Поглощения и сливания — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Поглощения и сливания

Фондовый рынок
146
В пятницу в Киеве прошла третья международная конференция, посвященная слияниям и поглощениям. Эксперты прогнозируют, что в течение нескольких лет процесс слияний и поглощений в Украине активизируется, причем в первую очередь консолидация затронет металлургический, финансовый и энергетический секторы. В том числе — посредством недружественных поглощений.
Законы бизнеса неумолимы: собственность уже имеет собственника. Сокрушаясь по этому поводу, Сесил Родс, основатель бриллиантового «бегемота» — компании De Beers, как-то заметил, что «мир почти весь поделен, а то, что от него осталось, сейчас делится, завоевывается и колонизируется. Я бы аннексировал планеты, если бы мог». По данным консалтинговой компании Thomson Financial, объем мирового рынка слияний и поглощений с начала 2005 г. составил примерно $1,8 трлн. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. объем рынка вырос раза в полтора.
Но, по словам Павла Петровского, гендиректора компании «Росразвитие», следует различать законные поглощения и те, которые ни в какую статистику не попадают,— недружественные захваты производства. В свое время автор общался с Павлом Свирским, совладельцем прославившейся на всю Россию компании-«рейдера» (с англ. — налетчик) «Сигма». Откровения г-на Свирского уже тогда «радовали» своей непосредственностью. «Лично я не понимаю, что такое недружественные и дружественные поглощения. Дружественные — это когда директор предприятия открывает ворота, а недружественные — когда он этого не делает? Это смешно. Перераспределение собственности — это и есть прогресс»,— отметил г-н Свирский.
Эти поглощения осуществляются ежедневно, однако никакой статистикой не учитываются. И если в крупном бизнесе основными инструментами являются санация обанкроченных предприятий, скупка миноритарных пакетов и проведение дополнительных эмиссий, то в среднем в ход идут незаконные судебные решения, ведение параллельного реестра акционеров, создание параллельных органов управления, перерегистрация в налоговых органах и имитация сделок с акциями. А в малом — вообще происходят силовые захваты.
«Среди законных поглощений на просторах СНГ лидируют металлургическая область и скупка сотовых операторов»,— отмечает Павел Петровский. Правда, покупки зарубежных активов украинскими и российскими металлургическими бизнес-группами связаны в основном с обходом таможенных барьеров, утверждает Дмитрий Путилин, заместитель главного редактора журнала «Слияния и поглощения». Это признает и Андрей Большаков, менеджер по слияниям и поглощениям System Capital Management. Вместе с тем, есть и другие мотивы. «Либо ты наращиваешь свои мощности до 100 млн. т металла в год, либо тебя «проглотят»,— утверждает г-н Большаков. По его словам, поглощения металлургических компаний в странах СНГ — «штучный товар». «Основное препятствие — антимонопольное законодательство стран СНГ. Купил одно-два предприятия, и у тебя уже проблемы,— поясняет Андрей Большаков.— Именно из-за этого публичности и прозрачности в вопросах слияния и поглощения в металлургии нет».
Интересуются инвесторы и энергетикой. По словам Евгения Хаты, директора по слияниям и поглощениям корпорации AES Energy, она намерена участвовать в приватизации компаний энергетического сектора в странах Восточной Европы и заготовила на эти цели $4 млрд. «Мы ничего существенного не требуем. Дайте возможность зарабатывать, мы не рассчитываем на 40% прибыли, дайте хотя бы 15-20%»,— раскритиковал г-н Хата позицию государства в энергетическом комплексе.
Привлекателен для слияний и поглощений и банковский сектор, считает Томас Грегори, заместитель директора CA IB Corporate Finance. «Тенденция консолидации банковского сектора сохранится в течение двух-трех лет. Высокие темпы роста активов, а также низкий показатель отношения активов к ВВП (в Украине — 39%, в ЕС — 206%) послужат основными факторами прихода иностранного капитала в страну. При условии, что риски макроуровня будут минимизированы»,— отметил г-н Грегори.
А вот российских инвесторов никакие риски не смущают. Подтверждением этого является то, что в Украину пришло одно из самых агрессивных подразделений «Альфа-Групп» — компания «Альфа-Эко». Как пошутил Игорь Шленский, исполнительный директор компании, «мы — конкретная компания». В этом никто и не сомневался. Насчитывается как минимум шесть резонансных случаев силового давления «Альфа-Эко» на руководство приобретаемых ею компаний. И вряд ли собственники «Тагмета», «Московского жиркомбината», «Мегафона», Sun Interbrew и др. с любовью вспоминают сотрудничество с «Альфа-Эко». По словам г-на Шленского, сектором слияний и поглощений в Украине займется специально созданная инвесткомпания А1.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас