Нефть без России — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нефть без России

Энергетика
366
В четверг с большой помпой прошла церемония официального пуска в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси - Джейхан. Проект, который задумывался как альтернатива российским трубопроводам и турецким проливам, снизит влияние России в регионе. Однако эксперты не видят в этом большой проблемы.
Официальный запуск нефтепровода Баку-Тбилиси - Джейхан (БТД), который состоялся в четверг, прошел с участием глав трех государств. На церемонии присутствовали президент Турции Ахмет Сезер, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Грузии Михаил Саакашвили. Свои поздравления прислали президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент США Джордж Буш, от имени которого выступил министр энергетики США Клей Селл. Не могли обойти такое событие и представители компаний совладельцев трубопровода, в частности, американской Chevron, норвежской Statoil, итальянской ENI, японских Itochu и INPEX и французской Total.
Проект БТД стартовал в 2002 году по инициативе Азербайджана. Строительство преследовало две основные цели: избавиться от монополии России на транспорт каспийской нефти и обойти по суше самое узкое место транспортного коридора Каспий - Европа - проливы Босфор и Дарданеллы.
Строительство трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан началось в 2002 году, первые поставки нефти начались в мае 2006 года. Нефтепровод протяженностью 1767 км обошелся более чем в $4 млрд, его акционеры: BP (32,6%), ГНКАР (Азербайджан, 25%), Chevron (Unocal, 8,9%), Statoil (Норвегия, 8,71%), ТРАО (Турция, 6,53%), ENI (Италия, 5%), TotalFinaElf (Франция, 5%), Itochu (Япония, 3,4%), INPEX (Япония, 2,5%) и Delta Hess (Саудовская Аравия, 2,36%). Первоначальная проектная мощность проекта составит 20Ц25 млн тонн нефти в год, окончательная - 50 млн тонн нефти в год. Недавно о намерении поставлять нефть в БТД заявил Казахстан, он начнет основные поставки со II квартала 2007 года.
Сначала в Азербайджане были уверены, что стране по силам самой обеспечить нефтью трубопровод проектной мощностью в 50 млн тонн нефти в год, в первую очередь за счет каспийских ресурсов. Однако постепенно стало ясно, что Азербайджан в одиночку не сумеет поставить необходимое количество нефти: по предварительным оценкам, страна начнет выделять для трубопровода 20-25 млн тонн нефти лишь в 2010 году. При инвестициях, превышающих $4 млрд, проект грозил стать убыточным.
Необходимо было искать дополнительные объемы нефти. Наиболее подходящим поставщиком был признан Казахстан, однако Нурсултан Назарбаев очень долгое время не решался принять предложение.
В частности, и потому, что не хотел портить отношения с Россией, которая с самого начала восприняла проект БТД как главную угрозу своему влиянию в Каспийском регионе.
Аргументом в пользу участия Казахстана в БТД стала инициатива четырех компаний Ц совладельцев трубопровода, которые разрабатывают казахское нефтяное месторождение Кашаган. Total, ConocoPhilips, INPEX и ENI заявили о своем намерении вложить $4 млрд в модернизацию транспортной системы Казахстана, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти в Азербайджан. По словам представителя Total Алана Пшибича, проект предусматривает строительство на территории Казахстана 800-километрового участка нефтепровода от Кашагана до казахстанского порта Курык, создание нефтяных терминалов в Казахстане и системы морских перевозок, а также пункта перевалки казахстанской нефти в Азербайджане. Реализацию проекта планируется начать в 2009 году и завершить годом позже.
Еще одной проблемой, подтолкнувшей Казахстан к участию в БТД, стали разногласия с Россией в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) об увеличении транзитной мощности нефтепровода.
До сих пор Россия блокирует все попытки повысить пропускную способность трубопровода с 32 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн под предлогом низкой рентабельности проекта.
Оператор Тенгизского месторождения в Казахстане, американская Chevron, в ответ заявил, что будет вынужден искать альтернативу КТК, так как в 2007 году добыча нефти на месторождении сильно возрастет. «Нам приходится искать другие пути», - признавал управляющий директор Chevron Eurasia Гай Холлингсворт. Казахстан фактически спас проект (БТД Ц), утверждают эксперты.
«Перспективы загрузки БТД после согласия Казахстана принять участие в проекте резко улучшились. Полное наполнение трубопровода позволит быстро окупить проект», - считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Предложить достойную альтернативу Россия пока не в состоянии, - переговоры об удвоении мощности КТК пока ни к чему не привели. «Если соглашение и будет достигнуто, то еще не скоро», - уверен эксперт.
Для России запуск БТД приведет к потере части влияния на Казахстан, но аналитики не видят причин для паники.
«В некоторой мере это неизбежный процесс, Россия физически не в состоянии обеспечить транспортировку постоянно растущих объемов нефти из среднеазиатских стран», Ц говорит Валерий Нестеров.
«Влияние нашей страны на Казахстан никогда не было нефтяным, скорее, это относится к газовой сфере, - считает Андрей Громадин из МДМ-Банка. - Для нас запуск БТД не трагедия». По его мнению, Россия вообще не должна беспокоиться о транспортировке нефти из Средней Азии. «Я не вижу проблем с потерей монополии, у нас собственной нефти столько, что пора думать, как ее доставлять потребителям», - заключает эксперт.
По материалам:
Газета.Ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас