375
Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин (17 октября)
— Энергетика
Цены на нефть выросли на сегодняшних торгах в связи с ожиданием решения ОПЕК о сокращении добычи на 1 млн баррелей в сутки.
Легкая нефть с поставкой в ноябре выросла в цене на $0,19 до $60,13 за баррель в системе электронных торгов Globex. Нефть сорта Brent с поставкой в декабре подорожала на $0,25 до $61,91 за баррель.
Нефть на NYMEX в понедельник продемонстрировала рост на фоне опасений, что ОПЕК все-таки примет официальное решение о снижении производства нефти на 1 млн. баррелей в день.
По итогам регулярной сессии на Нью-йоркской товарной бирже, ноябрьский контракт на поставку нефти марки WTI вырос на $1,37, или на 2,3%, до $59,94 за баррель.
На Лондонской межконтинентальной бирже, ICE, ноябрьские фьючерсы на нефть марки Brent подорожали на $0,46, или на 0,8%, до $59,98 за баррель. В понедельник контрактом с ближайшим сроком поставки стал декабрьский контракт. Стоимость декабрьских фьючерсов на поставку нефти марки Brent выросла на $0,98, или на 1,6%, до $61,66 за баррель.
Ноябрьские фьючерсы на неэтилированный бензин выросли по итогам торгов на NYMEX на $0,0233, или на 1,6%, до $1,4917 за галлон. Топочный мазут подорожал на $0,0387, или на 2,25%, до $1,7565 за галлон.
Министры нефти стран ОПЕК в понедельник заявили, что рассмотрят вопрос снижения добычи на 1 млн. баррелей в день на заседании, которое намечено на 19 октября. По мнению трейдеров, рост цен на нефть произойдет лишь в том случае, если члены ОПЕК снизят реальный объем добычи, а не официальные квоты. В прошлом месяце реальные объемы добычи нефти в странах ОПЕК составили 27,6 млн. баррелей в день, а официальные квоты были равны 28 млн. баррелей в день. У того и другого варианта снижения добычи есть сторонники внутри ОПЕК. Поэтому обсуждение вопроса снижения добычи и заняло столько времени. На руку ОПЕК может сыграть тот факт, что решение о снижении добычи произойдет во время сезонного роста спроса на «черное золото».
На ситуацию на нефтяном рынке влияют еще и перспективы спроса на нефть. В частности, в понедельник ОПЕК понизила прогноз потребления и спроса на ее нефть в 2006 г. По мнению ОПЕК, мировой спрос на нефть в этом году составит 84,2 млн. баррелей. Это на 160 тыс. баррелей меньше предыдущего прогноза, объявленного месяц назад. Организация также понизила прогноз спроса на нефть, добываемую ОПЕК, на 200 тыс. баррелей в день до 28,7 млн. баррелей в день. Эти данные свидетельствуют, что спрос на нефть, производимую ОПЕК, окажется ниже объемов добычи этой организации. Неделей ранее Международное энергетическое агентство также понизило прогноз спроса на нефть в конце 2006 г. и в 2007 г. до 84,57 млн. баррелей в день, что на 110 тыс. баррелей меньше, чем было указано в предыдущем прогнозе.
Цена на природный газ в понедельник взлетела на $0,78, или на 13,9%, до $6,444 за миллион британских термических единиц на фоне прогнозов резкого похолодания в США, что приведет к увеличению потребления газа для обогрева домов и, как, следствие, снижению товарных запасов газа в США. Трейдеры считают, что снижение запасов может стать сигналом к дальнейшему повышению цен на газ.
Итак, Организация стран производителей и экспортеров нефти, ОПЕК, добывающая примерно 40% всей нефти в мире, в понедельник понизила прогноз потребления и спроса на ее нефть в 2006 г. По мнению ОПЕК, мировой спрос на нефть в этом году составит 84,2 млн. баррелей в день. Это на 160 тыс. баррелей меньше предыдущего прогноза, объявленного месяц назад. Организация также понизила прогноз спроса на нефть, добываемую ОПЕК, на 200 тыс. баррелей в день до 28,7 млн. баррелей в день. Эти данные свидетельствуют, что спрос на нефть, производимую ОПЕК, окажется ниже объемов добычи этой организации.
В минувшие выходные ОПЕК сообщила, что члены организации проведут экстренное совещание в столице Катара 19 октября и обсудят вопрос снижения добычи на 1 млн. баррелей в день.
Неделей ранее Международное энергетическое агентство также понизило прогноз спроса на нефть в конце 2006 г. и в 2007 г. до 84,57 млн. баррелей в день, что на 110 тыс. баррелей меньше, чем было указано в предыдущем прогнозе.
Добыча нефти в странах ОПЕК в сентябре по сравнению с августом уменьшилась, сообщается в опубликованном в понедельник в Вене ежемесячном докладе ОПЕК о состоянии и перспективах развития мирового рынка нефти.
Так, в сентябре добыча нефти по 10 странам ОПЕК составила 27,6 млн барр./день, тогда как в августе показатель соответствовал 27,73 млн барр./день.
Добыча нефти по 11 странам картеля, включая Ирак, в сентябре соответствовала 29,67 млн барр./день, что ниже аналогичного показателя за август - 29,79 млн барр./день.
В Саудовской Аравии нефтедобыча в сентябре соответствовала 9,09 млн барр./день, отмечено в докладе ОПЕК.
Транзит казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов в Грузию по Азербайджанской государственной железной дороге (АГЖД) за январь - сентябрь 2006 г. составил 3,2 млн тонн. Об этом сообщил журналистам начальник АГЖД Ариф Аскеров.
По словам А. Аскерова, за указанный период нефтеперевозки по АГЖД возросли на 3,2 млн тонн, составив 12 млн.
«В общем объеме нефтеперевозок за этот период 3,2 млн тонн приходится на нефть и нефтепродукты с восточного берега Каспия, в том числе 1,8 млн тонн - на казахстанскую нефть, а 1,4 млн тонн - на туркменскую нефть и нефтепродукты», - сказал он.
Как отметил А. Аскеров, с 2007 г. АГЖД планирует выйти на ежегодный объем грузоперевозок в 30 млн тонн.
«В 2005 г. в целом по АГЖД было перевезено 26,5 млн тонн грузов, в текущем году этот показатель прогнозируется на уровне 28 млн тонн, а с 2007 г. мы намерены выйти на ежегодный объем грузоперевозок в 30 млн тонн», - сказал А. Аскеров.
При этом АГЖД намерена сохранить действующие объемы транзита казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов по железной дороге в Грузию.
«В связи с вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан существует много прогнозов относительно снижения объема нефтеперевозок по железной дороге. Однако мы ведем большую работу по транспортировке казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов через коридор ТРАСЕКА в порты Поти и Батуми и будем стараться, чтобы эти объемы не сокращались», - сказал А. Аскеров.
В этот понедельник состоялось официальное открытие подводного трубопровода «Лангельд» (Langeled), по которому из Норвегии в Великобританию будет поставляться газ. В настоящее время «Лангельд» является крупнейшим в мире подводным трубопроводом. Реализацией проекта занималась норвежская компания Hydro.
«Лангельд» официально открыли премьер-министр Великобритании Тони Блэр и норвежский премьер-министр Йенс Столтенберг. Трубопровод должен обеспечить 20% всего потребляемого в Великобритании газа. Планируется, что подача газа по трубопроводу начнется осенью следующего года в объеме 70 млн. куб. м в день.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко на заседании подкомиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, состоявшемся 14 октября, решили провести инвентаризацию и анализ действующих межправительственных соглашений в газовой отрасли и подготовить предложения о внесении в них необходимых изменений.
Об этом сказано в сообщении пресс-службы Минпромэнерго России, текстом которого располагают «Итоги».
Согласно сообщению, при разработке предложений стороны должны учесть разные формы поддержки газового бизнеса со стороны двух государств.
Стороны также обменялись мнениями о деятельности общества с ограниченной ответственностью ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системой Украины» и о реализации проекта строительства газопровода «Богродчаны-Ужгород».
Как сообщали «Итоги», ранее Бойко прогнозировал создание газотранспортного консорциума в октябре 2006 г.
В 2002 г. Украина и Россия договорились создать международный газовый консорциум, в январе 2003 г. «Нафтогаз Украины» и российский «Газпром» зарегистрировали консорциум как юридическое лицо с долей каждой из компаний по 50%.
В мае 2004 г. «Нафтогаз Украины», «Газпром» и Ruhrgas AG (Германия) договорились об условиях участия германской стороны в консорциуме.
В середине 2004 г. заинтересованность в участии в консорциуме выразила Польша.
В январе 2005 г. Президент Виктор Ющенко выступил за привлечение Европейского Союза в консорциум. Если кто забыл, «Итоги» напоминают: Украина является крупнейшим транзитером российского газа.
Автор считает, что главным результатом закончившихся в пятницу переговоров между главой Минтопэнерго Украины Юрием Бойко и главой минпромэнерго России Виктором Христенко стала договоренность о подписании до конца 2006 года межправительственных соглашений о поставках в следующем году 57,5 млрд куб.м среднеазиатского природного газа на Украину. Это позволит освободить НАК «Нафтогаз Украины» и «УкрГаз-Энерго» от уплаты НДС на импорт этого объема.
Сейчас наступило время очередной, девятнадцатой серии мыльной оперы «Страстей по Сахалину».
По традиции начнем с официоза. Как говорится, с репортажа из зала суда.
Сегодня Пресненский суд Москвы рассмотрит по существу иск Росприроднадзора к МПР России об отмене приказа от 2003 г., которым было утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы второго этапа проекта «Сахалин-2».
Как сообщил 21 сентября в суде представитель Росприроднадзора Дмитрий Колосов, иск может быть отозван, «если приказ Минприроды будет отменен». «Проект приказа об отмене решения по проекту «Сахалин-2» не прошел утвердительную стадию», - пояснил он. «Мы будем настаивать на том, чтобы был отменен приказ Минприроды», - подчеркнул представитель Росприроднадзора.
18 сентября МПР РФ сообщило о принятии решения отменить собственный приказ от 15 июля 2003 г. «Об утверждении заключения экспертной комиссии госэкоэкспертизы материалов «ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (второй этап проекта «Сахалин-2»)». Это решение было принято по итогам рассмотрения протеста первого заместителя генпрокурора РФ Александра Буксмана.
Однако, как пояснялось в сообщении МПР, соответствующий приказ вступит в силу только после согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Вслед за этим замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь разъяснил, что согласование с Ростехнадзором необходимо из-за того, что это образованное в результате административной реформы в 2004 году ведомство контролирует исполнение экологического законодательства, в протесте же Генпрокуратуры мнение Ростехнадзора не учитывалось. Также Митволь обратил внимание на то, что должностные лица обязаны в десятидневный срок реагировать на протесты Генпрокуратуры. «То есть либо министр удовлетворяет протест, либо отвечает по закону», - сказал Митволь, добавив, что с формальной точки зрения реакция от МПР на протест Генпрокуратуры последовала.
При этом он затруднился спрогнозировать развитие ситуации в случае, если одобрение Ростехнадзора не будет получено.
Ранее, в начале сентября, Росприроднадзор направил в Пресненский районный суд Москвы исковое заявление с требованием отменить приказ МПР России об утверждении заключения экологической госэкспертизы второго этапа проекта «Сахалин-2».
Как пояснили тогда в Росприроднадзоре, причиной подготовки искового заявления стали факты невыполнения рекомендаций, данных в заключении госэкоэкспертизы, и многочисленные отклонения от ТЭО проекта «Сахалин-2». В частности, вопреки рекомендациям не был приведен в соответствие с условиями местности комплекс противоэрозийных мероприятий и не были выполнены рекомендации по строительству защитных противоэрозионных сооружений.
Соглашение о разделе продукции по проекту Сахалин-2 было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. Оператором проекта выступает компания Sakhalin Energy, акционерами которой являются англо-голландская Royal Dutch/Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В рамках проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров газа. В рамках проекта планируется строительство завода по сжижению природного газа мощностью 9,6 миллиона тонн в год.
Кроме судебных разборок, российские проверяющие экологию в местах газо- и нефтедобычи сочли необходимым отчитаться перед общественностью. Эдакий промежуточный отчетик. Во избежание «поспешных» слухов, домыслов, спекуляций и инсинуаций.
Как и ожидалось главным докладчиком был заместитель главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР РФ (Росприроднадзор) Олег Митволь. Он 16 октября поведал собравшимся и страждущим сенсаций, цифр и фактов акулам пера нижеследующее.
Во-первых, в связи с выявленным нарушениями по двум лицензионным соглашения ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» возбуждены административные дела. По словам г-на Митволя, речь идет о двух нефтепромыслах - в районе п.Ноглики (670 км от Южно-Сахалинска) и п.Оха (270 км от Южно-Сахалинска). О.Митволь отметил, что проверка по данным участкам будет завершена до конца текущей недели.
Напомним, что ранее пресс-служба Минприроды сообщила, что началась проверка деятельности на месторождених «Роснефть-Сахалинморнефтегаза». В ходе I этапа ревизии были зафиксированы факты нарушения природоохранного законодательства, среди которых загрязнение нефтепродуктами почв и государственного лесного фонда. Проверка также выявила, что трубопроводы компании не соответствуют современным техническим требованиям. По итогам проверки, Росприроднадзор планирует направить исковые заявления о компенсации выявленного ущерба в суд, а материалы проверки представить в Генпрокуратуру и Роснедра.
И еще раз напомним, Росприроднадзор в настоящее время проводит комплексную проверку деятельности компании «ЛУКОЙЛ», оператора проекта «Сахалин-2» - консорциума Sakhalin Energy, к которым ведомство уже высказало ряд претензий. В ноябре текущего года Росприроднадзор собирался начать плановую проверку по проекту «Сахалин-1». Подрядчики проекта «Сахалин-1», по предварительным данным, нарушают Лесной кодекс, сообщил заместитель руководителя ведомства Олег Митволь на пресс-конференции в Москве. «Официально проверка начнется 09 ноября, но мы уже сделали аэрофотосъемку и обнаружили, что просеки, сделанные в лесу подрядчиками, в 2.5 раза шире, чем положено», - сказал он.
Во-вторых, Росприроднадзор, со слов Митволя, до конца текущей недели подведет итоги проверки ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» (дочернее добывающее предприятие НК «Роснефть»).
«Инспекторы Росприроднадзора обнаружили нарушения природоохранного законодательства в основном на месторождениях Катангли и Центральная Оха. Более подробная информация будет у нас через 2 дня. Судьба этих двух лицензионных соглашений может быть очень туманна», - сказал он. «Там будут серьезные многомиллионные штрафы», - добавил Митволь.
Проверка также проводила на нефтепромыслах «Эхаби», «Северный купол Одопту» и месторождении «Южное Монги», проверялись хранилища буровых отходов, очистные сооружения, система подземных нефтепроводов. Источник в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области ранее сообщал, что на проверенных нефтепромыcлах зафиксированы аварийные разливы на нефтепроводах.
Как говорится в сообщении МПР, в ходе первого этапа проверки месторождений, разрабатываемых «Сахалинморнефтегазом», Росприроднадзор зафиксировал «факты нарушения природоохранного законодательства, среди которых загрязнение нефтепродуктами почв и государственного лесного фонда». Также выявлено, что трубопроводы компании не соответствуют современным техническим требованиям, добавляют в министерстве.
В-третьих, отвечая на вопрос журналистов о повышенном внимании к компании ЛУКОЙЛ и намерении инициировать отзыв лицензии у «ЛУКОЙЛ-Коми», г-н Митволь отметил, что претензии есть не только к этой компании. «Россия развивается экономически, и растет внимание граждан не только к хлебу насущному», - отметил он. - Мы будем продолжать увеличивать требование к охране окружающей среды. Это будет касаться и ЛУКОЙЛа, и «Роснефти» и Shell, и других компаний». Министр добавил, что такую работу МПР и Росприроднадзор начали поздно, и пока она проходит не систематизировано.
В Генпрокуратуру переданы документы по результатам проверок Росприроднадзора на нефтяных объектах «ЛУКойла»в Коми, сообщил замглавы Олег Митволь. «Сегодня (16 октября – А.Д.) все документы переданы в Генпрокуратуру, есть подозрение на наличие преступления, возможно, подлога документов», - сказал он журналистам в понедельник.
В-четвертых, вчера также стало известно, что Росприроднадзор запросил у Федеральной налоговой службы (ФНС) информацию по платежам за пользование недрами по 398 лицензиям, принадлежащим ЛУКОЙЛу. Как сообщает пресс-служба МПР, данные сведения необходимы для продолжения комплексной проверки предприятий ЛУКОЙЛа, после их получения специалисты Росприроднадзора намерены сверить эту информацию с отчетными данными, которые предоставляются в Роснедра МПР России и Росприроднадзор.
Информация запрошена, в том числе, по предприятиям «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», «ЛУКОЙЛ-Коми», «ЛУКОЙЛ-АИК», «ЛУКОЙЛ-Калининграднефть», «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», «ЛУКОЙЛ-Пермь», «Колвагеолдобыча», «Коминефть», «Нарьянмарнефтегаз», «Тэбуг-УНГ».
На некоторых весьма интересных «нюансах» касающихся прокуратуры и российских налоговиков в отношении «ЛУКОЙЛа» мы остановимся чуть ниже.
Как сообщалось в предыдущей серии нашей «мыльной оперы», 13 октября 2006г. Росприроднадзор распространил несколько заявлений, в которых говорится о намерении инициировать отзыв лицензий у дочерних предприятий НК «ЛУКОЙЛ», осуществляющих свою деятельность в Коми и Ханты-Мансийском автономном округе. В частности, речь шла о 12 лицензиях в Коми. В связи с этим НК «ЛУКОЙЛ» сообщила о намерении устранить в предписанные компании сроки все нарушения лицензионных соглашений. Как отмечается в заявлении компании, за все время своей деятельности ЛУКОЙЛ всегда вовремя выполнял предписания контролирующих органов и у компании не было отозвано ни одной лицензии. «Поэтому-де ЛУКОЙЛ приложит все усилия, чтобы и на этот раз устранить нарушения в установленные сроки», - подчеркивается в заявлении компании.
По нашим данным, в настоящее время ЛУКОЙЛ осуществляет разведку и добычу углеводородов на 406 лицензионных участках в России и на 17 за рубежом.
С начала 2006г. Росприроднадзор совместно с Роснедрами отозвали более 80 лицензий на различные виды деятельности.
Между тем министр природных ресурсов России Юрий Трутнев не исключает серьезных санкций в отношении оператора проекта Сахалин-2. «Если компания (Sakhalin Energy) предложит исчерпывающий план по устранению ущерба окружающей среде и он (план) будет нами принят, то не будет целесообразно останавливать проект. Если такие меры не будут приняты, то возможны другие санкции», - сказал Трутнев 16 октября по окончании консультативного совета по иностранным инвестициям.
Министр напомнил, что в конце октября (24-25 числа-А.Д.)он намерен посетить Сахалин, чтобы «посмотреть, что компании удалось сделать, что осталось сделать и какие меры могут быть приняты».
Он отметил, что глава компании Shell Йерун ван дер Вир сообщил о том, что компания уже приступила к исправлению ситуации на Сахалине. «Мне хотелось бы своими глазами убедиться, что это так», - подчеркнул Трутнев. «Совершенно очевидно, что там будут устранимые проблемы и проблемы неустранимые», - сказал министр, отвечая на вопрос, идет ли речь о финансовом возмещении причиненного ущерба.
Трутнев указал на то, что на возобновление лесных участков, где они были вырублены сверх установленного, потребуется несколько десятилетий. «Совершенно очевидно, что кроме устранения ущерба, будут и санкции. Но говорить о них сейчас преждевременно», - указал министр.
А сейчас почти сенсационная новость. Мы в предыдущей серии «мыла» выразили сомнение, что нынешний энтузиазм чиновников Росприроднадзора достаточно селективен и пока Митволь не трогает углеводородные компании, особенно близкие к Кремлю. Однако, автор вынужден признать, над «Роснефтью» уже сгущаются тучи…
Проверка Росприроднадзора выявила факты загрязнения окружающей среды на сахалинских нефтяных месторождениях, принадлежащих компании «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» - дочерней структуре «Роснефти», передает наш источник в комиссии Митволя..
По словам источника в территориальных органах природоохранного ведомства по Сахалину, при осмотре нефтепромыслов Центральная Оха, Катангли, Северный купол Одопту и старого месторождения Одопту комиссия обнаружила разливы нефти, связанные с возрастом, износом и техническим состоянием инфраструктуры нефтедобычи.
«Там есть как дежурные утечки, так и аварии, происходящие с большой регулярностью», - сообщил собеседник «Итогов».
Эксперты Росприроднадзора также признали опасными объектами нефтеловушки, которые не справляются с наложенной на них нагрузкой, в результате чего сырье растекается по сопредельным территориям. Как отметил источник, на нефтепроводах отсутствует чувствительная система контроля за утечками, из-за чего на поиск места аварии уходит много времени.
«Компания может понять, что нефть уходит в почву, только по снижению давления или визуальному выходу нефти на поверхность земли либо водоема», - рассказал он.
Объектом внимания комиссии также стали захоронения отходов бурения. По данным экологов, токсичные отходы из шламонакопителей, которые зачастую представляют из себя обычные ямы, заваленные грунтом, просачиваются в почву и подземные воды.
«У нас есть данные, согласно которым из-за работы «Роснефти» в этом регионе загрязняется земля, реки, в которых вода покрыта нефтяной пленкой и перемешана с нефтяной эмульсией. Есть факты, когда из-за аварий страдали жители близлежащих деревень, у которых их хозяйства просто-напросто заливало нефтью, а также страдают и гибнут животные и птицы», - заявил наш источник.
А сейчас обещанные выше «нюансы и подробности».
Итак, Росприроднадзор входящий в структуру МПР, на прошлой неделе выявил ряд нарушений на месторождениях, которые разрабатывают «дочки» «ЛУКойла», и по итогам проведенных проверок принял решение об отзыве ряда лицензий. В целом решения Росприроднадзора коснулись 21 участка на территории республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа. Основанием для претензий послужило нарушение «ЛУКойлом» условий лицензионных соглашений в части сроков геологоразведки и бурения. Компания со своей стороны заявила о намерении устранить все нарушения в шестимесячный срок.
Теперь же информация, которую запрашивает МПР, необходима для продолжения проверки деятельности структур «ЛУКойла». Кроме того, МПР затребовало данные по таким «дочкам» НК, как «ЛУКойл-Западная Сибирь», «ЛУКойл-Коми», «ЛУКойл-АИК», «ЛУКойл-Калининграднефть», «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», «ЛУКойл-Пермь», «Колвагеолдобыча», «Коминефть», «Нарьянмарнефтегаз» и «Тэбуг-УНГ».
По зрелому размышлению, автор пришел к выводу: на данный момент перед МПР стоят две задачи. У «ЛУКойла» изрядное количество лицензий, поэтому Митволь со товарищи хотят выяснить, по каким из них разработка не ведется, а это достаточно объективно и оперативно можно сделать при рассмотрении налога на добычу полезных ископаемых.
Кроме того, МПР должно выяснить, соответствует ли объем добычи нефти «ЛУКойла» налогам, которые платит компания. Иначе говоря, в случае, если «ЛУКойл» платит меньше налогов, чем требуется при данном объеме нефтедобычи, это может быть рассмотрено как незаконное предпринимательство.
Натурально, МПР тотчас же будет обращаться в правоохранительные органы.
В принципе, с юридической точки зрения ход МПР выглядит достаточно неординарно. Отправив запрос в ФНС, министерство поступило очень «изящно» («технично»?), причем насколько нам известно, ранее так никто не делал.
Но вот с другой стороны, ситуация неоднозначна. То есть, если у Митволя хватит настойчивости и МПР все же доведет дело до судебных «разборок», у «ЛУКойла» останется достаточное количество лазеек, поскольку доказать, что компания занимается незаконным предпринимательством, будет непросто.
Между тем «ЛУКойл» предпочитает помалкивать, сохраняя олимпийское спокойствие. «Пускай проверяют», – заявили в пресс-службе компании.
В принципе, после громкого дела ЮКОСа любая претензия к крупной частной нефтяной компании вызывает на рынке повышенную волатильность. Однако подавляющее большинство российских коллег считает, что повторение подобных репрессий к лояльной властям компании вряд ли возможно.
То есть, сегодня нельзя говорить о том, что власти решили повторить сценарий ЮКОСа. Иначе говоря, речь идет об усилении контроля государства над недропользователями. «ЛУКойл» – известный «нефтебегемот», поэтому логично, что начали именно с нее.
«ЛУКойл» всегда позиционировал себя как прокремлевская компания, беспрекословно выполняя все решения, спущенные сверху.
Кроме того, компания открытая, она много работает за рубежом и везде имеет приличную репутацию. Некоторые российские нефтегуру все-таки склонны считать, что в контексте вступления РФ в ВТО наименее вероятно, что государство решило повторить на «ЛУКойле» вариант ЮКОСа.
Т есть, со стороны Кремля сейчас идет некая демонстрация для западных бизнес–партнеров: «Государство хочет показать, что борется за свои недра и за свою экологию не только с иностранными инвесторами, но и с собственными крупнейшими компаниями». Несколько забегая вперед, автор рекомендует запомнить этот тезис, пригодится как вариант «белого рояля в кустах» во время однодневной неформальной встречи в Лахти лидеров 25-ти стран, которая случится уже на этой неделе.
Действительно, после скандалов, связанных с проверками «Сахалина-2», власти РФ просто вынуждены демонстрировать беспристрастность. Например, глава МПР Юрий Трутнев пообещал продолжить проверки российских нефтяных компаний на предмет соблюдения последними экологического законодательства. «Это нормальный процесс. Мы будем повышать требования к соблюдению экологических норм. Это будет касаться и «ЛУКойла», и «Роснефти», и ТНК-ВР», – сказал министр, отметив, что Минприроды будет «делать это системно». Трутнев добавил, что, поскольку экономическое развитие России прогрессирует, людей стал интересовать не только хлеб насущный, но и вопросы экологии.
Однако, как представляется автору, скорее всего, подоплека претензий к «ЛУКойлу» в том, что у компании слишком много лицензий.
Возможно, лицензиями «ЛУКойла» сейчас начали интересоваться другие крупнейшие нефтяные компании России. Не исключено, что МПР может действовать в интересах госкомпаний, таких как «Роснефть» и «Газпромнефть», которые вполне могли бы заинтересоваться участками, правом на которые сейчас обладает «ЛУКойл». К тому же на данный момент госкомпании ведут активную политику расширения.
Косвенно возможность такого развития событий подтверждает заявление представителя МПР, который особо отметил, что министерство хочет проверить, по каким лицензиям компания не ведет разработку.
Такими лицензиями компанию, видимо, попросту попросят поделиться.
Так или иначе, этот процесс уже запущен. В понедельник заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что передал в Генеральную прокуратуру документы по нарушениям, выявленным в ходе проверки объектов «ЛУКойла» в республике Коми. Митволь особо подчеркнул, что в Роснедра переданы документы по отзыву нескольких лицензий на объектах компании.
А сейчас «квазисенсация».
Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования МПР (Росприроднадзор) намерено провести внеплановую проверку работы Газпрома. Об этом вчера сообщил на пресс-конференции заместитель руководителя ведомства Олег Митволь. Однако сроки проведения проверки он не уточнил. Последнее, с его слов, для того, чтобы Миллер со товарищи не успели подготовиться, то есть, «Газпрому» готовят сюрприз.
«Пока я работаю в системе госорганов проверка Газпрома будет проведена»,
- сказал он. О.Митволь отказался назвать дату начала такой проверки, добавив при этом, что у него есть «конкретные мысли». Замглавы Росприроднадзора подчеркнул, что в настоящее время в вопросе экологической защиты населения Россия является одной из передовых стран.
По мнению автора все это – секреты полишинеля, ретивый чиновник просто ждет реакцию Кремля на свой антигазпромовский «анонс».
Между тем оживилось и ведомство Сергея Степашина.
13-го стало известно, что Счетная палата (СП) РФ в следующем году проведет проверку соглашения о разделе продукции (СРП) по Харьягинскому проекту.
Как сообщалось ранее, МПР РФ инициировало административное производство по факту нарушения лицензионного соглашения французской Total (оператор СРП) при разработке Харьягинского месторождения, что на деле означает направление в компанию предписания об устранении нарушений и взимание в связи с этим установленных законом штрафов.
Директор департамента государственной политики в области геологии и недропользования МПР Сергей Федоров заявлял Агентству нефтяной информации, что Роснедра анализируют вопрос возможного досрочного аннулирования лицензии на Харьягинское месторождение.
Напомним, СРП по Харьягинскому месторождению было подписано в 1999 г. и является одним из трех действующих СРП в России. Доля Total в Харьягинском проекте составляет 50%, норвежской Hydro - 40%, Ненецкой нефтяной компании - 10%. В 2002 г. было подписано соглашение о получении HК «ЛУКОЙЛ» 20%-ной доли в проекте, однако оно так и не вступило в силу.
Предполагается, что за 33 года действия СРП на Харьягинском месторождении будет добыто 45 млн т нефти. Запасы нефти на Харьягинском месторождении по категориям A+B+C в контрактной зоне оцениваются в 97 млн т.
Относительно других проектов глава СП выразил мнение, что спорные вопросы, возникшие в ходе реализации «Сахалина-1» и «Сахалина-2», необходимо решать за столом переговоров.
«Надо вести экономическую, а не политическую дискуссию по договору», - заявил С.Степашин в пятницу. Он напомнил, что договоры по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» заключались в трудное с экономической точки зрения для России время, и вследствие этого с позиции сегодняшнего дня они не отвечают интересам России.
«Когда принималось политическое решение по этим проектам, в стране не было денег, инфляция галопировала, необходимо было хоть как-то поддерживать нефтегазовую промышленность. Это было политическое решение. С экономической точки зрения совершенно очевидно, что это было невыгодно, но мы обязаны выполнять заключенные международные соглашения», - сказал он, невольно раскрывая главную и истинную подоплеку «наездов» на иноземных нефтегазовых «бегемотов».
В то же время С.Степашин подчеркнул, что возможность для решения спорных вопросов за столом переговоров, в ходе дискуссии существует, в частности, по вопросу об увеличении сметы расходов по проекту «Сахалин-2» почти в 2 раза - до $20 млрд. «Если смета расходов, предусмотренная договором, превышена, это надо рассматривать. Давайте соблюдать договор. Давайте привлекать отечественные компании, если не можете самостоятельно покрыть возросшие издержки», - сказал он. С.Степашин также отметил, что Счетная палата России обратилась к Счетным палатам Великобритании и Японии с предложением провести совместную экспертизу проекта.
А сейчас пофантазируем о перпективах Штокмановского месторождения.
В течение последних недель адепты жесткой линии в Кремле отменяют или меняют условия сделок с западными углеводородными компаниями в целях защиты национальных интересов России. Но их планы могут вызвать неважные последствия.
С точки зрения таких международных нефтяных компаний, как Chevron, Statoil, BP и Shell, все это выглядит достаточно плохо. Все вместе они владеют лишь 20% мировых запасов.
Но и для России могут возникнуть очень неприятные последствия. В принципе западные газовые гуру утверждают, что «Газпром» мог отказаться от партнерства в освоении Штокмановского месторождения в силу собственной слабости - такое партнерство очень дорого бы ему обошлось. Стоимость проекта может резко пойти вверх, поскольку ощущается определенная нехватка профессиональных знаний и опыта для осуществления все большего количества проектов по всему миру.
Два года назад стоимость заводов по сжижению природного газа составляла $300-400 на тонну производственной мощности. Сейчас она равна примерно $600, а может быть и больше.
Некоторой надеждой для Запада стал намек Путина на то, что компаниям могут разрешить вернуться в Штокмановский проект. Однако привлекать их будут на контрактной основе, без выделения доли акций. А это может означать появление новых операторов, таких как KBR и Technip из Франции.
С точки зрения «Газпрома», эти компании вряд ли могут представлять ему угрозу в ближайшей перспективе. Однако в конечном итоге «Газпрому» придется нарабатывать собственный технический опыт. А взаимодействуя с компаниями на основе контрактов вместо долевого участия, он ограничивает свои возможности в этом направлении на перспективу.
Между тем время идет и до начал неформальной евровстречи в Лахти осталось чуть-чуть.
Как стало известно из наших источников, брюссельские дипломаты уже сожалеют о решении ЕС пригласить В.Путина на свой саммит, который состоится на этой неделе. По их словам, президент России получит возможность играть на раздорах между странами Евросоюза на самом высоком уровне.
Ожидается, что визит Путина станет главной приметой саммита, который из-за его присутствия станет ярким подтверждением отсутствия единства в подходах различных стран ЕС к отношениям с Москвой.
Страна-председатель ЕС, Финляндия, надеется, что в результате визита Путина удастся подготовить почву для начала переговоров о новом «стратегическом партнерстве» между двумя соседними странами, в особенности в энергетической сфере. Однако некоторые дипломаты уверены, что на ужине, который состоится в пятницу вечером, все 25 лидеров стран Европы будут заниматься лоббированием собственных национальных интересов и тем самым дадут Путину прямые доказательства того, что в переговорах ЕС не может выступать сильным единым партнером.
То есть, по окончании ужина президент РФ с улыбкой скажет, что сегодня, мол, за столом у него была возможность услышать множество разных мнений. Полагаю, для ЕС это будет синонимом катастрофы.
Не секрет, что Россия уже доказала свое умение играть на несогласованности позиций стран Континента, заключив двусторонние договоры о поставках газа с несколькими странами, включая Германию, а также построив достаточно теплые отношения с Парижем, в то время как Польша и другие новые члены ЕС считают, что в отношениях с Москвой необходима большая жесткость.
В принципе, Евроссоюзу есть что поставить на вид Москве, хотя бы недавнее ее столкновение с компанией Royal Dutch Shell по поводу якобы совершенных последней экологических нарушений на месторождении на Сахалине и решение «Газпрома» отказаться от партнерства с иностранцами при разработке Штокмановского месторождении. Натурально (со слов нашего хельсинского резидента) премьер-министр Финляндии Матти Ванханен почти наверняка, поднимет вопросы о трениях между Россией и Грузией и об убийстве журналистки Анны Политковской…
То есть, европейские «умники» просто-таки бездарно выбрали время для саммита, пригласив Путина как почетного гостя и собственноручно предоставив ему трибуну, с которой он будет «евроумников» же учить, как строить отношения с «Газпромом» и как правильно проводить экологическую политику.
О некоторых «авансах», касающихся, между прочим, Украины намекнул постоянный представитель России при ЕС В.Чижов, заявил, что надеется на положительный результат встречи и на то, что она положит начало формированию нового партнерства, в котором будут участвовать все ее участники. Однако он отметил, что Путин не оставит без ответа критику в адрес России, и заявил, что ЕС пора прекратить попытки отторгнуть от России такие страны, как Украина, ставя их «перед искусственным выбором».
«Либо вперед с ЕС, либо назад с Россией» - это искусственный выбор, - сказал он. - Этот выбор неверен и опасен. По его словам, вмешательство Европы в дела Украины может привести к активизации «центробежных сил в стране», и выразил удивление тем, что комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана, приезжавший на Украину в самый разгар «оранжевой революции», не вмешался в ситуацию в столице Венгрии Будапеште и не остановил уличные беспорядки.
Вот примерно таким образом, еще даже не собравшись на саммит в Лахти, дипломаты Евросоюза раздали Путину со товарищи все козыри, не потрудившись ни выбрать для встречи более-менее подходящее время, ни согласовать свои позиции для консолидированного нажима на «распоясавшегося» «русского медведя». Наконец, для автора до сих пор является загадкой: у кого из руководства ЕС родилась идиотская, извините, идея, пригласить на саммит В.Путина?
Кроме «высокого политеса», суета вокруг «штокманов-сахалинов» может иметь известные последствия совсем с неожиданной стороны.
Но вначале предварительная информация. Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), созданный в 1994 г., проходит раз в год при участии российского премьера, министров и руководителей крупнейших зарубежных компаний, работающих в России. Главной темой обсуждения на вчерашнем Консультативном совете был режим секретности, который мешает нормально работать в России нефтегазовым компаниям.
Дело в том, что российские запасы нефти и газа содержатся в строжайшем секрете и являются гостайной. Данные о балансовых запасах и объемах добычи, топографическая, геодезическая, картографическая информация часто квалифицируются как гостайна, с которой иностранцам работать запрещено. Иностранные публичные компании обязаны раскрывать информацию о балансовых запасах и объемах добычи.
Крупнейшие российские нефтегазовые компании также регулярно в своих отчетах публикуют данные о находящихся на их балансе запасах. Это позволяет холдингам повышать собственную привлекательность в глазах инвесторов-нерезидентов и повышать капитализацию.
Например, та же «Роснефть» не устает рассказывать о своих достижениях.
Дескать, по обеспеченности запасами мы являемся первыми в мире. Этот показатель у нас составляет 28 лет при среднем показателе в мире в 11 лет, а в России 21 год», - хвастается глава госхолдинга Сергей Богданчиков. – «По итогам 2005 года мы занимаем второе место в мире по доказанным запасам, по совокупности доказанных, вероятных и возможных мы являемся лидерами, и мы находимся в первой десятке по объемам добыч»”.
Однако запасы, которыми обладает страна в целом, официально не разглашаются и относятся к разряду государственной тайны. Так что пока существуют лишь экспертные оценки. В частности, английская ВР в своем ежегодном статистическом обзоре мировой энергетики приводит объем доказанных запасов нефти в России в размере 9,9 млрд. тонн. Российские чиновники в основном говорят о ресурсах, то есть недоказанных запасах, объем которых в стране существенно превышает 100 млрд, при этом российская государственная и принятая на Западе классификации оценки недр существенно расходятся. Минприроды лишь с 01 января 2009 года планирует ввести новый стандарт, который «адаптирован к международной классификации ООН запасов и ресурсов углеводородного сырья». «Документ четко определяет категории запасов и вводит экономические параметры, которых нет в действующей классификации», - отмечают в министерстве.
У правительства РФ слишком много секретов в нефтегазовом секторе от зарубежных компаний. А новый закон, ограничивающий телерекламу, сделает ее недоступной для многих предприятий. Эти и другие претензии иностранцы предъявили вчера российским чиновникам на Консультативном совете по иностранным инвестициям.
Пполагаю, проблема коснулась «Роснефти» после зарубежного IPO, «Газпрома» после либерализации торговли акциями, «Лукойла» и ТНК-ВР, имеющих иностранных акционеров.
«Чрезмерные ограничения», как подчеркивается в материалах КСИИ, мешают компаниям работать, создают риски приостановки и отзыва лицензий. Это сказывается на объемах геологоразведочных работ в России. По прогнозу ВР, воспроизводство запасов углеводородов в освоенных регионах в ближайшие 10-15 лет составит 30-40%.
В правительстве РФ признают, что проблема существует. Чиновник Белого дома говорит, что Межведомственная комиссия правительства по защите гостайны поручила Минэкономразвития разработать методику оценки последствий засекречивания информации.
По словам чиновника, в ближайший месяц Минобороны снимет часть ограничений и начнет распространять материалы аэро- и космических съемок территории страны. «Гриф секретности предполагается сохранить только в отношении картографических и иных материалов, свободное размещение которых может нанести ущерб обороне и безопасности государства», — указано в материалах к КСИИ.
Необходимо напомнить, что об идеи либерализации и демократизации рынка энергетики, в преддверии саммита G8, который прошел в Питере, заявил министр финансов Алексей Кудрин. – «Самое главное, это позволит миру узнать более реальные запасы минерального сырья, в том числе нефти и газа, что может позитивно сказаться на стабилизации цен», - сказал министр в интервью Интерфаксу. Правда, эти меры будут осуществлены, по его словам, не ранее чем через два-три года. – «Когда среди ключевых вопросов заседаний «восьмерки» Россия выдвигает необходимость создания прозрачного рынка энергоносителей, то это относится и к необходимости знать точно мировые запасы нефти и газа», - пояснил министр, добавив, что – «и другие страны тоже должны предпринять шаги для рассекречивания».
Конец XIX серии.
Кроме вышеупомянутых подвижек по ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системой Украины» (в контексте реализации проекта строительства газопровода «Богродчаны-Ужгород»), Виктор Христенко и Юрий Бойко очень подробно потолковали об электричестве.
Минтопэнерго Украины и Министерство промышленности и энергетики РФ
договорились о возобновлении экспортных поставок украинской электроэнергии в единую энергосистему России.
Как сообщили «Итогам» в пресс-службе Минпромэнерго РФ, соответствующая договоренность была достигнута в ходе встречи Юрия Бойко и Виктора Христенко в рамках Подкомиссии по вопросам ТЭК межправительственного Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии.
Согласно сообщению, участники заседания отметили положительный опыт поставок украинской электроэнергии, не востребованной на внутреннем рынке, в Россию в 2004-2005 гг.
При этом министры поручили уполномоченным организациям провести переговоры и заключить договоры на поставку электроэнергии из ОЭС Украины в ЕЭС России с учетом имеющихся технических и сезонных возможностей на период 2006-2007 гг.
Итоги дают справку.
НАЭК «Энергоатом» с 1 июля 2005 г. прекратила экспорт электроэнергии в Российскую Федерацию. При этом российской компании «Интер РАО ЕЭС» было послано письмо, в котором напоминалось о том, что Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) повысила цену на электроэнергию, которую НАЭК «Энергоатом» покупает на внутреннем оптовом рынке электроэнергии для последующего ее экспорта в Россию почти в 1,8 раза - с 1,4 цента до 2,4 цента за кВт/час.
При написании материала использовались ресурсы:
bloomberg.com,
gazeta.ru,
rbc.ru,
rian.ru ,
interfax.ru ,
k2kapital.com.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью