Нужны ли Украине корейские деньги под нефтяной проект? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нужны ли Украине корейские деньги под нефтяной проект?

Энергетика
116
Егор СМИРНОВ
Новому руководителю "Нефтегаза Украины" Алексею Ивченко от его предшественника Юрия Бойко досталось немало проблем, среди которых одна из самых сложных — ситуация вокруг украинско-татарстанского предприятия "Укртатнефть" и принадлежащего ей Кременчугского НПЗ. Сейчас на "Укртатнефти" разгорается очередной скандал. В январе предприятие подписало меморандум с южнокорейской компанией LG о модернизации завода на сумму в $1,7 млрд. Однако радоваться по этому поводу рановато. Более того, прежде чем влезать в столь масштабные инвестиционные проекты, нужно дождаться решения Конституционного суда о законности передачи акций "Укртатнефти" в "Нефтегаз Украины".
Инвестиционное дежа-вю
Моя искренняя любовь к инвесторам вообще и корейским в частности омрачается воспоминаниями о не совсем блестящем опыте корпорации Daewoo на ЗАЗ. Как известно, три года назад после тяжелой и продолжительной финансовой болезни Daewoo Corporation "угасла" на руках кредиторов: ее долги достигли фантастической отметки в $50 млрд. Я хорошо помню пышные презентации корейских проектов по принципу "все и сразу", которые не шли ни в какое сравнение с педантичными разведрейдами General Motors.
Почти двухмиллиардный проект LG в Кременчуге вызывает некоторое дежа-вю с уже подзабытыми инвестиционными обещаниями Daewoo. Во всяком случае, такое ощущение вызывает телеграмма, которую подписал председатель наблюдательного совета "Укртатнефти" Равиль Муратов — первый вице-премьера республики Татарстан. К слову, активное протежирование корейцев татарами не удивительно: их связывает давнее, если не сказать больше, сотрудничество. Еще в июле 2003 года делегация Татарстана, возглавляемая премьер-министром Рустамом Миннихановым, посетила предприятия корпорации LG. Этот визит состоялся в рамках кампании по проникновению LG International Corp. в нефтеперерабатывающую отрасль Татарстана.
Меркантильная доброта
LG Oil Corp. является одной из самых крупных компаний по производству смазочных материалов и нефтехимической продукции в Азии. На ее заводах регулярно происходят громкие забастовки. Но не в этом дело. О масштабных инвестициях в татарскую нефтепереработку со стороны LG в российской прессе почему-то не сообщалось. Зато были публикации, в которых шла речь о том, что южнокорейский концерн предлагает России крупные инвестиции в нефтехимическую отрасль не за красивые глаза, а в обмен на ряд госпакетов акций привлекательных предприятий. Из этого можно сделать вывод, что и внушительный инвестиционный проект с украинским НПЗ может быть попыткой поучаствовать в возможной приватизации "Укртатнефти". Вместе с тем о дальнейшей судьбе Кременчугского завода пока говорить рано: ее должны решить депутаты парламента.
При этом им необходимо учесть стратегическое значение для экономики Украины крупнейшего отечественного НПЗ, который на треть обеспечивает потребности страны в топливе. Причем большая часть нефти поступает на переработку от татарстанской нефтяной компании "Татнефть", одного из крупных акционеров предприятия. Но эту компанию Юрий Бойко и Равиль Муратов фактически отстранили от переговоров с южнокорейцами.
Вместе с тем наблюдатели высказывают глубокие сомнения относительно корейского проекта. По сути, нам навязывают товарный кредит в размере $1,7 млрд., который будет потрачен на модернизацию завода. Кроме того, в документах не предусмотрены необходимые гарантии со стороны всех акционеров компании и правительств Украины и России по поставкам нефти на завод. При отсутствии таких гарантий установки могут остаться без сырья: в январе—феврале нынешнего года поставки нефти упали на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. А это означает, что средств для выплаты за оборудование у предприятия не будет и оно фактически попадает в долговое рабство к инвесторам. Есть опасность, что после подписания сделки с LG на новое правительство Украины ляжет огромный долг. И если он не будет погашен в ущерб бюджету — новенькие установки на Кременчугском НПЗ за долги перейдут в собственность иностранных кредиторов.
Экспертная оценка
Конечно, вопрос технического развития и модернизации одного из крупнейших украинских нефтеперерабатывающих заводов — Кременчугского НПЗ — является важным аспектом украинской экономической политики как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, особенно учитывая вектор интеграции Украины в европейское экономическое пространство. Но одним из важнейших аспектов реализации подобных проектов является минимизация затрат, что может быть достигнуто только в условиях тендерной процедуры. Однако в нарушение мировых принципов эксклюзивные права выбора исполнителей на всех стадиях реализации проекта предоставлены меморандумом корпорации LG. Отсутствие конкуренции способно стать причиной резкого удорожания проекта (до 30%). К этому же может привести предлагаемый LG выбор единого лицензиара на все новые и реконструируемые установки. Поскольку разные фирмы являются ведущими в разных технологических процессах (например, UOP (США) — в сфере каталитического риформинга, a AXENC (Франция) — в сфере изомеризации), отказ от выбора оптимальной технологии для большого количества процессов, планируемых к модернизации, представляется сомнительным.
Фирмой LG предлагается делать единый проект на весь этап модернизации, хотя в реальности речь идет о строительстве или реконструкции установок, не связанных между собой. Более дешевым и быстрым вариантом является исполнение отдельных проектов для каждой установки и отдельного проекта по изменению генплана завода. Кроме того, объединение всех этапов работ в единый проект значительно усложняет условия финансирования проекта и резко повышает риски для инвесторов, заемщика и гарантов проекта.
Очевидно, что проблема финансирования проекта модернизации Кременчугского НПЗ может быть решена в основном за счет привлечения кредитов от международных финансовых институтов и зарубежных кредитных организаций. При этом структурирование сделки по привлечению кредитов потребует определения механизма обслуживания долга (процентов и основного долга), включая условия продажи нефтепродуктов, гарантии по поставкам нефти, а также финансовые гарантии. Все это требует предварительного подписания основными акционерами ЗАО "Укртатнефть" специального юридически обязывающего соглашения о долгосрочных условиях участия в проекте. Такое соглашение пока не подготовлено. Все эти обстоятельства не позволяют в настоящий момент надеяться на участие международных финансовых институтов и кредитных организаций в финансировании проекта.
Кто в ВИНК хозяин?
Еще до подписания меморандума с корейцами тогдашний глава "Нефтегаза" Юрий Бойко сказал, что ему известна сложившаяся на сегодня ситуация в "Укртатнефти". И что он планирует направить основные усилия на доведение компании до уровня переработки, соответствующего нефтеперерабатывающим заводам Европы. С целью структурирования финансовых потоков в рамках единой компании родился указ Леонида Кучмы о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Однако сам факт целесообразности передачи госпакета акций "Укртатнефти" в НАК "Нефтегаз Украины" вызывает ряд вопросов. Акции фактически перестали быть государственными. И теперь для окончательной приватизации этого госпакета не требуется согласия Верховной Рады Украины. Достаточно постановления правительства.
Российские СМИ провели собственное расследование позиции татарстанского вице-премьера в этом вопросе. В частности, газета "Коммерсантъ" написала, что Равиль Муратов поддержал передачу госпакета акций "Укртатнефти" в собственность "Нефтегаза" в обмен на то, что украинские чиновники поддержат вывод из имущества "Укртатнефти" нефтедобывающей татарстанской компании "Зюзеевнефть", которая находится на балансе дочернего предприятия "Укртатнефти" — "Татнефтепрома", в пользу компании "Корус". Самое интересное, что "Коммерсантъ" обратился к татарскому вице-премьеру за разъяснениями, но Равиль Муратов не смог прокомментировать ситуацию вокруг предприятия, так как, по информации газеты, поспешно отбыл с визитом в Республику Корея. Наверное, в гости к LG.
P. S. Таким образом, вокруг "Укртатнефти" идут несколько конфликтных процессов, связанных и с инвестициями, и с составом собственником, и с приватизацией. Депутаты —инициаторы закона, который запрещает продавать и передавать акции нефтеперерабатывающих предприятий в уставные фонды компаний разных форм собственности до принятия программы приватизации на следующие два года, указывают на непрозрачный механизм передачи активов "Укртатнефти" в уставный фонд НАК.
Валентина Семенюк, глава специальной парламентской комиссии по вопросам приватизации, считает, что создание государственных холдинговых компаний акционерных обществ на основе указов президента крайне опасно. Передача государственных пакетов в одни руки только упрощает их продажу. А когда акции "Укртатнефти" и НПК "Галичина" заберут у государства, размахивать руками будет поздно. Поэтому депутаты обратились в Конституционный суд, который вынесет вердикт о законности передачи акций "Укртатнефти" в "Нефтегаз Украины" в соответствии с указом Леонида Кучмы "О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью". Очевидно, что до решения Конституционного суда и определения судьбы предприятия никакие инвестиционные проекты не могут рассматриваться в принципе.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас