В ближайшее время рынок топлива начнет работать по европейской модели — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В ближайшее время рынок топлива начнет работать по европейской модели

Энергетика
88
В 2005-м торговля нефтепродуктами в нашей стране станет более цивилизованной. Объем транспортировки нефти увеличится, поступление налогов от продажи ГСМ вырастет, а цены на горючее больше не будут регулировать нерыночными способами. Одновременно НПЗ планируют приступить к масштабной реконструкции производства, которая позволит начать выпуск топлива европейского качества. Операторы рынка нефтепродуктов положительно оценили смену Кабинета министров. По мнению большинства опрошенных трейдеров, новое правительство должно стать одним из наиболее профессиональных в части взаимодействия с нефтяниками. "То, что происходило в сфере регулирования рынка ГСМ при Викторе Януковиче, нанесло больше вреда, чем пользы", — говорит генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак.
По мнению представителя одной из компаний, владеющих НПЗ, "регулирование, имевшее место в прошлом году, чуть не разрушило весь рынок". "Крупные компании сами теряли прибыли и были вынуждены давить на владельцев АЗС с тем, чтобы те держали цены. Все это делалось искусственно, для того чтобы показать перед выборами, какое у нас дешевое горючее. А привело к ухудшению качества и уходу большей части рынка в тень", — говорит нефтетрейдер.
"Украинские нефтяники ожидают сегодня от Юлии Владимировны прагматичного и, самое главное, рыночного подхода к регулированию рынка", — заключает Валерий Нестеров, аналитик ИК "Тройка-диалог".
2005 год принес рынку важное новшество — отмену российского НДС на нефть, импортируемую в Украину. "Очень важно, чтобы новое правительство уделило этому вопросу внимание и отслеживало наполняемость бюджета украинским НДС с нефти. Иначе, пока государство будет занято политической составляющей, могут возникнуть перекосы — кто-то продолжит пользоваться льготами и сможет получить сырье дешевле, а кто-то нет", — сообщил член Комитета по ТЭК ВР Украины Владимир Демехин. По мнению Демехина, последний вариант развития событий может создать предпосылки для недобросовестной ценовой конкуренции, а для стабильности рынку нужны единые для всех участников правила игры.
Отмена НДС начала действовать с 1 января, но одновременно вступил в силу и компенсирующий потери российского бюджета от отмены НДС механизм увеличения для российских нефтедобытчиков налога на добычу полезных ископаемых. Этот налог производители сразу закладывают в стоимость нефти. Так что особого удешевления российского сырья ожидать в этом году не следует. Зато, если четко отслеживать уплату НДС с импортной нефти, эти поступления могут внести достойную лепту в бюджет. "Украина долго шла к отмене двойного налогообложения нефтяного сырья и непременно должна этим воспользоваться. Если новый состав Кабмина уделит достойное внимание вопросам нефтепереработки и исключит из цепочки поставок компании-льготники, украинский НДС на нефть может стать значительным источником дохода для государства, не оказав при этом давления на себестоимость топлива", — считает Приймак. Таким образом, очевидно, что в этом году эксперты отрасли больше всего переживают за установление равных условий для всех нефтяников. Поскольку если хотя бы один из заводов начнет применять схему по уходу от налогов, то остальные предприятия будут вынуждены пойти вслед за ним. "И если владельцев ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" такое развитие событий, возможно, устраивает, то системные инвесторы, наоборот, не заинтересованы в применении льготных схем", — считает народный депутат Георгий Крючков. Действительно, руководство "Лукойл-Украина" неоднократно заявляло о том, что намерено платить все необходимые налоги, включая акцизный сбор, не применяя схем по уходу от налогообложения. Того же мнения придерживаются ТНК-ВР и "Татнефть".
В этом году планируется масштабное увеличение объемов переработки нефти на НПЗ и рост объемов транзита сырья через территорию Украины. Поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы Украины в январе 2005 года составили 1441,1 тыс. тонн, переработка сырья — 1665,0 тыс. тонн. Производство бензина украинскими НПЗ достигло 362,0 тыс. тонн, дизельного топлива — 402,7 тыс. тонн, мазута — 483,7 тыс. тонн. До конца года "Лукойл" планирует увеличить выпуск нефтепродуктов на 4%, ТНК-ВР — на 7%, "Укртатнефть" — на 5%. По данным Минтопэнерго, транспортировка нефти магистральными нефтепроводами страны достигла 3,7 млн. тонн, из которых 2,4 млн. тонн — экспортный объем, транспортировка нефти для внутренних потребителей — 1,3 млн. тонн. "В случае, если в регулирование транзита не будут лезть с бессмысленными коррективами, в этом году Украина даже нарастит объемы прокачки", — сообщили в пресс-службе ОАО "Укртранснефть". "Транзит нефти — это ключевой экономический фактор во взаимоотношениях Украины и российских нефтяных компаний. Тот факт, что новый глава Кабмина пообещала не прекращать транзит нефти по нефтепроводу Броды—Одесса до того момента, пока не будет построена труба до Плоцка, свидетельствует о прагматичном подходе Юлии Владимировны. Думаю, нефтяники оценят этот жест и также пойдут навстречу Кабмину", — считает Приймак.
В этом году эксперты нефтяного рынка прогнозируют повышение цен на нефтепродукты. "Ничего удивительного в этом нет, ведь стоимость нефтепродуктов в прошлом году была значительно занижена", — сказал представитель концерна "Галнефтегаз", владельца крупной сети АЗС в Западной Украине.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас