ЕВРОПА 2005/2006: Сырье, энергетика, авто, браки по расчету


ИТОГИ 2005 ГОДА.

Уходящий 2005 год был сложным для европейской экономики. Собственно, сложности были в планетарном масштабе. Главными проблемами для достижения приличных уровней роста ВВП стала природа и рост влияния на хозяйство Старого Света из других регионов.

В дебюте 2005 г. было обнародовано ряд неверных прогнозов. Например российские нефтегуру предсказывали снижение цен на экпортируемую Urals c $36 до $31 за баррель. По мнению Еврокомиссии, цены на нефть в 2005 г. в среднем должны были составить $54 за баррель, а жадные нефтешейши из ОПЕК уже в январе-2005 всерьез задумывались о снижении квот добычи картеля. Иначе говоря, год назад утверждалось, что средняя цена нефти упадет на 20-25%.

Как известно серьезные коррективы рынка «черного золота» внесла природа и практически 30% рост спроса на нефть в Поднебесной. В данном контексте продолжающаяся глобализация мировой экономики сыграла злую шутку уже на поле Европы. Котируемый на Лондонской International Petroleum Exchange сорт Brent к исходу 2005 г. подорожал на 40% до $56.7 за баррель, причем в разгар сезона ураганов в карибском регионе цены Brent держались много выше уровня $60. Кроме чисто энергетических проблем, заключающихся в росте стоимости горючего для транспорта, и, натурально, повышения инфляционных рисков, нефтяной катаклизм-2005 стал причиной падения спроса на продукцию автомобилестроения.

Ассоциация европейских автопроизводителей сообщила, что всего в Европе с января по ноябрь продали 14 147 932 автомобиля – на 70 552 меньше, чем за такой же период 2004 г.

Наиболее заметым был регресс у Польши (-26.1%), Греции (-6.4%), Великобритании (-5.8%).

Дания обеспечила прирост в 22.3%, в Германии этом показатель вырос на 2.6%. Продажи автомобилей марки BMW выросли на 10,4%, продажи лимузинов Rolls-Royce тоже на хорошем уровне. Немецкий производитель сообщил о большем, чем ожидалось, сокращении доналоговой прибыли в III квартале на фоне сильного евро, высоких цен на сырье и ценового давления.

Между тем Великобритания снизила автопроизводство за 11 месяцев 2005 г. на 2,1% по сравнению с прошлым годом.

Полагаю, динамика спроса на авто и его воплощения в конкретных покупках является надежным индикатором как текущего состояния отрасли так и настроения в рядах конечных потребителей, в частности, проблемы с уверенностью в завтрашнем дне.

В заключение темы авторынка Европы нельзя не отметить нарастающую угрозу для местных производителей, надвигающуюся из Китая. Собственно, уверенно занявшую почетное 4-е место среди остальных автопроизводителей, Поднебесную до настоящего времени на рынке Старого Света сдерживает лишь недостаточный уровень безопасности производимых ею машин, так называемый crash-test.

Одной из особенностей экономики ЕС в 2005 г. стало отсутсвие торговых войн со свим главным оппонентом США. В данном контексте следует напомнить о двулетней давности противостоянии европейской авиастроительной компании Airbus и Boeing. К исходу 2005 г. преимущество Airbus стало ощутимее: этот гигант произвел более 370 новых авиалайнеров, причем среди заказчиков лидировал Китай, заказавший 30 машин.

Возвращаясь к анализу годичной давности предсказаний следует отметить изрядную прозорливость экспертов суливших сырьевым отраслям Континента резкий рост прибыли. Справедливости ради следует напомнить, что уже во II полугодии 2004 г. темпы роста цен на коксующийся уголь, железорудное сырье и глинозем. Поэтому логичным было бы предположить продолжение этой тенденции и в 2005 г. Забегая вперед сообщим, что эти предсказания сбылись: стоимость угля выросла в среднем на 48%(коксующийся уголь подорожал до $100 за тонну) цена руды выросла на 22-25% до $35-40 за тонну.

Таким образом, в горнометаллургическом секторе произошла смена векторов: темпы роста цен на сталь составили около 8%.

Главной причиной тенденции стал опережающий рост спроса на сырье для металлургии со стороны сталепроизводителей Китая. По этой причине к исходу 2005 г. в пятерке мировых лидеров отрасли страны ЕС отсутствовали, продемонстрировав спад за 11 месяцев текущего года на 3.8% (до 171,52 млн. т.)

Одним из выходов из создавшегося положения европейский крупный бизнес видит в… дальнейшем укрупнении. К слову, в 2005 г. наблюдался своеобразный рецидив на слияния и поглощения, мода на которые зародилась 5-6 лет назад: общемировой объем сделок по слиянию и поглощению достиг $2,9 трлн., что на 38% больше чем в 2004 г. В Европе в этом году по сравнению с 2004 г. объем объявленных сделок увеличился на 49% и составил столько же, сколько и в США - $1,1 трлн. (в 2004 - $729,5 млрд.)

В частности, Arcelor SA, крупнейшая металлургическая компания ЕС пребывает в споре с ThyssenKrupp AG за канадского сталепроизводителя Dofasco Inc.

Две крупнейшие европейские торговые площадки Deutsche Boerse и Euronext NV провели переговоры о слиянии, которое могло бы привести к созданию площадки по торговле ценными бумагами и производными инструментами, способной конкурировать с американскими Chicago Mercantile Exchange и New York Stock Exchange (NYSE).

Испанская Gas Natural SDG выкупила контрольный пакет Endesa за $51,7 млрд.

Следует отметить «посильное» участие Украины в данном процессе – ведь «в первом приближении» покупка «Криворожстали» Mittal Steel не что иное как поглощение.

Кроме «индустриальных» сегментов, слияние наблюдались и в финансовой сфере. В этом процессе участвовали отечественные банки. В частности, 93,5% акций банка «Аваль» перешли в собственность Raiffeisen IBH AG (Австрия), достигнута договоренность о продаже 51% акций Укрсиббанка французскому BNP Paribas. Банковскую экспансию на территорию СНГ

Восприняли неоднозначно – Россия, например, законодательно вопрепятствовала приходу финансовых варягов, а банкиры Украины, опасаясь конкуренции, также лоббируют ограничение деятельности пришельцев «в степях Украины». С другой стороны, повышение конкуренции в сфере финансового сервиса должно вызвать снижение цен на эти услуги. Наконец, участие иноземного капитала почти наверняка повысит доверие население к банковской системе страны.

Полагаю, наряду с практическим воплощением тезиса «крупным компаниям выжить легче», налицо очевидная тенденция постепенной экспансии европейского капитала на восток. Активность в сфере слияний и поглощений в Восточной Европе за 2005 г. удвоилась, объем сделок составил рекордные $117,4 млрд.

Между тем евроэкономика демонстрирует пока еще медленный, но постоянный рост, причем темпы роста неуклонно растут. Начиная со второй половины 2005 г. начала формироваться тенденция движения роста ВВП США и ЕС на контркурсах: в трех-пятилетней перспективе темпы роста в ЕС будут ускоряться, а в США – оставаться на месте. Процесс начал постепенно проявляться в течение трех кварталов 2005 года. По данным Eurostat, ВВП зоны евро в I квартале 2005 г. вырос, на 0,5% к IV кварталу и на 1,4% - к I кварталу 2004 г., рост ВВП во II квартале 2005 г. составил 0,3% в квартальном исчислении и 1,1% - в годовом, в III квартале экономика региона выросла на 0,6% ко II кварталу 2005 г. и на 1,6% - к III кварталу 2004 г.

Наконец, прогресс в европейской экономике подтверждает годовая динамика важнейших индексов фондовых бирж Континента: FTSE 100 (Лондон) вырос на 16.1%, CАC 40 (Париж) – на 24%, DAX (Франкфурт-на-Майне) – 42.56%. Обращаем внимание на особенно высокую динамику подъем цен на акции немецких эмитентов.

Ускорению роста способствуют низкие (в сравнению с другими странами) процентные ставки Евроцентробанка, которые в течение двух лет пребывали на уровне 2% и лишь весть о росте инфляции в ноябре 2005 г. до 2.4%, вынудили поднять ставку до «компромиссных» 2.25%.

Впрочем, последняя статистика о росте почасовых трудовых затрат в «еврозоне» свидетельствует о замедлении инфляционных рисков: они замедлились до 2,2% в годовом исчислении в III квартале с 2,5% во II квартале. По данным Eurostat, уровень зарплаты вырос на 2,1% против 2,2% во II квартале и и 2,6% в первые три месяца года. Трудовые затраты без учета зарплаты выросли на 2,7%, что также ниже показателей первого и второго кварталов.

Дополнительным стимулом для подьема экономики зоны евро стало снижение курса евро с рекордного уровня $1.3667, достигнутого к финишу 2004 г. до $1.187. По данным Eurostat, значительный импорт из России и Китая снизил профицит торгового баланса еврозоны в I половине 2005 г.

В течение января-июля 2005 г. внешнеторговое сальдо зоны евро снизилось до €25,4 млрд. с €54,0 млрд. за аналогичный период 2004 г. Данные Eurostat показали, что импорт из России (в основном из-за подорожавших нефти и газа) за I полугодие вырос на 33%, импорт из Китая вырос на 24%.

ПРОГНОЗЫ И РИСКИ.

Похоже энергетика, как часть евроэкономики, останется в центре внимания в 2006 году. Тому есть несколько причин.

Во-первых, лидеры Организации стран-экспортеров нефти ожидают, что цена корзины сортов нефти, добываемых странами картеля, останется в будущем году на уровне $45-55 за баррель. Диапазон $45-$55 за баррель тяжелой нефти ОПЕК примерно соответствует $52-$60 за баррель легкой американской нефти, подорожавшей в 2005 г. на 35%. Несмотря на изрядную ценовую фору, многие эксперты считают, что на уже январьском саммите ОПЕК в Вене будет принято «непопулярное» решение о снижении экспортных квот картеля.

Во-вторых, на днях стало известно, что европейский нефтегигант British Petroleum начиная с 2006 г. предполагает открыть финансирование ($9.6 млрд.) альтернативных нефти энергопроектов. Считаю этот сигнал особо значимым поскольку рост ВВП в Старом Свете в значительной степени обеспечили «местные» «нефтебегемоты» (British Petroleum, Shell, Total и другие). Они же активно способствовали серьезному повышению важнейших индексов фондового рынка Континента.

В-третьих, европейская электроэнергетика в ближайшем будущем в значительной степени сменит ориентацию. Тому свидетельство стартовавший со II половины 2005 г. рост цен на уран. Это недвусмысленный индикатор о повышении значимости более дешевой и экологичной атомной энергоэнергетики. Кроме того, появились проекты тепловых электростанций, работающих на низкосортном энергетическом угле, обеспечивающих к тому же минимальные выбросы парниковых газов.

Полагаю, эти обстоятельства дают основанию ожидать замедления модернизации теплоэнергетики Европы (в первую очередь в Германии), заключающуюся в переходе с угля на газ. Высокие цены на «голубое топливо»

достаточно долгое ожидание ввода в действие пресловутого Североевропейского газопровода вынуждает электроэнергетиков вновь обратиться к традиционным способам получения электричества.

В-четвертых, энергетика Континента останется средоточием главных экономических рисков в 2006 г. На днях к уже имеющимся, добавился риск(пока потенциальный), имеющий российское гражданство.

Речь идет об амбициозном стремление Кремля стать планетарным законодателем мод на рынке энергоносителей. Предварительная проба сил кремлевским кутюрье уже произошла на подиумах СНГ посредством ценообразования на газ а также в отношениях с Японией, сохранение претензий которой на четыре южных острова курильской гряды может лишить российской «нефтяной благосклонности». Эти пилотные «показы мод» дали исчерпывающую информацию о перспективах и возможных последствиях энергоснабжения Континента, более других зависящего от поставок углеводородов из РФ.

Главный риск для европейской экономики в 2006 г. (рост цен на энергоносители) может дать начало так называемым «вторичным инфляционным эффектам», которые заключаются в том, что рост инфляционных ожиданий населения (обусловленный, главным образом, подорожанием энергоносителей) стимулирует требования наемных работников о заработной платы. Натурально, за сим следует реальное ускорение повышения розничных цен. Как это ни странно, но текущая динамика курсов важнейших валют мира, в том числе пары доллар-евро способна оказать стимулирование роста цен на энергоносители и, следовательно, вызвать наряду со сложностями сохранения достигнутого с таким трудом экономического роста в еврозоне инфляционные проблемы, преодолевая которые ЕЦБ повысит ставки и, следовательно затормозит рост ВВП. Корень зла таится в том, что расчеты на рынке нефти традиционно производятся в долларах США (в том числе и на Лондонской нефтебирже). Следовательно, ослабление этой валюты относительно евро и иены автоматически снижает прибыль нефтеэкспортеров ОПЕК и дает им основание для ограничения поставок «черного золота».

Поэтому во избежание вышеизложенного риска (лоббирование «слабого евро»)ЕЦБ должен обеспечить аккуратное валютное регулирование. В свою очередь важнейшим курсообразующим фактором является привлекательность акций и прочих ценных бумаг, номинованных в евро: рост спроса на активы Европы влечет за собой повышение курса на здешнюю валюту. Акции эмитентов Старого Света становятся привлекательными по мере укрепления евроэкономики, которая преимущественно ориентирована на экспорт.

Между тем эксперты авторитетной Citigroup высказывают предположение, что уже к середине будущего года курс может снизиться до $1,34 за €1.

По мнению аналитиков, смена тенденции на рынке на фоне позитивных изменений в экономике Евроcоюза и Японии и повышения ставок в еврозоне - может произойти достаточно быстро.

Изложенный пример взаимозависимости рынка энергоносителей и валют в известном приближении помогает понять процессы, происходящие в ЕС. Трудности с принятием бюджета Евросоюза на 2007-2013 гг. показали сохранение «внутриевропейского эгоизма», который также является риском для экономики ЕС в 2006 году. Заметим, что сам факт утверждения бюджета дает повод для оптимизма и отчасти является индикатором «смены поколений» в руководстве Евросоюза. Последнее в свою очередь означает переход стратегической концепции от «как справиться с проблемами, порождаемыми самим Евросоюзом, интеграцией» к «как использовать сам факт существования ЕС в качестве эффективного инструмента для противостояния агрессивной экономической политике США и казалось бы неотвратимому доминирования Китая».

Серьезный риск для экономики Европы представляет собой сохранение в ряде стран дефицита госбюджета выше «уровня безопасности», то есть 3%. Этот недуг грозит Франции, Германии и Португалии.

Еще одной проблемой для экономики ЕС является старение населения. Это повлечет за собой снижение предложения рабочей силы на рынке труда, увеличит нагрузки на госбюджеты стран из-за роста объемов пенсионных выплат и, как следствие, - к падению общего уровня жизни. Решение проблемы сложности за счет иммигрантов чревато рецидивом Клиши.

Темпы роста европейской экономики в 2006 г. могут отставать от американских из-за высокой фискальной нагрузке, в частности налога на добавленную стоимость. Между тем самая высокая основная ставка НДС применяется в Европе: 18.7%. Бремя косвенных налогов снижает конкурентоспособность европейских компаний, давая невольную фору их заокеанским соперникам.

Европейскую металлургию в наступающем году ждут трудности. Для этого есть две основные причины: продолжение роста цен на железную руду и коксующийся уголь а также трудности со сбытом продукции. Последнее связано с тем, что металлурги Поднебесной вплотную подощли к уровню перепроизводства. Их южнокорейские и индийские конкуренты уже осенью 2005 года были вынуждены снижать цены на значительную часть проката и полуфабрикатов.

Европейский автопром также будет пребывать под прессингом автопроизводителей Китая. К слову в 2006 г. КНР наверняка займет третье место в мире по выпуску авто.

Между тем сектор высоких технологий Старого Света получил несколько оптимистических сигналов. В частности, продажи мобильных телефонов третьего поколения (3G) в 2006 г. вырастут в два раза, сказал финансовый директор финского производителя мобильных телефонов Nokia Рик Симонсон.

В декабрьском прогнозе Евроцентробанк несколько повысил прогноз инфляции на 2006 г. до 1,6-2,6%, то есть, в среднем, до 2,1%. Ранее прогнозировался рост на 1,4-2,4-1,9% в среднем.

Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише считает, что рост ВВП в 2006 г. ускорится до 1,9% (ранее ожидалось, что этот показатель составит 1,8%). Оптимизм главного банкира Континента основывается на сохранении низкой учетной ставки ЕЦБ, которую, впрочем, могут повысить к марту-2006, если сохранится главный риск 2005 г. – высокие цены на нефть, способные повлечь за собой всплеск инфляции, и высокой динамике развития экспортной сфере Старого Света благодаря высокому мировому спросу.

Несмотря на вышеперечисленные риски, немецкий экономический институт Ifo повысил свой прогноз на экономический рост в 2006 г. до 1,7%. Повышение прогноза обусловлено ожиданиями высокого роста экспорта, связанного с ослаблением евро. Вместе с тем, аналитики Ifo называют низкие показатели роста внутреннего потребления и высокие цены на энергоносители в числе основных рисков для роста экономики.

Ситуация на рынке труда Германии также удостоилась невысокой оценки. Хотя уровень безработицы, по ожиданиям экспертов, должен упасть до 10,7% с 11,1% в этом году, число безработных останется по-прежнему высоким – 4,675 млн. Заметим, что прогноз Ifo основан на предположении, что Евроцентробанк летом 2006 года повысит учетную ставку до 2,5%, средняя цена на нефть составит в 2006 г. $60 за баррель, а средний курс евро – $1,20.

При написании материала использовались ресурсы: www.k-telegraph.kiev.ua.

Александр Дмитренко (aka дядя Саша)

Пообщаться в Форуме с Автором
  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua