Нью-йоркская фондовая биржа выходит на новый уровень — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нью-йоркская фондовая биржа выходит на новый уровень

Фондовый рынок
385
Владимир УМНОВ
Как известно, центром мировой экономики является Уолл-стрит в Нью-Йорке, а топ-местом деловой активности Уолл-стрит — Нью-йоркская фондовая биржа (НЙФБ). Уже 212 лет она определяет котировки ведущих финансовых инструментов как в США, так и в мире. Однако развитие интернета привело к тому, что у фондовой площадки №1 появились мощные конкуренты — электронные торговые площадки, которые предлагают своим клиентам более простые, доступные и (самое главное) дешевые условия доступа к торгам. Все это стало причиной сделки, которая может радикально изменить существующие традиции торгов: на днях Нью-йоркская фондовая биржа объявила о подготовке к слиянию с крупной сетью электронных торгов…
До последнего времени НЙФБ выдерживала натиск со стороны быстро развивающихся конкурентов благодаря своей именитости. Но в век высоких технологий 200-летний брэнд наряду с отсутствием существенных качественных изменений в самой системе организации бизнеса может скорее сыграть в минус, чем в плюс. Это все лучше понимали собственно члены биржи, которые оказывали на нее все большее давление, пытаясь добиться удешевления и повышения эффективности системы торгов, что немыслимо в "доинтернетовском" варианте.
В конце концов, НЙФБ приняла решение "идти в Сеть". Но встал главный вопрос — как? Конечно, можно было с нуля создать собственную систему электронных торгов. Но с точки зрения эффективности затрат было бы логично пойти по более простому пути: объединиться с одной из уже существующих электронных торговых систем. Причем изначально ясно, что фондовая биржа пойдет на слияние с электронной системой вынужденно, поскольку в противном случае операторы просто начнут покидать данную площадку из-за ее технических неудобств. Многие скептики считают, что руководство биржи решило пойти в ногу со временем и интернетизироваться слишком поздно — это надо было сделать еще 5—6 лет назад.
Как бы там ни было, но биржа официально объявила о подготовке к слиянию с крупной сетью электронных торгов Archipelago Holdings. Конечно, намного менее именитой, чем НЙФБ, но зато более эффективной и быстрорастущей. Ожидается, что сумма сделки составит $400 млн., и в ее итоге на Уолл-стрит могут произойти одни из самых значительных перемен за все 212 лет существования биржи. В общем, научно-технический прогресс в сфере высоких финансовых технологий дошел до сердца современного делового мира. Какие трансформации он несет?
Во-первых, в скором времени Нью-йоркская фондовая биржа, образно выражаясь, расползется по всему миру. До недавнего времени, несмотря на то что интернет позволяет проводить сделки в режиме реального времени, находясь в любой точке земного шара, биржа работала, как в прошлые века. Удивительно, но система американских торгов производила впечатление не современного фондового рынка — места проведения важнейших финансовых транзакций, а восточного базара: человеческий муравейник, суетятся брокеры, торги идут с голоса и т. п.
Теперь все должно радикально измениться. Правда, существует одно препятствие, которое до последнего времени мешало Нью-йоркской фондовой бирже сливаться с другими операторами — она является неприбыльной и некоммерческой организацией. А в случае слияния с Archipelago Holdings вынуждена будет стать коммерческой структурой.
Таким образом, меняется сам принцип организации фондовой торговли на Уолл-стрит, поскольку, будучи коммерческой организацией, биржа будет заинтересована в максимизации своей прибыли и превратится в мощнейшего финансового игрока. С одной стороны, это нанесет колоссальный удар по принципу самой системы фондовых торгов, а с другой — будет способствовать еще большей концентрации капиталов в США (у структур, близких к нынешним членам НЙФБ). И с политической точки зрения приведет к еще большему распространению финансового влияния США на другие государства.
Ведь если сегодня существует масса ограничений по допуску иностранных инвесторов на американский фондовый рынок, то с электронизацией Нью-йоркской фондовой биржи эти препятствия отпадут почти автоматически, поскольку НЙФБ не сможет более удерживать капиталы в рамках "мелких" национальных фондовых рынков. Таким образом, в ближайшие 10—15 лет произойдет объединение фондовых рынков в один гигантский глобальный рынок. Это на руку исключительно транснациональным корпорациям, особенно тем из них, которые имеют свои штаб-квартиры в США.
Как это ни странно будет звучать, но объединение Нью-йоркской фондовой биржи с сетью электронных торгов рано или поздно скажется и на экономической ситуации в Украине. Если раньше венчурные инвесторы и спекулянты специально выискивали развивающиеся рынки типа нашего, для того чтобы вложить туда деньги, то сейчас это потеряет смысл. Инвесторы будут играть на глобальном рынке по-крупному. Поэтому инвестиции в такие страны, как Украина, станут прерогативой узкого круга транснациональных корпораций, аккумулирующих капиталы инвесторов: благодаря структурам типа НЙФБ они будут либо оптом подчинять себе целые отрасли экономики, либо просто уничтожат их как конкурентов. Предприятиям придется забыть раз и навсегда о том, чтобы через механизм "доморощенного" фондового рынка, который в процессе укрупнения ведущих мировых фондовых площадок будет терять свою ликвидность, привлекать капиталы иностранных инвесторов (пусть даже спекулятивные). Тем более это касается Украины: мелкая даже по восточноевропейским меркам украинская торговая система ПФТС конкурировать с гигантами типа Нью-йоркской фондовой биржи будет не в силах.
В принципе процесс ухода мелких национальных фондовых торговых площадок с глобального рынка уже пошел. Так, в странах Восточной Европы они друг за другом находят себе западных инвесторов. Что, к примеру, недавно произошло с фондовой биржей в Венгрии. И причины тут понятны: емкость национальных рынков несопоставима с глобальным финансовым рынком и рынками таких стран, как США. При этом можно предположить, что процесс концентрации торговых площадок будет ускоряться, и через несколько лет в мире останется лишь несколько торговых площадок, причем электронных.
Более того, поскольку принцип торговли практически одинаков как на фондовых, так и на товарных биржах, особенно упомянутых выше электронных, то они тоже вполне могут слиться. Это приведет к тому, что спекуляции на ценовых колебаниях как фондовых инструментов, так и товарно-сырьевых ресурсов будут более масштабными.
Скажем уже сегодня, чтобы извлечь капитал, вложенный в те или иные акции и перенаправить его в сырье, инвестор должен прибегать к услугам по меньшей мере двух фондовых площадок. А это неудобно. Не случайно на многих электронных торговых площадках сегодня одновременно торгуются и товары, и фондовые либо финансовые инструменты. В дальнейшем организовывать во все больших масштабах товарные торги будет вынуждена и Нью-йоркская фондовая биржа.
Как это отразится на Украине, предположить нетрудно. Вступление нашей страны в ВТО приведет к уменьшению таможенных барьеров и свободному перетоку товаров. Так что украинские производители еще сильнее будут зависимы от колебаний мировых цен на сырье и ресурсы. Да и работать они смогут лишь в рамках транснациональных корпораций, которые благодаря своим масштабам могут минимизировать последствия ценовых колебаний. То же касается и украинского сельского хозяйства, которое сегодня чрезвычайно страдает из-за несоответствия конъюнктуры мировых рынков потребностям предприятий АПК, особенно во времена, когда после сбора урожая Украина должна экспортировать продукцию.
Кстати, вполне возможно, что лет через десять, когда мировые товарные и финансовые площадки объединятся, может наступить время создания единой мировой валюты. Поскольку сам пересчет долларовых цен в евро и обратно весьма неудобен для инвесторов и "невалютных" спекулянтов. Но это уже тема другой статьи.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас