Кабминовская четырехлетка роста экономики, бюджетной стабильности и… АСТРОНОМИЧЕСКОГО внешнего долга — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кабминовская четырехлетка роста экономики, бюджетной стабильности и… АСТРОНОМИЧЕСКОГО внешнего долга

Казна и Политика
1042
25 сентября наш Кабмин порадовал общественность своим прогнозом бюджетных показателей Украины на 2008-2010 годы. Если верить документу, ожидаемый высокий рост экономики и благоприятная внешняя конъюнктура позволят провести налоговую реформу и снизить социальные расходы. К сожалению, подавляющее большинство отечественных и зарубежных экспертов не разделяют оптимизма кабминовских стратегов, имея для этого все основания.
Официоз
Правительство, обнародовало постановление №1359 "О прогнозе показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования в 2008-2010 гг.". Этот документ является попыткой пролонгировать принципы бюджетостроения, заложенные в проекте госбюджета-2007 на следующие налогово-бюджетные периоды. Надо отметить, что в основу бюджетных показателей будущих лет Кабмин закладывает оптимистический прогноз развития экономики. Согласно документу, реальный ВВП ежегодно будет расти "почти на 7%" при "умеренных колебаниях мировых цен на энергоносители". При этом ожидается опережающий рост экспорта над импортом (подробнее см. таблицу), что позволит уже к 2010 г. достичь положительного сальдо внешней торговли в 5,5 млрд долл.
Что касается внешнеэкономической деятельности, то в Кабмине рассчитывают на стабильный рост мировой экономики, что - вместе с господдержкой экспортеров - должно привести к увеличению темпов экспорта и в результате превратиться в положительное сальдо платежного баланса уже в 2008 г. с удвоением к 2010-му.
Кроме того, прогнозируется снижение темпов роста цен производителей – до 7,8% в 2010 г., и замедление потребительской инфляции – до 5,5%.
Таблица 1.
Прогнозные показатели экономического развития Украины
2008 г. 2009 г. 2010 г.
ВВП номинальный, млрд грн 708 820,4 939,9
Темпы роста реального ВВП, % Индекс потребительских цен: 7,6 7 6,5
в среднем к прошлому году, % 6,5 6,2 5,4
декабрь к декабрю прошлого года, % Индекс промышленных цен: 6,8 5,7 5,5
в среднем к прошлому году, % 12,1 9 8,2
декабрь к декабрю прошлого года, % 9,2 8,1 7,8
Темпы роста промпроизводства, % 9 8,3 7,7
Темпы роста сельского хозяйства, % 5 6,4 6,6
Фонд оплаты труда, млрд грн 228,4 271,6 323,3
Внешнеторговое сальдо, долл. млрд 2,288 4,021 5,558
Экспорт,долл. млрд 61,086 68,994 78,062
темпы роста экспорта 12,7 12,9 13,1
Импорт, долл. млрд 58,798 64,973 72,505
темпы роста импорта 8,9 10,5 11,6
Успехи экономического развития должны позволить правительству уже с 2008 г. начать снижение налогов при одновременном росте расходов бюджета и сохранении его дефицита в 2,55% от ВВП (см. таблицу). В частности, налог на прибыль с 2008 г. будет снижаться на 1% ежегодно – до 22% – с возможным дальнейшим уменьшением до 20%. При этом ставка НДС будет снижаться на 1% – до 18% – в 2009 г., когда для компенсации потерь будет введен налог на недвижимость.
Стоит отметить, что Кабмин при этом попытается сократить социальные расходы, а дефицит бюджета финансировать за счет средств от приватизации – ежегодно на 7-10 млрд грн. Объем госдолга при этом не должен превысить 20% от ВВП, а его доля, перераспределяемая через сводный бюджет,– 30%.
Правительство и дальше собирается проводить внешние заимствования для финансирования дефицита бюджета, однако уровень госдолга обещают не выводить за 20% ВВП. Ввиду уменьшения со временем возможностей привлекать средства от приватизации (привлекательные объекты рано или поздно закончатся), Кабмин намерен с каждым годом увеличивать финансирование дефицита за счет долговых операций. Таблица 2. Прогнозные показатели сводного бюджета Украины
млрд грн в процентах к ВВП
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Доходы бюджета: 203,857 232,1178 265,8873 28,80 28,29 28,29
налоговые поступления: 157,2268 179,246 205,6391 22,21 21,85 21,88
налог с доходов физических лиц 34,4076 40,9155 48,7039 4,86 4,99 5,18
налог на недвижимость 0,4172 0,553 0,06 0,06
налог на прибыль 32,8729 33,7209 32,8729 4,20 4,01 3,59
НДС 58,7461 63,5484 72,8193 8,30 7,75 7,75
акцизы 12,7627 16,1976 20,3243 1,80 1,97 2,16
неналоговые поступления 41,4462 46,964 53,5446 5,86 5,72 5,70
другие доходы 5,184 5,9078 6,7036 0,73 0,72 0,71
Расходы бюджета 221,091 252,2518 289,1029 31,23 30,75 30,76
Дефицит бюджета 18,054 20,9202 23,9675 2,55 2,55 2,55
Приватизация 10,1102 9,2049 7,9093 1,43 1,12 0,84
Реализм
Профильные аналитики считают, что в условиях очень короткой "новейшей" истории отечественной экономики точно спрогнозировать темпы роста на ближайшие четыре года невозможно и выпущенный Кабмином документ напоминает ничем не подкрепленные лозунги.
В частности, основа-основ, темпы роста ВВП вызывают у экспертов массу сомнений, как, собственно, и инфляционные ожидания. Вкратце их комментарии можно резюмировать примерно так: "Если Кабмин полагает, что ценовой шок от повышения цен на газ пройдет уже в 2007 г., то, ему нужно изменить свое мнение". Инфляция составит 8-10% и этой цифры не нужно бояться, поскольку она будет "проистекать" из объективных факторов. И вообще, для серьезных специалистов остается загадкой, каким образом нынешний кабинет сумел так надолго прогнозировать темпы инфляции. Ведь есть множество факторов, в том числе, форс-мажорных, которые предсказать невозможно в принципе, способных радикально изменить ее показатель.
Продолжая комментарии отечественных экономических гуру, автор также обратил внимание на "основы", то есть базовые цифры, от которых кабминовские стратеги "отталкивались" в своем прогнозотворчестве.
Вначале укажем на кабминовский прогноз "об умеренном колебании цен на энергоносители". Этот тезис, на фоне существующей планетарной неопределенности с нефтеценами, вереницей скандалов вокруг добычи и поставок газа Россией (при внутреннем обострении газодефицита в РФ, нехватке электроэнергии у наших соседей при опережающем росте спроса на "голубое топливо" в Европе), неурегулированности иранского "ядерного досье", выглядит откровенной небрежностью или, в крайнем случае, указывает на то, что данные о состоянии и перспективах рынка энергоносителей взяты "с потолка".
Перечисленные факторы способны самостоятельно (то есть, без природных катаклизмов) загнать цены на углеводороды "в запределье".
Далее, очевидно противоречие прогноза о возвращении ВВП на траекторию роста более 7% в 2008 г. с текущим снижением реальных доходов населения.
Следовательно, предположительное увеличение потребления к 2008 г. тоже находится в диссонансе с ползучим снижением "социалки". Перевод же тяжести нагрузки ВВП с внутреннего рынка (по итогам семи месяцев 2006 г. ВВП-локомотивами были торговля, строительство и транспорт) на экспорт видится малоэффективным и нереальным как из-за "зыбкости" нынешнего металлургического внешнерыночного благоприятствования, так и по причине неопределенности в перспективах планетарной экономики. Автору не совсем понятно стремление получить положительное сальдо платежного баланса. Страна увеличивает импорт - значит, она больше потребляет. Логика "проста как апельсин": вы ведь сыты не потому, что у вас есть деньги на банковском счету, а потому что вы едите.
Поэтому если Кабмин пожелает проводить реформы и модернизацию производства не за счет иностранных инвестиций, а не за счет снижения внутреннего потребления, "пересичным украинцам" придется затянуть пояса потуже.
Вкратце это выглядит так: если будут расти иностранные инвестиции, то будет формироваться инвестиционный спрос, а это - увеличение импорта.
Кроме того, следует отметить изрядную немотивированность прогнозных темпов роста экспорта. Судя по всему, кабминскией прогнозы строились на увеличении спроса на украинский металл. В то же время МВФ и другие МФО утверждают, что цены будут падать из-за перепроизводства. Не совсем понятно, как правительство на такой короткий срок спрогнозировало такие показатели.
Впрочем, даже если экспорт будет расти(из-за того, что повышаются цены на основные наши экспортные товары, в частности, на металл, и цены на него будут и дальше расти, потому что металл станет дефицитом в планетарных масштабах), чисто физически Украина не сможет больше выпускать металла по причине банальной неконкурентоспособности.
Полагаю, заявленные ориентиры вряд ли будут достигнуты, так как проект бюджета-2007 уже индицировал противоречие целей Кабмина и методов их реализации.
В-третьих, фискальные прогнозы Кабмина автор также рекомендует воспринимать с изрядным скепсисом. Хотя бы по "техническим" причинам (напомним, Налоговый кодекс планируется принять в 2007 г.), так что не надо напрягаться и прогнозировать будущие налоговые "цифры и факты" сегодня – завтра они все равно изменятся.
Кроме того, сегодняшние "художества" ГНАУ с возвращением НДС (только зернотрейдерам казна не возвратила 500 млн грн, а на сегодняшний день из запланированных на сентябрь 1.18 млрд грн ГНАУ внесла в реестр возврата всего…74 млн грн) дают основания ожидать массового ухода бизнеса "в тень" и, натурально, падения налоговых поступлений в бюджет на фоне снижения показателей ВВП.
К примеру, в налоговой сфере Стратегией предлагается постепенно снижать налоги на оплату труда, ставки налогов на прибыль предприятий и НДС (см. таблицу 2).
Формально говоря, при росте реальных доходов населения и выведении части экономики из тени это позволит увеличить поступления в госбюджет. Однако автор сомневается в достижении этой цели. Снижение налога на прибыль предприятий на 1% не будет решающим. Это не вынудит предпринимателя выйти из тени. Впрочем, по мнению автора, снижение НДС может иметь последствия для бюджета, поскольку данный налог является одним из формирующих казну. Выгода для государства от снижения НДС - и в "экономии" на возмещении фиктивно уплаченного налога. То есть, если раньше платили 20% от нулевого экспорта, то теперь сэкономят 2% и заплатят 18%.
В-четвертых, приватизация, как отмечено в кабминовских "стратегиях" за 4 года должна принести в Казну до 40 млрд грн. Между тем, план по приватизации на 2006 г. "пролетает" как, извините, "фанера над Парижем", в чему уже намедни признался зам. министра финансов В.Копылов, оценив "недоимку" ведомства В.П.Семенюк в 1.5 млрд грн.
К слову, в "стратегиях" на "четырехлетку" нет ни слова о подготовке к продаже "Укртелекома" и объектов теплоэнергетики, без реализации которых миллиардные приватизационные планы выглядят вульгарной маниловщиной.
Между тем чтобы получить заложенные суммы, нужно каждый год продавать "Криворожсталь" или "Укртелеком". Последние два года были малоуспешными в плане привлечения средств от приватизации. Пока на посту главы ФГИ пребывает В.П.Семенюк, ситуация вряд ли изменится.
Впрочем, суммы не являются совсем уж нереальными. Для этого требуется немного - изменить политику приватизации.
Наконец, в–пятых, на пути воплощению в жизнь вышеизложенных "планов громадья" может стать такой "пустячок", как выполнение бюджета-2007 (в варианте Кабмина без серьезной его доработки). Полагаю, высокий уровень содержания "воды" в "пакете" с очевидной небрежностью и непрофессионализмом «ваятелей» законопроекта Бюджет-2007 почти гарантируют экономический катаклизм уже в дебюте следующего года.
Полагаю, наиболее красноречивую и адекватную оценку прогнозным экзерсисам Кабмина дал экс-министр финансов Виктор Пинзенык.
Он, ознакомившись с вышеизложенными "откровениями" Кабмина отреагировал мгновенно: "На смену политике снижения долга государства, которая проводилась последние полтора года, новое правительство планирует втянуть Украину в долговую удавку"…
Виктор Михайлович отмечает, что по состоянию на 1 августа 2006 года госдолг Украины составлял 74,2 млрд гривен, что на 11,2 млрд меньше, чем на начало 2005 г.
Теперь же, по утверждению Пинзеника, нынешний Кабмин планирует до 2010 г. удвоить госдолг, доведя его до 188 млрд грн - именно такая норма по уровню госдолга (20% ВВП) предусмотрена в утвержденных Кабмином прогнозах экономического развития.
По подсчетам Пинзеника, рост ежегодных бюджетных расходов на обслуживание такого долга превысит 15 млрд грн.
Мнение "Варягов"
В отличие от кабминовских "оптимистов" МВФ ухудшил прогноз роста ВВП Украины в 2007 г.
Экономика Украины в 2006 г. вырастет на 5%, в 2007 году - на 2,8%. Об этом говорится в обнародованном двумя неделями ранее Всемирном экономическом прогнозе Международного валютного фонда (МВФ), который публикуется раз в полгода.
Напомним, в прошлом отчете (апрель-2005) МВФ прогнозировал, что рост экономики Украины в 2006 г. составит 2,3%, в 2007 г. - 4,3% по сравнению с 12,1% - в 2004-м и 2,6% - в 2005 г.
Среднегодовую инфляцию в Украине в 2006 г. эксперты МВФ оценивают в 9,3%, в следующем - 13,5% по сравнению с 9% - в 2004-м и 13,5% - в 2005 г, тогда как полгода назад Фонд прогнозировал инфляцию в текущем году на уровне 13%, в следующем - 12,5%.
МВФ также ожидает дальнейшего ухудшения платежного баланса Украины. Его эксперты прогнозируют отрицательное сальдо текущего счета на 2006 г. в размере 2,2% ВВП, в следующем - 3,8% ВВП по сравнению с 10,6% ВВП - в 2004-м и 3,1% ВВП - в 2005 г.
Представительство Всемирного банка(ВБ) почти синхронно с Кабмином опубликовало свой вариант прогноза развития нашей экономики на среднесрочный период (см. таблицу 3). В нем эксперты особенно подчеркивают необходимость снижения прямых налогов на доходы физлиц как способ создания климата для развития экономики. Среди прочих предложений - повышение возрастного порога для выхода на пенсию. Это увеличит количество людей, которые будут платить взносы в Пенсионный фонд, и уменьшит расходы ПФ.
В отчете "Создание фискального пространства для экономического роста: Обзор государственных финансов в Украине" авторы предупреждают Кабмин об опасности значительного увеличения госдолга, поскольку он может вытеснить из страны иностранные инвестиции. Однако, по мнению г-на Райзера, увеличение госдолга, предлагаемое Кабмином, может показаться большим в абсолютных цифрах, но на самом деле не является пока критическим.
Также экономисты ВБ отмечают низкую эффективность использования в Украине госсредств: из расходов госбюджета, которые составляют более 30% ВВП, лишь 2,2% ВВП являются инвестициями в основные фонды. Тогда как стремительно развивающиеся новые члены ЕС и страны Юго-Восточной Азии доводят этот показатель до 10% ВВП.
Для сравнения: если в 2007 г. объемы номинального ВВП запланированы на уровне до 600 млрд грн, то 25 млрд грн "на инвестиции" - это "всего" 4,1% ВВП. Однако во ВБ подчеркивают, что из запланированных в минувшие годы "инвестрасходов" лишь половина (в нашем случае - 2% ВВП) были реально эффективно использованы.
Таблица 3. Прогноз Всемирного банка
Базовый сценарий Консервативный сценарий
2006 2007-2010 2011-2015 2006 2007-2010 2011-2015
Рост ВВП 5-6% 5% 4,6% 3% 3% 2,5%
Прирост инвестиций 8,5% 9,7% 5,1% 3,8% 4,1% 2,8%
Сальдо внешней торговли -2% ВВП -4,3% ВВП -3,9% ВВП -2,3% ВВП -3,5% ВВП -1,9% ВВП
Госдолг 14,5% ВВП 17,2% ВВП 21,9% ВВП 15% ВВП 20,5% ВВП 25,5% ВВП
В принципе, цели, поставленные Кабмином, "тактично" считает г-н Райзер, вполне достижимы. Однако, Всемирный банк по своему обыкновению предпочитает быть более осторожным в своих прогнозах, чем кабминовские стратеги. Так, "консервативный сценарий" развития экономики предполагает, что правительство вообще не прислушается к рекомендациям Банка и не проведет никаких реформ ни в налогообложении, ни в управлении госфинансами.
Впрочем, на сегодняшний день, по его мнению, более вероятен "базовый сценарий" - когда хотя бы часть рекомендаций будут учтены.
При написании материала использовались ресурсы: www.me.gov.ua, www.k-telegraph.kiev.ua.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас