Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин

Фондовый рынок
490
Цены на нефть сегодня поутру выросли из-за неопределенности вокруг заявлений ОПЕК об изменениях квот на нефтедобычу и «ячтребиных» «месседжей» персидского президента.
К 06.00 (по Киеву) американская легкая нефть с поставкой в ноябре подорожала на $0,17 до $63,13 за баррель. Ноябрьские контракты на нефть марки Brent прибавили в цене $0,19 до $62,36 за баррель.
В среду ситуация на нефтяном рынке во многом зависела от отчета министерства энергетики США о запасах нефти в стране. Согласно этим данным, товарные запасы нефти в Соединенных Штатах упали на 100 тыс. баррелей, а запасы автомобильного бензина и продуктов перегонки нефти, которые включают топочный мазут и авиационное топливо, в очередной раз продемонстрировали значительный рост (на 6,3 млн. и 2,6 млн. баррелей соответственно). Цена на нефть снизилась сразу после публикации отчета, но не сумела опуститься ниже отметки $60 за баррель. Трейдеры восприняли это как сигнал для игры на повышение и приступили в покупке фьючерсов.
К тому же, рост запасов нефтепродуктов в США в течение нескольких недель подряд усилил опасения, что спрос на нефть упадет, и члены ОПЕК примут решение снизить квоты на добычу «черного золота». То есть, как это ни парадоксально звучит, рост запасов спровоцировал рост цен.
Кроме того, автор обращает внимание еще на одно имеющее к появлению «быков» на рынке нефти обстоятельство.
Президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад заявил, что Иран не отступится «ни на йоту» от своего права на проведение мирной ядерной программы. Такое заявление он сделал в связи с тем, что в Германии проходят переговоры по вопросу иранской ядерной программы, которые представителями ЕС характеризуются как «очень интенсивные». «На переговорах они предлагают нам прекратить обогащение (урана) хотя бы на день, сославшись на технические проблемы, чтобы они могли продолжить обсуждение», - сказал он. «Наш ответ им: никто не имеет права ущемлять права иранского народа», - добавил А.Нежад.
Напомним, на переговорах в Берлине стороны находятся на последней стадии обсуждения тех уступок и поощрений, которые готовы предоставить США, Китай, Россия, Франция, Великобритания и Германия Тегерану взамен прекращения программы по насыщению урана. На данный момент переговоры приостановлены, они возобновятся аккурат сегодня, 28 сентября.
Итак, в среду фьючерсы на сырую нефть закрылись со значительным повышением. Трейдеры обеспокоены вероятностью снижение квот Организации стран-производителей и экспортеров нефти, ОПЕК. За последние два месяца цена «черного золота» снизилась на 18%, и на последней конференции ОПЕК ее руководство обещало тщательно анализировать ценовую конъюнктуру на рынке и принять необходимые меры в случае, если падение окажется слишком сильным.
Ноябрьские фьючерсы на легкую малосернистую нефть в среду выросли на $1,95, или на 3,2%, до $62,96 за баррель. Впрочем, по сравнению с началом августа цена на нефть по-прежнему ниже на $13.
Из-за резкого повышения 27 сентября цен на нефть фьючерсы на бензин и топочный мазут на NYMEX тоже подорожали более чем на 3% каждый. При этом максимальные цены по сделкам соответствовали максимальным показателям за неделю: - бензин - $1,5450 за галлон; - топочный мазут - $1,7192 за галлон.
Октябрьские фьючерсы на неэтилированный бензин выросли на $0,0481 до $1,5399 за галлон. Октябрьские фьючерсы на топочный мазут выросли на $0,0563, или на 3,4%, до $1,7141 за галлон.
В среду министерство энергетики США сообщило о значительном росте товарных запасов нефти и нефтепродуктов в стране. Товарные запасы бензина на предыдущей неделе выросли на 6,3 млн. баррелей до 213,9 млн. баррелей. А вот товарные запасы сырой нефти упали на 100 тыс. баррелей. По мнению экспертов, рост запасов нефтепродуктов и падение запасов сырой нефти свидетельствует о замедлении роста спроса на готовые нефтепродукты, за которым последует и падение спроса на сырую нефть. Трейдеры обеспокоены тем, что страны ОПЕК могут созвать внеочередную конференцию, на которой будет принято решение о снижении квот на добычу этого сырья.
В понедельник президент ОПЕК Эдмунд Даукору заявил, что проводит консультации с министрами нефтяной промышленности стран картеля, однако планов проведения внеочередной конференции пока нет.
По словам Даукору, внеочередная конференция ОПЕК может быть создана в случае, если цены на нефть будут держаться ниже отметки $60 за баррель в течение нескольких дней подряд.
А вот природный газ в среду подешевел. Октябрьские фьючерсы упали на $0,325, или на 7,2%, до $4,201 за миллион британских термических единиц.
В четверг минэнерго США опубликует отчет по товарным запасам газа в стране на предыдущей неделе. По расчетам экспертов, этот отчет продемонстрирует значительный рост товарных запасов этого топлива на предыдущей неделе. Аналитики компании Strategic Energy & Economic Research прогнозируют рост товарных запасов на 86 млрд. куб. футов. Годом ранее запасы выросли на 56 млрд. куб. футов.
В соответствии с докладом Минэнергетики, по состоянию на 22 сентября запасы сырой нефти и производных энергоносителей характеризовались следующими недельными изменениями:
- сырая нефть - запасы уменьшились на 0,1 млн барр. и составили 324,8 млн барр., что выше показателя на аналогичную дату предыдущего года на 5,3%;
- бензины - запасы увеличились на 6,3 млн барр. и достигли 213,9 млн барр., что выше показателя на аналогичную дату предыдущего года на 9,3%;
- тяжелые дистилляты - запасы выросли на 2,6 млн барр. и достигли 151,3 млн барр., что выше показателя на аналогичную дату предыдущего года на 15,3%.
Запасы стратегического нефтяного резерва за прошлую неделю не изменились, оставшись на уровне 687,8 млн барр.
Собственная нефтедобыча в США за неделю снизилась с 5,109 млн барр./день до 5,106 млн барр./день;
- переработка нефти уменьшилась с 15,953 млн барр./день до 15,846 млн барр./день, а пропускная способность нефтеперерабатывающего сектора - с 93,4% до 92,4%;
- импорт нефти возрос с 10,592 млн барр./день до 11,083 млн барр./день.
Страны бассейна Черного моря будут сотрудничать в изучении его нефтегазовых ресурсов, говорится в заявлении глав энергетических ведомств членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) по итогам встречи. Министры рекомендуют создать специальную экспертную группу. В ОЧЭС входят Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Сербия и Черногории, Турция, Украина. «Министры подчеркивают важность углубления сотрудничества между странами-членами в целях разведки углеводородов, эффективной разработки ресурсов и поддержки геологоразведочных работ в Черноморском регионе с учетом природоохранных требований», - говорится в заявлении. Участники встречи договорились, что черноморские страны будут координировать свою энергетическую политику, в том числе в распределении рисков между поставщиками, потребителями и «транзитерами» ресурсов.
Стоимость расширения пропускной способности экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) оценивается в $1 млрд. Об этом сообщил в среду министр промышленности и энергетики Азербайджана Hатик Алиев. Как передает наш бакинский резидент, он отметил, что стороны, которые хотят транспортировать свою нефть сверх объемов нынешней пропускной способности трубопровода, должны дать гарантии на объемы транспортировки, чтобы акционеры приступили к расширению трубопровода.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1 тыс. 767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1 тыс. 076 км. Пропускная способность нефтепровода - 50 млн т нефти в год. Акционерами проекта являются компании, входящие в BTC Co. в составе: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%).
После нового раунда переговоров с «Газпромом» стала известна цена на импортный газ в октябре-декабре текущего года. Стоимость энергоносителя останется на прежнем уровне – $95 за 1 тыс. куб. м. Цифра на 2007-2009 год пока не согласована.
27 сентября состоялась еще одна встреча министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко с главой российского «Газпрома» Алексея Миллера. В ходе диалога стороны подписали ряд соглашений. В частности, несмотря на увеличение цены туркменского газа для России до $100 за 1 тыс. куб. м уже с 1 октября текущего года, стоимость энергоносителя для Украины в четвертом квартале 2006-го не изменится.
«Подписаны контракты на поставку «РосУкрЭнерго» природного газа среднеазиатского происхождения в IV квартале 2006 года, учитывающие экономические условия закупки газа «Газпромом». При этом цена газа, реализуемого «РосУкрЭнерго» для потребителей Украины, в 2006 году не изменится и составит $95 за 1000 куб. м.», – говорится в сообщении пресс-службы Минтопэнерго.
Напомним, что подписание контракта между «Газпромом» и Туркменистаном вызвало у наблюдателей опасения. Аналитики полагали, что, заполучив практически все экспортные объемы азиатского топлива, российский концерн уже с 1 октября назовет непривлекательную для Украины цену. Но этого не произошло.
В ходе диалога Бойко и Миллер договорились сохранить действующий механизм поставок природного газа в Украину. «РосУкрЭнерго» будет продолжать сотрудничество с Киевом. Как сказано в сообщении, эта схема будет действовать «для обеспечения приемлемых ценовых условий». Напомним, что сам «Газпром» с 4 января 2006 года продает «РосУкрЭнерго» топливо для поставок НАК «Нефтегаз Украины» по $230 за 1 тыс. куб. м. Нынешняя стоимость, $95 за 1 тыс. куб. м, обеспечивалась присутствием в балансе трейдера дешевого среднеазиатского энергоносителя.
Руководство «Газпрома» и Минтопэнерго также окончательно согласовали объемы поставок топлива в 2007-2009 годах. В этот период Украина будет ежегодно получать 55 млрд. куб. м, что «полностью соответствует потребностям украинской экономики в импортном газе», – говорится в сообщении.
Участники переговоров отметили, что пятилетний контракт на поставку российского газа с RosUkrEnergo подписан еще в январе 2006 года на базе общепринятой формулы цены.
Кроме того, в ходе диалога затрагивалась тема стоимости импортного топлива в 2007-2009 гг. «Обсуждены подходы к формированию цены газа среднеазиатского происхождения на период 2007-2009 гг., базирующиеся на рыночных принципах и учитывающие стратегическое сотрудничество в газовой сфере», – сказано в пресс-релизе.
Но стороны пока что не определили уровень этой цены. Вопрос стоимости импортного газа в 2007-2009 годах будет темой дополнительных переговоров. Руководители российского «Газпрома» и украинского Минтопэнерго планируют согласовать эту цифру до конца текущего года.
Полагаю, главная причина покладистости «Газпрома» таится в …электричестве. Как мы уже сообщали в «Итогах» от 20 и 21 сентября, газовый «бегемот» резко ограничил газоснабжение теплеэлектростанций в «хозяйстве» А.Б.Чубайса, вынуждая его переходить на мазут и уголь. Последнее автоматически повышает стоимость киловатт-часа электроэнергии. Первым «практическим» шагом Анатолия Борисовича в направлении «смягчения» «ценового удара» было расставание с частью пакета акций «Мосэнерго» в пользу «Газпрома» путем допэмиссии. Если объем допэмиссии составит $2,1 млрд., то, исходя из текущей капитализации, будет продано 37,5% от текущего капитала. Таким образом, после допэмиссии «Газпром» получит около 49%, контроль, чего, собственно, он и добивался, доля РАО «ЕЭС» при этом размоется до 37%).
Стало быть, газовый монополист начал всерьез курировать «электричество».
Между тем Украина неоднократно предлагали РФ своеобразный энергетический бартер «голубое топливо» - «электроны». Скорее всего в процессе последних переговоров Бойко-Миллер в этом вопросе был достигнут определенный прогресс, подкрепленный, к слову, на проходящим «параллельно» сочинском саммите Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), где рассматривался вопрос проекта «электроэнергетического кольца» в черноморском регионе.
Справка «Итогов»
В прошлом году у России было три региона, где не хватало собственной электроэнергии – Тюмень, Питер и Москва – причем в первых двух еще не наблюдалось особых проблем. В 2006 г. в Питере и Тюмени начнутся «энергетические катаклизмы», еще 16 регионов будут испытывать дефицит электроэнергии. На следующий год таких регионов будет 25. Для энергетиков РФ в этой ситуации нет ничего неожиданного: развитием отрасли долгое время не занимались.
«В России есть дефицит электроэнергии, поэтому она попросила помощи в поставках электроэнергии. У нас есть свободные мощности», – сообщил «Итогам» замминистра топлива и энергетики Украины Алексей Шеберстов. По его словам, Украина ведет переговоры с РАО ЕЭС о предоставлении энергомощностей для ликвидации дефицита электроэнергии в России. Незагруженными, отметил министр, на Украине сейчас являются шесть блоков по 800 МВт на Углегорской и Запорожской ГРЭС, а также два блока по 300 МВт на Трипольской ТЭС.
Напомним, ценовой вопрос воспрепятствовал импорту украинской энергии в Россию. До недавнего времени Украина успешно продавала излишнее электричество в Россию. В 2005 г. из Украины поступило 2 млрд кВт•ч. Однако после того как Россия начала повышать цену газа, все прекратилось. Украина потребовала повысить цену поставок на электроэнергию до 2,5 цента за 1 кВт•ч, после чего «Интер-РАО» отказалось закупать эту энергию, поскольку она превышала равновесную цену оптового рынка в России.
Стало быть, наше предположение о том, что, упирая на это, наши переговорщики попросили дополнительную скидку на газ, который пойдет на производство электричества для России, получает дополнитеьные аргументы.
К слову, РАО ЕЭС в таком случае также выгодно обеспечить названные вышеназванные ТЭС дешевым газом, чтобы получить дешевое электричество. Но вот «Газпром», отрицающий свое участие в «электропереговорах» пока храним молчание.
Российские энергогуру солидарны с автором, считая, что Украина будет использовать «электродефицит» в РФ в газовом торге. Эдакий ассиметричный ответ на газовый беспредел «Газпрома»
Впрочем, с учетом изрядного профицита электроэнергии в Украине, реанимация энергоэкспорта в РФ выглядит вполне логично. К тому же с поставками энергии в Россию проблем не будет, обе энергосистемы – лишь часть некогда единой энергосистемы СССР.
Кроме того, автор не исключает и другого варианта развития событий в «газовом флирте» Москва-Киев. Помнится, А.Б. Чубайс некогда был одержим идеей синтезировать «Либеральную электроэнергетическую империю», куда бы входили и недоприватизированные украинские облэнерго (Л.Кучма указом заморозил этот процесс несколько лет назад) в месте с объектами генерации. Амбиции Анатолия Борисовича потерпели провал. Прежде всего потому, что закон запрещает приватизацию (то есть продажу) отечественной госсобственности казенной структуре (РАО ЕЭС России) другого государства. В пользу наших «подозрений» об изъятии этого проекта из архива говорит еще и то, что на следующий год в планах приатизации заложено 10 млрд. грн., а в предложенном Валентиной Петровной Семенюк списке кандидатов на продажу – сплошная «мелочь пузатая». Вот автор и задумался, не имеют ли в своих планах наши кабминовские ребята распродажу облэнерго и электростанций?…
А сейчас шестая серия мыльной оперы «Страсти вокруг Сахалина». Несколько забегая вперед, сообщим автор с удивлением обнаружил своеобразный римейк на отечественном нефтегазовом поприще. Правда несколько иного оттенка, хотя тема изъятия лицензий и там имеется.
Впрочем, по порядку.
Более чуткие западные СМИ отметили, что российские надзорные органы взяли более примирительный тон в отношении одного из крупнейших в мире энергетических проектов: они дали Royal Dutch Shell PLC месяц на разработку планов устранения, как они утверждают, масштабных нарушений экологического законодательства, и уже после этого примут решение о возможной остановке проекта стоимостью в $20 миллиардов.
«Мы полностью осознаем инвестиционное значение этого проекта, - заявил 26-го глава МПР Юрий Трутнев. - Мы исходим из того, чтобы сделать все от нас зависящее и, если есть возможность, не останавливать проект. В то же самое время, сможем ли мы это сделать или нет, зависит во многом от действий компании».
Звучащие в последние недели угрозы российских надзорных органов аннулировать экологическое разрешение, необходимое для осуществления проекта «Сахалин-2», вызвали критику со стороны правительств зарубежных государств и беспокойство о том, что Кремль стремится пересмотреть условия крупнейшего из заключенных Россией соглашений с иностранными инвесторами, результатом которого должны стать масштабные поставки природного газа на азиатский рынок. За последние несколько лет Кремль ужесточил контроль над стратегически важным энергетическим сектором, сузив возможности, открывающиеся перед иностранными фирмами. «Сахалин-2» - один из нескольких осуществляемых иностранными корпорациями проектов, запущенных в 1990-е гг., которые сегодня вызывают растущую критику со стороны российских чиновников, утверждающих, что их условия дают слишком большие преимущества зарубежным участникам.
Shell подверглась давлению надзорных органов именно в тот момент, когда вела переговоры с российским правительством относительно почти двукратного увеличения расходов на реализацию «Сахалина-2». По условиям соглашения рост затрат на осуществление проекта означает сокращение доходов, получаемых от него российским государством; в этой связи чиновники упрекают Shell в бесхозяйственности.
В то же время ОАО «Газпром» ведет с Shell переговоры о приобретении пакета акций сахалинского проекта, в связи с чем некоторые аналитики полагают, что Кремль с помощью экологических претензий пытается сбить цену на эти активы.
В недавнем радиоинтервью Игорь Игнатьев, представитель контролируемой Shell компании Sakhalin Energy, занимающейся реализацией проекта, заявил, что его остановка обернется экономическими потерями на сумму до $10 миллиардов. На получение нового разрешения экологических органов, по его словам, уйдет больше года.
«Итогам» не удалось связаться с представителями Shell, чтобы получить их комментарии на заявление г-на Трутнева, известно, что компания неоднократно утверждала: все экологические стандарты неукоснительно соблюдаются. Производство сжиженного газа в рамках проекта должно начаться в 2008 г.; большая часть будущей продукции уже продана потребителям из Японии и США.
По словам Трутнева, его ведомство стремится обеспечить безопасность хрупкой первозданной экосистемы Сахалина при осуществлении масштабного проекта. Продемонстрировав зарубежным журналистам фотографии, свидетельствующие о нанесенном ущербе, он заметил, что действия Shell подвергаются критике со стороны российских и зарубежных экологических организаций.
Группа сотрудников министерства уже отправилась на Сахалин для тщательной проверки проекта. Трутнев заявил, что по итогам этой проверки, которая продлится месяц, и будет принято решение аннулировать или оставить в силе лицензию. Надзорные органы - что в принципе нехарактерно для России - приглашают журналистов и экологов присутствовать при некоторых инспекционных проверках.
Попытки Москвы замять или смягчить последствия скандала «призвали» на помощь Трутнева главу российского МИДа, который прибыл на специально организованную по этому поводу международную конференцию «Нефть и газ Сахалина».
Так вот, «Разговоры о возможном пересмотре соглашений о разделе продукции и выдавливании иностранных компаний из российского нефтегазового сектора не имеют под собой оснований» - именно так заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая 27 сентября на международной конференции «Нефть и газ Сахалина». Он также добавил, что проводимые в настоящее время проверки не означают, что лицензия на освоение месторождений в рамках проекта «Сахалин-2» будет отозвана.
Должен заметить, что «под ружье», как будет перечислено ниже мобилизовали изрядные чиновничьи силы. Видно, до обитателей Кремля наконец-то дошло что лобовая атака «Газпрома» при артиллерийской поддержке «дзюдоиста» В.Путина и «каратиста» Ю.Трутнева чревата потерей инвестиционной привлекательности России и ее имидж надежного партнера будет безначежно испорчен.
Итак, участники конференции «Нефть и газ Сахалина» призвали не драматизировать ситуацию вокруг проекта «Сахалин-2». «Не надо паники и истерии в средствах массовой информаци», - сказала заместитель директора департамента инвестиционной и инновационной политики министерства промышленности и энергетики России Ольга Рыбак. Председатель подкомитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты России Валерий Гарипов также считает, что пути решения возникших проблем есть. «Несколько месяцев назад Shell допустила несколько стратегических ошибок, которые аукнулись сейчас», - отметил он. Глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский в свою очередь напомнил, что «в 2003 году, когда была одобрена экологическая экспертиза по второму этапу проекта, Генеральная прокуратура России опротестовала его результаты». Поэтому, считает Пуликовский, надо исходить в решении возникшей проблемы, в частности возможных экологических нарушений, с того времени. Он поделился своими впечатлениями от инспекционной поездки на нефтеналивной комплекс, построенный в порту Де-Кастри Хабаровского края по проекту «Сахалин-1». «Сотрудниками нашей службы выявлены ряд несущественных нарушений, и их устранение займет около одного месяца», - сказал он.
Посол Японии в России Ясуо Сайто в свою очередь считает, что ситуация, возникшая вокруг проекта «Сахалин-2», должна быть разрешена путем диалога между российскими властями и инвесторами. «Необходим прозрачный диалог между российскими властями и инвесторами, тем более что на международной конференции «Нефть и газ Сахалина» собрались все ключевые игроки проекта «Сахалин-2», - сказал он. Японский дипломат отметил, что экологическая безопасность важна, но односторонний отзыв лицензии не может быть одобрен.
Автор обращает внимание на одно знаковое событие, случившееся на днях. В. Путин поручил правительству принимать «соответствующие решения» в отношении нарушителей лицензионных соглашений о недропользовании. Это было в Сочи и «Итогам» об этом сообщили российские коллеги, допущенные на встречу президента с министром природных ресурсов Ю.Трутневым.
«Рассчитываю, что министерство и правительство в целом будут эти решения принимать, в том числе в отношении тех, кто работает недобросовестно или не выполняет условия лицензионных соглашений», - цитируют Путина российские «акулы пера». Забавно, что в последовавших сообщениях агентств РФ не упоминается многомиллиардный международный нефтегазовый проект «Сахалин-2», который Минприроды обвиняет в нарушении природоохранного законодательства, угрожая лишением лицензии. Очевидно, чтобы не раздражать Владимира Владимировича, которому и так досталось от бестактных журналистов во время встречи с Шираком и Меркель в эти выходные, распрашивающих «интимные подробности» о том как «российские чиновники осуществляют прессинг в отношении ряда других проектов, связанных с освоением природных ресурсов частными фирмами, что многие наблюдатели расценивают как попытку Кремля выторговать более выгодные условия для казны и обеспечить участие госкомпаний в этих проектах».
Обедню конференции «Нефть и газ Сахалина» едва не испортил начальник управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов, заявив вчера, в среду: «ОАО «Газпром» могло бы приобретать весь газ в рамках проекта «Сахалин-1». «Это позволило бы быстрее и комплекснее провести газификацию всего Дальневосточного региона», - сказал он. В настоящее время проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» ориентированы на экспорт и предусматривают ограниченные поставки в Хабаровский край, а Сахалинская область и Приморский край, согласно планам, «газа пока не получают», отметил Тимошилов. «На наш взгляд существует необходимость продумать механизмы, которые бы позволили направить на местную газификацию газ проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», - добавил представитель «Газпрома».
А сейчас обещанный украинский римейк сериала. Подчеркнем, что в отличие от «оригинальной» версии «мыла», наши чиновники выглядят вполне пристойно.
Итак, временная следственная комиссия Верховной Рады по вопросам проверки ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей, расчетами за поставленный природный газ и возможными нарушениями действующего законодательства на энергетическом рынке предлагает парламенту поручить Национальной комиссии по регулированию рынка электроэнергетики рассмотреть вопрос об отзыве лицензий «Укрнефти» и «Черноморнефтегаза» на реализацию газа по нерегулируемому тарифу.
Об этом говорится в решении следственной комиссии, текстом которого располагают «Итоги».
«Привести деятельность ОАО «Укрнефть» и ГАО «Черноморнефтегаз» в соответствие с Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2006 год» и требованиям Постановления КМУ от 27.12.2001 г.№1729 «О порядке обеспечения отраслей национальной экономики и населения природным газом» путем лишения их выданных НКРЭ лицензий на поставку природного газа по нерегулируемому тарифу», - говорится в решении.
Комиссия мотивирует свое решение тем, что законом «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» предусмотрено, что газодобывающие предприятия государственного сектора экономики осуществляют продажу природного газа собственной добычи для нужд населения в порядке, установленном Кабинетом Министров, в соответствии с постановлением от 27 декабря 2001 года №1729.
В то же время, по данным комиссии, «Укрнефть» осуществляет реализацию природного газа собственной добычи через аукционы, по договорам непосредственно промышленным потребителям, объясняя свои действия наличием лицензии на поставки природного газа по нерегулируемому тарифу.
В свою очередь, «Черноморнефтегаз», добывая 1,275 млрд. куб. м газа, направляет на нужды населения лишь 439,0 млн. куб. м, а дефицит покрывает за счет ресурсов «Нефтегаза Украины».
При этом, комиссия указывает, что в соответствии с прогнозным балансом поступления и распределения природного газа по Украине на 2006 год, по данным «Нефтегаза Украины», общий объем природного газа собственной добычи в Украине составляет 21,453 млрд. куб. м.
В том числе: «Укргаздобыча» - 14,675 млрд. куб. м, «Укрнефть» - 3,350 млрд. куб м, «Черноморнефтегаз» - 1,275 млрд. куб. м, другие газодобывающие предприятия - 1,314 млрд. куб. м.
При этом, население Украины потребляет 19,268 млрд. куб. м и его потребность могла бы быть полностью удовлетворена из ресурсов газа собственной добычи.
Иначе говоря, нарушая закон и в ущерб населению вышеперечисленные «газовые» «бегемотики» «приторговывают» «голубым топливом» «по рыночным ценам». И никакой экологии как на «Сахалине-2»
Как сообщали «Итоги», Рада создала временную следственную комиссию по вопросам проверки ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей, расчетами за поставленный природный газ и возможными нарушениями действующего законодательства на энергетическом рынке 3 августа. Возглавляет комиссию депутат Андрей Деркач (фракция Социалистической партии).
Когда верстались сегодняшние «Итоги», с Дальнего Востока РФ поступили следующие «ньюсы».
Во-первых, замглавы Росприроднадзора О.Митволь, находящийся с рабочей поездкой на острове Сахалин в рамках комплексной проверки проекта «Сахалин-2», говорит, что инспектированию объектов «Сахалин-2» чинят препятствия. «Они нам мешают и с вертолетным облетом», - сказал Митволь в беседе с журналистами. «Мы пытались зафрахтовать вертолеты здесь, на Сахалине, но нам сказали, что они все уже зафрахтованы компанией Sakhalin Energy. Когда мы заказали вертолеты из Хабаровска, вдруг выяснилось, что им разрешают прилететь только к четырем часам вечера», - сказал Митволь. В настоящее время инспекторы и сопровождающие их журналисты осматривают строящиеся ветки газо- и нефтепроводов.
Во-вторых, Росприроднадзор сегодня зафиксировал факт сброса дихлорметана в залив Анива с судна «Джон Майкл Джи», зафрахтованного компанией Sakhalin Energy. Это сообщил все тот же О. Митволь, По его словам, инспекторы ведомства составили соответствующий акт, с которым ознакомлен экипаж судна. Были проведены необходимые анализы, и если факт сброса подтвердится, то компания будет оштрафована, отметил О.Митволь.
Справка «Итогов».
Дихлорметал используется в системе охлаждения судна, и его необходимо сдавать в порт. Митволь не исключил, что аналогичный сброс этого вещества стал причиной недавней гибели рыбы в районе острова Сахалин.
Между тем капитан судна Тарас Срибный отрицает факт сброса дихлорметана с его судна. Он уточнил, что соответствующие возражения экипаж представил инспекции.
Данное судно перевозило журналистов, экологов и представителей Росприродназдзора до места строительства завода по производству сжиженного природного газа. По мнению О.Митволя, компания препятствовала посещению данного объекта: в частности, журналистам, экологам и представителям Росприроднадзора не разрешили пройти на территорию объекта, мотивировав это тем, что о поездке не было сообщено заранее.
В заключение анонс «В следующей серии смотрите»: «Куда идут деньги от газового и нефтеэкспорта или государственная «отмывка» углеводородных денег».
Россия рассматривает возможность участия в проекте строительства газопровода Nabucco из Турции в Австрию, проходящего через Болгарию, Румынию и Венгрию, сообщил журналистам в Сочи министр промышленности и энергетики РФ В.Христенко.
Отвечая на вопрос о возможности участия России в проекте Nabucco, он сказал: «Мы изучаем все проекты, среди которых и Nabucco. Но все определяется экономикой. Если эффективность высока по спросу, то и рождаются реальные маршруты».
Проект Nabucco является конкурирующим проектом по отношению к планам ОАО «Газпром» расширить мощность газопровода «Голубой Поток» из России в Турцию по дну Черного моря с продолжением его в Южную Европу, а также в Израиль.
В.Христенко напомнил также, что Россия изучает возможность участия в строительстве нефтепроводов в обход черноморских проливов Босфор и Дарданеллы - Самсун-Джейхан (по территории Турции) и Бургас-Александруполис (по территории Болгарии и Греции).
Ранее член Европейской комиссии Андрис Пиебалгс, ответственный за вопросы энергетики, заявлял, что газопровод Nabucco должен стать центром поставок газа в Европу через Балканы после того, как «Газпром» объявил о планах реализации конкурирующего проекта (увеличение поставок газа в Европу с использованием «Голубого Потока» (Южно-Европейский газопровод).
Стоимость строительства газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км, который предполагает поставки газа из Центральной Азии через Турцию в Австрию, - около €4,6 млрд. Мощность газопровода планируется в объеме 26-32 млрд кубометров газа в год. Планируется, что проект начнет функционировать в 2011 году.
В проекте Nabucco принимают участие Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия) и OMV Gas GmbH (Австрия). К участию в проекте приглашен индийский газовый монополист GAIL (India) Limited.
Как сообщалось, «Газпром» и MOL подписали соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, предусматривающее проведение совместных исследований по вопросу увеличения поставок газа через Южно-Европейский газопровод.
Китай одобрил строительство трубопровода для транспортировки природного газа от своей границы с Туркменистаном до восточных и южных районов КНР. Об этом агентству Wall Street Journal сообщил человек, близко знакомый с деталями принятого решения, но попросивший не называть его имени.
Предполагается, что начальная пропускная способность трубопровода будет 30 млрд. кубометров в год, что вдвое превосходит показатель существующего газопровода, который проходит из района Синьцзян до Шанхая. Согласно сообщению, страны договорились, что поставка газа по новому трубопроводу будет осуществляться по цене более $100 за 1000 кубических метров.
В этом году Китай и Туркменистан действительно подписали соглашение о поставке природного газа.
При написании материала использовались ресурсы: bloomberg.com, gazeta.ru, rbc.ru, rian.ru , interfax.ru , k2kapital.com.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас