Бюджет - тест действующих в Украине политических сил — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет - тест действующих в Украине политических сил

Казна и Политика
293
Динамика бюджетного процесса текущего года а также процесс формирования главного финансового документа страны на 2006 г. таит в себе немало интересного и в высшей степени неожиданного. Собственно, сам бюджет – тест действующих в Украине политических сил, особенно активных в преддверии парламентских выборов.
ОБЕЗДОЛЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
14 октября поступил сигнал: премьер-министр Юрий Ехануров заявляет о дефиците Пенсионного фонда в размере 2.8 млрд. грн. Заметим, что это по сути первый негатив в исполнении бюджета-2005, невзирая на изрядные неприятности в отечественной экономике. Ю.Ехануров сообщил, что Правительство Украины намерено предложить парламенту пересмотреть показатели государственного бюджета на 2005 г. в связи с более низкими, чем прогнозировалось, темпами роста экономики. «Есть вопрос о необходимости коррекции бюджета этого года в связи с изменениями макроэкономических показателей и рядом провалов, например с пенсионным фондом», - сказал Ехануров на заседании правительства. «Отсутствие понятной экономической политики привело к тому, что нам необходимо существенно откорректировать бюджет 2005 года. Этот вопрос в Верховной Раде будет рассматриваться в начале ноября», - добавил он.
Оставим пока без анализа причин вышеуказанного «изменения макроэкономических показателей и ряда провалов». Не исключено, что их источником был соответствующий уровень исполнителей из Кабмина. В «пакете» со скверными погодными условиями, внешнерыночной конъюнктурой и перманентно откладываемой парламентом фискальной реформе.
Реагируя на слова своего шефа, министр финансов Виктор Пинзеник заявил, что покрытие дефицита Пенсионного фонда по выплатам пенсий в размере 2,8 млрд. грн. не увеличит дефицит государственного бюджета на 2005 год. Уверенность Пинзеника следует из того, что на сегодня госбюджет выполняется с превышением доходов на 3,5 млрд. грн. «У нас есть превышение 3,5 млрд. грн. Мы идем с «плюса». В рамках этого «плюса» мы и корректируем», - сказал Пинзеник. Он также отметил, что в частности, расходы бюджета сокращены за счет экономии 250 млн. грн. на обслуживание госдолга в связи с тем, что Минфин заменил дорогие долговые обязательства на дешевые.
Пинзеник подтвердил, что дефицит госбюджета-2005 останется в пределах 2% от ВВП, допустив его незначительную коррекцию на 0,1%.
Он также добавил, что Минфин готовит законопроект по изменениям в госбюджет-2005 с тем, чтоб не только предусмотреть финансирование дефицита пенсионного фонда, но также внести ряд технических коррекций.
В частности, по его словам, Кабмин намерен предложить Раде провести коррекцию объемов местных бюджетов на 293 млн. грн. в том числе, 149 млн. грн. - по заработной плате и 99 млн. грн. - по коммунальным услугам.
Таким образом, к 20 октября плановые показатели бюджета-2005 десяти месяцев выполняются досрочно. Аккурат к этой дате подоспело первое чтение проекта бюджета-2006, попавший в руки профильному комитету парламента и «обросший» более, чем 2000 дополнений нардепов. Автор, анализировавший правительственный вариант проекта, был поражен его «сыростью» и несовершенством. О вероятных причинах этого мы уже сообщали. Были многочисленные и похожие комментарии отечественных экспертов. Казалось бы мы были вправе ожидать от парламентариев, взявших активное участие в исправлении ошибок Кабмина, коррекции документа в направлении экономического реализма и целесообразности. 20 октября случился конфуз. Проект правительства стал еще хуже, претендуя на помещение его в Кунсткамеру рядом с прочими гомункулясами или сдачу его в аренду киностудиям, специализирующимся на производстве ужастиков. Натурально, этот шедевр был отправлен на доработку до 1 ноября. Главной причиной провала документа стало увеличение дефицита до 3% от ВВП (15.4 млрд.грн.). Комментируя результат четверговой премьеры, В.Пинзеник заметил: «Вариант бюджетного комитета увеличивает дефицит до трех процентов ВВП. Это дефицит на сумму 15,4 млрд. грн., такой дефицит станет критическим для Украины, его невозможно покрыть доходами от приватизации»… Прозвучало слово «приватизация», которое наряду с бюджетным процессом является хитом политсезона.
СТРАННЫЕ АЛЬЯНСЫ ВОКРУГ «КРИВОРОЖСТАЛИ».
Несмотря на то, что Кабмин немного лукавит, утверждая, что «перспективный» бюджетный дефицит в 3% ВВП никакая приватизация не покроет (по советам МВФ, деньги от приватизации не должны учитываться в бюджете), текущие страсти вокруг металлургического гиганта дают все основания тревожиться об исполнении главного финансового документа на 2005 г. Продажа «Криворожстали» предусмотрена в бюджете-2005, поэтому срыв этого проекта чреват реальным секвестром не на один миллиард гривен. Натурально, это событие для действующего Кабмина, каким бы «техническим» он ни был – «позор джунглей», острота которого накануне выборов имеет особенное политическое значение.
Собственно, одной из наиболее значимых, хотя и неафишируемых, причин возни политических сил вокруг «Криворожстали» считает попытку вульгарного срыва бюджетного процесса текущего года. Натурально, эксперты перечисляя «точки соприкосновения» «разношерстных» политических сил, принявших пресловутое решение «не приватизировать» жемчужину отечественного ГМК, упоминали бизнес-интересы украинских олигархов, стремящихся взять реванш у власти. Самое забавное, что некоторые радетели за социум из левого крыла «приватизационных запретителей» исправно используют деньги «от металлургии» на свои, партийные нужды. Заявляя, что-де «нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца в госказну». Без относительно птичегриппозной пандемии.
Очевидно нардепам предыдущих рекомендаций по «Криворожстали» показалось мало – они 20-го, не остыв от бюджетных баталий, обязали Фонд госимущество выполнить постановление парламента о запрете проведения конкурса по приватизации предприятия «Криворожсталь».
Рогатки на пути приватизации комбината возводились в основном силами коммунистов, социалистов, партией регионов и эсдеков. Странной видится участие в этом проекте партии В.Литвина, однако дальнейшее развитие событий по этой теме имеет признаки сенсации.
Обвиняя Президента в чрезмерной ориентации на Запад (в ущерб интересам Украины а также рискуя поссорить Киев с Москвой), оппоненты приватизации Криворожстали призвали на помощь юристов из… США.
Американская компания Addox Corp., зарегистрированная в штате Делавэр, обратилась 14 октября в суд в США с иском о наложении запрета на проведение намеченного на 24 октября конкурса по продаже «Криворожстали».
Addox, согласно иску, апеллирует к тому, что владеет американскими депозитарными расписками, выпущенными в США Нижнеднепровским трубопрокатным заводом, который в составе консорциума «Инвестиционно- металлургический союз», состоявшего из 9 компаний, приобрел в июне 2004 г. 93,02% акций «Криворожстали» примерно за $800 млн. «Реприватизация «Криворожстали» приведет к невосполнимым потерям истца», - говорится в иске. Ответчиками по иску названа Украина и консорциум «Индустриальная группа», который участвовал в конкурсе по «Криворожстали», крупнейшему украинскому производителю стали, в 2004г. и затем подавал в суд иски об обжаловании его результатов. Заметим, что дата проведения слушаний по этому делу пока не назначена, однако в излишнем патриотизме отечественных олигархов обвинить сложно.
К ВОПРОСУ ОБ «ОРАНЖЕВОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ» И ОЛИГАРХИЧЕСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ.
Участие крупного украинского бизнеса в криворожсталевском путче могло показаться неожиданном. Напомним, не так давно В.Ющенко встречался с лидером «регионалов» Януковичем и достаточно мирно побеседовал, рискуя получить обвинение от радикально настроенных «оранжевых» в измене идеалам майдана. Последующая встреча с олигархами а также «сигналы» премьера Ю.Еханурова о том, что «охоты на ведьм» больше не будет, наверное настроила власти на более-менее благодушный лад. Развитие событий продемонстрировало, что расслабляться сегодня нельзя. Шаги власти навстречу политоппонентам и олигархам последние сочли за слабость Президента и его окружения. За сим последовал демарш в парламенте, получивший резонанс и за океаном.
И бюджетный процесс и приватизационные коллизии наряду с очевидной попыткой предвыборного популизма, расчитанного на экономическую безграмотность электората, продемонстрировали вопиющую неготовность и самого парламента и населения к политреформе, то есть, трансформации Украины в парламентско-президентскую республику. Особенно печально наблюдать в лагере сил, дискредитирующих реформу ее недавних адептов и союзников Президента. Полагаю, они расчитывают на либерализм и «мягкость» Ющенко. Действительно, после последнего визита нашего Президента в Великобританию, славящуюся своими традициями демократии и парламентаризма, сложно представить себе Виктора Андреевича в ипостаси сатрапа и деспота, однако же…
Полагаю, что сегодня Президент близок к суровым санкциям против своих противников как никогда, причем повод ему предоставили сами же оппоненты. Напомним, согласно украинскому законодательству, парламент, затягивающий принятие бюджета, может быть распущен Президентом. Похоже, нынешней осенью все к тому и идет. Возникает вопрос об управлении страной «в ручном режиме». История знает печальный пример, когда подобная попытка закончилась плахой для английского короля Карла I и тогдашнего министра финансов Томаса Стаффорда. Однако, в более близком прошлом в ином государстве, переживающем к тому же далеко не лучшие времена, рискнули «порулить» без бюджета. Ландтаг (парламент Пруссии) в 1862 г. отказал «во взаимности» тогдашнему (одиозному на первый взгляд) канцлеру Отто фон Бисмарку. Который впоследствии «железом и кровью» (читай, контрреволюцией сверху) создал могучую империю, от которой, заметим, задрожала вся Европа. Имена оппонентов Бисмарка никто не помнит, а опыт канцлера изучают до сих пор.
Натурально, автор отнюдь не призывает к началу «мягкого оранжевого террора», однако текущее состояние дел в стране, поразительная безответственность, возведенная в ранг госполитики, уже переходит все границы. Пример с перманентной потерей Украиной (в лице пресловутого «Нафтогаза») всех позиций на рынке газа еще свеж в памяти и до развязки далеко.
Возвращаясь к теме взаимодействия власти с крупным отечественным бизнесом, обратим внимание на соседскую Россию. Тамошние олигархи, не демонстрирующие особого рвения в поддержке государственных интересов достаточно быстро теряют и бизнес и свободу передвижения. Кстати, претендуя на звание демократической страны, Россия (в лице Кремля)не особенно обращает внимание на такие «предрассудки» как демократические ценности.
К слову, почему-то никто из отечественных аналитиков не обратил внимание на поразительную тишину российского политикума в части украинского вопроса. Никакого рецидива Тузлы, вялотекущее «бодание» по части русского языка и все. Наших соседей нельзя упрекнуть в отсутствии рационализма. Адептам присоединения Украины к Российской империи незачем тратить силы и рвать глотку – за них это сделает казенное предприятие «Газпром», акционер которого «по совместительству» исполняет обязанности Чрезвычайного и Полномочного Посла в Украине. В свободное от охоты в окрестностях Днепропетровска время.
При написании материала использовались ресурсы: www.k-telegraph.kiev.ua, www.me.gov.ua, www.korrespondent.net .
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас