До конца марта все владельцы автомобилей должны купить полис — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

До конца марта все владельцы автомобилей должны купить полис

309
(Продолжение. Начало)
Сергей ЛЯМЕЦ
C апреля ГАИ будет проверять наличие у водителей оригиналов договоров обязательного страхования ответственности. Чтобы не потерять деньги, важно правильно применять новый полис.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Конечно, идеальным вариантом было бы просто заплатить деньги, и не попадать в опасные ситуации. Если все же самое неприятное произошло, нужно придерживаться четкой последовательности действий.
Этап первый - вызвать ГАИ и проследить, чтобы та выдала протокол с голографической наклейкой, а также справку о наступлении ДТП с угловым штампом. Иногда милиция выдает ксерокопии справок, и многие страховщики их принимают, просто потом делают дополнительный запрос в ГАИ, а это чревато отсрочкой рассмотрения заявления.
Важно пресечь давление и недобросовестность представителей другой стороны или милиции. Так, часто ГАИ проповедует предвзятое отношение к держателям полисов, мол, застрахован - будешь виноват. Чтобы этого не случилось, нужно соблюсти все процедуры и проверить малейшие детали, не особо полагаясь на точность стражей порядка.
Обязательно нужно взять данные о полисах другой стороны (сторон) ДТП, а также предоставить им свои. Страховщики рекомендуют для этого держать при себе, кроме оригинала, несколько копий договора, чтобы можно было обмениваться ими, как визитками.
ГАИ в любом случае передают документы в суд, и тот выносит свое решение. Но оно абсолютно не касается отношений клиента со страховщиком, кроме случаев, когда закон признает владельца полиса виновником ДТП. Например, если клиент "въехал" намеренно, и это будет доказано судом, страховщик предъявит регрессный иск. Но в любом случае компания компенсирует ущерб, если признает, что этот случай из тех, по которым она обязана выплатить деньги, а уже потом разбирается по конкретным случаям. Административные взыскания, наложенные судом, автовладелец оплачивает сам.
Этап второй - одна из сторон ДТП (пострадавший или держатель полиса) в течение трех рабочих дней обращается в страховую компанию того, кто причинил ущерб. Если держатель не известил своего страховщика о ДТП за это время, тот может подать регрессный иск.
Чтобы уведомить, нужно дозвониться до компании (номер телефона есть на полисе) и узнать адрес для составления стандартного заявления на получение возмещения. Это не обязательно будет представительство того самого страховщика. Если компания не работает в данном регионе Украины, ее интересы обязательно представляет другая.
Третий этап - оценка лицензированным экспертом ущерба. Закон предусматривает детальные характеристики того, что следует считать таковым. В случаях ущерба здоровью и жизни существует сложная процедура определения суммы компенсации. Что касается имущества, некоторые компании рекомендуют вызывать представителя компании (аварийного комиссара) и оценщика (он же эксперт) сразу, однако это не обязательно.
"Эксперт может выехать либо на место ДТП, либо уже потом на осмотр имущества, и ему будет достаточно данных, указанных в выданных ГАИ документах. Поэтому очень важно, чтобы все сведения в них были максимально точными, а транспортное средство оставалось именно в том состоянии, в котором оно оказалось в результате ДТП", - подчеркнул Павел Лозневой из АСК "Вексель".
В целом же, компания должна направить эксперта в течение трех рабочих дней с момента подачи заявления. Если этого не происходит, потерпевший может воспользоваться услугами другого оценщика.
Этап четвертый - согласование суммы, указанной в заключении эксперта. Зачастую тот указывает заниженную величину ущерба. Происходит это как из-за недобросовестности оценщика, так и из-за специфических правил оценки. Например, случается, что машина старше двух лет, а детали для ремонта нужны новые, что приводит к завышению суммы компенсации. Часто вместо ремонта СТО предпочитают заменять компоненты. Кроме того, бывают деформации заметные и скрытые, а также те, которые уже были до ДТП.
Поэтому все нюансы нужно перепроверить и согласовать со страховщиком. Идеальным будет вариант, когда владелец, оценщик и мастер на СТО вместе осматривают повреждения и приходят к единой сумме возмещения. И лишь после этого начинается ремонт.
"Бывает, что автомобиль обслуживается исключительно у "своего" дилера (иначе он лишается гарантии), а тот намеренно завышает сумму по счету на 10-15%. Оценка же производится по AUDATEX'у, в котором стоимость запчастей немного завышена, а работ - существенно занижена. Получается, что сумма в заключении эксперта меньше, чем в счете СТО. Чтобы разницу не пришлось оплачивать из своего кармана, согласовывайте все со страховой компанией", - посоветовал Лозневой.
Безусловно, все сверки затягивают процесс, который обычно длится три-четыре дня, и именно на этапе оценки возникают наибольшие трения между компаниями и клиентами. Рецепт один - автовладельцам придется опытным путем решить, с кем иметь дело, а с кем нет.
Впрочем, сказанное выше справедливо для случаев, когда компании придется компенсировать большой ущерб. "Если сумма в счете СТО незначительная, страховщик вообще может не заказывать экспертизу, а согласиться на предложенные условия", - отметил представитель одной из столичных компаний.
И еще одно. Расходы по эвакуации до места стоянки или ремонта компания обязана оплатить, главное для держателя полиса - взять чек.
Этап пятый - оплата услуг по ремонту и получение возмещения от страховой компании. На это предусмотрен срок в 30 дней с момента предоставления всех документов, включая оценку суммы ущерба.
Бывает, что машина не подлежит восстановлению, или сделать ремонт стоит дороже, чем купить аналогичное транспортное средство. В таких случаях потерпевшему компенсируется разница между ценой машины до и после ДТП.
Если транспортное средство подлежит ремонту, часто страховая компания предпочитает оплачивать счет уже после починки. Между тем СТО обычно работает по предоплате. Поэтому оптимален вариант, когда владелец рассчитывается самостоятельно, а потом получает возмещение, за вычетом франшизы. В противном случае возможны трудности с перечислением страховщиком денег авансом в пользу СТО.
Можно избежать всех этих проблем, не пользуясь услугами техстанции, а сразу согласившись с суммой возмещения, предложенной страховщиком. Учитывая, что на выплату компенсации отводится месяц, иногда лучше потерять в деньгах, но быстрее сделать ремонт и сесть за руль, а не дожидаться соблюдения всех процедур, но ездить на автобусе.
ЧТО ПОТОМ
Когда будут выплачены суммы по всем лимитам, бывший держатель полиса обязан заключить новый договор. Но если выплаты составили меньше вашего максимального покрытия (25,5+51 тыс. грн.), возможны такие варианты.
Один из них - когда страховщик один или несколько раз выплатил возмещение, но сумма компенсаций все еще не достигла максимального лимита. В таком случае договор продолжает действовать, но страховое покрытие предоставляется только в пределах оставшейся суммы. Условно, после выплат 8 тыс. грн. "по имуществу" и 14 тыс. грн. "по здоровью или жизни", страховщик будет гарантировать 17,5 тыс. грн. по первой и 37 тыс. грн. по второй группе рисков.
Бывает, что, например, "по имуществу" предел ответственности полностью исчерпан, а "по здоровью" еще есть остаток. Тогда по первой группе страхового покрытия не будет вообще, но по второй оно останется. Однако эта ситуация чревата тем, что после нового ДТП держатель полиса должен будет весь материальный ущерб оплачивать из своего кармана, а страховщик лишь покроет убытки по восстановлению здоровья пострадавших или компенсации за их смерть.
Чтобы избежать проблем, считает Илья Фельдбарг из АСК "ИНГО Украина", в таком случае целесообразно перезаключить новый договор с полными лимитами.
Безусловно, с водителя, уже побывавшего в ДТП, возьмут большую сумму - потенциально он представляет повышенный риск на дороге. Однако никуда не денешься. С 2006 года уже всех владельцев транспортных средств поделят на группы риска и начнут с них брать больше или меньше, в зависимости от "опыта боевых действий". Назовут это системой "бонус-малус", но о ней "Ведомости" напишут несколько позже.
По материалам:
Київські Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас