Отчет Министерства финансов Украины перед ВР — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отчет Министерства финансов Украины перед ВР

Казна и Политика
1641
К Вашему вниманию - отчет о выполнении Государственного бюджета Украины за 2005 год, который прислала FINANCE.UA пресс-служба Міністертва финансов Украины.
„Начиная с прошлого года такой отчет мы предоставляем не только Верховной Раде Украины, но и инициировали и провели представление его перед общественностью”, - говорится в пресс-релизе. Причем, обязали отчитываться не только из средств государственного бюджета, но и из использование государственных денег каждого главного распорядителя.
Мы считаем это важным элементом общественного контроля за направлениями и эффективностью расходования средств общества.
Прошлогодний бюджет был наверное одним из самых трудных бюджетов в истории Независимой Украины. В начале прошлого года в финансовой сфере накопились чрезвычайно серьезные диспропорции. Достаточно сказать, что в утвержденном в декабре 2004 года бюджете на 2005-ий год не было заложены достаточные средства для выплаты пенсий. Их не хватало на два месяца. Реальный дефицит бюджета достиг размеров, который угрожал серьезными финансовыми потрясениями в стране – 7,7% ВВП. Потому бюджет-2005 по сути перерабатывался сызнова. Наиболее радикальное изменение бюджета состоялось в марте 2005 года, когда удалось отстранить критические финансовые диспропорции. В результате доходы общего фонда госбюджета (с МБТ) были увеличены с 63,1 до 84,4 млрд. грн. или на 21,3 млрд. грн. (34%). И Правительство управилось с такой непростой задачей по наращиванию доходов.
В каких макроэкономических условиях происходило выполнение бюджета 2005 года?.
Реальный рост ВВП оказалось меньшим, чем заложено бюджет (2,6 против 8,2%). Тем не менее, при значительно низших темпах экономического роста прирост доходов общего фонда оказался в 3 раза высшим, чем в 2004 году (62,4% против 23% в 2004 г.). Почти отвечают плановым показатели инфляции, а сравнительно с 2004 роком они существенным образом снизились. Индекс потребительских цен - с 12,3% до 10,3%, а цен производителей – почти в 3 раза – с 24,1% до 9,5% .
В сведенный бюджет в прошлом году поступило 134,2 млрд. грн. (102,5% расчетного показателя) или 146,6% к прошлому году. При этом государственный бюджет получил 105,3 млрд. грн. (+49,7%). Это 99,3% плана, в том числе по общему фонду -101,1%. При плане 83,5 млрд. общий фонд сформирован в сумме 84,4 млрд. грн.
Дефицит государственного бюджета оказался меньшим, чем планировалось. При плане 11,1 млрд. (2,6% ВВП) он составил 7,9% (1,9% ВВП), в т.ч. по общему фонду - 8,6 млрд. грн. (2,0% ВВП).
В структуре доходов общего фонда госбюджета 57% обеспечила ГНА, 35% - ДМС. ГНА увеличила поступление на 52% - с 32 до 48,5 млрд. грн., ДМС - на 73% (с 17,2 до 29,8 млрд. грн.).
Наибольший рост доходов состоялся по НДС – с 16,7 до 33,8 млрд. грн. Удвоение доходов из этого налога – уникальное в мировой практике явление. Его удалось достичь за счет ликвидации многих теневых схем возмещения НДС, борьбы с контрабандой и занижением таможенной стоимости. В результате частица этого налога выросшая в доходах до 40%. Хочу сделать ударение на этой цифре.
На 45% увеличено поступления налога на прибыль - с 16 до 23,3 млрд., на 18 % - акциза - с 6,7 до 7,9 млрд. грн.
Прирост доходов НДС получено при выполнении плана возмещения НДС. При плане 13,1 возмещено 13,3 млрд. До конца рока просроченную задолженность из возвращение НДС уменьшено в 6 раз - с 3,4 до 0,6 млрд. грн.
Бюджет в прошлом году был по сути первым важным шагом в решении проблемы преодоления бедности. Минимальная заработная плата увеличена на 40% - с 237 до 332 грн. Смещена кричащая диспропорция, когда минимальная зарплата была меньшей, чем минимальная пенсия, что подрывало формирование Пенсионного фонда и порождало на года вопрос гарантированного пенсионного обеспечения наших граждан. Устранение указанной диспропорции существенным образом улучшило финансовое состояние Пенсионного фонда. Также сделан важный шаг в преодолении уравниловки в пенсионном обеспечении. Количество пенсионеров, которые получают одинаковую пенсию, уменьшено вдвое .
В прошлом году осуществлен первый этап во внедрении единой тарифной сетки и расширении диапазона тарифных ставок, т.е. проведенное дифференцированное увеличение зарплаты для поощрения квалифицированных работников. Поэтому средняя заработная плата возрастала более скорыми темпами, чем минимальная (в образовании - на 63%, медицине - на 72%). В результате сокращенно разрыв в соотношении зарплаты в бюджетной сфере и экономике:
в образовании с 74 до 83% ;
медицина с 60 до 71%.
Реализован ряд других важных социальных программ.
Помощь при рождении ребенка увеличено в 12 раз (с 724 до 8,5 тыс. грн.), детям-инвалидам- в 3,6 (с 130 до 466 грн.), детям сиротам - в 5,5 раз (с 85 до 468 грн.). Утроено денежное обеспечение военных срочной службы.
Министерством финансов и Государственным казначейством Украины соответственно утвержденному бюджету осуществлялось выделение ассигнований главным распорядителям. При плане 94,9 млрд. грн. фактически выделено 93,6 (-1,3 млрд.). Экономия возникшая по льготам и субсидиям (0,8 млрд.) в связи с неизменностью тарифов на коммунальные услуги. Еще 83 млн. грн. экономии получено на обслуживании государственного долга. Не было решений по части средств резервного фонда, которое также секономило 68 млн. грн. бюджетных средств.
Основная часть расходов общего фонда государственного бюджета в разрезе функциональной классификации пошла на две статьи: социальная защита - 30% и междубюджетные трансферты - 24%. В разрезе экономической классификации 95% расходов - текущие, 5% - капитальные.
Незначительное недовыполнение плановых задач по расходам специальный фонда (напомню, что вместе с тем это зачисляется и как доходы) обусловлено в основному клирингом по сбережениям. Бюджетом предполагалось на эти целые 3 млрд. грн. Фактически граждане изъявили желание погасить долги по коммунальным платежам на сумму 1,8 млрд. грн., т.е. на 1,2 млрд. грн. меньше.
Уважаемые депутаты! Как уже отмечалось, общий фонд госбюджет сведен с дефицитом в 8,6 млрд. грн. против 10,2 млрд. грн. по плану. Весь дефицит погашен за счет поступлений от приватизации государственного имущества. Заимствования осуществлялись лишь в рамках погашения подержанного долга. Бюджет предусматривал займа на уровне объемов погашения – 13,8 млрд. грн. Фактический объем займов было уменьшено на 1,1 млрд. грн. Кроме того, в прошлом году Минфин впервые осуществил операции по замещению старих дорогих долгов дешевыми. Мы гасили долги, которые нам оставили в наследство ценой 10-13% за счет займов, которые нам стоили 5-7%. Таким образом, мы досрочно погасили долгов на 5,5 млрд., что дало экономию расходов на обслуживание долга на 1,5 млрд. грн., в том числе в 2005 году – на 259 млн. грн. Это позволило существенным образом уменьшить расходы на обслуживание государственного долга. В прошлом году долг страны – государственный и гарантированный уменьшено на 7,3 млрд. (с 85,4 млрд. до 78,1) или на 6% ВВП (с 24,8 до 18,7%). При этом внешний долг уменьшен на 5,4 млрд., внутренний – на 1,8 млрд. Это позволило уменьшить расходы на обслуживание долга до 0,7% ВВП или до 3,3% в расходах бюджета. Низкий уровень дефицита бюджета, постоянное снижение долга страны, возрастающие валютные резервы ( 2005-го рока они удвоились) разрешили Украине осуществить размещение Еврооблигаций на 10 лет за наиболее низкий за весь период независимости процент - меньше 5%.
Остатки средств Государственного бюджета на ЕКР возросли за год с 2,2 до 13,2 млрд. грн., в т.ч. средства общего фонда - с 1,1 до 11 млрд., специальный фонда - с 1,1 до 2,2 млрд. грн.
Дебиторская задолженность по государственному бюджету за прошлый год почти не изменилась и составила 7,6 млрд. грн.
Кредиторская задолженность выросшая на 800 млн. грн. - с 33,3 до 4,1 млрд.
Таким образом, доходы бюджета 2005 года разрешили обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами выполнения всех задач бюджета, прежде всего - стопроцентно профинансировать все расходы на повышенные пенсии и зарплаты. Дефицит бюджета страны удержано на приемлемом уровне, причем меньше планового. Долг страны - уменьшено. Все социальные задачи бюджета 2005 года - выполненные.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас