"Криворожсталь": как это было на самом деле — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Криворожсталь": как это было на самом деле

Фондовый рынок
5319
Продажа госпакета акций Криворожского государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" стала одной из крупнейших и самых загадочных сделок за всю историю украинской приватизации. Ведь в минувшем году продался фактически последний рентабельный и перспективный государственный актив в отрасли, которая формирует более 30% бюджета Украины.
Что представляет собой "печально известный лидер" украинской металлургии, приватизация которого в июне 2004 года обернулась грандиозным скандалом?
На сегодняшний день "Криворожсталь" - крупнейший в Украине производитель металлопродукции, доля которого на рынке достигает 20%. По выплавке стали "Криворожсталь" занимает 26-ю строчку в рейтинге металлургических предприятий земного шара и первое - в Украине. В процентном соотношении "Криворожсталь" сегодня - это 20% выпуска железной руды, 22% - железорудного концентрата, 16% агломерата, 22% кокса, 23% чугуна, 14,6% стали, 15,9% готового проката. Более того, немаловажным фактом является и то, что трудовой коллектив "Криворожстали" насчитывает 55 тысяч человек, которых непосредственно касается судьба предприятия.
"Криворожсталь" - это единственное предприятие Украины, имеющее практически автономный производственный цикл - от добычи сырья до производства проката, что обеспечивает низкую себестоимость продукции и позволяет рентабельно и прибыльно работать даже при неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка, не говоря о его нынешнем состоянии с буквально запредельным уровнем цен. Так, в 1999 году рентабельность "Криворожстали" составила 14,82%, в 2000 году - 33,7%. В последующие годы степень рентабельности не опускалась ниже 30%.
Правда, подлинность показателей 2004 года весьма сомнительна. Несколько настораживает рост доходов "Криворожстали" - всего на 30% за год. Это с учетом того, что с 2003 по 2004 год цены на стальной прокат в мире выросли практически в два раза. Вполне вероятно, что эти показатели были представлены в качестве официальных, чтобы несколько занизить стоимость предприятия выставленного на аукцион. Очевидно, что при таком раскладе борьба за комбинат с самого начала обещала быть нешуточной.
Как приватизировали "Криворожсталь"
Приватизация "Криворожстали" состоялась в июне 2004 года. Тогда на продажу было выставлено 93,02% акций. В итоге комбинат был продан украинскому Инвестиционно-металлургическому союзу (ИМС) всего лишь за 804 миллиона долларов. Его специально создали именно для покупки "Криворожстали" два предприятия: System Capital Management, принадлежащий Ринату Ахметову, и днепропетровская корпорация "Интерпайп" " во главе с зятем Леонида Кучмы Виктором Пинчуком. В результате, 56,25% акций принадлежит Ринату Ахметову, а 43,75% - Виктору Пинчуку.
На покупку "Криворожстали", между тем, претендовали и другие участники, готовые платить за актив порядка 1,5 миллиарда долларов. Фактически, в процессе приватизации за комбинат боролись три группы инвесторов - российская, американская и украинская. Напомним, из металлургических холдингов России интерес к предприятию проявили группа "Евразхолдинг" и "Северсталь-групп",которая выступала на конкурсе вместе со швейцарской Arcelor. Американскую сторону представляли альянс компаний LNM Group и US Steel. Еще одним участником в последний момент решила стать индийская TATA Steel. Все вышеперечисленные претенденты были готовы заплатить за покупку "Криворожстали" не менее 1 миллиарда долларов, что, по крайней мере, выше цены, которую заплатил признанный победитель тендера.
Однако их заявки были исключены, согласно заявленным украинскими властями "новым" условиям, по которым покупатель "Криворожстали" должен был проработать на украинском рынке не менее трех лет и производить не менее 1 миллиона тонн украинского кокса в год. Это условие фактически исключило из тендера всех неукраинских претендентов.
Итак, отстранив иностранных инвесторов, власть взялась за "разборки со своими". Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" - один из возможных участников конкурса - незадолго до объявления аукциона отказалась от намерения приобрести венгерское металлургическое предприятие Diosgyor (DAM Steel Rt.). Вполне вероятно, что пойти на этот шаг заставило именно желание приобрести 93,02% акций "Криворожстали". Но, как оказалось, все было уже давно "предрешено сверху", то есть верхушкой украинской власти.
Любимое детище Кучмы: "Криворожсталь" и Пинчук
"Криворожсталь" - несомненно, любимое детище бывшего президента. Леонид Данилович приложил немало усилий, чтобы предприятие достигло нынешнего вполне благополучного состояния. Именно он дал сигнал на разгон Олегом Дубиной в конце 1999 года облепивших завод посреднических структур. Ведь "крыши" у них были самые разные. Одни "крышевались" у "братков", другие нежно дружили с "силовиками" и властными структурами, причем не только с региональными. И разницу в методах ведения бизнеса различными трейдерами определить было почти невозможно. Вокруг "Криворожстали" кормилось слишком много народу. Цена вопроса заключалась в миллиарде гривен экспортной прибыли, благополучно растекавшемся по различным офисам.
Итак, судьба комбината и Леонида Кучмы тесно переплелись. А в середине 2004 года в связи с предстоящими выборами нового президента, для Леонида Даниловича наступила пора, когда пришлось подумать о семье, ну и о комбинате... По-человечески понятно желание пристроить свое детище получше, да и поближе.
И вот, в  апреле 2004 года было быстро завершено преобразование "Криворожстали" в акционерное общество. Уставный фонд определен в 3,86 миллиарда гривен (724 миллиона долларов). Именно в эту сумму правительство оценивает предприятие. Это примерно 62% от среднегодовой реализации за три последних года. Что в общем-то, по нашим стандартам, не так уж и плохо. Иное дело, что при нынешних ценах на мировом рынке, когда даже прокат среднего качества можно сбыть по 400 долларов за тонну, за комбинат несложно получить и миллиард долларов, а то и больше, ведь рыночная цена предприятия проще всего рассчитывается по формуле: годовая прибыль умножается на пять... Но оценщик "здраво" рассудил, что слишком уж загонять цены не стоит. Теперь становится понятным недоразумение, приведенное выше, по поводу сомнительного роста доходов "Криворожстали" - всего на 30% за год, при том, что с 2003 по 2004 год цены на стальной прокат в мире выросли практически в два раза.
Угроза национальным интересам, антидемпинг и иностранные инвесторы
Итак, если одним из основных мотивов приватизации "непременно украинским" инвестором было обеспечить национальные интересы Украины, то обращают внимание следующие неоднозначные факты:
- Во-первых, в условиях конкурса (учитывая, что их готовили под иной консорциум, где в дальнейшем допускалось перераспределение акций) нет ни слова о запрете на перепродажу акций. Как и о социальных гарантиях рабочим, о дальнейшем развитии предприятия. Поэтому перепродать комбинат можно было едва ли не на следующий день после покупки - было бы желание рискнуть.
- Во-вторых, как заявил в то время министр промышленной политики Украины Александр Неустроев, условия приватизации "Криворожстали" "являются не дискриминационными, а патриотическими... Когда мы подавали предложения по конкурсу, по отбору инвесторов, моя позиция была такой: требования к инвестору прописываем не для того, чтобы пришло как можно больше инвесторов, а чтобы было лучше комбинату". Оказалось, что требуются "профессионально работающие на рынках сырья, кокса и металла инвесторы, которые смогут обеспечить долгосрочное развитие предприятия". Очевидно, ни "Северсталь"/Arcelor, ни Tata Steel не вдохновили Кабмин.
- В-третьих, продался фактически последний рентабельный и перспективный государственный актив в металлургии - отрасли, которая формирует более 30% бюджета Украины. Оценка чрезвычайно важная: ведь именно наша отрасль сегодня объективно дает львиную долго валютных поступлений в государственный бюджет Украины - около 80%.
- Наконец, проблема с антидемпингом. Вообще-то Украине, занимающей седьмую позицию в мире по производству стали, "везет" на антидемпинговые расследования. Сейчас часто можно услышать мнение, что американцы хотят получить от Ющенко "Криворожсталь" в обмен на более лояльное отношение к украинской продукции на мировом рынке.
До сих пор на слуху антидемпинговый скандал с украинским металлопрокатом в США, когда наших производителей, включая "Криворожсталь", буквально вытолкали с американского рынка. Сопровождалось спровоцированное скорее политическими, нежели экономическими причинами расследование даже такими абсурдными требованиями, как сообщить информацию о расстоянии в метрах между цехами "Криворожстали". К слову, канадцы, начав еще в 2001 году антидемпинговое расследование по поставкам криворожской арматуры, сделали сенсационное признание. Министерство торговли Канады подтвердило, что украинская черная металлургия не что иное, как рыночная отрасль экономики. Согласитесь, что для несколько подмоченного имиджа Украины - это успех.
Дело в том, что еще за полгода до вышеописанных событий руководство "Криворожстали", понимая неизбежность утраты американского рынка, стало активно пробиваться в страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Персидского залива, что позволило избежать потерь и, главное, опередить конкурентов. Самым крупным рынком комбината в 2003 году стал Алжир (19,26% в общей отгрузке). Увы, крупнейший рынок стран Персидского залива - Ирак - из-за известных событий, временно, надо надеяться, потерян. А ведь эта страна до войны получала от комбината около 1,6 миллиона тонн проката. Достаточно перспективным может стать участие "Криворожстали" в масштабных проектах Объединенных Арабских Эмиратов по строительству туристических и жилых комплексов, емкость которых оценивается до 1 миллиона тонн металлопроката в год.
А вот рынок стран Евросоюза для предприятия важен скорее с политической точки зрения. Тем более что в связи с уменьшением квоты на импорт металла из Украины, поставки комбината в страны ЕС в 2004 году уменьшились в два с лишним раза по сравнению с 2003 годом. Зато эти потери с лихвой компенсированы поставками в страны Балканского региона, стабильно остающиеся крупными потребителями криворожского металла. Экспорт в Югославию, например, увеличился в 2004 году почти вчетверо по сравнению с 2003 годом.
С Россией сложнее. Агрессивная с некоторых пор протекционистская политика правительства РФ довела долю отгрузки в Россию до 0,51% от общих продаж. Дело в том, что россияне возбудили антидемпинговое расследование о поставках швеллера. К слову, на "Криворожстали" его не производят. Но, по сути, наши соседи ввели ограничения на поставки любого сортамента размером 80х80 мм. После долгих целенаправленных переговоров представителей "Криворожстали" с российскими госведомствами и металлургами удалось-таки найти компромисс. Россия сняла ограничения со всех видов украинского сортового проката. Однако гарантий того, что Россия вновь не вернется к этому сценарию никто дать не может.
Одновременно продажа "Криворожстали" подвела некую черту и в истории украинской приватизации в целом. За последние 12 лет большая часть крупных объектов приватизировалась по схеме, когда победителя можно было назвать заранее, прочитав условия конкурса (написанные под конкретную компанию). После 2000 года все крупные конкурсы в металлургии проходили по четко расписанному сценарию с четко обозначенным фаворитом. Так было и на Северном ГОКе, Никопольском ферросплавном, "Дзержинке". А молниеносная продажа 42% акций "Петровки" - это, казалось  вершиной мастерства украинской власти. Но история с "Криворожсталью" превысила все ожидания.
"Оранжевая" деприватизация
Президент Украины Виктор Ющенко начинает выполнять предвыборные обещания. Одним из них был пересмотр итогов приватизации крупнейшего в стране меткомбината "Криворожсталь". Первым решением нового украинского правительства Юлии Тимошенко также стал вопрос о деприватизации "Криворожстали".
Каков же смысл происходящего с "Криворожсталью": деприватизация, национализация или перераспределение сфер влияния в бизнесе?
Предстоящая процедура национализации может стать уникальной в украинской истории. Во-первых, потому что новое правительство обещает не распространять подобную практику на другие предприятия, даже если законность их приватизации вызывает сомнения. Во-вторых, по той причине, что процесс реприватизации "Криворожстали" изначально планировался как показательный, призванный засвидетельствовать справедливость решений новой власти.
Но, к сожалению, не все так безоблачно, как это пророчили несколько месяцев назад. У представителей новой власти, судя по всему, нет единого видения процесса реприватизации скандально известного комбината. Ранее Виктор Ющенко объяснил, что будет создана специальная комиссия, которая изучит законность проведенного летом приватизационного конкурса, повторно оценит стоимость комбината, а после этого материалы будут переданы в суд для обжалования продажи "Криворожстали" и назначения нового тендера.
Юлия Тимошенко, похоже, начала реализацию другого плана. Ее правительство на первом же заседании отменило решения кабинета Януковича, касающиеся приватизации "Криворожстали". Премьер-министр пообещала позже в специальном сообщении обнародовать процедуру возвращения комбината в госсобственность и проведения повторной продажи.
Наконец, до сих пор не разработан механизм "операции реприватизация", так как такие своевольные действия руководства вновь свидетельствуют о вседозволенности высших эшелонов власти. Итак, на сегодня имеем следующие варианты:  "реверса" в приватизации, доплата и проведение нового тендера. Однако легитимности всех этих вариантов ставит множество вопросов.
- "Реверс приватизации"
 
На рынке полагают, что при повторном тендере стартовая цена актива должна перевалить за 1 миллиард долларов. И тут нам следует быть чрезвычайно внимательными. Первыми о намерении инициировать возвращение металлургического комбината под контроль государства заявили социалисты. Сразу же после этого Виктор Ющенко обвинил Фонд государственного имущества в фабрикации условий конкурса по продаже "Криворожстали". Еще летом 2004 года, когда политические расклады казались туманными, глава Фонда государственного имущества Украины Михаил Чечетов бодро заявил журналистам, что "реверса" в приватизации "Криворожстали" не будет никогда. Аргумент простой - это невозможно даже потому, что правительство и парламент уже поделили средства, которые поступили в бюджет от приватизации этого предприятия. "Государство уже начало тратить деньги, полученные от приватизации. О каком реверсе вы говорите?", - сказал Чечетов.
- Доплата
Затем в кулуарах власти и недрах штабов появилась новая версия дальнейшего развития событий - доплата. Но ее еще никто не обсуждал всерьез. Более того, журналисты ждали, что через короткое время "металлургическая жемчужина" будет перепродана новым хозяевам по более высокой цене. Об этом вслух говорил и Петр Порошенко. По его словам, "отдельные инвесторы, которые подавали заявку на участие в конкурсе по "Криворожстали", получили предложения о продаже им приватизированного госпакета этого меткомбината". По информации депутата, цена, по которой новые собственники предлагали пакет на перепродажу, значительно выше, чем та, по которой он был выкуплен у государства.
Кстати, о деньгах. Виктор Ющенко не раз заявлял, что "Криворожсталь" была продана на 5 миллиардов гривен дешевле своей стоимости. В перечне оглашенных им указов, которые легитимизируются сразу после его вступления на пост главы государства, вторым идет "О неотложных мероприятиях по обеспечению возвращения утраченных (обесцененных) сбережений граждан" - предусматривает важное увеличение соответствующих выплат уже в 2005 году. Указ предусматривает привлечения в бюджет дополнительных средств, недополученных от приватизации стратегических объектов в 2004 году, и направление этих средств на компенсацию утраченных сбережений. Речь идет, в частности, о таких предприятиях, как "Криворожсталь".
Затем в одном из интервью Виктор Андреевич сказал: "Передела собственности не будет, национализация, деприватизация, реприватизация - исключены. Мы не имеем времени копаться в том, что и как происходило в 1993-1994 годах. Нужно подвести черту и двигаться вперед.
- Просто "залатывание дыр" в бюджете
Что имеем в итоге? Посему доплата в 1 миллиард долларов за "Криворожсталь"  становится совершенно реальным экономическим проектом, направленным на "залатывание дыр" в дефицитном бюджете 2005 года.
Ближайшний соратник Ющенко Петр Порошенко разъяснил народу, что в результате реприватизации в бюджет поступит дополнительно около 10 миллиардов  гривен (примерно 2 миллиарда долларов), необходимых для выполнения повышенных социальных обязательств новой власти. "Справедливая приватизация будет главным источником поступлений госбюджета до тех пор, пока не будет сформирована четкая, прозрачная и справедливая налоговая реформа, пока реально не "детенизируют" экономику", - добавил он. Правда, Порошенко уверен, что повторная продажа ожидает не менее десятка крупных предприятий, а Тимошенко и Ющенко уверяют, что дело ограничится "Криворожсталью".
Итак, предприятие "Криворожсталь" остается одним из лидеров на мировом рынке металлургии. Деятельность предприятия свидетельствует о его высокой рентабильности. Более того, металлургия для Украины является отраслью стратегического значения. Поэтому вполне резонны аргументы в пользу того, чтобы вернуть предприятие в госсобственность. Однако на сегодняшний день, из-за дефицита бюджета это остается лишь желанием. Так что продавать (или перепродавать) "Криворожсталь" все-таки придется. Вопрос только в том, кому и как продавать уже проданное предприятие.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас