Попали на деньги — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Попали на деньги

Энергетика
630
Чтобы оказаться в будущих раскладах украинского газового рынка, «УкрГазЭнерго» готова влезть в громадные долги
ЗАО «УкрГазЭнерго» (совместное предприятие НАК «Нафтогаз України» и RosUkrEnergo) намерено привлечь у Credit Suisse кредит в размере $1 млрд. Деньги пойдут на приобретение у RosUkrEnergo 12 млрд куб. м природного газа и оплату услуг «Нафтогаза» по его последующей закачке в подземные хранилища до начала отопительного сезона. Месяцем ранее глава правления компании Игорь Воронин говорил о гораздо большей требуемой для этого сумме — $1,2 млрд. Однако часть денег НАК нашел самостоятельно, взяв $150-миллионный синдицированный кредит у ABN AMRO Bank N.V.
Нынешнее решение «УкрГазЭнерго» привлечь столь солидную сумму заемных средств на финансирование текущей деятельности явно свидетельствует о том, что его соучредители попросту не желают рисковать собственными средствами ради поддержки все более осложняющегося бизнеса своего детища. Власть уже не раз высказывала свое недовольство монопольным статусом «УкрГазЭнерго» и RosUkrEnergo на рынке среднеазиатского газа. На минувшей неделе очередной неприятный для компаний мессидж озвучил глава правления «Нафтогаза» Александр Болкисев, сообщив, что Украина намерена отказаться от посреднических услуг этих газотрейдеров. «Привлечение посредника для поставок газа в страну было обусловлено необходимостью адаптации к росту цен на энергоносители. Но в начале этого года мы закрепили на пять лет новую цену на российский газ — $95/тыс. куб. м, после чего наша потребность в посреднических услугах снизилась. И сейчас я не вижу необходимости пользоваться ими в следующем году, если Украине и России удастся оживить проект создания газового консорциума», — конкретизировал он.
Речь идет об ООО «Международный газотранспортный консорциум по развитию газотранспортной системы Украины» (МГК РГТС), который был создан в 2004 г. для расширения транзитных мощностей Украины, России и стран Средней Азии, что позволило бы увеличить экспорт туркменского газа. Туркменистан ежегодно добывает около 50 млрд куб. м газа и без особых усилий мог бы нарастить добычу до 75–80 млрд кубов. Однако пока в этом нет необходимости: единственный газопровод Средняя Азия–Центр (САЦ), который связывает Туркменистан с Украиной и Европой, не способен прокачать такие объемы. Кремль ведет себя по отношению к этой проблеме довольно противоречиво — то он заявляет, что Ашгабат якобы не способен нарастить добычу голубого топлива и вымогает от Туркменистана аудита его газовых запасов, то явно занижает пропускные возможности САЦ. По словам представителей «Газпрома», этот трубопровод способен перекачивать не более 45 млрд кубометров, тогда как страны-транзитеры, которым явно виднее, называют цифру 54 млрд. Такое поведение Москвы вполне объяснимо: чем меньше будет экспортировано туркменского газа, тем больше продано российского.
По этой же причине уже более двух лет стагнирует и проект создания МКГ РГТС, хотя все это время Украина всячески пыталась его оживить. Первоначально, в 2001–2002 гг., в состав консорциума планировалось пригласить германскую E. One Rhurgas и французскую Gas de Franсe. В 2003 г. круг вероятных запасных соинвесторов консорциума был сужен до Rhurgas. В итоге в 2004 г. Кремль «увел» и этого потенциального соучредителя, пригласив его стать партнером альтернативного проекта — Североевропейского газопровода (СЕГ), рассчитанного на увеличение поставок в Европу не туркменского, а российского газа. В такой ситуации Киеву не осталось другого выхода, как максимально ограничить полномочия консорциума. И теперь он занимается лишь расширением мощностей «дашавского горлышка» (самого слабого карпатского участка украинского транзита газа), вместо того чтобы решать более глобальные задачи, готовя почву в РФ, Украине и Средней Азии под строительство нового газопровода.
Сейчас Киев вновь заговорил о перспективах консорциума. «Во время недавних переговоров в Москве мы решили 17–23 июля провести заседание совета учредителей консорциума, на котором надеемся согласовать все украинские и российские позиции его дальнейшей работы», — сообщил Александр Болкисев. Если все пройдет успешно, уже к началу подготовки нового контрактного года (к августу-сентябрю) Украина и Россия смогут реализовать новую модель газовой торговли, в которой не будет места ни RosUkrEnergo, ни «УкрГазЭнерго», ни какому-либо другому посреднику. Тогда газ в Туркменистане напрямую начнет закупать консорциум, чтобы, продавая его на рынках стран-транзитеров, заработать на новый трубопровод.
Подобный сценарий развития событий весьма вероятен, причем вне зависимости от того, кто займет место на украинском политическом Олимпе. По всей видимости, это понимают и нынешние газовые посредники, которые сейчас спешно ищут за рубежом беспрецедентные для Украины кредиты, дабы втиснуться в газовые расклады следующего года. Но вопрос о том, давать ли им место рядом с консорциумом, будет решать высшее руководство Украины и России. Ведь консорциум — дело межгосударственное, масштабное и почти сугубо политическое. По сути, речь идет об усилиях Москвы и Киева по расширению доступа Евросоюза к каспийским энергоресурсам. Успешное решение этой проблемы, которая, к слову, вынесена на рассмотрение саммита президентов стран G8, способно заметно упрочить политическую карьеру как российского, так и украинского президентов. Тем более что в настоящее время кажется слишком сомнительным, что они испытывают восторг от бурной деятельности газотрейдеров-посредников — уж слишком большую и не всегда удачную роль они стали играть в и без того сложных украинско-российских отношениях.
К тому же причастность к созданию RosUkrEnergo некоторых ушлых представителей ближайшего окружения российского президента Владимира Путина, газовые миллиарды украинских соинвесторов этой компании Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина, ошеломляющая экспансия британских партнеров этой компании в химическую промышленность и металлургию стран бывшего СССР уже давно стали объектами регулярной критики Запада. А потому президентам двух стран надо либо опускаться до объяснений и оправданий присутствия в их странах столь одиозных газовых посредников, либо вновь вернуться к идее консорциума, доказав, что они являются достойными членами европейского политического клуба.
По материалам:
Деловая Столица
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас