Стальной прокат — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Стальной прокат

Фондовый рынок
290
Arcelor не захотела сливаться с «Северсталью» – Алексей Мордашов не смог перебить предложение Лакшми Миттала. Теперь Мордашов может начать судиться с Arcelor или заняться вместе с Романом Абрамовичем укреплением международного престижа России, создав крупнейшую металлургическую компанию с российским участием.
Как и ожидалось, на внеочередном собрании в пятницу акционеры люксембургской Arcelor, представляющие 57,94% капитала компании, проголосовали против сделки с российской «Северсталью» – для расторжения соглашения достаточно было голосов владельцев более 50% капитала Arcelor. Всего на проходившем в Люксембурге собрании присутствовали акционеры, представляющие 60,4% капитала Arcelor. Таким образом, Arcelor согласился на улучшенное предложение Mittal Steel о слиянии стоимостью €25,6 млрд ($32,2 млрд).
Как известно, Arcelor почти месяц назад договорилась о слиянии с «Северсталью», чтобы защититься от враждебного поглощения со стороны Mittal Steel. Между тем резкое недовольство акционеров Arcelor «русским нашествием» заставило компанию возобновить переговоры с Mittal, которые в конечном счете лишили металлургический сектор российско-европейского альянса. И теперь, как заявил председатель совета директоров Arcelor Джозеф Кинш, по результатам голосования, руководство люксембургской компании вынуждено будет расторгнуть соглашение с главой российского партнера.
Поскольку в исходе дела практически никто не сомневался, то окончательный вердикт акционеров вряд ли вызовет серьезный резонанс на рынке – акции «Северстали» даже выросли в цене после отказа.
Вместе с тем, российская компания имеет возможность адекватно отреагировать на «черную неблагодарность» со стороны своего давнего партнёра.
Для этого «Северстали» необходимо найти «промашку» в юридической подоплёке «срыва сделки», чтобы получить компенсацию, превышающую «штраф за односторонний выход из сделки». Напомним, что по существующей договоренности Arcelor обязан возместить Алексею Мордашову «моральный ущерб» в размере €140 млн. Пока же Джозеф Кинш поспешил выступить с заверением, что выплата неустойки будет осуществлена в полном объеме в оговоренные сроки.
В «Северстали» пока решительно отказываются от комментариев и не раскрывают своих дальнейших действий. В частности, неизвестно, будет ли компания пытаться увеличить сумму неустойки или для Мордашова в данном случае важнее будет сохранить образ благородного бизнесмена – когда «Северсталь» сделала предложение Arcelor, то Мордашова многие называли «белым рыцарем», пришедшим на помощь недружественно поглощаемой компании.
Вполне возможно, с самого начала Мордашов преследовал прежде всего репутационные цели, и сейчас аналитики не исключают, что компания не собиралась побеждать любой ценой.
Инициатива исходила от Arcelor, поэтому срыв сделки «Северстали» не грозит ничем – эту сделку даже не предусматривала стратегия российской компании.
«Выбор акционеров Arcelor полностью оправдан, если принимать во внимание новые условия Mittal и большие перспективы новой компании в таком альянсе», – считают аналитики.
Выгоду от намерений сотрудничества с российской компанией извлекла и Arcelor. «Arcelor благодаря "Северстали" хорошо набила себе цену, – считают аналитики.
И здесь нет никакой политической подоплеки – просто грамотные корпоративные действия со стороны менеджмента Arcelor, хотя, возможно, и некрасивые по отношению к "Северстали"».
Складывается впечатление, что "Северсталь" была привлечена Arcelor только для того, чтобы получить более выгодное предложение со стороны Mittal Steel».
Однако нельзя сказать, что эта несостоявшаяся сделка не привела ни к каким результатам. Эксперты сходятся во мнении, что сама шумиха вокруг образования мегапартнерства уже подготовила рынок к новым «громким слияниям», причем российское участие в них уже не выглядит экзотикой. По мнению Дмитрий Парфёнова, тот же Мордашов вполне может теперь проработать схему альянса с менее заметными партнерами вроде Corus или Thyssen-Krupp. «Теперь отрыв от лидера резко увеличится, поэтому многие игроки этого рынка постараются хоть как-то его наверстать», – прогнозируют эксперты.
Правда, по мнению начальника аналитического отдела PRADO Банкир и Консультант Дмитрия Баранова, не стоит ожидать новых слияний в ближайшее время: рынок не отошёл от этой истории и пока не готов к новым потрясениям. При этом эксперт допускает, что Мордашов будет пытаться создавать новый альянс уже в компании с Романом Абрамовичем или даже с Алишером Усмановым и Василием Анисимовым.
Имя самого богатого россиянина Романа Абрамовича стало упоминаться сразу же после того, как появились сомнения в успешном завершении слияния Arcelor и «Северстали». Очевидно, что эта сделка сразу получила статус политической, поскольку влияла на репутацию не только Мордашова и отечественной металлургии, но и на престиж России. Наша страна сразу переходила из разряда сырьевых держав, чей «Газпром» якобы пугает Европу, в разряд стран, способных принять участие в создании мирового лидера на «несырьвом» рынке.
Именно поэтому перед объявлением о сделке Мордашов фактически испросил благословения у Владимира Путина.
Но сомнения в успехе у российских участников сделки появились сразу и видимо уже тогда была придумана «операция прикрытия». Явно неслучайно объявление о том, что Абрамович занялся металлургией, войдя в капитал «Евраза», было сделано тогда, когда стало ясно, что Мордашову могут отказать. Теперь Абрамович может на базе «Евраза» создать компанию мирового уровня, привлекая как российские «Мечел» и «Металлоинвест», так и британскую Corus и даже ту же Mittal Steel. Похоже Абрамович уже начал делать следующие шаги для консолидации металлургической и смежных отраслей России – например, на рынке ходят слухи о том, что Абрамович собирается выкупить доли тех же Анисимова и Усманова в их активах («Уральская сталь», Михайловский и Лебединский ГОКи и др.).
По материалам:
Газета.Ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас