Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин

Энергетика
455
Цены на нефтяные фьючерсы Middle East crude oil на Tокийской товарной бирже (ТOCOM) сегодня понизились в третий раз с начала недели.
На момент окончания 30 августа торговой сессии на TOCOM официальная цена расчетного фьючерса на октябрь снизилась еще на 1% и составила ¥49,080 (-¥0,520) тыс. за килолитр, что примерно соответствует $66,69 за баррель.
В соответствии с расчетами агентства Platts, объявленная сегодня по состоянию на 29 августа цена spot нефти Middle East crude составляла 66,80 за баррель, или ¥49,160 тыс. за килолитр.
Middle East crude oil представлена смесью нефтяных марок Dubai и Oman и считается ценовым эталоном для нефтяного рынка региона Ближнего Востока. На TOCOM фьючерсы Middle East crude oil торгуются с сентября 2001г. Контракт является расчетным. Так, физическая поставка нефти по фьючерсу не предусмотрена. Закрытие позиций осуществляется по окончании календарного месяца с расчетом вариационной маржи, исходя из средней за месяц цены нефтяной смеси Middle East crude oil, определенной агентством Platts.
Цены на нефть сегодня выросли до $70 за баррель после снижения до 10-недельного минимума накануне, на фоне ожиданий выхода данных о запасах нефти в США, которые согласно мнениям аналитиков должны снизиться.
Фьючерсы на американскую нефть с поставкой в октябре выросли в среду утром на $0,27 до $69,98 за баррель после снижения на 3,9% за последние два дня на фоне ухода тропического шторма «Эрнесто» из района добычи нефти.
Фьючерсы нефти марки Brent выросли на $0,2 до $70,06 за баррель.
Во вторник цена на нефть упала ниже $70 за баррель впервые за последние два месяца благодаря сообщениям, что тропический шторм «Эрнесто» пройдет мимо нефтегазовых месторождений в Мексиканском заливе.
По итогам регулярной сессии на Нью-йоркской товарной бирже во вторник, октябрьский контракт на поставку нефти марки WTI упал на $0,90, или на 1,3%, до $69,71 за баррель. На Лондонской межконтинентальной бирже, ICE, октябрьские фьючерсы на нефть марки Brent снизились на $0,96, или на 1,4%, до $69,86.
Сентябрьские фьючерсы на неэтилированный бензин выросли по итогам торгов на NYMEX на $0,0061, или на 0,34%, до $1,7892 за галлон. Топочный мазут во вторник снизился на $0,0227, или на 1,15%, до $1,9432 за галлон.
Стоимость сентябрьского контракта на поставку природного газа во вторник выросла на $0,344, или на 5,3%, до $6,816 за миллион британских термических единиц. После закрытия торгов контрактом с ближайшим сроком исполнения стал октябрьский контракт. Октябрьские фьючерсы поднялись на $0,064, или на 0,94%, до $6,876 за миллион британских термических единиц.
Цена нефтяной «корзины» ОПЕК впервые за два месяца опустилась ниже $66 за баррель. Так, по состоянию на 29 августа цена «корзины» составила $65,51 (-$0,52) за баррель. Показатель установился на самой низкой отметке после 26 июня 2006г., когда цена «корзины» соответствовала $64,59 за баррель.
Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987г. С середины июня 2005г. цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих 11 сортов нефти, добываемой странами картеля: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и BCF 17 (Венесуэла).
С началом 2005г. страны ОПЕК упразднили установленные с 1999г. границы официального ценового коридора «корзины» $22-28 за баррель. С марта 2006г. ценовые границы нефтяной «корзины» ОПЕК декларативно определены отметками $50 и $60 за баррель.
Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $72,67 за баррель, зарегистрированная сравнительно недавно, 08 августа 2006г.
Ирак возобновил экспорт нефти через северный нефтепровод, ведущий в Турцию после почти двухмесячного перерыва из-за саботажа, сообщили источники, однако представители нефтяного ведомства опровергли это сообщение. До приостановки поставок Ирак отправил на экспорт около 8,5 млн баррелей нефти с месторождения в Киркуке на турецкий экспортный терминал Джейхан.
«Прокачка нефти возобновилась в 09.30 (по Киеву)», - сообщили источники. Представитель нефтяного министерства Ирака опроверг сообщения о возобновлении поставок нефти.
«Это пробная прокачка, такое происходит время от времени и это не связано с экспортом нефти», - сказал «Итогам» представитель нефтяного министерства Ирака. Ирак возобновил экспорт нефти из Киркука в июне после годичного перерыва. Представители нефтяного министерства Ирака надеялись на постоянные поставки нефти из Киркука в объеме 300 тыс. баррелей в сутки. Но из-за многочисленных диверсий экспорт нефти пришлось приостановить.
Цены на «бензин по-русски» продолжают расти. В Москве высокооктановое топливо за август подорожало в среднем на 6%, а в целом по России – на 7%. Однако эксперты уверены, что к концу года рост не выйдет за рамки прогнозируемой инфляции, которая предполагается на уровне 9%.
Цены на топливо в августе резко выросли. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в Москве стоимость бензина марки Аи-92 и Аи-95 подскочила в среднем на 6%.
29 августа средняя цена Аи-92 на московских АЗС составляет 18,86 руб./л, Аи-95 – 19,89 руб./л. С начала августа Аи-80 подорожал на 4%, до 16,34 руб./л, дизельное топливо – на 2%, до 17,50 руб./л.
Российское правительство пытается всеми силами сдержать рост розничных цен на топливо. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что рост цен на топливо провоцируют прогнозы МТА.
В итоге ассоциация вообще отказалась от попыток предсказать, сколько будет стоить бензин в ближайшем будущем.
«Мы выпускаем мониторинги, опираясь на данные розничного рынка, но прогнозами не занимаемся», – заявил президент МТА Евгений Аркуша.
Однако пока ралли бензиновых цен продолжается. По данным ИЦ «Кортес», с июля по август цена на Аи-80 выросла на 4,4%, на Аи-92 – на 5,5%, Аи-95 подрос на 5,6%, дизельное топливо – на 2,3%.
«Если проследить динамику за последние годы, то пик роста цен на топливо в России приходится на август-сентябрь, – пояснила аналитик «Кортеса» Людмила Лурье. – В эти месяцы многие люди отправляются в отпуск, проводятся масштабные сельхозработы, плюс угроза ураганов в этот период времени может быть дополнительным фактором роста цен на нефть». Вдобавок сказывается введение мораториев в первой половине года: нефтяные компании сдерживают цены, сколько могут, но в определенный момент прибыль сводится к минимальной отметке, и они вынуждены повышать цены.
В МЭРТе опасаются, что рост цен на топливо может в этом году превысить темпы роста инфляции, которая прогнозируется на уровне 9%. По данным Росстата, с начала 2006 года по 21 августа бензин в рознице подорожал в среднем по России на 8,3%. Независимые эксперты приводят иные цифры. В МТА подсчитали, что с конца декабря 2005 года цены на бензин Аи-92 на московских автозаправках выросли на 8%, Аи-95 – на 7%, Аи-80 – на 5%, дизельное топливо – на 4%. В «Кортесе» сообщили, что в России рост цен с января по середину августа (18 августа) составил на Аи-80 7,7%, на Аи-92 – 8,7%, на Аи-95 – 8,4%, на дизельное топливо – 6,1%.
Аналитики РФ уверены, что рост вскоре замедлится.
«Сентябрь – последний месяц, когда следует опасаться серьезного роста цен, – утверждает Людмила Лурье. – Но уже сейчас видно снижение темпа прироста оптовых цен: если за первые две недели августа рост составил в среднем 1000 рублей за тонну, то на этой неделе – 200–300 рублей за тонну».
Наблюдатели не сомневаются, что рост цен уложится в инфляционный прогноз. «Думаю, что рост цен на розничное топливо в этом году уложится в целевой показатель инфляции и не превысит 9%», – говорит Лурье. Так что глава МЭРТ Герман Греф может не опасаться, что Аи-92 к концу года будет стоить 22 рубля за литр. «На конец августа цена на Аи-92 составляла в среднем 18,25 рубля за литр», – напоминает Лурье. «Когда-нибудь литр 92-го будет стоить 22 рубля, но точно не в этом году», – заключает Евгений Аркуша.
Газпром и E.ON подписали 29-го контракт на поставку газа по Северо-Европейскому газопроводу (СЕГ), сообщает пресс-служба газового холдинга. Документ предусматривает ежегодную транспортировку до 4 млрд куб. м газа. Общий объем поставок с 2010-2011гг. по 2036г. составит до 100 млрд куб. м. Кроме того, стороны продлили действующие контракты на поставку природного газа через г.Вайдхаус на 15 лет (с 2020г. до 2035г.). Согласно пролонгированным договорам, ежегодный объем поставок газа составит около 20 млрд куб. м, общий объем - до 300 млрд куб. м.
Главная пикантность ситуации с этим газовым «суперфьючерсом» заключается в нижеследующем.
Аккурат вчера, 29-го представители балтийских стран встречались с руководством консорциума(North European Gas Pipeline Company), который занимается сооружением Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Благополучный исход строительства означает сокращение транзита российского газа через Украину на 30%. Впрочем, интрига вопроса в том, что неудача «стройки века» потребует наращивания поставок «голубого топлива» «в европы» как раз через Украину.
Швеция пока находится на этапе рассмотрения проекта СЕГ и нынешняя встреча в Питере не является официальным саммитом между шведским правительством и консорциумом. Как уже сообщали «Итоги», проект СЕГ не является жизненно необходимым для Швеции, которая сейчас развивает новую систему энергоснабжения путем внедрения новых технологий, чтобы минимизировать зависимость от газа и нефти. Занятно, что для этого шведы решили использовать специальный сорт сосны, причем запах хвои и древесины этого сырья для получения альтернативного топлива делает молодую поросль «неинтересной» для лосей. В противном случае эти животные не преминули бы полакомиться этой «зеленью».
Впрочем, от лосей вернемся к «трубе».
Аккурат неделю назад премьер-министр Швеции Йоран Персон заявил, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) может причинить ущерб окружающей среде Балтийского моря.
«Во-первых, оно может потревожить донные отложения, где десятилетиями копились мины, отравляющие вещества и прочее», — заявил Персон. Во-вторых, г-н премьер также высказал мнение о возможности перенесения строительства газопровода на сушу.
Напомним, что ранее свой протест против строительства газопровода по дну Балтийского моря выказали страны Балтии и Польша.
К слову, кроме мин и отравляющей химии, шведов беспокоит возможное ухудшение условий для размножения птиц и рыб в случае сооружения газопровода. Дело в том, что вдоль трассы должны быть построены компрессорные станции, которые поддерживают давление в газопроводе. Так как компрессоры должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, то одна из таких 70-метровых башен будет размещаться возле шведского острова Форе.
Министр экологии Швеции Лена Зоммештад убеждена: эксплуатация подобной компрессорной станции негативно скажется на фауне.
Недовольны строительством газопровода и финны. Чтобы газопровод не провис, у их побережья должны быть полностью выровнены целые рифовые районы. Нынешнее планирование трассы ставит под угрозу выживание трески, запасы которой за последние четверть века и без того сократились почти на 90%.
Натурально, адепты СЕГа говорят, что газопровод будет построен с соблюдением всех экологических норм. В частности, со слов пресс-секретаря North European Gas Pipeline Company Ирины Васильевой, маршрут морской части скорректирован с учетом экологически чувствительных зон, участков захоронения боеприпасов и химического оружия. Она также добавила, что «вариант строительства газопровода по суше в данный момент не рассматривается. Морской маршрут является оптимальным решением для строительства нового газопровода для транспортировки газа в Европу».
И Россия, и Германия подчеркивают, что этот «стратегический для Европы» проект не направлен против какой-либо третьей стороны. Однако немецкая политэлита выражает опасения относительно углубления немецко-российских отношений в энергетической сфере (читай, усиливает монополизм «Газпрома») и настаивает на том, что официальный Берлин не может поставить Германию и другие страны ЕС в зависимость от одного поставщика энергии, который может использовать рыночные аргументы с целью политического давления, прецедентом чего стал январьский украинско-российский газовый кризис.
Эксперты ФРГ уверены: СЕГ принесет Германии действительную пользу только в том случае, если им смогут пользоваться Польша и страны Балтии. Натурально, Германия должна последовательно заниматься диверсификацией своего энергетического рынка. Впрочем, почти все эксперты сходятся на том, что Берлин скорее всего продолжит поддерживать проект.
Блиц-опрос профильных экспертов дал основание для выводов.
Во-первых, транзит российского газа через Украину составляет порядка 80-85% от российского экспорта.
Во-вторых, Москва «надеется», что после сооружения СЕГ в ближайшее десятилетие через Украину будет идти около 50-60% российского экспорта.
В-третьих, эти надежды, по мнению автора, преувеличены. Нашей газотранспортной системе не будет грозить простой. Хотя бы потому, что даже в случае завершения строительства СЕГ, он не сможет решить проблему дефицита «голубого топлива» в Европе, который уже сегодня достигает по разным оценкам от 50-ти до 100 млрд. куб. м. Так что, кроме вульгарной диверсификации путей транспортировки российского газа, из этого «проекта века» за километр торчат уши «большой газовой политики» Кремля.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко считает, что Украина зарекомендовала себя как надежный транзитный поставщик газа. «Я считаю, что мы, как страна-транзитер, зарекомендовали себя за годы независимости как надежный партнер», - процитировали «Итогам» слова министра в пресс-службе Минтопэнерго Украины. «Никаких потрясений для европейского потребителя и российского владельца ресурса не будет», - подчеркнул Бойко.
Ранее министр заявлял, что Украина приложит все усилия, чтобы обеспечить стабильные поставки российских энергоносителей в Европу. «Цепь поставок из России через Украину в Европу будет работать бесперебойно, если интересы всех сторон будут учтены. Уверен, что единственный путь к этому - диалог. Мы приложим все усилия, чтобы обеспечить стабильность поставок энергоносителей потребителям в Европе», - отмечал он.
Общая задолженность украинских предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) за потребленный в 2006 году природный газ по состоянию на конец августа составляет почти 600 миллионов гривен (около $120 миллионов). Такие данные содержатся в пресс-релизе «Газа Украины» («дочка» компании «Нафтогаз Украины»).
В сообщении отмечается, что намного хуже, чем в прошлом году, за газ рассчитываются предприятия Харьковской, Запорожской, Днепропетровской и Донецкой областей, в которых сосредоточен главный промышленный потенциал Украины. Значительную задолженность перед газовиками имеют также предприятия Львовской, Черниговской, Черкасской, Полтавской, Кировоградской, Николаевской областей и Севастополя.
В число крупнейших неплательщиков за газ входит Киевэнерго, долг которой в 2006 году уже достиг 73,9 миллиона гривен ($14,7 миллиона). В связи с невыполнением своих договорных обязательств Газ Украины поручил своим газотранспортным организациям отключить это предприятие от газоснабжения, отмечается в пресс-релизе.
Александр Дмитренко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас