Госфинуслуг и ГНАУ обвиняют банки и страховщиков в неконкурентном сотрудничестве и налоговой оптимизации


В прошлую пятницу в Госфинуслуг чиновники, страховщики и банкиры обсуждали проблемы взаимодействия банков и СК. Чиновники заверяли, что здесь не все гладко - есть нарушения прав потребителей и налоговая оптимизация. Страховщики и банкиры доказывали, что если и есть принуждение к страхованию, то мягкое, а налоговая оптимизация - дело законное.

Тон разговора задал председатель Госфинуслуг Виктор Суслов, выделив основную проблему: нарушение прав потребителей банками и страховщиками. "К нам поступает поток жалоб от граждан: при получении кредита банки обязывают страховать залог в "своей" СК. Многие убеждены, что их интересы нарушаются, так как условия зачастую невыгодные",- отметил г-н Суслов. Начальник управления организации проверок финансовых учреждений ГНАУ Татьяна Сысоева добавила, что банки часто прибегают к псевдострахованию. "Банковские кредиты, как правило, обеспечены залогом и клиенты страхуют этот залог в пользу банка, а банк формирует под кредиты страховые резервы и еще страхует невозврат. Причем платежи по страхованию кредита перечисляются в "связанные" СК,- объясняет ситуацию г-жа Сысоева.- Мы отследили цепочку и увидели, что все премии, выплаченные по таким договорам страхования, оформлены взносом в УФ этого же банка. Казалось бы, деньги никто не украл. Но прибыль "съедена" - поступлений в бюджет и дивидендов акционерам нет".

От такого заявления публика несколько развеселилась, дескать - о схемах поподробнее, мы запишем. Предправления "Агрокомбанка" Александр Новиков заметил, что оптимизация разрешена законодательством. "Возможно, это правильно, что на определенном этапе существуют либеральные условия, позволяющие капитализировать банковскую систему и СК",- осторожно сказал он. "Взаимное участие в капитале друг друга - правильная политика, так как помогает им капитализироваться. Кроме того, для развития страхового рынка главное - построение системы дистрибуции. Наиболее логично реализовывать страховые продукты через отделения банков",- плавно перешел к другому вопросу Александр Филонюк, президент Лиги страховых организаций Украины.

При этом присутствующие согласились, что проблема навязывания в банках продуктов определенных СК все же существует. Но навязывание "мягкое", да и у потребителя альтернатив хоть отбавляй. Страховщики как один заявляли, что навязывание услуг определенной компании в банке существует только на низшем уровне. "Страховать в определенной СК принуждает конкретный кредитный работник, которому выгодно работать на свою комиссию. Клиенту же кажется, что этот сотрудник банка получил задание. Хотя у последнего под столом лежит несколько полисов разных СК",- сказал Валерий Суксин, предправления СГ "ТАС". В то же время Владимир Шевченко, предправления СК "Европейский страховой альянс", рассказал, что некоторым банкам, аккредитовавшим их компанию, официально выплачивается комиссия за реализацию страховых продуктов.

Некоторые страховщики - по всей видимости обделенные вниманием банков - замечали, что рынок "банкострахования" открыт не для всех. Дескать, банки предпочитают работать либо с аффилированными СК, либо требуют, чтобы СК размещала у них на депозитах свои резервы. Причем страховщиков выбирают, ориентируясь больше на "родственные связи", нежели на финансовые показатели. Посему многие страховщики не прочь, чтобы регуляторы ужесточили надзор за таким "сотрудничеством". А заодно попросили Госфинуслуг разработать методику, позволяющую банкам оценить финансовое состояние страховой компании. Чтобы, выбирая СК, банки не полагались "на авось", а четко осознавали все возможные последствия сотрудничества с "родственными душами". Хотя, вероятнее всего, так в нашей стране будет не скоро. И пострадает от этого в большинстве случаев только потребитель.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

В Контексте Finance.ua
Опросы