Госфинуслуг обещает к концу года полностью отбелить страховой рынок — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Госфинуслуг обещает к концу года полностью отбелить страховой рынок

255
Павел САЦЮК
Добившись резкого снижения объемов теневых операций на страховом рынке на сумму $400 млн, Госфинуслуг обещает к концу года полностью отбелить рынок.
Госфинуслуг не без удовольствия объявила о первой крупной победе над схемным страхованием. По словам председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, в прошлом году и первом квартале 2005 г. произошел перелом в развитии страхового рынка, ознаменовавшийся существенным сокращением теневых сделок и увеличением объемов классических видов страхования.
Чтобы выиграть битву и заставить страховщиков заниматься исключительно классическими видами страхования, Суслову необходимо изменить систему налогообложения страховых компаний. Председатель Госфинуслуг предлагает взимать налоги с прибыли страховых компаний, что приведет к экономической нецелесообразности проведения теневых операций и ликвидирует разницу в налогообложении страхового сектора и других отраслей экономики.
Повод для оптимизма
Судя по данным Госфинуслуг, сумма чистых премий (валовые страховые премии за вычетом премий, переданных перестраховщикам-резидентам) в первом квартале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. снизилась с 1913,2 млн грн до 1634,2 млн грн. На 15% (с 1644 млн грн до 1384,1 млн грн) сократилось страхование финансовых рисков, используемое преимущественно для псевдоопераций.
В то же время валовые страховые выплаты в первом квартале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились в три раза — со 190 млн грн до 539,5 млн грн. То есть размер чистых страховых выплат, свободных от двойного учета операций внутреннего перестрахования, возрос на 27,4%.
Комиссии удалось почти нейтрализовать один из каналов вывода капитала за рубеж — перестрахование рисков у иностранных компаний. Два года назад соотношение доли перестрахования нерезидентов и резидентов в валовых страховых премиях составляло соответственно 35% к 25%. В прошлом году распределение долей изменилось — 10% к 50%, а в первом квартале 2005 г. на долю перестраховщиков-нерезидентов пришлось лишь 2% (на долю перестраховщиков-резидентов — 52%).
Страны Прибалтики перестали фигурировать среди перестраховочных рынков, получающих платежи из Украины. Акценты сместились на Германию, США, Австрию, Францию, Великобританию, Польшу и Россию.
Такая ситуация позволила Суслову сделать сенсационное заявление о том, что с начала года страховой рынок уже не проводит операции по выводу капитала за рубеж. «Мы аннулировали лицензии всем компаниям, специализировавшимся на этих сделках, и приняли решение о предварительном контроле договоров перестрахования за границу, вследствие чего подобные операции стали невозможными», — заявил председатель Госфинуслуг.
В прошлом году у 25 страховых компаний были отозваны лицензии, а у 7 СК ограничено их действие. В результате Госфинуслуг нейтрализовала сделки псевдострахования на сумму около 570 млн грн. Регулятор обещает и в дальнейшем жестко контролировать операции перестрахования. С этой целью одним из замов Суслова назначен бывший сотрудник СБУ, который, по словам председателя Госфинуслуг, уже принимал активное участие в выявлении страховых компаний, специализировавшихся на теневых схемах.
Страховой противовес
В то же время страховщики считают, что бороться с теневыми схемами необходимо иными методами, нежели предлагает Госфинуслуг. «Если бы из состава валовых расходов были исключены затраты на страхование финансовых и коммерческих рисков, то удалось бы нейтрализовать большинство финансовых схем. Сейчас же используются другие теневые схемы с помощью сделок с ценными бумагами», — отмечает зампредседателя правления ЗАО «Европейский страховой альянс» Марина Воронянская.
В УАСК «АСКА-жизнь» также соглашаются с тем, что страхование финансовых рисков и страхование ответственности чаще всего используются для финансовых схем. По словам председателя правления компании Галины Третьяковой, существует два основных теневых варианта. Первый предполагает заключение договора страхования по завышенной цене. Например, классическое страхование имущества осуществляется по тарифу 0,3%, а в договоре фигурирует 2%. Разница в 1,7% — это так называемые лишние деньги, которые страховая компания может перечислить со своего счета кому угодно. Второй способ предполагает заключение фиктивного договора страхования, когда предприятие вообще не пользуется страховыми продуктами, вступая в сговор с СК. В договоре прописываете событие, вероятность наступления которого нулевая, и за определенный процент СК проводит перечисление или обналичивание денег. В УАСК «АСКА-жизнь» предлагают свой рецепт нейтрализации подобных сделок. Компетентным органам, включая ГНАУ, необходимо тщательнее изучать условия крупных договоров, в том числе заключенных на тендерной основе, сравнивая их с рыночными условиями. «Например, если в тендере участвовали компании, предлагавшие тариф 0,1%, а победила структура, взимающая за свои услуги 1%, то это предмет для специального расследования», — считает Третьякова.
Недавно была предпринята очередная попытка в законодательном порядке ограничить возможности страхователей использовать не по назначению договоры страхования. Один из народных депутатов прописал в законопроекте объем страховых платежей, который юрлица могут относить на валовые расходы. Например, если страхуется имущество по балансовой стоимости, то на валовые расходы нельзя отнести больше 1% страхового платежа. Если страхуется автомобиль, то не более 10% и т. д.
Данный законопроект поддерживают основные игроки классического страхового рынка, считая, что он поможет решить проблему псевдострахования. «Я положительно отношусь к любым инициативам, предлагающим ограничения по отнесению на валовые расходы затрат по отдельным видам страхования, — говорит председатель наблюдательного совета СК «НОВА» Игорь Арцимович. — Важно только, чтобы такие ограничения прописывали специалисты, хорошо разбирающиеся в специфике страхования. Любая механическая ошибка в подобном документе может привести к негативным последствиям для целого вида страхования».
Существуют и другие мнения относительно таких новаций. «В первую очередь эта мера ударит по страхователям, нуждающимся в реальной страховой защите, которая объективно для них станет дороже, — считает генеральный директор СК «Вексель» Василий Фурман. — Конечно, у многих предприятий расходы на страхование не превышают пятипроцентный предел. Однако это не типичный показатель, если говорить о развитых странах, где затраты на страхование могут составлять до 15% от валовых расходов предприятия в зависимости от сферы и рисковости коммерческой деятельности. Особенно это относится к сфере услуг (например, грузоперевозки, туристический, гостиничный бизнес и пр.), которая в Украине сегодня только развивается. Поэтому такие нововведения сложно оценивать как позитивные».
Как бы там ни было, на днях президент подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 3 июня, который в частности увеличивает с 5 до 10% размер предельной суммы расходов на страхование, которую можно будет отнести на валовые расходы плательщика налога на прибыль. Как считают в Госфинуслуг, теперь появятся дополнительные возможности для «схемных» операций и вся проделанная ранее работа по детенизации рынка пойдет прахом. Напомним, что не так давно в налоговое законодательство уже вносились изменения, связанные с 5% ограничением расходов на страхование в структуре валовых расходов. Однако, как считают представители классического рынка страхования, подобное ограничение не привело к ликвидации финансовых схем.
Справка
Предлагаемые ограничения страховых расходов в структуре валовых расходов страхователя*
- при страховании собственных материальных активов (кроме всех видов транспорта и незавершенного строительства), арендованных, лизинговых активов, материальных ценностей на ответственном хранении — ежегодно до 1% от их балансовой или справедливой рыночной стоимости на начало отчетного налогового года;
- при страховании объектов незавершенного строительства — ежегодно до 1% от их балансовой стоимости на конец отчетного налогового года или до 1% от общей стоимости строительства за весь срок;
- при страховании автотранспорта — ежегодно до 10% от их балансовой стоимости на начало года;
- при страховании ж/д транспорта — ежегодно до 2% от их балансовой стоимости на начало года;
- при страховании воздушного и водного транспорта — ежегодно до 5% от их балансовой стоимости на начало года;
- при страховании рисков гибели урожая с/х культур — ежегодно до 10% стоимости ожидаемого урожая, но не больше 10% от средней стоимости фактически полученного страхователем урожая соответствующей культуры за последние три года;
- при страховании риска перерыва производства — ежегодно до 1% от общей суммы условно-постоянных расходов, которые плательщик налога согласно законодательству должен уплачивать независимо от того, осуществляет он производственную деятельность или нет;
- при страховании гражданской ответственности перевозчиков — ежегодно до 2% от суммы дохода плательщика налога от соответствующей деятельности;
- при страховании ответственности перед третьими лицами, связанной с деятельностью плательщика налога, за ущерб жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, за исключением выполнения финансовых обязательств по заключенным договорам — ежегодно до 1% от суммы дохода плательщика налога от соответствующей деятельности;
- расходы финансовых учреждений по страхованию кредитов, инвестиций, выданных и принятых гарантий — до 5% от общей суммы выданных кредитов, осуществленных инвестиций и выданных/принятых гарантий на протяжении отчетного периода.
* Согласно законопроекту № 7619 от 07.06.2005 «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (относительно налогообложения страховой деятельности)
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас