Лизинговое поле конкуренции. Государство: игрок или зритель? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лизинговое поле конкуренции. Государство: игрок или зритель?

Кредит&Депозит
529
Марина БРИКИМОВА, «День»
Банки очень скоро могут стать серьезными конкурентами лизинговых компаний. По мнению советника председателя правления НБУ Андрея Жилинского, это подтверждает и тот факт, что основным источником финансирования лизинговых операций по-прежнему остаются банковские кредиты. Естественно, банки начинают задумываться над расширением спектра услуг. Ведь никто не хочет отдавать деньги и хороших клиентов кому-то, когда процесс можно контролировать самостоятельно.
Впрочем, этому пророчеству суждено сбыться только при условии, что эпоха перемен и здравых решений обойдет отечественную экономику десятой дорогой. А фондовый рынок, который, по мнению Жилинского, может стать еще одним серьезным источником финансирования лизинговых операций, прикажет долго жить, так по-настоящему и не родившись.
Но есть и другая версия. В ближайшие два-три года крупнейшие лизинговые компании, имеющие портфель, близкий или больше $10 миллионов, начнут привлекать инвестиции за счет выпуска ценных бумаг. Если точнее, облигаций, в которых уже сегодня серьезно заинтересован портфельный инвестор. Если же помимо всего прочего будут еще и секьюритизированы лизинговые платежи, то украинские лизингодатели рискуют просто захлебнуться в иностранных инвестициях.
Этот потенциал лизинговых компаний Жилинский объясняет особенностями психологии западного инвестора, который более охотно вкладывает деньги в покупку права на определенный поток лизинговых средств, чем в развитие большого предприятия. В любом случае этот будет способствовать развитию отечественной экономики.
Однако украинские предприятия, по мнению Жилинского, гораздо охотнее брали бы оборудование в лизинг, если бы существовала комплексная государственная программа компенсации процентной ставки лизинговой компании. Это «снизило бы нагрузки на лизингополучателей и риски лизингодателей. А также позволило бы увеличить прибыльность лизинговых компаний и их капитализацию», — считает эксперт.
Увы, сегодня правительство, соревнующееся со своими предшественниками в проявлениях любви к народу путем увеличения социальных расходов, на такой ответственный шаг не пойдет. Но его, собственно, никто и не торопит. На начальном этапе всех участников рынка лизинга устроило бы принятие парламентом решения об ускорении амортизации, что могло бы непосредственно повлиять на объемы лизинговых операций. Рынку не помешали бы и четко сформулированные требования к лизинговым компаниям: например, определение минимального размера уставного фонда. Таким образом, можно было бы перекрыть кислород сомнительному лизингодателю со уставным фондом, скажем, в 10 тысяч гривен.
Такой хитрый ход чиновников, при условии, что этим вмешательство в рыночную деятельность и ограничится, позволил бы развивать рынок лизинга на более профессиональном уровне. При этом подобное балансирование на грани невмешательства в дела предпринимательских структур стало бы вершиной взаимопонимания власти и бизнеса... Возьмет ли на себя правительство столь тонкую миссию?
До сих пор госпроекты по развитию лизинга в Украине, как утверждает президент холдинга «Райз» Алексей Павленко, были не слишком удачными. Живой пример тому НАК «Украгролизинг». Изначально компания задумывалась как способ поддержки национального производителя агротехники. А в результате, «ее существование стало противоречить развитию конкурентной среды на рынке», уверен эксперт. «Условия работы должны быть одинаковыми для всех лизингодателей. Что же касается «Украгролизинга», то обеспечить необходимое количество техники НАК может, а предоставить технику соответствующего качества — нет. И при этом получаемые им бесчисленные субсидии и дотации, порождая демпинг на рынке, уничтожают конкурентную среду», — сказал Павленко «Дню».
Глава Госфинуслуг Виктор Суслов также считает, что новое правительство подвергнет жесткому реформированию концепцию «Украгролизинга». «Вся эта сфера будет серьезно реорганизована. Тем более, что с деятельностью «Украгролизинга» связаны большие долги, невозвраты, неэффективное использование бюджетных средств и техники. В общем, это головная боль правительства на протяжении нескольких лет. Надо признать провал протекционистских идей», — говорит Суслов.
Впрочем, существует и другой взгляд на «Украгролизинг». Как рассказал «Дню» заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ХТЗ Дмитрий Сергиенко, за время своего существования компания «Украгролизинг» приобрела серьезный опыт работы и смогла поломать въевшуюся практику невозврата лизинговых платежей. «Сегодня «Украгролизингу» не мешало бы сосредоточить внимание на ограничении номенклатуры поставок, потому что из- за колоссального разброса — от дорогостоящего комбайна до примитивного двигателя — порой страдает качество поставляемой техники», — считает Сергиенко. В целом же, по его мнению, в лизинговой политике в аграрном секторе должна четко просматриваться позиция Кабмина и Министерства аграрной политики. По лизингу предприятия должны закупать только дорогостоящее оборудование. За 10—15 тысяч гривен сельхозпроизводители в состоянии купить технику и без лизинговой рассрочки», — говорит он.
«Украгролизинг», наверняка, не хуже экспертов знает свои проблемы. Останутся ли они в прошлом, и каким образом? В любом случае совсем не эта контора должна нести ответственность за качество производимой в стране сельхозтехники и развитие лизинга.
По материалам:
РБК
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас