Почему не все хотят в ЕС? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему не все хотят в ЕС?

480
Сегодня много говорят о положительных перспективах вступления в ЕС, которые может получить наша страна. Более того, руководитель пресс-службы Министерства иностранных дел Украины Маркиян Лубкивский 18 января официально заявил, что Украина готова подать заявку на вступление в Европейский Союз "хоть завтра". Однако страх перед отрицательными изменениями в определенных отраслях экономики служит причиной сомнений многих украинских граждан в европейском будущем Украины. Есть ли серьезные основания для опасений?
В этом смысле опыт наших соседей из Центрально-Восточной Европы представляется весьма полезным. Более десяти лет они стучались в двери Европы. Но теперь все позади: Евросоюз распахнул перед ними врата, за которыми ждут комфорт, свобода и довольствие. Впрочем, так ли все безоблачно?..
Возьмем Польшу - самое крупное "приобретение" ЕС в Восточной Европе. Местное производство довольно сильно придавлено конкуренцией, особенно такие отрасли как тяжелая промышленность, сельское хозяйство и мелкий бизнес. Они и сейчас уже чувствуют себя не лучшим образом: закрыто 90% угольных предприятий, простаивает знаменитая Гданьская судоверфь.
Но еще хуже другое: поляки говорят, что Европе удалось то, чего не смог сделать социалистический режим - задавить мелкого польского собственника. Сейчас маленькие частные лавочки, фермерские и ремесленные хозяйства, которыми всегда жила и славилась Польша, постепенно исчезают, не выдерживая конкуренции с крупными компаниями с Запада. Поляки опасаются, что исконно польских товаров скоро совсем не останется. Конечно, западные не хуже, да и рабочих мест под их производство в Польше создано немало, но все-таки социальная цена вступления в Европу получается довольно высокой.
Несмотря на оживление экономической конъюнктуры, в стране наблюдается очень высокий уровень безработицы - 20% трудоспособного населения. Под угрозой еще 20%, которые составляют фермеры. Причем безработным полякам (как и другим "евроновоселам") податься на вольные хлеба на Запад будет не так-то просто, как они надеялись, стремясь в ЕС. Из всех старожилов европейского дома пока только Великобритания, Ирландия и Нидерланды готовы принимать на работу граждан Польши.
Парадоксально, что в после такого желанного вступления в ЕС, Польша вновь потянулась к странам СНГ, и Украине, в частности. Подтверждение тому - та поддержка, которую оказывала Украине эта страна в лице Леха Валенсы во время "оранжевой революции" или нынешние заявления президента Квасьневского о том, что Польша приветствует стремления Украины стать членом ЕС.
Чехия после вступления в ЕС также не может похвастаться особыми экономическими достижениями. Чешский Минфин и Центробанк пришли к выводу, что Чехия может ввести евро не раньше 2009 года. Ведь обязательным условием введения евро является проведение комплексной бюджетной реформы. Именно высокий дефицит государственного и муниципальных бюджетов Чехии является основным препятствием для более раннего введения там единой европейской валюты.
Со вступлением Чешской Республики в Европейский союз существенно повысились цены на рынке сахара. Если в мае 2004 года розничная цена 1 килограмм сахара была 19 крон, то в начале сентября она повысилась до 26 крон, то есть на 36,8%. Одновременно подорожали и продукты питания, компонентом которых является сахар. А как известно, Чехия среди новых членов Евросоюза являлась единственной страной, где конкурентоспособно возделывание сахарной свеклы и велики мощности по выработке сахара (отдельные заводы перерабатывают до 12 тысяч тонн корнеплодов сахарной свеклы в сутки). Если Европейский Союз все же решит провести реформу рынка сахара, то его производство в Чехии придется сократить на 122 тысяч тонн, а площади под сахарной свеклой - на 18 тысяч гектаров.
Европейский союз, как показывает практика, не слишком-то щедр и дружелюбен к странам-кандидатам, зато много требует от них. К примеру, Еврокомиссия требует от Чешской Республики принятия антидискриминационного закона и модернизации системы трудоустройства. ЕС также хочет, чтобы Чехия приняла директивы Евросоюза о стандартах социального обеспечения работников и полностью переняла европейскую систему законов, касающихся охраны труда и здоровья (что на данный момент невозможно, принимая во внимание бюджет страны).
Показательным является и тот факт, что надежды чехов на то, что после Евросоюз обеспечит им рабочие места (а чехи и другие жители Центрально-Восточной Европы, как известно, были готовы работать за меньшую плату, чем их западноевропейские соседи) не оправдались. Для вновь принятых членов стали ограничения на импорт рабочей силы из восточноевропейских стран и возможность введения после 1 мая 2004 года "переходного периода" (в среднем, около 7 лет), в течение которого гражданам новых стран ЕС будет отказано в приеме на работу.
Как известно, вступив в ЕС, государства-члены обязаны подчиниться или приспособиться к некоторым законам, например, "Закону о банковской деятельности" или же "Закону об охране окружающей среды". Споры между ЕС и Чехией вопросу безопасности АЭС Темелин не утихают и сегодня.
Парадоксальным является и то, в 2004 году впервые за семь лет произошло сокращение потока прямых иностранных инвестиций в страны Центральной Европы. Это, в первую очередь, обусловлено завершением процесса приватизации в этих странах. Однако зарубежные инвесторы также обеспокоены тем, что после вступления в Европейский Союз в Центральной Европе поднимется уровень заработной платы и другие производственные затраты. Примечательным в этой сфере является пример Венгрии. В 2004 году впервые после свержения коммунистического строя в Венгрии зафиксирован отток инвестиций. До этого Венгрия была основным реципиентом прямых иностранных инвестиций в центрально-европейском регионе. По данным Deutsche Bank, суммарный приток инвестиций в страну сократился с 850 миллионов долларов в 2002 году до 300 миллионов долларов в 2004 году. Исходя из этих предпосылок, некоторые инвесторы уже переориентировались на рынки Болгарии и Румынии. Так, из-за сложившейся неблагоприятной обстановки пришлось отложить продажу 17,6% венгерского нефтяного гиганта MOL после того, как инвесторы предложили низкую цену за пакет.
Не следует забывать и том, что членство в ЕС вовсе не "бесплатное": сейчас страны отчисляют Евросоюзу всего 0,98% своего ВВП, и это еще не предел. Бюджет рассчитывается на основе долгосрочного финансового планирования - на 7 лет. Текущий бюджетный период заканчивается в 2006 году, но эксперты и политики уже давно приступили к разработке следующего бюджета. Недавно энтузиаст интеграции Романо Проди решил, что пора увеличивать объем средств, аккумулируемых в европейской казне. Его поддержал председатель Европейского парламента, заявивший, что "Союз вышел из возраста карманных денег и нуждается в сбалансированной финансовой программе".
          
На самом деле степень открытости государств Ценрально-Восточной Европы по отношению к странам - членам ЕС и наоборот после 1 мая 2004 года нисколько не изменилась. Эффект интенсивности взаимоотношений нарастал постепенно уже с того момента, как в ноябре 1989-го была разрушена Берлинская стена. К тому же, достигнутый эффект, уже исчерпал свое действие задолго до мая 2004 года.
Расширение ЕС привело к обострению конкуренции между производителями и предприятиями новых и старых членов ЕС на едином рынке Евросоюза. Однако это влияние может быть ограниченным. Это создает стимулы к перенесению отдельных более простых производств на территорию "новичков" ЕС. Расширение Европейского Союза выводет его на первое место в качестве рынка сбыта товаров Центрально-восточной Европы и на второе - в качестве источника импорта. Это значит, что динамика экономических процессов в ЕС довольно заметно влияет на экономическое состояние новых членов ЕС, учитывая высокий уровень открытости ее экономики. Учитывая специфику конкурентоспособности украинской продукции, украинские экспортеры широко используют ценовую конкуренцию в сфере полуфабрикатов, продукции с невысоким уровнем добавленной стоимости и уровнем технологичности.
Проблемы, с которыми сталкиваются государства после вступления в Евросоюз, весьма сложные. Но по мнению многих экспертов, расширение ЕС в целом позитивно влияет на экономику новых членов в среднесрочной и долгосрочной перспективах, несмотря на вышеуказанные трудности начального этапа интеграции.
Целью написания этой статьи было не переубедить сторонников европейской интеграции, что Украине не стоит вступать в ЕС, а лишь обратить внимание на то, что Евросоюз не является панацеей от всех бед. Ведь для достижения результата, весьма полезно знать о предыдущем негативном опыте и ошибках наших предшественников. Как известно, умные учатся на ошибках других.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас