Правительство увеличивает капитал госбанков в обмен на покупку ими неликвидных бумаг


Согласно постановлению Кабмина от 25 августа уставный фонд Ощадбанка будет увеличен с 200 млн грн до 301 млн грн, а Укрэксимбанка — с 288 млн грн до 386 млн грн. И в первом, и во втором случае источник капитализации банковских учреждений — госбюджет.

На первый взгляд, помощь Кабмина — единственного акционера госбанков — весьма своевременна. Госбанки несколько лет ждали поддержки правительства, однако выделение денег постоянно откладывалось, поскольку статьи на увеличение капитализации банковских учреждений лихо вычеркивались из госбюджета еще на этапе его рассмотрения парламентом. В результате госбанки сдавали рыночные позиции. Реальный капитал Ощадбанка год назад был отрицательным, три года назад банк перестал быть самым сберегательным, а в 2004-м не вошел даже в десятку крупнейших банков по капиталу.

Между тем вслед за постановлениями Кабмина о капитализации госбанков появилось объявление Минфина о размещении ОВГЗ сроком обращения 4,5 года. На аукционе 31 августа Минфин продал 101 тыс. облигаций, обеспечив таким образом поступление в бюджет 100,552 млн грн. Удивляет не только объем сделки, но и стоимость привлеченных средств. Доходность бумаг составила — 10,7% годовых, тогда как трехлетние бумаги еще месяц назад предлагались инвесторам по ставке 11,7% годовых.

Экономический смысл инвестиций в подобные гособлигации остается загадкой — по идее, стоимость пятилетних ресурсов составляет не менее 11%. Вряд ли облигации могли бы вызвать ажиотаж и среди нерезидентов, у которых также есть альтернатива в виде двух- и трехлетних украинских ОВГЗ. Логично предположить, что разошлись ОВГЗ в узком кругу банков, с которыми была достигнута предварительная договоренность. Такое предположение бытует и среди банкиров. Так, начальник отдела выпуска финансовых инструментов Укрсоцбанка Эрик Найман называет размещение Минфина нерыночным, отмечая, что у банков нет столь длинных и дешевых ресурсов, чтобы вкладывать в подобные бумаги.

Таким образом удачное размещение Минфина, совпавшее с увеличением уставных фондов Ощадбанка и Укрэксимбанка, не оставляет повода сомневаться в том, что именно госбанки стали счастливыми держателями малопривлекательных четырехлетних государственных долгов. Впрочем, участие Ощадбанка в покупке госбумаг — не новость. К слову, в условиях рекордного роста размещений государственных долгов существенным ростом портфеля ценных бумаг в январе — июле текущего года отметились лишь ПриватБанк (прирост на 255 млн грн) и Ощадбанк (прирост на 198 млн грн). Кто из них перед выборами мог соблазниться государственными облигациями, догадаться нетрудно.

Ощадбанк — крупнейший держатель гособлигаций. А увеличение капитала позволит выкупать дополнительную порцию госбумаг. Фактически происходит вливание денег в капитал банка с одной стороны и вывод их с другой под предлогом приобретения облигаций. Аналогичные схемы успешно апробированы большинством существующих коммерческих банковских учреждений, которые, привлекая акционерный капитал, тут же выдают кредиты связанным лицам с последующей их пролонгацией. Правда, такие сделки в последнее время проводить намного сложнее из-за усиления надзорных функций НБУ. Необходимо выстраивать целую прослойку кредиторов, прежде чем деньги дойдут до реального владельца банка. В случае же с Минфином, по всей видимости, цепочка предельно проста. Банки капитализируются за счет бюджетных денег и тут же финансируют бюджет.

Между тем Ощадбанк, зарегистрировав увеличение уставного капитала, мог бы добиться снятия ограничений, наложенных на его деятельность с подачи Всемирного банка, и активизировать кредитование. Причем на кредитных операциях он мог бы заработать вдвое больше, чем на покупке гособлигаций на условиях, предложенных Минфином. Однако получается, что отмена санкций необходима Ощадбанку для наращивания низкодоходного портфеля ценных бумаг. И хотя увеличение уставного фонда и позволит Ощадбанку вернуться в десятку наиболее капитализированных банков, необходимость «отработать» бюджетные деньги вряд ли позволит ему выйти на приемлемый уровень рентабельности.

Капитальный рейтинг

Банк Капитал, млн грн
1 ПриватБанк 1215,6
2 «Аваль» 1178,49
3 УкрСиббанк 769,67
4 Укрсоцбанк 562,98
5 Укрэксимбанк 487,2 (575,2 с учетом допэмиссии)
6 Райффайзенбанк 418,19
7 ПУМБ 368,97
8 «Надра» 318,26
9 Укрпромбанк 297,64
10 Брокбизнесбанк 282,1
11 «Финанси и Кредит» 276,02
12 Ощадбанк 236,35 (337,35 с учетом допэмиссии)

По данным Ассоциации украинских банков на 1.08.2004 г. В рейтинге не учтены показатели Проминвестбанка.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Фондовый рынок
Все, что мы знаем про:НБУ
Рейтинг популярности материала «Правительство увеличивает капитал госбанков в обмен на покупку ими неликвидных бумаг» на Finance.ua - 2.0
В Контексте Finance.ua