На случай неожиданных потерь... НБУ изменил общий порядок регулирования обязательных резервов банков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

На случай неожиданных потерь... НБУ изменил общий порядок регулирования обязательных резервов банков

Фондовый рынок
419
23 марта Министерство юстиции зарегистрировало новое Положение о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины. Этот нормативный документ является одним из основополагающих в деятельности банковской системы, поскольку наличие резервного фонда есть обязательное условие работы любого банка.
Особый счет
Существенных изменений в нем несколько. В частности, гораздо четче прописан механизм перевода обязательных резервов с корреспондентского счета на "окремий рахунок" в Национальном банке.
Исключена возможность покрытия обязательных резервов банка за счет определенных активов
С момента вступления нового Положения в силу основанием для принятия таких мер будет не только тридцатикратное несоблюдение ежедневного на начало операционного дня объема средств в течение трех отчетных периодов (месяцев) подряд, а также нарушение требований к соблюдению порядка формирования обязательных резервов за отчетный период. Ранее такое единоразовое нарушение было лишь основанием для "застереження банку щодо необхiдностi безумовного дотримання вимог обов'язкового резервування та недопущення їх повторного порушення протягом календарного року". НБУ о вышеуказанных нарушениях должно быть уведомлено в четкие сроки - не больше пять рабочих дней после окончания отчетного периода.
Также подобное решение может быть принято независимо от нарушений конкретного банка, но и "в разi суттєвого погiршення ситуацiї на грошово-кредитному ринку внаслiдок несприятливих полiтичних, соцiально-економiчних обставин, техногенних катастроф, стихiйного лиха чи iнших подiй, що потенцiйно можуть загрожувати стабiльнiй роботi банкiвської системи".
Решение о переводе резервов банка на особый счет принимается Правлением Нацбанка. После вступления в силу этого решения банку дается 3 рабочих дня на то, чтобы пречислить соответствующие средства на новооткрытый счет в соотвествующем территориальном управлении Нацбанка.
С другой стороны, новая редакция Положения полностью опускает регулирование обратной процедуры перевода средств с особого счета на корреспондентский.
Резервирование
Исключена возможность покрытия обязательных резервов за счет определенных, устанавливаемых Нацбанком, видов активов.
Кроме того, вводится дополнительный критерий для возможной (на усмотрение Нацбанка) дифференциации нормативов резервирования - субъекты, чьи средства привлечены. То есть прописано деление по такой шкале: юридические лица, физические лица.
Сам себя же Нацбанк обязал уведомлять банки о последующих изменениях в порядке определения и формирования резервов не позже чем за 10 дней до момента вступления этих изменений в силу.
Отчетность
Более жестко определен срок подачи справки о привлеченных средствах и их остатках на корреспондентском (особом) счету на бумажном носителе за подписью руководителя и главного бухгалтера банка: 3 рабочих дня с момента окончания отчетного периода.
Внесены некоторые изменения в формы справок, составляемые согласно Положению. Так из справки о привлеченных средствах и их остатках на корреспонденстком счету исключена строка о сумме, которая засчитывается для покрытия резервов отдельными видами активов. Из справки о привлечении средств и состоянии перевода средств обязательных резервов на отдельный счет исключена та же строка, что и из предыдущей справки, а кроме того и строка отклонения для отчетного периода. Теперь просчитывается только одно отклонение между фактически имеющейся суммой на счету и суммой, которая должна была быть переведена на этот счет.
Новое Положение вступит в силу 1 мая этого года.
Установление более четкой процедуры перевода резервных фондов на особые счета в Национальном банке позволит улучшить контроль за платежеспособностью банков, поскольку основным назначением резервного фонда является недопущение банкротства банка. Отсутствие же норм относительно обратного перемещения средств может привести к некоторой неразберихе, поскольку нахождение резерва на особом счете есть проявления недоверия к надежности банка со стороны проверяющих подразделений НБУ и соответственно попавшие в такое положение будут всячески стремиться из него выйти.
В свою очередь, соответствующим образом установленые нормативы резервов по отдельным категориям субъектов могут стимулировать банки привлекать средства от населения или же субъектов хозяйствования. С другой стороны, это позволит НБУ все так же удерживать в своих руках свободный капитал, не допуская банки к спекулятивным операциям.
Относительно же полномочия самостоятельно определять момент, когда банк обязан перевести средства на особый счет, можно заключить, что это очень сильный элемент регулирования деятельности участника рынка, с одной стороны позволяющий не допустить краха в случае явных просчетов руководства данного субъекта, а с другой стороны значительно усиливающий влияние НБУ на его поведение.
В целом же можно говорить об усилении контроля за банками, в частности, в связи с введением возможности перевода обязательных резервов на особый счет в случае существенного ухудшения ситуации на денежно-кредитном рынке.
Справка: Согласно Закону "О банках и банковской деятельности" "Банки зобов'язанi формувати резервний фонд на покриття непередбачених збиткiв по всiх статтях активiв та позабалансових зобов'язаннях. Розмiр вiдрахувань до резервного фонду має бути не менше 5 вiдсоткiв вiд прибутку банку до досягнення ними 25 вiдсоткiв розмiру регулятивного капiталу банку".
Точный размер отчислений по конкретным видам операций устанавливается Национальным банком.
Александр Попов
По материалам:
ЛігаБізнесІнформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас