Так пять или не пять? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Так пять или не пять?

Валюта
107
Андрей НЕВЕРОВ
«Сонное царство», властвовавшее на отечественном валютном рынке несколько последних недель, оказалось неожиданно нарушено. Отказ регулятора от выкупа значительных объемов «лишней» иностранной валюты на безналичном рынке спровоцировал падение курса доллара к гривне ниже отметки 5,0 грн./$1 еще в понедельник. Вчера сделки заключались уже по 4,88-4,90 грн./$1. Одновременно начала нарастать и напряженность ресурсного рынка. К середине вчерашнего дня «ночная» гривня выросла в цене до 5-9% годовых. Выборочный и запоздалый, но все же выход регулятора на рынок по привычному курсу 5,01 грн./$1 несколько утихомирил накалявшиеся страсти. Но даже относительная «уверенность в завтрашнем дне» у банкиров рассеялась полностью.
Первые тревожные симптомы появились еще на прошлой неделе. В среду, 3 августа, Нацбанк не вышел на валютный рынок, несмотря на наличие на нем довольно значительного избытка валютного предложения. «Исправившись» в четверг покупкой по «привычному» курсу 5,01 грн./$1, пятничные торги регулятор снова проигнорировал. В этот день на рынке, «по свидетельствам очевидцев», остались неудовлетворенными заявки на продажу как минимум $100 млн. Банковская общественность поначалу не слишком обеспокоилась подобными «маневрами», решив, что с понедельника ситуация вернется «на круги своя». Как ни крути, а о стабильности курса как минимум до конца года руководство НБУ заявляло неоднократно.
Впрочем, в понедельник немногочисленные покупатели валюты «на всякий случай» выставили котировки на покупку на уровне 4,95-4,9550 грн./$1. Продавцам, естественно, такие цены нравились не очень. Поэтому расставаться с «зелеными» они поначалу соглашались не дешевле 4,97-4,99 грн./$1. Но поскольку надеждам на выход НБУ на рынок так и не суждено было сбыться, торги по доллару США завершились на отметках 4,93-4,95 грн./$1. Невозможность обменять доллар на гривню тут же спровоцировала рост депозитных ставок на межбанке. Гривневый overnight подорожал до 3-6% годовых. По оценкам участников рынка, избыточное предложение валюты уже в понедельник превысило $400 млн. Во вторник этот объем вырос еще больше и «зашкалил» за полмиллиарда. Поэтому, естественно, стоимость доллара в гривне на межбанковском рынке продолжила падение. По мере того как таяли надежды на выход на рынок регулятора, все большее количество продавцов вынуждены были соглашаться на «драконовские» условия покупателей. Во второй половине дня многие крупные сделки на продажу валюты уже заключались по курсу 4,9 грн./$1. Некоторым банкам пришлось «закрываться» еще дешевле — по 4,88 грн./$1. «Ночные» ставки по гривне выросли до 5-9% годовых.
Подобный сценарий развития ситуации сразу же напомнил апрельские события, связанные с произведенной тогда Нацбанком ревальвацией гривни. Каких-либо сигналов и объяснений по поводу отказа от участия в валютных торгах от первых лиц НБУ не поступало. Поэтому информацию приходилось собирать из всевозможных, порой не слишком достоверных источников. По слухам, инициатива нового «моратория» на покупку избытка безналичной валюты исходила от самого главы НБУ Владимира Стельмаха. Сам г-н Стельмах в эти дни на Институтской, 9 отсутствовал, пребывая, опять же по слухам, в Крыму. Вряд ли получит официальное подтверждение и информация о том, что только сообща заместителям главы Нацбанка удалось во вторник убедить своего шефа в необходимости принять участие в торгах и снять напряжение на рынке.
Как бы то ни было, но, хоть и с опозданием, регулятор все-таки вышел вчера на рынок с покупкой доллара по курсу 5,01 грн./$1. При этом выкупал он валюту «не всю и не у всех». По свидетельствам участников рынка, «только под честное слово — выручку экспортеров». И хотя «ночная» гривня вслед за этим сразу же упала в цене до 2,5-5% годовых, никакой уверенности в том, что курсовые встряски на рынке закончились, у банкиров нет.
Ведь практически детективный сюжет развития нынешней ситуации еще больше запутывают сведения об источнике столь резкого усиления валютных поступлений в страну. Оказалось, что снова в массовом порядке ее начали «заводить» в Украину нерезиденты. По оценкам самого НБУ, за последние несколько дней поступления «горячих» денег составили около четверти миллиарда долларов. Что послужило причиной столь резкой их активизации, можно только догадываться. Но весьма примечательно то, что произошла она вскоре после очередного «наезда» на Нацбанк со стороны министра экономики Сергея Терехина, которого в середине лета вдруг снова начала беспокоить либерализация валютного рынка. Впрочем, теоретически сигналом для спекулянтов могли послужить и прозвучавшие на прошлой неделе призывы функционеров МВФ, в очередной раз порекомендовавших правительству и Нацбанку «для обуздания инфляции ограничить рост денежной базы и перейти к более гибкому обменному курсу гривни».
Разве что попыткой «на корню» пресечь первые же «поползновения» иностранных спекулянтов можно объяснить столь неожиданный «зигзаг» в линии поведения главы Нацбанка. Ведь дальнейшее усиление притока спекулятивного капитала вынудило бы НБУ, выкупая валюту, в соответствующих масштабах увеличить эмиссию гривни. Что, при нынешней инфляции, г-н Стельмах считает, по-видимому, недопустимым.
C другой стороны, продолжи Нацбанк свою «страусиную» политику на протяжении еще нескольких дней, и куда мог свалиться курс доллара к гривне, стоит только догадываться. Как, впрочем, и гадать о том, до каких высот могли взлететь при этом ставки межбанковского ресурсного рынка (см. обсуждение "9,5 - это хорошо или плохо?"). Напомним, в настоящее время банкам запрещены арбитражные сделки. Т. е. в один и тот же день банки могут либо покупать, либо продавать валюту. При этом объем операций должен в точности соответствовать указанному в заявке, представленной в НБУ еще до начала торгов. По мнению банкиров, эти и многие другие установленные в правилах ведения валютных торгов на межбанке ограничения обязывают регулятора принимать участие в торгах и таким образом поддерживать ликвидность валютного рынка. А вот как раз кризис ликвидности межбанковского рынка в довершение «ко всем нынешним тяжким» нашей экономики сейчас вряд ли бы пришелся кстати. В теперешней и без того непростой экономической ситуации борьбу с дополнительным денежным предложением и угрозой инфляции подобными методами даже стрельбой из пушки по воробьям назвать сложно. Да и об интересах экспортеров, хоть они и не в особом почете у нынешней власти, полностью забывать все-таки нельзя. Особенно на фоне опубликованных вчера данных о снижении в прошлом месяце промышленного производства на 2,4% по сравнению с июлем 2004 г.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас