Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин

Энергетика
491
Конфликт на Ближнем Востоке приблизил цену нефти к $77 за баррель.
Официально открыли нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Запуск трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан странным образом, но все-таки вызывая гомерический смех людей, которые «в теме», совпал с началом кампании по защите экологии Каспия. Росприроднадзор России начал проверку качества танкеров, транспортирующих нефть через акваторию моря, по стране прошел ряд митингов в поддержку экологии Каспия.
Украина и Россия готовятся к очень непростым переговорам по газотранспортному консорциуму и транзитным тарифам.
Американские атомщики просят у Белого дома «добро» на импорт российского урана.
Сегодня утром по состоянию на 09.50 (Киева) максимальные цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляют: - Light, Sweet Crude Oil (август) в электронной торговой системе GLOBEX - $78,40 за баррель, что на $2,30 выше цены закрытия предыдущего дня; - IPE e-Brent Crude Futures Electronic (август) - $77,76 за баррель, что на $1,07 выше цены закрытия предыдущего дня.
Стоимость нефти резко выросла в пятницу, превысив рекордный уровень в $78 за баррель, из-за новой волны насилия на Ближнем Востоке, а также из-за перебоев поставок из Нигерии. К 07.10 (по Киеву) августовские фьючерсы на американскую легкую нефть подскочили на $1,23 до $77,93 за баррель, достигнув в ходе торгов исторического максимума в $78,40.
Цены на нефтяные фьючерсы Middle East crude oil на Tокийской товарной бирже (ТOCOM) 14 июля снова резко повысились. Максимальный рост цен по сделкам сегодня составил 3,5%.
Из-за резкого повышения цен по сделкам торги на бирже в очередной раз были остановлены досрочно, как только котировки превысили установленные за одну сессию лимиты роста. Официальные цены на нефтяные фьючерсы были выведены по максимальным с начала торгов котировкам. На закрытие торгов 14 июля официальная цена расчетного фьючерса на август составила 52,730 тыс. японских иен за килолитр, что примерно соответствует $72,57 за баррель. По сравнению с предыдущим днем цена повысилась на 1800 японских иен.
Middle East crude oil считается ценовым эталоном для нефтяного рынка региона Ближнего Востока и представляет смесь нефтяных марок Dubai и Oman. На TOCOM фьючерсы Middle East crude oil торгуются с сентября 2001г. Контракт является расчетным. Так, физическая поставка нефти по фьючерсу не предусмотрена. Закрытие позиций осуществляется по окончании календарного месяца с расчетом вариационной маржи, исходя из средней за месяц цены нефтяной смеси Middle East crude oil в соответствии с расчетами агентства Platts.
Объявленная сегодня по состоянию на 13 июля цена spot нефти Middle East crude, определенная в соответствии с расчетами Platts, составляла $70,82 за баррель, или 51,460 тыс. иен за килолитр.
По итогам регулярной сессии на Нью-йоркской товарной бирже, августовский контракт на поставку нефти марки WTI, вырос на $1,75 и закрылся с новым рекордом цены в $76,70 за баррель. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость нефти в Нью-Йорке выросла на 25%. В Лондоне стоимость нефти марки Brent подскочила на $2,30 до $76,69 за баррель, также установив рекорд закрытия на Лондонской межконтинентальной бирже ICE.
После резкого повышения котировок в четверг многие аналитики заговорили о возможности преодоления отметки $80 еще до конца июля, отмечая исключительно сильное влияние геополитических факторов на рынок энергоносителей в условиях очень ограниченных резервных мощностей нефтедобычи. В этой ситуации прекращение или сокращении поставок нефти из какой-либо страны грозит колоссальным ростом стоимости энергоносителей.
Атака израильских войск на Ливан в ответ на захват и убийство нескольких солдат армии обороны Израиля может привести к общей дестабилизации ситуации регионе. В 1970-х годах эскалация арабо-израильского конфликта привела к тому, что арабские производители нефти решили наказать Запад за поддержку Израиля, наложив эмбарго на поставки нефти, которое привело к катастрофическому росту цен на топливо.
Еще одним фактором роста рынка энергоносителей в четверг стали сообщения о новых терактах на нефтегазовых объектах в Нигерии. Взрыв двух нефтепроводов, используемых итальянской компанией Eni (E), привел к сокращению нефтедобычи в стране на 120000 баррелей в день. Об этом сообщило в четверг агентство Bloomberg News с ссылкой на нигерийские газеты.
Фьючерсы на неэтилированный бензин выросли по итогам торгов на NYMEX на 4,54 цента до $2,3013 за галлон, а топочный мазут подорожал на 6,15 цента до $2,0799 за галлон. Стоимость природного газа резко выросла в четверг несмотря на доклад министерства энергетики, показавшего увеличение товарных запасов газа выше прогнозов аналитиков. Фьючерсы на газ выросли по итогам дня на 34,7 цента, или 6%, до $6,129 за миллион британских термических единиц.
13 июля, в нарушение всех традиций и вопреки суевериям в Турции в порту Джейхан прошла церемония открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В ней приняли участие президенты Турции Ахмед Недждет Сезер, Азербайджана Ильхам Алиев и Грузии Михаил Саакашвили, а также премьер-министры, главы МИД и министры энергетики около 20 стран.
Приглашенные президент России В. Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент США Джордж Буш на церемонию не приехали. Казахстан на мероприятии представляет министр энергетики и минеральных ресурсов Бахтыкожа Измухамбетов.
Церемонию открыл генеральный менеджер компании «BTC Co.» Майкл Таусенд.
Проект БТД стартовал в 2002 году по инициативе Азербайджана. Строительство преследовало две основные цели: избавиться от монополии России на транспорт каспийской нефти и обойти по суше самое узкое место транспортного коридора Каспий – Европа – проливы Босфор и Дарданеллы. Строительство трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан началось в 2002 году, первые поставки нефти начались в мае 2006 года.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1 тыс.767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1 тыс. 076 км. Пропускная способность нефтепровода - 50 млн тонн нефти в год. Акционерами проекта являются компании, входящие в "BTC Co" в составе: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%).
Сегодня нефть из Казахстана в основном транспортируется по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), проходящего по территории России. Лишь небольшие объемы переправляются через Каспий в Баку и оттуда - до грузинского порта Супса, где грузятся на танкеры.
Этот (БТД) нефтепровод также называют серьезным геополитическим проигрышем России, мимо которой теперь течет на Запад каспийская нефть. Особенно после того, как в июне к проекту подключился и Казахстан, решивший экспортировать свое черное золото через Баку-Тбилиси-Джейхан, в обход России.
Сначала в Азербайджане были уверены, что стране по силам самой обеспечить нефтью трубопровод проектной мощностью в 50 млн тонн нефти в год, в первую очередь за счет каспийских ресурсов. Однако постепенно стало ясно, что Азербайджан в одиночку не сумеет поставить необходимое количество нефти: по предварительным оценкам, страна начнет выделять для трубопровода 20–25 млн тонн нефти лишь в 2010 г. При инвестициях, превышающих $4 млрд, проект грозил стать убыточным.
Необходимо было искать дополнительные объемы нефти. Наиболее подходящим поставщиком был признан Казахстан, однако Нурсултан Назарбаев очень долгое время не решался принять предложение. В частности, и потому, что не хотел портить отношения с Россией, которая с самого начала восприняла проект БТД как главную угрозу своему влиянию в Каспийском регионе.
Аргументом в пользу участия Казахстана в БТД стала инициатива четырех компаний – совладельцев трубопровода, которые разрабатывают казахское нефтяное месторождение Кашаган. Total, ConocoPhilips, INPEX и ENI заявили о своем намерении вложить $4 млрд в модернизацию транспортной системы Казахстана, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти в Азербайджан. По словам представителя Total Алана Пшибича, проект предусматривает строительство на территории Казахстана 800-километрового участка нефтепровода от Кашагана до казахстанского порта Курык, создание нефтяных терминалов в Казахстане и системы морских перевозок, а также пункта перевалки казахстанской нефти в Азербайджане. Реализацию проекта планируется начать в 2009 г. и завершить годом позже.
Еще одной проблемой, подтолкнувшей Казахстан к участию в БТД, стали разногласия с Россией в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) об увеличении транзитной мощности нефтепровода. До сих пор Россия блокирует все попытки повысить пропускную способность трубопровода с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн. т под предлогом низкой рентабельности проекта.
Оператор Тенгизского месторождения в Казахстане, американская Chevron, в ответ заявил, что будет вынужден искать альтернативу КТК, так как в 2007 г. добыча нефти на месторождении сильно возрастет. «Нам приходится искать другие пути», – признавал управляющий директор Chevron Eurasia Гай Холлингсворт.
Автор, неоднократно сочинявший аналитические обзоры по этой теме уверен: де-факто Казахстан спас проект БТД.
«Перспективы загрузки БТД после согласия Казахстана принять участие в проекте резко улучшились. Полное наполнение трубопровода позволит быстро окупить проект», – согласен с нами аналитик ИК «Тройка Диалог» (РФ) Валерий Нестеров. Предложить достойную альтернативу Россия пока не в состоянии – переговоры об удвоении мощности КТК пока ни к чему не привели. «Если соглашение и будет достигнуто, то еще не скоро», – уверен эксперт.
Для России запуск БТД приведет к потере части влияния на Казахстан, но московские аналитики, делая хорошую мину при плохой игре, «не видят причин для паники». «В некоторой мере это неизбежный процесс, Россия физически не в состоянии обеспечить транспортировку постоянно растущих объемов нефти из среднеазиатских стран», – говорит Валерий Нестеров.
«Влияние нашей страны на Казахстан никогда не было нефтяным, скорее, это относится к газовой сфере, – считает Андрей Громадин из МДМ-Банка. – Для нас запуск БТД не трагедия». По его мнению, Россия вообще не должна беспокоиться о транспортировке нефти из Средней Азии. «Я не вижу проблем с потерей монополии, у нас собственной нефти столько, что пора думать, как ее доставлять потребителям», – заключает эксперт.
А между тем Турция станет одним из основных энергетических терминалов в мире. Об этом заявил вчера президент Турецкой Республики Ахмет Недждет Сезер на церемонии официального открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
«Турция располагается на пересечении транспортных путей региона и в центре глобальных интересов. Наша энергетическая стратегия ставит целью превращение Турции в транзитное государство для энергоресурсов региона, а Джейхан - в международный торговый нефтегазовый терминал», - сказал Сезер. По его словам, реализация проекта БТД является важным шагом на пути глубокой интеграции Турции, Грузии и Азербайджана в мировой энергетический рынок.
Выступавший на церемонии открытия премьер-министр Турции Тайип Эрдоган подчеркнул, что к 2030 году потребности европейских стран в нефти и газе повысятся на 80%. «В этой связи Турция станет играть исключительную роль как на региональной, так и на мировой арене с точки зрения поставок энергоресурсов с Востока на Запад и с Севера на Юг», - сказал он. Эрдоган выразил надежду, что проект БТД стоимостью $4 млрд станет примером для других стран и будет способствовать созданию новых энергетических коридоров. Он отметил, что этот проект разгрузит турецкие проливы, через которые ежедневно транспортируются на танкерах сотни тысяч тонн нефти. «Кроме БТД, важной составляющей турецкой энергетической стратегии является постройка нефтепровода Самсун-Джейхан, по которому, в частности, предполагается перекачивать российскую нефть», - добавил премьер.
Полагаю, у киевских стратегов должно сводить скулы от зависти. Ураина потихоньку из транзитного государства перемещается на «обидную» обочину-периферию планетарных энергокоридоров.
В четверг министерство энергетики США сообщило, что товарные запасы природного газа на неделе, завершившейся 7 июля, выросли на 89 млрд. кубических футов. Ранее аналитики предсказывали увеличение товарных запасов газа на 75 млрд. кубических футов. Согласно правительственным данным, на данный момент запасы газа составляют 2,704 трлн. кубических футов, что на 426 млрд. кубических футов превышает уровень запасов за аналогичный период прошлого года и на 581 млрд. кубических футов выше пятилетнего среднего уровня.
НАК «Нефтегаз Украины» и российский газовый монополист компания «Газпром» договорились о неизменности цены $95 за тыс. куб. м на импортируемый в Украину газ до 2007 г. Об этом говорится в сообщении «Нефтегаза Украины», текстом которого располагают «Итоги». В ходе встречи в Москве 6 июля председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера с министром ТЭК Украины Иваном Плачковым и председателем правления НАК «Нефтегаз Украины» Александром Болкисевым обсуждался вопрос цены на природный газ.
«Украинская и российская сторона подтвердили, что на протяжении 2006 г. цена на импортный природный газ для Украины не будет изменяться», - говорится в сообщении.
В ходе обсуждения вопросов поставок газа из Туркменистана украинская сторона отметила, что у «Нефтегаза Украины» есть контракт на закупку туркменского газа на 2006 г.
«Цены, указанные в контракте, согласованы президентами Украины и Туркменистана, и НАК «Нефтегаз Украины» намеревается неуклонно выполнять эти договоренности», - говорится в сообщении. Украинская сторона также проинформировала, что график расчетов за потребленный газ согласован с туркменской стороной, и до завершения III квартала в 2006 г. расчеты будут выполнены в полном объеме.
Кроме того, стороны также обсудили вопросы создания Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины (газотранспортного консорциума).
Стороны договорились, что до 17 июля в Киеве состоится рабочая встреча специалистов «Нефтегаза Украины» и «Газпрома» для решения проблемных вопросов.
По словам Болкисева, на переговорах в Москве компании договорились о неизменности цены в $95 до 2007 г.
«Мы договорились, что $95 - это цена на весь год», - сказал Болкисев. Кроме того, он отметил, что на переговорах в Москве «Нефтегаз Украины» и «Газпром» выработали единую позицию относительно взаимоотношений с Туркменистаном по поставкам газа.
Болкисев еще раз напомнил, что Украина будет добиваться возобновления действия контракта с Туркменистаном относительно поставок 10,7 млрд. куб. м газа, которого в данное время не хватает для закрытия баланса газа Украины по цене $60 за тыс. куб. м.
Болкисев сообщил, что «Нефтегаз Украины» возобновит переговоры с Туркменистаном после погашения долгов перед этой страной за газ, поставленный в прошлые периоды.
В июне компания «РосУкрЭнерго» и совместное предприятие «Укргаз-Энерго» договорились о поставках газа в июле-сентябре 2006 года потребителям Украины по цене $95 за 1000 куб. м.
В то же время 29-30 июня Министерство нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана предложило Украине заключить контракт на поставку газа на октябрь-декабрь 2006 года по цене $100 за тыс. куб. м вместо $60 за тыс. куб. м, предусмотренных контрактом на 2006 год. Ранее «Газпром» неоднократно заявлял о возможности повышения цены на газ для Украины со второго полугодия 2006 года.
«Нефтегаз Украины» заявляет о привязке цены на поставляемый в Украину газ к ставке его транзита в Европу. (Ранее Виктор Пинзеник заявлял, что не существует привязки ставки за транзит газа к его цене).
Председатель правления Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Александр Болкисев заявляет о привязке цены на поставляемый в Украину газ к ставке его транзита в Европу.
Он отметил, что ставка на транзит газа через Украину является одним из инструментов влияния на цену, по которой газ поставляется в Украину.
«Если будет изменена цена, условия транспортировки мы можем пересмотреть», - сказал он.
Как сообщали «Итоги», в июне Минэкономики также заявило о привязке цены на газ, который поставляется в Украину, к ставке его транзита европейским потребителям.
Ранее министр финансов Виктор Пинзеник заявлял, что в подписанных в начале января соглашениях о поставках газа не существует привязки ставки за транзит газа к его цене.
Российский «Газпром» неоднократно заявлял о возможности увеличения цены на газ, который поставляется в Украину, со второго полугодия 2006 г., а также о разделении цены на газ для Украины со ставкой его транзита в Европу.
Автор возьмет на себя смелость включить в сегодняшние «Итоги» большой фрагмент из его недавнего расследования «транзитного вопроса», опубликованного в одним из украинских СМИ.
Как это ни печально, но в «Газпроме» правы и считают этот «транзитный нюанс» самой главной победой, достигнутой в результате ценогазового противостояния в декабре-январе.
2 февраля Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» и «РосУкрЭнерго» создали совместное предприятие закрытое акционерное общество «Укргаз-Энерго» для поставок газа в Украину.
Тогда же «Укргаз-Энерго» и «РосУкрЭнерго» подписали контракт на поставку газа в Украину по $95 за тыс. куб. м до 2011 г.
В январе «Нефтегаз Украины» и российский газовый монополист компания «Газпром» договорились о транзите 120 млрд. куб. м российского газа через территорию Украины в 2006 г. и увеличении ставки на транзит с $1,09 до $1,6 за тыс. куб. м на 100 километров.
В середине июня отечественные эксперты обнародовали свои расчеты, согласно которым из-за дешевых тарифов на транзит российского газа Украина за 12 лет потеряла более $20 млрд. Такие выводы основывались на том, что до 2005 г. нашей газотранспортной системой (ГТС)ежегодно транспортировали в среднем 127 млрд куб.м. газа по тарифу в 2,5 раза ниже, чем среднеевропейский. Кроме того, в 5 раз дешевле газотранспортники закачивали и хранили газ в ПГХ хранилищах. За предоставленный сервис Украина в последние годы получала газ РФ, цена которого зависела от транзитных ставок. Отсюда вывод: высказывания Москвы о «якобы дотировании украинской экономики» можно считать безосновательными. Напомним, по мнению В.Путина, переход к рыночному ценообразованию в отношениях со странами бывшего экс-СССР не был резким, а основной причиной является тот факт, что эти страны, фактически, дотируются российскими гражданами на протяжении 15 последних лет, причем ежегодные потери российской казны от дешевого газа для Киева достигали $3.5 млрд.
Прежде всего хотелось бы отметить изрядный «разнобой» в оценках отечественными экспертами украиских потерь от «сервисного демпинга». Напомним, что в феврале тогдашний глава «Нафтогаза» А.Ивченко заявил, что Украина за 10 лет действия низкой ставки на транзит газа потеряла $11 млрд. Полагаю, важным для последующих оценок потерь нашей экономик будет пояснение г-на Ивченко: «Ранее Украина получала газ по цене $50, но в убыток «Нафтогаз України» этот газ продавался металлургическим и химическим предприятиям, среди собственников которых – россияне. «Этот дешевый газ шел на предприятия металлургии, и они получали сверхприбыли. Так, кто кого дотировал? И, к сожалению, еще сегодня дотирует?..»
Во-вторых, подчеркнем упущенный из виду транзитный «нюанс» в соглашении от 4 января 2006 г. между «Газпром»ом, «Нафтогазом України» и «РосУкрЭнерго», согласно которому Украина будет покупать российский газ по цене $95 за 1 тысячу кубометров у компании «РосУкрЭнерго». В свою очередь, «РосУкрЭнерго» будет покупать российский газ у «Газпрома» по цене $230 долларов за 1000 куб.м. Этим же соглашением закрепляется цена на транзит газа в $1,6 за 100 км за 1000 кубометров, вместо действующей ранее цены в $1,09.
Значимость последнего не прошла мимо внимания Кремля – В.Путин, комментируя «газовое» соглашение, заявил, что цена газа теперь находится вне зависимости от воли кабмина РФ и является исключительно рыночной, отметив при этом договорную «независимость» транзита и поставки газа в Украину. Этот тезис повторил глава «Газпрома» А.Миллер, выступая на XXIII Мировом газовом конгрессе в Амстердаме, заявив, что важнейшим итогом «газовой войны» между Украиной и РФ стало разделение контрактов на поставку газа в Украину и на транзит российского газа через украинскую газотранспортную систему.
Министр финансов В.Пинзеник, негативно оценивая январьские газовые договоренности, также обращал внимание что в документах, подписанных 4 января «Нафтогаз України», «Газпром» и «РосУкрЭнерго», нет привязки цены на газ к ставке транзита.
Между тем другие чиновники Украины склонны считать, что цена на газ, поставляемый в Украину, привязана к ставке его транзита европейским потребителям. Так в начале июня заявил министр экономики А.Яценюк. «Мы не отказываемся от переговорного процесса - нет, но этот переговорный процесс имеет две стороны: ценообразование по газу и ценообразование по транзиту - это объективно привязанные вещи», - сказал он. «Сегодня мы говорим об увеличении цен. Это нормальный процесс, ведь есть мировая конъюнктура. Но вопрос в том, как быстро это делается, какова этапность», - подчеркнул глава Минэкономики, добавив, что украинская экономика не выдержит одноэтапного повышения цены на газ до $230 за 1 тыс. куб. м.
Разговоры о привязке цены на газ к тарифу на транзит раздражают Москву. Газпромовские менеджеры резонно гордятся тем, что контракты на поставку газа Украине и транзитные обязательства ее не связаны между собой. Между тем именно этот, нерыночный по своей сути, принцип позволял сдерживать имперские амбиции Кремля по отношению к Украине в эпоху Л.Кучмы.
Последние заявления украинских чиновников нашли быстрый отклик у россиян, тут же вспомнивших о том, что Украина в отличие от РФ, взяла на себя обязательства по соблюдению Европейской энергетической хартии, ключевой момент которой — исключение дискриминации в доступе к трубе. Корреляция между ценой газа и транзитными тарифами прямо противоречит энергетической стратегии ЕC.
«Никто не говорит, что ставка транзита не может быть изменена. Но процедура ее пересмотра должна быть зафиксирована в контракте, чего в данном случае не наблюдается. Привязка транзитной ставки к цене газа, поставляемого в Украину, — некорректна. Это можно рассматривать как инструмент давления на Россию с целью смягчения позиции по росту цены газа», — считают эксперты РФ. Иными словами, прежде чем повышать стоимость транзита, это нужно обосновать. При этом надо отдавать себе отчет в том, что рост цены газа таким обоснованием служить не может.
Автор напоминает: формулы или каких-то других исходных данных для вычисления стоимости транзитной ставки нет. Ключевым моментом при определении стоимости транзита является степень амортизации газотранспортной системы. Когда нужно окупать инвестиции, вложенные в ГТС, ставки на транзит высокие. Затем они постепенно начинают снижаться. Например, когда запускалась система Ямал—Европа, ставка транзита в Белоруссии была около $2.5 при транспортировке 1000 куб. м. газа на 100 км. Сегодня она уже меньше $2 и продолжает падать. Учитывая, что наша ГТС строилась тридцать лет назад, можно утверждать, что она полностью самортизирована.
Сравнительно высокие европейские ставки по транспортировке газа (в среднем около $2.5) подкреплены реальными вложениями в модернизацию ГТС. В Европе транзит — это бизнес. Компании, владеющие трубой, инвестируют деньги в увеличение ее пропускной способности, а также в надежность ее функционирования. Это дает им право взимать соответствующую плату с того, кто пользуется этой трубой.
Украина (с точки зрения Москвы) 15 лет получает деньги только в силу того, что в наследство от СССР ей досталась очень важная часть большой советской «трубы» с советскими же компрессорами и насосными станциями. Российская сторона утверждает, что большая их часть порядком изношена, на латание отдельных участков магистральных трубопроводов и профилактику работы системы нужны огромные деньги. Комплексная модернизация ГТС не проводилась, а существующие проблемы решались по мере возникновения. В этом контексте в Москве уверены: едва ли после этого можно требовать повышения стоимости транзита.
Автор обращает внимание на то, что в нашем Кабмине вряд ли в срочном порядке изобретут формулу расчетов тарифа в зависимости от цены газа и предупреждает о главном риске обострения «транзитной дискуссии». Есть опасность того, что Украина этим дискредитирует себя в глазах Европы.
Натурально, «политическое» решение о росте цен на транзит вполне возможно. Де-юре ограничений для этого нет: равно как и россияне, «Нафтогаз» может сделать это в одностороннем порядке, нарушив предыдущие договоренности. Благо они не были подкреплены межгосударственными соглашениями, спрос с Украины невелик. Но последствия такого шага будут негативными. В этом случае уже не Россия, а Украина выступит в роли «агрессора». Не подкрепленное ничем, кроме желания компенсировать потери от роста цены газа, повышение тарифной ставки будет негативно воспринято Евросоюзом. Для ЕС такой шаг Киева будет означать только одно — риск срыва газовых поставок в Европу повышается. Украина как транзитное государство больше не может гарантировать бесперебойности поставок топлива, поскольку выставляет ультимативные требования его основному поставщику — России.
Таковы на сегодняшний день печальные реалии российско-украинской газовой дискуссии. Полагаю, спорить сегодня о том кто кого дотировал в недавнем прошлом и на сколько миллиардов долларов дело зряшное и даже вредное. Поскольку отнимает время и умственную энергию, которая именно сейчас должна быть направлена на поиски вариантов выхода из сложившегося положения. Опыт прежних переговоров а также практической реализации проектов, направленных на диверсификацию энергоснабжения страны а также сохранения ее газотранспортного «эксклюзива» показал скверную подготовку (и сообразные ей результаты) наших переговорщиков а также изрядное отставание в части альтернативного газоснабжения Украины. Последние сводки с этого участка демонстрируют потерю инициативы «Нафтогазом» и профильным министерством в области транзитных проектов.
Таким образом, от переговоров между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», которые намечены провести в Киеве 17 июля, автор ждет очень заметных «неприятностей». Не исключено, что Украина потеряет самостоятельность в управлении своей газотранспортной системой, уступив «руль» «Газпрому».
А между тем, вчера стало известно, что НАК «Нафтогаз Украины» (со слов Александра Болкисева, главы НАКа) до сентября текущего года полностью рассчитается за природный газ, поставленный в адрес ЗАО «УкрГаз-Энерго» (Киев).
«Та задолженность, которая была озвучена - это операбельная задолженность. Я не вижу здесь каких то проблем для того, чтобы мы говорили, что она катастрофическая. Мы ее ликвидируем к концу августа», -сказал руководитель НАКа. Текущие обязательства «Нафтогаза Украины» перед «УкрГаз-Энерго» за поставленный природный газ, по словам Болкисева, составляют 1,03-1,06 млрд грн.
Он сообщил, что НАК продолжает покупать газ у ЗАО для последующей поставки теплоснабжающим предприятиям, бюджетным организациям, мелким коммерческим потребителям, а также для обеспечения работы газотранспортной системы Украины. Задолженность «Нафтогаза Украины» перед «УкрГаз-Энерго» образовалась из-за неполных расчетов теплоснабжающих предприятий за поставленный газ, а также из-за запаздывания повышения государством предельных цен на газ для различных категорий потребителей.
Американские энергокомпании направили президенту США Джорджу Бушу письмо с просьбой снять антидемпинговые ограничения на поставки российского урана в США. Как говорится в письме, 30 июня представители группы американских энергокомпаний AHUG, в которую входят владельцы и операторы более 85% АЭС в США, обратились лично к президенту Бушу с просьбой «предпринять ряд шагов для обеспечения жизнеспособности уранового рынка».
«В ближайшие десять лет планируется построить около 120 новых ядерных реакторов в мире. Вызванный этим новый спрос и существующая нехватка урановой продукции и услуг, уже сегодня затрудняют работу ядерно-топливного цикла. Наши действующие атомные станции переживают сейчас резкое увеличение цен на уран, услуги обогащения и конверсию на фоне сокращения уранового рынка как такового», - говорится в письме.
Ученые из исследовательского энергетического института Гуаньджоу Китайской академии наук и компании Zhongke Hengyuan Energy Science & Technology создали первый в мире постоянный ветрогенератор с магнитной левитацией. Разработка представлена на выставке Wind Power Asia Exhibition 2006, проходящей в Пекине.
Ротор генератора висит в воздухе в поле постоянных магнитов, что позволяет снизить трение и стартовую скорость крыльчатки. Это увеличивает суммарный КПД генератора на 20% по сравнению с современными аналогами, которые используются на ветровых электростанциях, и, соответственно, уменьшает стоимость электроэнергии, передают CNews.
Сейчас в Китае строится крупнейшая в мире солнечная электростанция и одна из крупнейших в мире — ветровая. Кроме электростанций разного масштаба, новое изобретение китайских ученых может использоваться во многих областях техники, в том числе в качестве бытовых и промышленных вентиляторов.
При написании материала использовались ресурсы: bloomberg.com, gazeta.ru, rbc.ru, rian.ru , interfax.ru , k2kapital.com.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас