83
Financial Times: почему процентные ставки такие низкие?
— Кредит&Депозит
Финансовые рынки озадачены динамикой цен на облигации. ФРС США постепенно повышала ставку рефинансирования с 1% год назад до 2,5% на прошлой неделе, в направлении уровня, который она считает более нормальным. Тем не менее, как это ни парадоксально, доходность долгосрочных облигаций продолжает падение. В США прошлым летом она достигла 4,7%, и с тех пор упала почти на четверть процента. Нет сомнений, что процентные ставки – как международные, так и американские – низки в связи с тем, что сейчас мировой экономический цикл находится на этапе подъёма. Оставив ещё более несбыточные надежды относительно рынка акций, часть инвесторов недовольна тем, что облигации не могут предложить многообещающей альтернативы.
Подобные настроения являются результатом «денежных иллюзий» - когда инвесторы не принимают во внимание фактор инфляции. Высокая доходность, которую они получали раньше в номинальном выражении, отчасти являлась компенсацией в связи с опасениями, что курс доллара и фунта может упасть. Однако реальные процентные ставки ОЭСР, полученные путём вычитания инфляционного индекса из номинальной доходности, так же демонстрируют чёткую долгосрочную тенденцию к понижению – с примерно 6% в середине 80-ых до текущего уровня в 2%. Эти выводы подтверждаются доходностью индексированных облигаций Великобритании, которые сейчас торгуются в диапазоне 1,5-2%. Доходность более новых облигаций US TIPs (индексированные гос. облигации США) сейчас так же упала до уровня в 1,5%. Такая низкая доходность весьма впечатляет, учитывая общепринятое мнение, что курс доллара и фунта завышен, и доходность облигаций должна включать премию к связанному с этим риску.
Можно попытаться объяснить это с точки зрения технических факторов финансовых рынков, или превратностей кредитно-денежной политики. Однако, не смотря на ужесточение политики, доходность как краткосрочных, так и долгосрочных долгов находится на рекордно низком уровне. По данным Goldman Sachs, они значительно ниже стандартных колебаний. Это поддерживает тенденцию «carry trade», в рамках которой участники рынка идут на краткосрочные заимствования и вкладывают эти средства в облигации. Возможно, есть и более простое объяснение низкому уровню ставок. Так же как цена на бананы балансирует спрос и предложение на этот фрукт, так и ставка процента балансирует объём сбережений и спрос на объёкты для инвестиций. Кредитно-денежная политика важна для краткосрочных долгов из-за её влияния на уровень инфляции. Однако важнейшим фактором для рынка долгосрочных обязательств выступает мировой баланс сбережений и инвестиций. Таким образом, мы приходим к простой гипотезе, что спад реальных процентных ставок отражает растущую нехватку привлекательных инвестиционных проектов, которые могли бы абсорбировать сбережения. По идее, в мире должна наблюдаться нехватка капитала, и нам часто говорят, что мы накапливаем недостаточно средств. Но в данном контексте важна нехватка проектов не столько развивающихся стран, сколько во всём мире; проектов, которые могли бы предложить коммерческую прибыль, скорректированную с учётом рисков.
Причиной того, что столь большая доля мировых накоплений инвестируется в США, заключается, несомненно, в том, что таких объёктов для вложения капитала нигде больше не осталось. В 30-е годы Лорд Кейнс опасался, что ставка процента не сможет упасть до уровня, достаточного для баланса накоплений и инвестиций при среднем уровне занятости. Но до сих пор рынки капитала работали хорошо, и процентные ставки понизились до необходимого для баланса уровня, не послужив, при этом, толчком для спада.
Тем не менее, мы должны быть благодарны, что правительства и граждане не слишком прислушиваются к сильным мира сего, призывающим накапливать больше средств. Пойди они на поводу, нехватка на финансовых рынках была бы слишком велика, и мы бы действительно могли стать свидетелями спада, которого так боялся Кейнс.
Авторы планов глобальной координации пытаются предотвратить эту угрозу путём балансировки накоплений в англо-саксонском мире через сокращение накоплений в Азии, и, возможно, в еврозоне – хотя, конечно же, они называют этот процесс по-другому, говоря о росте курсов азиатских валют и экономических стимулах Европы. В предыдущем абзаце я отметилил нехватку знаний и полномочий для успешного исполнения этих планов балансировки.
Может возникнуть ещё одна проблема. В статье последнего обзора NIESR Review говорится, что норма сбережений Великобритании слишком низка для того, чтобы удовлетворить потребности граждан. А в последнем выпуске Lombard St Review Тим Конгдон высказывает противоположную точку зрения, что если учесть общий объём накоплений – и не только частных – то норма сбережений вполне адекватна. В любом случае, не существует какого-то освящённого веками закона, что деньги, инвестированные в ценные бумаги с фиксированным процентом, должны приносить какой-то определённый доход. И «эвтаназия рантье», о которой говорил Кейнс, всё ещё может произойти. Тем временем, упрямое сопротивление призывам накапливать средства продолжает откладывать возникновение проблемы, которой может стать нулевой уровень процентных ставок для кредитно-денежной политики, и на случай которой ФРС дальновидно подготовила план чрезвычайных мер.
По материалам: Cbonds
Поделиться новостью
Также по теме
В Украине планируют изменить правила относительно кредитной истории: Рада приняла в первом чтении законопроект
Какой будет доходность по депозитам в октябре: ответ банкира
Доля неработающих кредитов в банках уменьшается: что этому способствует
Как получить 70% компенсацию от государства через ПриватБанк: детали єОселя
Как забрать деньги из банка-банкрота через «Дію»
Как выбрать депозит: 6 простых правил