Приватизация Нацбанка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Приватизация Нацбанка

Валюта
367
Наталья ЗАДЕРЕЙ
Огромный дефицит госбюджета и кадровые чистки могут привести к потере независимости Национального банка.
Кадровые изменения в Нацбанке произошли одновременно с утверждением нового состава правительства. Уход людей Тигипко — Арсения Яценюка, Александра Шлапака и Вадима Пушкарева — с руководящих постов в Нацбанке был прогнозируемым и четко вписывается в кадровую политику новой власти. На очереди изменения и состава Совета НБУ. О намерении подать в отставку Контрактам сообщил его глава Анатолий Гальчинский. Таким образом, можно ожидать, что руководящий состав монетарного ведомства будет сформирован по принципу лояльности к его главе Владимиру Стельмаху, а также к новому правительству. Позитивов в формировании подобной команды единомышленников, в нынешних экономических условиях, к сожалению, немного. Появляется соблазн для тех самых, осуждаемых Владимиром Стельмахом, «конъюнктурных решений». Только уже со стороны другой команды и из-за популизма уже другого правительства. Можно ли представить себе, чтобы Джордж Буш, выиграв президентские выборы, отправил в отставку Алана Гринспэна? Такой исход делает невозможным законодательно закрепленная независимость совета руководителей Федеральной резервной системы от президента, кстати, позволяющая США оставаться с низкой инфляцией при огромном дефиците бюджета.
Свободу Нацбанку
В развитых странах залогом ценовой и курсовой стабильности является независимость монетарных властей. В Евросоюзе денежно-кредитной политикой занимается Европейский центральный банк, никоим образом не подыгрывающий политике правительств отдельных стран. В США независимость Федеральной резервной системы гарантирует тот факт, что срок полномочий члена совета руководителей составляет 14 лет.
Национальному банку Украины проводить жесткую и независимую политику будет непросто. Огромный дефицит бюджета (18-32 млрд грн), спровоцированный неоправданным повышением социальных расходов еще правительством Януковича, создает повышенные инфляционные риски и требует от Нацбанка особой бдительности. В данной ситуации, по мнению Анатолия Гальчинского, важным является сохранение лица Советом НБУ, который должен обеспечить независимость Нацбанка. При этом бывший глава Совета не скрывает опасений. «Я боюсь, что будет давление на Нацбанк с точки зрения накачивания деньгами экономики. Мы этого не допускали, по крайней мере, внимательно следили за ситуацией и в случае необходимости резко сокращали предложение денег, как, к примеру, в ноябре-декабре 2004, когда денежная система была спасена от коллапса», — рассуждает Гальчинский.
На первый взгляд, на денежно-кредитном рынке все благополучно. Инфляция в январе-декабре уменьшилась с 2,4 до 1,7%, в том числе и благодаря усилиям Нацбанка, снизившего в январе на 4% объем наличных вне банков. Ликвидность банков восстановилась, в том числе в связи с ростом депозитов физлиц на 6,3%, а золотовалютные резервы НБУ выросли на 5,6% благодаря росту валютных поступлений в страну. Тем не менее над этим равновесием дамокловым мечом висит бюджетный дефицит.
Облагодетельствованное социальными подачками население вряд ли станет скупать дешевеющий доллар, зато наверняка ринется на потребительский рынок, обеспечив на нем рост цен. Национальный банк продолжит выкупать поступающую от экспорта валюту, тем самым, проводя масштабную эмиссию и увеличивая ликвидность банков. Депозитная база банков будет расти, однако высокий уровень инфляции воспрепятствует существенному снижению кредитных и повышению депозитных ставок. В то же время высокая ликвидность банков создаст инфляционный навес, который будет перетекать в рост цен по мере увеличения уровня монетизации экономики. Действий Нацбанка по нейтрализации избыточной ликвидности путем выпуска депозитных сертификатов или даже ужесточения резервных требований может оказаться недостаточно. Потребуются очень жесткие меры по ограничению предложения денег, которые могут идти вразрез с желанием правительства перед парламентскими выборами стимулировать экономику увеличением государственных расходов. Конечно, Нацбанк вряд ли прибегнет к монетизации бюджетного дефицита, как это было в начале 90-х. Однако и оказывать активное сопротивление экспансионистским планам правительства также, вероятно, не станет.
Инфляционные риски
Самому правительству, скорее всего, придется наполнять бюджет внеплановыми заимствованиями. На данный момент проблем с этим нет — Всемирный банк готов предоставить Украине остаток программного системного займа, а портфельные инвесторы массово скупают ОВГЗ. Впрочем, не факт что интерес инвесторов к стране с растущим государственным долгом и несбалансированным бюджетом сохранится. Кроме того, сама идея «проедания» заимствований противоречит всем принципам государственных финансов, и еще недавно беспощадно критиковалась бывшей оппозицией.
Пока что самым мощным антиинфляционным фактором является укрепление гривни. По словам советника председателя НБУ Валерия Литвицкого, уровень сальдо текущего счета платежного баланса, возвращение на рынок валюты, приобретенной во время избирательной кампании, сохранение роста экономики и возрастающий интерес к стране со стороны зарубежных инвесторов дают Нацбанку основания укреплять гривню прогрессирующими темпами. Чем он и занялся, повысив с начала года курс гривни более чем на 40 пунктов. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и сценарий, при котором агенты рынка, обеспокоившись размером дефицита и способностью правительства платить по долгам, начнут избавляться от гривни.
Ожидания укрепления гривни дают экономистам повод для весьма оптимистичных инфляционных прогнозов. Анатолий Гальчинский, ссылаясь на динамику валютного курса и ситуацию на рынке энергоносителей, считает, что инфляцию можно удержать на уровне 7-8%. Правда лишь в том случае, ели президент не будет поощрять популистские решения парламента и предпочтет ветировать законы, направленные на непомерное повышение социальных выплат. В правительстве рассчитывают на более высокую инфляцию, однако подчеркивают что ценовая динамика — проблема, доставшаяся в наследство от прежней власти. По словам министра экономики Сергея Терехина, инфляция по итогам нынешнего года не превысит 10-11%, в случае если парламент утвердит предлагаемые правительством изменения к госбюджету-2005.
С другой стороны, неясно насколько далеко готов пойти Нацбанк в укреплении гривни. Для серьезного противодействия инфляции нужен переход к более гибкой курсовой политике. Однако позволить себе курсовые колебания сможет только центробанк, независимый от политической воли правительства.
Повод для опасений дает политическая родственность нынешних монетарных и фискальных властей. В эпоху Кучмы несомненным позитивом была система противопоставления, то есть распределение на ключевых постах представителей разных политических сил (Кабмин — донецким, Нацбанк — днепропетровским) с тем, чтобы они могли уравновешивать друг друга. Проблема же отсутствия у Совета Нацбанка эффективных рычагов контроля деятельности правления была всегда. Однако если, к примеру, оппонирующий Тигипко совет под руководством Гальчинского еще как-то пытался гнуть свою линию, то совет, лояльный к руководству, вряд ли станет отстаивать неугодные власти параметры денежно-кредитной политики.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас