Прогноз: цены на нефть, курсов валют, цены на золото — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прогноз: цены на нефть, курсов валют, цены на золото

Валюта
351
«Украина имеет экономический фундамент, о котором мы не могли говорить на протяжении всех 15 лет независимости страны», - заявил Виктор Ющенко, выступая на открытии IV Всемирного форума украинцев. По нашим данным, он заметил, что может говорить об экономических достижениях уверенно, как «человек, который с 1993 г. является членом правительства».
Президент напомнил делегатам форума, что прирост ВВП за последний месяц составил 9,3%, и отметил, что ожидает роста ВВП по итогам 2006 г. на уровне около 7%. В.Ющенко добавил, что в Украине ценовая инфляция составляет 2,8% - это, по его словам «нормальная европейская инфляция», которая уступает аналогичным показателям РФ, Беларуси, Молдовы и Польши.
Кроме того, президент обратил внимание делегатов на рост объема инвестиций в экономику Украины, который на протяжении I квартала в 2006 г. вырос в 4 раза. «Это все - хорошая основа не говорить об экономике. Это является достижением, и этому мы можем радоваться», - резюмировал он.
Между тем в Украине существуют значительные риски для выполнения правительственного прогноза экономического развития страны на 2007 год, которым предусматривается рост ВВП на 6,5% при инфляции на уровне 7,5%, считает руководитель группы советников главы Нацибанка Украины Валерий Литвицкий.
«Прогноз внешнего спроса на 2007 г. сегодня выглядит как завышенный, а внутреннего — как заниженный. Прогноз рассчитан не по рыночным газовым ценам, которые ожидаются в следующем году, а по ценам, которые существуют на сегодня. А ведь это — две большие разницы. С учетом того, что о новых ценах на газ могут сказать в ноябре-декабре, прогнозы выглядят несколько виртуальными», — сказал В.Литвицкий.
По его словам, формирующиеся в настоящее время тенденции по снижению цен на металлы и энергоносители на мировом рынке не дают оснований прогнозировать рост украинского экспорта в 2007 году на 12%.
«Тенденции по снижению цены на металлы и энергоносители становятся устойчивыми. Для нас это плохо, потому что снижение цен на металл делает прогноз 12%-го роста экспорта малореальным, а падение цен на энергоносители может ослабить один из наиболее важных для Украины рынков — российский. Ослабнет российский рынок — ослабнет и наш сбыт», — отметил эксперт.
Кроме того, Литвицкий считает, что приведенная в прогнозе оценка перспектив внешнего спроса на сегодня выглядит нереалистично, поскольку замедляется рост американской экономики и может замедлиться рост китайской экономики, тогда как ускорения роста экономики в Европе недостаточно для компенсации замедления роста мировой экономики.
«В 2003 году экспорт вырос на 24%, в 2004-м — на 42%, в 2005-м — на 7,5%, на сегодня — на 3,2%. По моим оценкам, на следующий год экспорт вырастет на 5-6% — и то это будет успех. То есть, в правительственном прогнозе потенциал экспорта завышен, если учитывать текущие условия», — сказал В.Литвицкий.
Помимо того, эксперт отметил, что ориентир по росту зарплаты может снизить влияние внутренних факторов развития экономики. «Есть вопросы и по внутренним двигателям роста — в основных прогнозах вообще нет ориентира по инвестициям. А ведь у нас основные двигатели роста в последние два года — внутренние. Прогноз роста импорта и ориентир по зарплате — занижены. Это означает, что упор на внутренние источники экономического роста ослаблены», — отметил он.
При этом В.Литвицкий напомнил, что реальная зарплата в Украине в 2002 выросла на 18%, в 2003-м — на 15%, в 2004-м — на 23,8%, в 2005-м — на 20%, за первое полугодие - 2006 — на 23%, а в следующем году правительство прогнозирует ее рост лишь на 7,9%.
«Если нет уверенности во внешнем спросе, а я его не вижу, то разве можно так ослаблять внутренний спрос? Показатель роста зарплаты, по-моему, занижен и как внутренний двигатель роста он недостаточен для того, что бы выйти на амбициозный ориентир развития», — подчеркнул он.
По мнению эксперта, с учетом сохраняющейся вероятности повышения цен на газ планируемый рост импорта в 2007 году на 7,3% может быть не выполнен. «Борьба с отечественным потребителем приобретает значительные масштабы. В 2003 году рост импорта составил 28%, 2004-м — 31%, 2005-м — 20%, за полгода 2006 года — 19%, а на следующий год планируется рост 7,3%. То есть, если увеличится цена на газ, а ведь обещают рыночные цены, то будет ли рост импорта на 7,3%? По моим оценкам, рост импорта в 2007 году может составить 15-16%», — сказал В.Литвицкий.
Руководитель группы советников главы НБУ также полагает, что в дополнительном разъяснении нуждаются планы правительства относительно дефицита госбюджета в 2007 году. «Что значит ожидание дефицита бюджета-2007 на уровне до 3% — это сигнал на 3%. С таким дефицитом инфляция в 7% — вещь неподъемная», — подчеркнул В.Литвицкий.
При этом он отметил, что выполнить инфляционный ориентир, установленный на следующий год, будет возможно при принятии госбюджета с дефицитом на уровне не более 1,5% и сохранении стабильного курса гривни.
Автор солидарен с экспертом и, разделяя его тревогу, обращает внимание на очевидное экономическое неофитство ныненшней кабминовской команды. В частности, для меня остается загадкой почему «донецкие ребята» пропустили, не учли то обстоятельство, что мировой рынок стальной продукции переходит на нисходящую ветвь текущего цикла, и через месяц-другой цены стабильно пойдут на спад. Поэтому некоторые страны решили заранее обезопасить себя от наплыва импорта, и в мире уже поднимается новая волна антидемпинговых расследований. Пока — только против китайских экспортеров.
Стремительное расширение китайской сталелитейной промышленности уже давно вызывает серьезные опасения у производителей других стран. Правда, за последние два года правительство Китая неоднократно декларировало планы радикального сокращения объемов производства стали за счет закрытия огромного количества мелких заводов с устаревшим оборудованием, но все его усилия в этой сфере до сих пор остаются безрезультатными. Поэтому и новое объявление о планах закрытия 100 млн. т мощностей не вызвало доверия у мирового сталелитейного истэблишмента: очевидно, что сокращению объемов производства в Китае препятствуют объективные экономические причины.
Дело в том, что мощный подъем экономики в этой стране обусловлен массированными инвестициями в недвижимость и производство экспортно-ориентированных товаров, а в таких отраслях потребляются значительные количества стальной продукции. Поэтому быстрый рост китайского ВВП на этой базе неизбежно влечет за собой повышение спроса на сталь, и можно не сомневаться, что объемы ее производства будут увеличиваться, какие бы меры правительство не использовало для ограничения этого процесса. По этой причине, все распоряжения NDRC относительно закрытия сталелитейных заводов типа июльского, когда был издан приказ «закрыть все печи объемом менее 300 куб. м», местные власти выполнять не спешат — ведь именно мелкие заводы обеспечивают занятость значительной части населения и обеспечивают наполнение местных бюджетов. Вынудить же провинциальных политиков — во имя непонятных им макроэкономических интересов — выполнять решения федерального правительства крайне трудно: в Китае на нижние уровни власти делегированы весьма обширные полномочия. Именно поэтому центральный орган экономического планирования — The National Development and Reform Commission (NDRC) — уже отменил собственное решение (как и ожидали западные эксперты) и перенес окончательный срок закрытия мелких заводов с 2007-го на 2010 год.
Китайские аналитики заявляют: «В инфраструктурных проектах, промышленном и жилищном строительстве, а также в производстве товаров для экспорта потребляется много стальной продукции, а если рыночный спрос растет, то как правительство может его затормозить»? Очевидно, что если правительство не в состоянии охладить явно «перегретую» экономику, то уж тем более не в его силах ограничить расширение отдельно взятой сталелитейной промышленности.
При этом сами китайцы по-разному оценивают ситуацию. Так, Лю Биншен, вице-председатель полуправительственной организации китайских производителей стали China Iron and Steel Association (CISA), согласен с западными экспертами относительно того, что расширение происходит слишком быстро, и считает, что сейчас главные задачи китайской отрасли — ограничить этот рост и ускорить реструктуризацию. Однако заместитель генерального секретаря этой организации Ки Сяндон недавно заявил, что «утверждения о перепроизводстве стали в Китае — явное преувеличение, а спросовые тенденции — недооценены». По его прогнозу, в текущем году потребление стали в Китае дойдет до 400 млн. т, а экспорт тоже резко увеличится — «в связи с повышением мирового спроса». При этом господин Сяндон уверен, что цены на китайском рынке во II полугодии будут ниже международных «исключительно из-за правительственной политики макроэкономического контроля».
Правда, это высказывание явно не отражает действительности. Очевидно, что снижение цен обусловлено, в первую очередь, перепроизводством на китайском рынке, этот же фактор привел к сокращению импорта и росту экспорта стальной продукции из страны. По статистике за первое полугодие, которую недавно обнародовала CISA, за январь-июнь в стране было выплавлено 199,5 млн. тонн нерафинированной стали: годовой прирост объемов ее производства составил 18,26%. При этом ожидается дальнейший ввод в действие новых мощностей, поэтому CISA прогнозирует полногодовой выпуск металла на уровне 424 млн. тонн (прирост по сравнению с 2005-м составит 20,45%). Далее, по китайской таможенной статистике, в первом полугодии объем экспорта стальной продукции превысил 17 млн. тонн — его годовой прирост составил 47,7%. При этом объемы импорта сократились на 28,8%, до 9,41 млн. тонн.
Таким образом, страна уже превратилась из нетто-импортера стали в нетто-экспортера, и очевидно, что этот процесс необратим. Более того, аналитики Rusmet полагают, что «если китайская статистика достоверна, то в 2007 г. Китай будет готов поставить на экспорт до 100 млн. т стали», и рынок находится на грани «ценовой катастрофы в глобальных масштабах». Поэтому, что бы ни говорили китайские политики и эксперты, у сталелитейных компаний других стран есть весьма серьезные поводы для беспокойства.
Наплыв китайского экспорта уже оказал серьезное влияние на региональный рынок: несмотря на увеличение общего объема продаж прибыль производителей падает: у южнокорейской корпорации Posco чистая прибыль уменьшилась на 30%, а у Nippon Steel — на 94%. Соответственно, ответная реакция не заставила себя ждать: страны региона занялись возведением защитных барьеров.
В частности, CISA уже получила антидемпинговые предупреждения относительно импорта двутавровых широкополочных балок от трех стран — Южной Кореи, Индии и США. Пока далее предупреждений дело не пошло: в ответ на эти претензии, CISA обязалась усилить экспортную дисциплину китайских предприятий. Забеспокоились и производители Юго-Восточной Азии — Таиланд уже начал антидемпинговое расследование в отношении высокоуглеродистой стальной проволоки из Китая, Индии и ЮАР, в свою очередь, Индонезия затеяла аналогичное расследование по поводу импорта катанки из Китая, России, Таиланда, Индии и Тайваня. Похоже, что это подтолкнет к введению ограничений на импорт и другие страны региона.
В Европе и США подобных тенденций пока не просматривается, однако производители этих регионов и не собираются дожидаться возникновения этих проблем — они предпочитают уже сейчас предпринять меры по защите своих рынков. Во-первых, американские сталелитейные компании намерены обратиться к правительству США с просьбой продлить антидемпинговые пошлины против импорта арматуры, которые истекают в сентябре 2006 года, еще на 9 месяцев. Эти меры были предприняты против экспортеров из Китая (133%), Белоруссии (115%), Индонезии (60-71%), Южной Кореи (12-102%), Латвии (3-17%), Молдовы (233%), Польши (47-52%) и Украины (42%). Если правительство согласится удовлетворить это требование, производители США рассчитывают позднее добиться продления действия этих пошлин еще на пять лет.
При этом сейчас американские компании готовят почву для других санкций, направленных непосредственно против Китая — они утверждают, что правительство этой страны, вопреки договору о присоединении к ВТО, субсидирует свою сталелитейную промышленность. Доказательства этого утверждения представлены в отчете «Китайский синдром», который был подготовлен юридической фирмой Wiley Rein & Fielding при поддержке отраслевых организаций American Iron and Steel Institute, Steel Manufacturers Association, Specialty Steel Industry of North America и Committee on Pipe and Tube Imports. Этот отчет уже представлен правительству США.
Понятно, что торговый конфликт между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией создает серьезные проблемы китайским экспортерам, поэтому они активизировались с поставками в Европу. Однако европейские сталелитейные компании, в свое время с огромным трудом осуществившие болезненную операцию по закрытию избытка сталелитейных мощностей, не собираются помогать китайцам в решении их проблем. При этом производители региона имеют богатый опыт борьбы с наплывами импорта и сознают, что наилучшее действие в плане защиты рынка оказывают упреждающие меры. Поэтому федерация европейских прокатных заводов Eurofer уже начинает подготовку нового расследования — по поводу высокого уровня импорта стальной продукции из Китая. Для этого у них уже имеется достаточно оснований: по сравнению с первым кварталом текущего года, за апрель-июнь импорт листовой стали из Китая увеличился на 115%, а полосовой продукции — на 30%. Таким образом, китайские сталелитейные компании привели мир уже к самому порогу очередной глобальной торговой войны, в которой, в принципе, вполне способны победить, поскольку правительство страны будет, разумеется, поддерживать свою стратегическую отрасль в любых конфликтах и невзирая ни на какие обстоятельства.
Похоже, автор увлекся, однако «увлечение» нынешнего Кабмина металлоэкспортом и формирование только на этой базе общеукраинсой экономической стратегии представляет собой серьезный риск, если не вульгарную авантюру с разнообразными неприятными последствиями.
Сценарий апокалиптического развития событий относительно курса гривны по отношению к доллару США не подтверждается. Данные Нацбанка за июль свидетельствуют: при росте активности населения объемы купли-продажи наличной валюты почти равны. На межбанковском рынке Нацбанк выкупил избыточное предложение доллара США на сумму $315.8 млн. За первые 2 недели августа сохранилась та же тенденция, и при уровне межбанка 5,01-5,02 Нацбанку удается пополнять валютные резервы по курсу 5,00 UAH/USD.
Таким образом, взвешенное курсообразование вместе с жесткой позицией регулятора, с учетом экономических и политических тенденций никаким образом не подтверждает опасение некоторых «паникеров» относительно резких курсовых колебаний.
Александр Дмитренко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас