"Торгуем кредитами в условиях дефицита" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Торгуем кредитами в условиях дефицита"

Кредит&Депозит
132
Как и предполагали «ЭИ» (см. №223), кредитные ставки для юрлиц действительно выросли по сравнению с летом на 2-3 п. п. (до 15-18% годовых в гривне). Банкиры объясняют это дефицитом кредитных ресурсов, но обещают, что такое положение дел сохранится недолго. О перспективах кредитного рынка «ЭИ» расспросили председателя правления банка «Финансы и Кредит» Владимира Хлывнюка.
— Какие шаги для уменьшения объема денежной массы предпринял Нацбанк за последние два месяца?
— Были два постановления. Одно из них регулировало резервирование «коротких» кредитов нерезидентов — до 20%, а второе довольно жестко требовало формировать ежедневные обязательные резервы на корсчете в размере 90%. Т. е. если обязательный резерв банка составляет, допустим, 200 млн. грн., то ежедневно на корсчете он обязан держать не менее 180 млн. грн. К тому же, Нацбанк ограничил выдачу коммерческим банкам бланковых «овернайтовых» кредитов до 40% объема резервирования и количество выходов с просьбой о таких кредитах — не более десяти раз в месяц. Именно эти действия и способствуют уменьшению денежной массы, находящейся в обороте.
— Кроме сдерживания денежной массы, чем еще можно объяснить такие шаги Нацбанка? Может ли это быть попыткой ограничить кредитные возможности банков?
— Безусловно, уменьшением объема денег в обороте Нацбанк хочет сдержать инфляционные процессы. Но насколько реально это повлияет на экономику — вопрос спорный. Например, в июне (рост денежной массы в июне составил 5,7%.— Ред.) Нацбанк резко увеличил предложение денег, и это расценивалось как хороший способ повышения деловой активности и стимул для увеличения валового внутреннего продукта. Наверное, сейчас происходит обратное движение, может быть, компенсационное по отношению к июню. Но к ощутимому сокращению объемов кредитования такие действия НБУ привести не могут, разве что к незначительным колебаниям, в частности, в количестве выдаваемых «коротких» кредитов. Сейчас на активные операции банков больше влияют сезонные тенденции — август-сентябрь всегда напряженные для банков с точки зрения привлечения ресурсов населения месяцы. Многие банки пытаются компенсировать относительную инертность внутреннего рынка внешними заимствованиями, которые сегодня являются одним из основных альтернативных источников ресурсной базы для украинских банков. Кстати, из всех стран СНГ Украина наиболее активна на рынке «еврооблигационных» заимствований.
— На Ваш взгляд, к чему привели действия НБУ по ужесточению условий работы банковских учреждений на фоне сезонного оттока денег из банков?
— Реально это привело к замедлению темпов развития бизнеса предпринимателей. Я считаю, что в данной ситуации это плохо. Что касается попытки «связать» «короткие» кредиты нерезидентов, тут можно усмотреть как политическую, так и экономическую подоплеку.
Думаю, тем самым НБУ хочет не столько ограничить денежную массу, сколько привлечь в Украину «длинные» деньги.
— Как себя будут вести в будущем процентные ставки по кредитам? Что с ними сейчас?
— Ставки поднялись в разных банках по-разному, но думаю, что это краткосрочная тенденция. К октябрю процентные ставки восстановятся, и банки начнут работать в обычном режиме. Но, может быть, стоимость кредитов так и не достигнет летнего уровня — летом отмечался значительный избыток ликвидности банков. Причиной этому было активное привлечение банками «посткризисных» денег в январе, феврале и марте. Тогда все банки, и не только наш, несколько сбросили процент­ные ставки для того, чтобы освободиться от излишка денег. Летом по инерции волна предложения еще продолжалась, но приток денег уже ослаб. Сейчас население не спешит нести деньги в банки, и поэтому, естественно, поднялись ставки по кредитам. По сути дела, мы торгуем банковскими продуктами — кредитами — в условиях дефицита. А если есть дефицит, то растет и цена дефицитного товара.
Думаю, для юридических лиц ставки как по гривневым кредитам, так и по долларовым несколько опустятся ближе к концу года. Но ситуация осложняется тем, что никто наверняка не знает будущее нашей экономики, а я говорю об условиях устойчивой экономики. Если учесть, что сегодня объемы импорта превышают объемы экспорта и наметилось некоторое снижение деловой активности, то вполне может оказаться, что мои прогнозы не оправдаются.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас