Банки, входящие в крупнейшие промышленные группы, мельчают на растущем рынке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Банки, входящие в крупнейшие промышленные группы, мельчают на растущем рынке

Фондовый рынок
325
Банковская система в ударе. За 10 месяцев 2005 года активы банков подросли на 43%. С опережением рынка растет большинство крупнейших банковских учреждений, в том числе принадлежащие государству. На удивление, абсолютный рекорд в первой десятке установил Укрэксимбанк, чьи активы увеличились на 76%. Даже некогда депрессивный Ощадбанк поднялся на 62%.
Всеобщую идиллию нарушают лишь 15 банков, чьи активы неожиданно начали снижаться. И хотя количество "вероотступников" невелико, удивляет, что в их число попали банки, принадлежащие ведущим финансово-промышленным группам, а также прошлогодние лидеры по темпам роста активов.
Стагнация банков на растущем рынке возможна по трем причинам. Самая распространенная - потеря крупных корпоративных клиентов и, как следствие, стремительное снижение депозитов физлиц, сворачивание кредитных операций. Вторая - вывод активов из банка накануне продажи. К сожалению, товарный вид до и после сделки может существенно различаться. И третья - ошибки менеджмента или потеря влиятельных представителей в органах власти, обеспечивавших банк выгодными сделками.
Хороший был клиент
Пожалуй, самой большой неожиданностью стало резкое снижение активов Экспресс-банка. За 10 месяцев ему удалось "похудеть" на 680 млн грн. Интересно, что в прошлом году Экспресс-банк продемонстрировал трехкратное увеличение активов.
Банк железнодорожников, среди акционеров которого числится "Укрзалiзниця", стремительно набирал обороты, пока транспортной отраслью руководил Георгий Кирпа. Небольшой капитал Экспресс-банка (всего 162 млн грн на 1 января 2005 г.) не был помехой в борьбе за деньги промышленников. В 2004-м середнячок легко обогнал некоторые банки из первой десятки и занял почетное 7 место среди самых клиентских банковских учреждений. В начале 2005-го депозиты физлиц в Экспресс-банке превышали 1,5 млрд грн. Но уже в марте корпоративные вкладчики в одночасье решили снять 550 млн грн. Дабы не нарушать требований НБУ, банку пришлось сокращать активы, хотя кредитный портфель стабильно растет до сих пор.
Логично предположить, что клиенты-транспортники решили отдать деньги государству. Сейчас в госбанках царит настоящий аншлаг среди корпоративных вкладчиков - депозиты до востребования взлетели в разы. Остатки в Ощадбанке подросли в этом году с 781 млн грн до 1594 млн грн, в Укрэксимбанке - с 1077 до 2173 млн грн. Не удивительно, что обладая столь мощной, а главное, дешевой ресурсной базой, госбанки растут быстрее рынка.
Начальник казначейства Экспресс-банка Андрей Загвоздин рассказал Контрактам, что в конце 2004 года на счетах накапливались средства клиентов для реализации крупных инфраструктурных проектов. "Каких клиентов и каких проектов - догадайтесь сами", - намекает Загвоздин, по всей видимости, на бывшего шефа транспортников. Еще одна подсказка казначея: "Это были короткие деньги, которые не вкладывались в кредиты, ценные бумаги и другие активы".
С крупными потерями столкнулся и Украинский кредитный банк, связываемый с так называемой киевской бизнес-группой. В этом году УКБ недосчитался около 207 млн грн. Причем в отличие от Экспресс-банка, не слишком болезненно пережившего отток полумиллиарда гривен, в УКБ сложилась критическая ситуация. Если из Экспресс-банка выводились деньги, хранящиеся на депозитах до востребования (банк заранее готовится к потере этих средств), то УКБ растерял срочных вкладчиков.
Ресурсная база УКБ была устроена таким образом, что в основном деньги привлекались на длительные сроки, тогда как остатки по счетам до востребования оставались незначительными. Потеря срочных депозитов - почти приговор для любого банка. Мало того, что юрлица сняли в УКБ более 130 млн грн, так вдобавок срочные депозиты уменьшились с 95 млн грн до смешных 4 млн грн.
Вероятно, клиенты забрали бы и эти деньги, если бы не сложное финансовое положение банка. Не исключено, что УКБ ищет новых владельцев, поскольку нынешние акционеры потеряли к нему всякий интерес. Анонсированные ими планы в начале года накачать уставный фонд на 100 млн грн так и остались благими намерениями.
УКБ - не единственный пример стремительного падения карманного банка. Совсем недавно широкая общественность была приятно удивлена крайне амбициозными планами Интерконтинентбанка. Банк рассчитывал получить рейтинг у агентства Moody's, занять на внешних рынках $50 млн и даже первым среди украинских банковских учреждений разместить IPO.
Несложно представить, как бы отреагировали котировки акций банка на зарубежных биржах, а вместе с ними и владельцы бумаг на введение в Интерконтинентбанке временной администрации Нацбанком. Примечательно, что проблемы у банка начались вскоре после кончины его неофициального владельца - народного депутата, социал-демократа Игоря Плужникова. А одна из неофициальных причин кризиса - инсайдеры не вернули банку полученные кредиты.
Групповой разлад
Мнение о том, что участие в крупных финансово-промышленных группах гарантирует банкам безоблачное будущее, опровергли сразу два банковских учреждения - Приватинвест (группа "Приват") и Кредит-Днепр (Интерпайп). Каждый их них потерял по 100 млн грн. Отношения с властью, обычно задающие тон развитию ФПГ, здесь ни при чем. Ни для кого не секрет, что группа "Интерпайп", близкая к Виктору Пинчуку, не пользуется поддержкой у нынешнего политического истеблишмента. Но как тогда объяснить потери Приватинвеста, чьи собственники - группа "Приват" - не прогадали с поддержкой Виктора Ющенко на выборах?
По неофициальной информации, Приватинвест провел ряд неудачных сделок. Убытки легли якобы на плечи Приватбанка, после чего финансовый сателлит впал в немилость у собственников. К слову, недавно Приватбанк разослал письмо, в котором обвинил одного из менеджеров Приватинвеста в махинациях с недвижимостью. Поговаривают, что злоключения Приватинвеста стали основанием для его продажи - но только пока никто не спешит покупать изрядно "похудевший" черниговский банк без особых перспектив развития.
У Кредит-Днепра проблемы иного рода. Девять месяцев банк уверенно набирал обороты, перешагнув по размеру активов отметку в 1 млрд грн. Но неожиданно споткнулся в октябре. За 30 дней банк перечеркнул предыдущие достижения, в итоге избавившись от 337 млн грн и получив суммарный минус в 110 млн грн. По мнению экспертов, вероятнее всего, с депозитных счетов банка ушли деньги Криворожстали или Никопольского завода ферросплавов. Оба предприятия входили в орбиту интересов Интерпайпа. Достаточно сказать, что Кредит-Днепр - акционер консорциума "Приднепровье", владельца крупного пакета акций НЗФ.
За месяц депозиты юрлиц банка "похудели" на 329 млн грн, и сейчас ресурсная база Кредит-Днепра очень схожа с пассивами Украинского кредитного банка до кризиса: средств до востребования меньше, чем срочных вкладов. Вслед за депозитами банк свернул и кредитные операции. Корпоративные заемщики получили в октябре почти на 200 млн меньше, чем месяцем ранее.
По всей видимости, Кредит-Днепр предпочел не рисковать и ограничил кредитование предприятий, покидающих группу "Интерпайп". В самом же банке называют иные причины снижения активов. Как следует из письма Кредит-Днепра в редакцию Контрактов, изменения величины активов объясняются естественными колебаниями валюты баланса в результате операционной деятельности.
В банке отрицают и потерю клиентов, акцентируя внимание на том, что Криворожсталь никогда не обслуживалась в Кредит-Днепре. При этом в Кредит-Днепре отмечают, что планируют к концу года нарастить активы до 1,2 млрд грн. Нельзя сказать, что задача невыполнима. В конце концов, финансовое положение другого банка группы "Интерпайп" - Укрсоцбанка - опасений не вызывает. Корпоративные конфликты не отразились на его развитии, и за 10 месяцев активы подросли на 35% до 9,5 млрд грн.
Другое дело, что собственники группы могут по-разному распоряжаться своим имуществом. Например, один банк ведет открытый бизнес и готов отчитаться перед любым иностранным аудитором, другой - выступает в роли перевалочного пункта денежных средств и напрямую зависит от сиюминутной выгоды хозяев. Избежать резких взлетов и падений в такой ситуации практически невозможно.
Текст: Дмитрий Гонгальский
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас