367
Нефть без России
— Энергетика
В четверг с большой помпой прошла церемония официального пуска в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси - Джейхан. Проект, который задумывался как альтернатива российским трубопроводам и турецким проливам, снизит влияние России в регионе. Однако эксперты не видят в этом большой проблемы.
Официальный запуск нефтепровода Баку-Тбилиси - Джейхан (БТД), который состоялся в четверг, прошел с участием глав трех государств. На церемонии присутствовали президент Турции Ахмет Сезер, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Грузии Михаил Саакашвили. Свои поздравления прислали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент США Джордж Буш, от имени которого выступил министр энергетики США Клей Селл. Не могли обойти такое событие и представители компаний совладельцев трубопровода, в частности, американской Chevron, норвежской Statoil, итальянской ENI, японских Itochu и INPEX и французской Total.
Проект БТД стартовал в 2002 году по инициативе Азербайджана.
Строительство преследовало две основные цели: избавиться от монополии России на транспорт каспийской нефти и обойти по суше самое узкое место транспортного коридора Каспий - Европа - проливы Босфор и Дарданеллы.
Строительство трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан началось в 2002 году, первые поставки нефти начались в мае 2006 года. Нефтепровод протяженностью 1767 км обошелся более чем в $4 млрд, его акционеры: BP (32,6%), ГНКАР (Азербайджан, 25%), Chevron (Unocal, 8,9%), Statoil (Норвегия, 8,71%), ТРАО (Турция, 6,53%), ENI (Италия, 5%), TotalFinaElf (Франция, 5%), Itochu (Япония, 3,4%), INPEX (Япония, 2,5%) и Delta Hess (Саудовская Аравия, 2,36%). Первоначальная проектная мощность проекта составит 20Ц25 млн тонн нефти в год, окончательная - 50 млн тонн нефти в год. Недавно о намерении поставлять нефть в БТД заявил Казахстан, он начнет основные поставки со II квартала 2007 года.
Сначала в Азербайджане были уверены, что стране по силам самой обеспечить нефтью трубопровод проектной мощностью в 50 млн тонн нефти в год, в первую очередь за счет каспийских ресурсов. Однако постепенно стало ясно, что Азербайджан в одиночку не сумеет поставить необходимое количество нефти: по предварительным оценкам, страна начнет выделять для трубопровода 20-25 млн тонн нефти лишь в 2010 году. При инвестициях, превышающих $4 млрд, проект грозил стать убыточным.
Необходимо было искать дополнительные объемы нефти. Наиболее подходящим поставщиком был признан Казахстан, однако Нурсултан Назарбаев очень долгое время не решался принять предложение.
В частности, и потому, что не хотел портить отношения с Россией, которая с самого начала восприняла проект БТД как главную угрозу своему влиянию в Каспийском регионе.
Аргументом в пользу участия Казахстана в БТД стала инициатива четырех компаний Ц совладельцев трубопровода, которые разрабатывают казахское нефтяное месторождение Кашаган. Total, ConocoPhilips, INPEX и ENI заявили о своем намерении вложить $4 млрд в модернизацию транспортной системы Казахстана, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти в Азербайджан. По словам представителя Total Алана Пшибича, проект предусматривает строительство на территории Казахстана 800-километрового участка нефтепровода от Кашагана до казахстанского порта Курык, создание нефтяных терминалов в Казахстане и системы морских перевозок, а также пункта перевалки казахстанской нефти в Азербайджане. Реализацию проекта планируется начать в 2009 году и завершить годом позже.
Еще одной проблемой, подтолкнувшей Казахстан к участию в БТД, стали разногласия с Россией в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) об увеличении транзитной мощности нефтепровода.
До сих пор Россия блокирует все попытки повысить пропускную способность трубопровода с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн под предлогом низкой рентабельности проекта.
Оператор Тенгизского месторождения в Казахстане, американская Chevron, в ответ заявил, что будет вынужден искать альтернативу КТК, так как в 2007 году добыча нефти на месторождении сильно возрастет. «Нам приходится искать другие пути», - признавал управляющий директор Chevron Eurasia Гай Холлингсворт.
Казахстан фактически спас проект (БТД Ц), утверждают эксперты.
«Перспективы загрузки БТД после согласия Казахстана принять участие в проекте резко улучшились. Полное наполнение трубопровода позволит быстро окупить проект», - считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Предложить достойную альтернативу Россия пока не в состоянии, - переговоры об удвоении мощности КТК пока ни к чему не привели. «Если соглашение и будет достигнуто, то еще не скоро», - уверен эксперт.
Для России запуск БТД приведет к потере части влияния на Казахстан, но аналитики не видят причин для паники.
«В некоторой мере это неизбежный процесс, Россия физически не в состоянии обеспечить транспортировку постоянно растущих объемов нефти из среднеазиатских стран», Ц говорит Валерий Нестеров.
«Влияние нашей страны на Казахстан никогда не было нефтяным, скорее, это относится к газовой сфере, - считает Андрей Громадин из МДМ-Банка. - Для нас запуск БТД не трагедия». По его мнению, Россия вообще не должна беспокоиться о транспортировке нефти из Средней Азии. «Я не вижу проблем с потерей монополии, у нас собственной нефти столько, что пора думать, как ее доставлять потребителям», - заключает эксперт.
По материалам: Газета.Ru
Поделиться новостью
Также по теме
Для отопительного сезона Украине нужно еще до 1 млрд долларов на газ — Reuters
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года
Украина с 1 октября ограничит импорт индийского топлива