей публики и "заинтересованных лиц" пусть даже "в первом приближении", но с достаточной для "широкой России" точностью определили, что красная цена "голубого топлива" тамошнего розлива и с доставкой клиенту максимум 66 долл. за 1000 кубов.
Натурально, Путин после нагоняя укатил "в европы", в сторону все той же Финляндии (может в надежде успокоиться и вкусно поужинать?), а оставшийся "на хозяйстве" премьер на вчерашнем заседании кабинета министров велел к понедельнику придумать, как преодолеть дефицит газа, то есть поручил ряду министерств и ведомств подготовить комплексные предложения по преодолению дефицита в РФ газа и электроэнергии. Как сообщил премьер, открывая заседание правительства, соответствующее постановление он подписал по итогам состоявшейся накануне встречи с президентом России Владимиром Путиным, на которой обсуждались эти вопросы.
Минпромэнерго, МЭРТу, Минфину, ФТС и ФАС поручено подготовить соответствующие предложения к понедельнику, 27 ноября, для рассмотрения на совещании у премьер-министра. После этого планируется их обсудить на заседании правительства 30 ноября, а затем в этот же день Фрадков представит этот пакет Владимиру Путину.
Как отметил премьер, по этим вопросам был проведен анализ, многовариантные расчеты, и нужна консолидированная позиция правительства по этой проблеме.
"Вопрос не простой и требует максимальных интеллектуальных усилий. Необходимо снять существующий дефицит электроэнергии и ожидаемый дефицит газа", — подчеркнул Фрадков.
Как отметил глава правительства, важно обеспечить потребителей достаточным количеством энергоресурсов, выполнить как существующие контракты на внутреннем рынке, так и международные обязательства.
Премьер подчеркнул, что это касается, в первую очередь, российских компаний, таких как "Газпром" и РАО "ЕЭС России". По словам Фрадкова, они должны максимально использовать "немалый инвестиционный ресурс, в том числе выделяемый из средств федерального бюджета, для решения этих задач". Как заметил премьер-министр, в 2007 г. инвестиционная поддержка компаний по этим направлениям из средств федерального бюджета существенно возрастет.
"Это вопрос не только предстоящей зимы, хотя зимой этот вопрос наиболее актуален, это вопрос стратегический. Он связан с использованием ресурсов, которыми располагает страна, для развития собственной экономики и для выстраивания отношений со странами, нуждающимися в энергетических ресурсах. Эти меры должны носить комплексный характер на длительную перспективу", — добавил Фрадков.
По его словам, данные меры должны учитывать мировую конъюнктуру цен на энергоресурсы, "что позволит нам внести уточнение в топливный баланс страны". "Сделать эффективным уголь как альтернативный вид топлива, обеспечить энергосбережение", — отметил глава правительства. Он также обратил внимание, что разговоры на эту тему ведутся давно, но результата нет, "так как мы не видим всего комплекса мер"… и т.д. и т.п.
В общем, лишенный путинского напора и даже некоторого яросиного вдохновения Михаил Фрадков выглядел бледно.
Между тем подсуетился неугомонный Олег Митволь и весьма любезно предоставил в наше распоряжение своеобразный "черный список" месторождений и недропользователей, в отношение которых Росприроднадзором в 2006 году поданы документы на отзыв лицензий. В этом списке 108 месторождений, но, по словам заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя, всего их 140. По его мнению, указанные лицензии должны быть отозваны до конца года. В числе владельцев месторождений Восточно-Сибирская нефтегазовая компания, "Роснефть-Пурнефтегаз", "ЛУКОЙЛ-Коми", ЮКОС и Total.
Как сказал Олег Митволь, с начала 2006 года в комиссию Минприроды по вопросам соблюдения условий лицензий на право пользования недрами были поданы документы на отзыв 140 лицензий. "По четверти из них комиссия приняла положительные решения, — отметил Олег Митволь. — По остальным вопрос так и не решен. Очень надеюсь, что коллеги из агентства по недропользованию активизируют свою работу". По мнению г-на Митволя, это вполне можно сделать до конца года в ходе двух заседаний комиссии. "Я понимаю, что недропользователи, которым грозит отзыв лицензий, не прочь добиться решения в свою пользу. Тем более что эти месторождения оцениваются в сотни миллионов долларов. Мы постараемся делать так, чтобы исполнение закона не зависело от конкретного чиновника", — подчеркнул Олег Митволь.
В пресс-службе Роснедр сообщили, что в течение 2006 года получили из Росприроднадзора документы по отзыву лицензий на 95 нефтегазовых месторождений, а также на ряд месторождений по добыче золота и других твердых полезных ископаемых. 77 заявок уже рассмотрены, а остальные будут рассматриваться до конца года на заседаниях специальной комиссии по досрочному прекращению права на пользование участками недр, ближайшее заседание которой состоится завтра. На нем, в частности, будет поднят вопрос целесообразности отзыва лицензий у ЗАО "Роспан Интернешнл", входящей в ТНК-BP. С начала 2006 года, как рассказала пресс-секретарь Роснедр Елена Коверга, ведомство досрочно прекратило действие лицензий на право пользования недрами по восьми нефтегазовым месторождениям. Их название она уточнить отказалась. Однако источник в Роснедрах пояснил, что среди них есть две лицензии на шельфовые месторождения "Синтезнефтегаза", пять лицензий ЮКОСа и одна — Восточно-Сибирской нефтегазовой компании.
В "Роснефти", однако, заявили, что никаких постановлений о лицензионных нарушениях они не получали, в том числе в отношении входящего в ее состав "Пурнефтегаза". Источник, знакомый с ситуацией по поводу выполнения "Роснефтью" лицензионных соглашений, сказал нам, что Олег Митволь намеренно преувеличивает ситуацию с отзывом лицензий.
"Когда "Сахалинморнефтегаз" получил от Росприроднадзора документ по итогам проверки своей работы на Сахалине, в нем работа компании в целом была признана удовлетворительной, а выявленные нарушения она должна была исправить до конца года. Об отзыве лицензии там не было ни слова, тем не менее когда г-н Митволь делал заявление для прессы, он почему-то сказал, что у "Сахалинморнефтегаза" все-таки могут отозвать лицензию", – сообщил источник.
В ЛУКОЙЛе творческой группе сериала напомнили, что в июле—августе 2006 года компания получила от Роснедр несколько уведомлений об устранении нарушений лицензионных соглашений на месторождениях в Республике Коми и в Ханты-Мансийском АО. Для решения вопроса ведомство выделило ЛУКОЙЛу шесть месяцев, которые истекают в начале будущего года. По словам представителя компании, работы по устранению нарушений начали активизироваться только сейчас, это связано с климатическими условиями северных широт, где расположены эти лицензионные участки.
"Зимой там может пройти тяжелая техника, а летом в болотистой местности работы вести просто невозможно", — подчеркнули в компании.
В ЛУКОЙЛе затруднились оценить, успеют ли они устранить проблемы на месторождениях в срок, чтобы избежать отзыва лицензий, но заверили, что работают в контакте с Роснедрами.
Между тем Андрей Громадин из МДМ-Банка полагает, что досрочно отозвать могут ряд лицензий на месторождения мелких нефтяных компаний, а такие гиганты, как "Роснефть" и ЛУКОЙЛ, сумеют договориться с властями. Михаил Субботин, директор научно-консультационной компании "СРП-Экспертиза", полагает, что до отзыва лицензии на Харьягинское месторождение у Total дело точно не дойдет, поскольку компания защищена условиями соглашения о разделе продукции. "Total работает под пристальным вниманием российских надзорных органов и уже производит прибыльную продукцию, любой суд поймет и оправдает ее. А в случае отзыва лицензии на Харьягу обращения в международный арбитраж не избежать", — подчеркивает эксперт.
А сейчас, рискуя усыпить нашего "читателя-зрителя" приведем список месторождений и организаций, которые могут лишиться лицензий на их "пользование". Не зря же в самом деле трудился г-н Митволь со своим коллективом единомышленников. Кстати, для отечественного "потребителя" "сериала", рискнувшего завербоваться на заработки в российскую сибирскую нефтегазовую глубинку, эта информация может оказаться небесполезной.
Участок недр Недропользователь
Губкинское месторождение ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз"
Барсуковское месторождение
Тарасовское+Южно-Тарасовское месторождения
Западно-Пурпейское месторождение
Комсомольское месторождение
Чедтыйское нефтяное месторождение ЗАО "Чедтый нефть"
Лицензионный участок "Западно-Черноморская площадь" ООО "Вал шатского"
Черноборское месторождение рудного золота ООО "Фирма "Альфа-Гео"
Месторождение "Клен" (рудное золото и серебро) ЗАО "Северные рудные технологии"
Россыпь ручья Амандак Каравтигского участка (золото) ООО "Единство С/А"
Россыпь в границах участков Хохюртовский и Улабырьский (золото) ПК «А/С "Южно-рудная компания"
Россыпь ручья Нюрундукан (золото) ООО "Кавынах"
Россыпь "Параллельная" в долине ручья Безымянного (золото) ОАО "Ципиканская ГРП"
Участок недр "Урикский" (россыпное золото) ЗАО "Восточный альянс"
Участок недр россыпиреки Большая Приисковая (золото) ЗАО "АС "Приисковая"
Водозаборный участок санатория "Турмалин" ГУП "НИИмашиностроение"
Водозаборный участок промышленной площадки "А"
Месторождение россыпного олова реки Глубокая ООО "А/С "Чукотка"
Исовское месторождение известняков ООО "Фирма "Кедр"
Месторождение россыпного золота ручья Пеньельхин ЗАО "Чукотская торговая компания"
Участок водозаборных одиночных скважин (24 скважины) МУП "ЖКХ-Арти"
Участок недр "Красноуфимский район" ОАО "Уралнефть"
Табликская площадь ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
Усинское месторождение (залежи в пермо-карбоновых и девонских отложениях)
Усинское месторождение (часть пермо-карбоновой залежи)
Южно-Усинская площадь
Восточно-Мастерьельский участок недр
Мастерьельский участок недр
Возейское месторождение
Южно-Возейская фаменская залежь
Верхневозейское месторождение
Усинское месторождение (фаменская залежь)
Южно-Прибаскунчакский участок недр ООО "Ахтубанефтегаз"
Уропское каменноугольное месторождение (участок недр "Инской-2") ООО "Разрез Черемшанский"
Тэрельское газоконденсатное месторождение ОАО "Нефтяная компания Мангазея"
Участок недр на месторождении "Бор" Крестьянское хозяйство Г.М.Галченковой
Югидский участок недр ООО "ЮС"
Шлаковый отвал № 1 ОАО "Уралэлектромедь"
Известинский участок недр ООО "Янгпур"
Верхнее-Уратьминское нефтяное месторождение ООО "ВУМН"
Макаровское нефтяное месторождение
Участок недр "Каменный" ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология"
Потанай-Картопьинский участок недр
Участок недр "Центральный" ОАО "Назымгеодобыча"
Участок недр "Галяновский"
Участок недр "Большой"
Участок недр "Апрельский"
Участок недр "Ольховский"
Участок недр "Средне-Назымский"
Пайтыхский лицензионный участок ОАО "Пайтых Ойл"
Лицензионный участок "Логиновская площадь" ООО "ТАУР"
Лицензионный участок "Шаталин Мыс"
Участок недр "Доланско-Эрдниевский" ОАО "Калмыцкая нефтегазовая компания"
Сопочный участок недр ЗАО "Ича-Геологоразведка" (акт проверки от 09.06.2006 № 646/7)
Харьягинское нефтяное месторождение ФАО "Тоталь Разведка Разработка Россия"
Леоновский участок недр (акт проверки от 28.02.2006 №4/191) ООО "Тарасовскнефть"
Тишкинский участок недр (акт проверки от 28.02.2006 №5/191)
Романовский участок недр (акт проверки от 22.02.2006 №3/191)
Крутовский участок недр (акт проверки от 22.02.2006 №6/191)
Россыпное месторождение золота руч. Элит с притоком Левый Элит, левого притока руч. Ылэн (бассейн р. Антагачан) ООО "Карат"
Россыпное месторождение золота руч. Диринь — Урях, левого притока р. Эльга (бассейн р. Индигирки)
Ики-Багудовский участок недр ЗАО НП "КалмОйл" (направлены копии материалов, акт 2005 года)
Цаган-Усупский участок недр
Участок недр "Теегин-Герл"
Участок недр "Йорял"
Участок недр "Тенгр"
Бобровкий и Лапоминский участки недр Северодвинского месторождения йодных вод (акт проверки от 21.07.2006 №06/10-54в-06) ЗАО "Боброво-2"
Кшукское месторождение (акт от 14.04.2006 №644/16) ОАО "Камчатгазпром"
Участок недр Колпаковской площади (акт от 14.04.2006 №644/16)
Карабульское месторождение (акт от 09.03.2006 № 034-НВЛ) ООО "Искра"
Месторождение россыпного золота на р.Пушта Турачакского района (акт от 18.08.2006 №НВЛ-132) ЗАО "Артель старателей "Аргудат"
Суборское месторождение (акт от 25.08.2006) ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
Леккерское месторождение (акт от 25.08.2006)
Западно-Красногорский участок Удмуртской Республики (акт от 29.08.2006 №18) ЗАО "Чепецкое НГДУ"
Мутновское золото- серебряное месторождение ООО Компания "СТЕППС ИСТ"
Бешпагирское титан- циркониевое месторождение ООО "Техноцентр"
Черноборское месторождение рудного золота ООО "Фирма "Альфа-Гео"
Месторождение "Клен" (рудное золото и серебро) ЗАО "Северные рудные технологии"
Россыпь ручья Амандак Каравтигского участка (золото) ООО "Единство С/А"
Россыпь в границах участков Хохюртовский и Улабырьский (золото) ПК "А/С "Южно-рудная компания"
Россыпь "Параллельная" в долине ручья Безымянного (золото) ОАО "Ципиканская ГРП"
Участок недр "Урикский" (россыпное золото) ЗАО "Восточный альянс"
Участок недр россыпи реки Большая Приисковая (золото) ЗАО "АС "Приисковая"
Водозаборный участок санатория "Турмалин" ГУП "НИИмашиностроение"
Водозаборный участок промышленной площадки "А"
Исовское месторождение известняков ООО "Фирма "Кедр"
Месторождение россыпного золота ручья Пеньелъхин ЗАО "Чукотская торговая компания"
Участок водозаборных одиночных скважин (24 скважины) МУП "ЖКХ-Арти"
Россыпное месторождение золота руч. Элит с притоком Левый Элит, левого притока руч. Ылэн (бассейн р. Антагачан) ООО "Карат"
Россыпное месторождение золота руч. Диринь — Урях, левого притока р. Эльга (бассейн р. Индигирки)
Сейсморазведочный лицензионный участок ООО "Харьяга"
Шушукский лицензионный участок
Балаганский участок недр (акт от 27.06.2006 № H-249/B) ООО "Петросиб"
Тагнинский участок недр (акт от 27.06.2006 №Н-249/В)
Южная часть Терско-Камовского свода ОАО «НК ЮКОС» (акт от 21.02.2006 № НВЛ-006, от 23.06.2006 №Н-037в)
Аявинский лицензионный участок
Джелиндуконский лицензионный участок
Оскобинский лицензионный участок
Юрубченский блок (акт от 15.06.2006 №Н-033в) ОАО "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания"
Даниловское нефтегазоконденсатное месторождение (акт от 12.05.2006 №Н-158) ООО "Нефтяная Компания "Данилово"
Кытымская площадь (акт от 19.05.2006 №Н-183) ООО "Байкалгаз"
Восточно-Чарский участок недр (акт от 10.07.2006 №НВЛ-134) ЗАО "Губернская Ресурсная Компания"
Атовское газоконденсатное месторождение (акт от16.06.2006 №Н-263/В) ООО "Атов-Маг плюс"
Иреляхское месторождение в Мирнинском усуле (акт от 25.05.2006 №05-ТЕ) ЗАО "Иреляхнефть"
Лаявожское нефтегазоконденсатное месторождение (акт от 22.08.2006 №41) ЗАО "Печернефтегазпром"
Западно-Красногорский участок (акт от 29.08.2006 №18) ЗАО "Чепецкое НГДУ"TD>
Адмиралтейская площадь ЗАО "Синтезнефтегаз"
Пахтусовская площадь
Баяндынская ОАО "Лукойл"
Не уснули?
Сейчас будет чуть повеселее.
Приведем некоторые размышления нашего российского коллеги-эксперта, Алексея Мельникова, который, кстати, является одним из авторов российского законодательства о СРП. Так вот, он утверждает, что вместо недобросовестной критики СРП лучше изучить накопленный в рамках соглашений опыт стабильности в отношениях государства с инвесторами.
Бесстрастная и скучная статистика утверждает: средняя заработная плата на Сахалине превысила московский уровень, а безработица в области одна из самых низких в стране. Почему? Ответ прост – проекты СРП на Сахалине, те самые "Сахалин-1" и "Сахалин-2", о которых так много говорят в последнее время. И нужно иметь в виду, что на основе СРП в России разрабатывается всего лишь 1-2% разведанных запасов нефти и газа. Например, «Газпром» ежегодно ставит себе на баланс запасы газа большие, чем все газовые ресурсы "Сахалина-2".
Напрасные страхи Скептики в середине 90-х утверждали, что иностранные компании не вложат в разработку месторождений ни копейки: им, дескать, СРП нужны только для того, чтобы увеличить запасы и капитализацию. Что мы видим десять лет спустя? По данным Минпромэнерго, инвестиции по трем проектам СРП составили за 1996-2006 годы примерно $20 млрд ("Сахалин-2" – $12,5 млрд, "Сахалин-1" – $6,6 млрд, Харьягинский проект – $0,84 млрд). Это по меньшей мере треть всех прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию с начала 1990-х.
Противники СРП говорили, что, даже если деньги будут вложены, доходов от проектов государство не дождется. Что мы видим сегодня? По всем трем проектам доходы уже поступают в бюджетную систему России (на середину 2006 года – $0,7 млрд). Еще до возмещения инвесторами расходов платится так называемое роялти – процент от добычи. По "Сахалину-2" он составляет 6%, по "Сахалину-1" – 8%, по Харьягинскому проекту 6-11% в зависимости от накопленной добычи (чем выше добыча, тем больше роялти). Несмотря на то что инфраструктура проектов полностью еще не создана и они еще не вышли на запланированный уровень добычи, поступления от роялти, согласно проекту бюджета на 2007 год, запланированы в размере примерно $0,5 млрд. По сравнению с 2006 годом рост в четыре раза. Всего же, по данным Минпромэнерго, планируемые доходы России от реализации проектов СРП должны составить: "Сахалин-1" (до 2054 года) – $52,2 млрд, «Сахалин-2» (до 2045 года) – $50,1 млрд, Харьягинский (до 2031 года) – $2,58 млрд. И это при цене $34 за баррель нефти.
Приходилось слышать, что если уж инвестиции и будут сделаны, а роялти бюджет получит, то этим дело и ограничится: иностранные компании-де будут раздувать затраты и работать "как бы" без прибыли. На самом деле по Харьягинскому проекту раздел продукции уже идет (поскольку затраты инвестора уже возмещены), а по "Сахалину-1" схема раздела продукции вообще начинает работать с первого дня добычи (октябрь 2005 года). В последнее время много говорят о том, что операторы проектов СРП (в особенности проекта "Сахалин-2") пытаются резко увеличить смету затрат. Здесь, однако, недоразумение – рост расходов вызван не злой волей, а инфляцией: ведь растут цены на материалы, энергию, оборудование, затраты на рабочую силу. Если за последние шесть лет цены на продукцию промышленности выросли в нашей стране в два с лишним раза, то как же можно рассчитывать, что затраты по проекту останутся неизменными?
И, наконец, доля, которую по разделу продукции получает инвестор, облагается налогом на прибыль по ставке, которая действовала на дату подписания соглашения. Сегодня ставка налога на прибыль 24%, но для проекта "Сахалин-2" она равна 32%, для "Сахалина-1" – 35%, для Харьягинского проекта – 35%. По двум последним налог на прибыль уже поступает в бюджетную систему страны.
Не только деньги, но выгоды страны от реализации СРП этим не исчерпываются. Реализуемые СРП даже до начала добычи приносили (и продолжают приносить) пользу экономике – значительная часть контрактов на работы и услуги в рамках СРП заключается с предприятиями и организациями, зарегистрированными в России. Согласно правительственному докладу «Об итогах работы по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции» за 2005 год, доля российских подрядчиков составила за весь период реализации проектов (1996-2005 гг.) по «Сахалину-1» – 63,3%, «Сахалину-2» – 48%. По Харьягинскому проекту есть только цифра за 2005 год – 89,5%. Таким образом, около 50% от вложенных $20 млрд было выплачено зарегистрированным в России предприятиям. Эти предприятия платили налоги, давали работу российским гражданам и сами, в свою очередь, предъявляли спрос на продукцию.
Немаловажно отметить и следующую деталь. Сахалинские СРП являются для нас пионерскими проектами в области освоения шельфа северных морей. Сегодня доля российского персонала в рамках проекта "Сахалин-1" составляет 64%, а в проекте "Сахалин-2" – 56%. Ожидается, что к 2010 году российские кадры в проекте "Сахалин-1" составят 80%, а "Сахалин-2" планирует довести к 2018 году численность российского персонала до 90%. В будущем наш шельф будет разрабатываться российскими компаниями, и для решения этой задачи обученные национальные кадры имеют огромное значение.
Прийти "на все готовое", несмотря на все перечисленные плюсы, до сих пор российские средства массовой информации периодически прокатывают волны кампаний против СРП. В последнее время в одной из таких кампаний приняли участие и представители органов власти (в частности, Росприроднадзора и Министерства по природным ресурсам). С чем это связано?
Объективные проблемы в реализации проектов СРП (как и любого другого хозяйственного проекта) есть. Однако эти "проблемы на фоне успеха" являются в данном случае не причиной, а поводом для критики. Потому что проекты СРП в сегодняшнем состоянии – с многомиллиардными вложениями, передовыми технологиями и контрактами на поставки сжиженного газа – это лакомые куски для "государственных" российских нефтегазовых компаний. Тех компаний, которые в годы высоченных цен на нефть и газ тратили свои огромные доходы не на разработку шельфовых месторождений, а на другие цели. Теперь же есть большой соблазн, используя органы власти в частных интересах, прийти "на все готовенькое": выбить для себя сверхвыгодные условия вхождения в проект. Само по себе намерение войти в проекты можно приветствовать (тем более что в проекте "Сахалин-1" компании "Роснефть" уже принадлежит 20%). Однако реализовываться это намерение должно приличными методами.
При всех спорах факт остается фактом: за истекшие десять лет только соглашения о разделе продукции позволили реализовать на северном шельфе России масштабные проекты. Все другие формы привлечения российских и иностранных инвестиций особых успехов не дали. А ведь за руки никто не держал. Так, может быть, вместо недобросовестной критики имеет смысл сделать другое – изучить опыт и использовать то лучшее, что есть в механизме СРП: индивидуальный подход, гибкость налогового механизма, стабильность отношений между государством и инвесторами?
Иначе говоря, "с цифрами и фактами", без пафосных воплей "Грабят Россию!" российский же эксперт "технично" пояснил "ху из ху", то есть, откуда растут корни псевдоэкологических наездов на проекты СРП, ради чего не спит ночей Олег Митволь, сочиняя длинный реестр кандидатов в "лишенцы".
Автор горд, что задолго до "сахалинского обострения" придумал термин "государственный капитализм по-русски". Так вот, на "сахалинах" мы имеем его углеводородный вариант с экологической мимикрией.
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас