Для Украины 50 — 60 банков более чем достаточно — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Для Украины 50 — 60 банков более чем достаточно

Фондовый рынок
427
CA IB Securities (Ukraine) AT, дочерняя компания крупнейшего европейского инвестиционного банка CA IB, работает в Украине с 1997 года. За это время компания осуществила более 30 проектов по предоставлению услуг в сфере корпоративных финансов крупнейшим украинским и западным инвесторам. Собственным видением перспектив развития банковского сектора Украины и опытом проведения сделок делится Вадим СЕРГЕЙЧУК, генеральный директор CA IB
— Каковы основные тенденции развития банковского сектора в Украине?
— Наверное, сейчас стоит акцентировать возрастающий интерес иностранных банков к украинскому рынку. Если еще два года назад продажа даже крупнейшего украинского банка вряд ли могла вызвать большой интерес у зарубежных инвесторов, то тендер по «Кредит Банк (Украина)» показал, что их отношение к нашей стране кардинально изменилось. Украина становится все более привлекательной, но главную скрипку, конечно же, играет повышение рейтингов международных агентств (Moody's, Standard&Poors) и серьезный потенциал ритейлового бизнеса в стране. Все это позволяет говорить о приходе иностранного банковского капитала уже в ближайшей перспективе. Причем инвесторы могут рассматривать как вариант открытия дочерней компании, так и поглощения либо совместного ведения бизнеса через покупку крупного пакета акций украинского банка.
— Расставляя геополитические акценты, появление какого капитала можно ожидать прежде всего?
— Я не думаю, что тут целесообразно говорить «прежде всего». Сегодня как западные, так и российские банки проявляют интерес к Украине. Известно, что «Дойче Банк» собирается открыть здесь дочернюю структуру, крупные российские банки, в частности, «Внешторгбанк» и Банк Москвы заявляют о подобных планах. Среди потенциальных инвесторов можно назвать крупные банки России, Казахстана, Польши, Венгрии, Австрии и Германии.
— Что изменится на рынке с приходом иностранных игроков?
— Появление крупных игроков будет способствовать росту его капитализации. Готовность же акционеров поддержать банк деньгами в трудную минуту очень важна для вкладчиков, особенно учитывая недавний российский опыт. Более того, если проанализировать дальнейшее развитие рынка, то можно утверждать, что в этом заинтересованы и сами украинские банки. Банковский сектор в последние годы характеризуется снижением банковской маржи. В будущем лидируют именно те банки, которые зарабатывают за счет большого объема операций и имеют крупный капитал. В таких условиях маленькие банки, в свое время массово создаваемые промышленными группами для собственных нужд, перестанут приносить прибыль. Поэтому можно прогнозировать практически полное их исчезновение в ближайшие 10 лет. Акционерам гораздо выгоднее будет продать маленький банк и развивать уже имеющиеся виды бизнеса, пользуясь намного более качественными услугами крупных банков.
С другой стороны, крупные украинские банки, которые смогли сами существенно нарастить капитал, понимают, что у них недостаточно ноу-хау, чтобы перевести свой бизнес на другой уровень. Поэтому они потенциально заинтересованы в поиске западного партнера, готового принести с собой не только значительные инвестиции, но и свои знания, стандарты, свое видение развития банка. Уже сегодня некоторые украинские банки выходят на международные рынки капитала и активно сотрудничают с международными финансовыми организациями. Очевидно, внешнее направление является одной из важных составляющих их стратегии развития. Таким образом, в некоей долгосрочной перспективе неизбежно произойдет значительная консолидация банковского сектора, причем для Украины 50 — 60 банков — это более чем достаточно, чтобы проводить необходимый объем банковских операций.
— Но есть и американская модель развития с почти двумя десятками тысяч банков…
— С одной стороны, в США на то были исторические причины, Украина же не такая большая и разрозненная страна. С другой стороны, целая армия банков в США существует за счет развитого ритейла. А в нашей стране, несмотря на огромный рост объемов депозитов и кредитов физлиц, банки зарабатывают в основном на уже поделенном корпоративном секторе. С точки зрения уровня жизни, о перспективе украинской розницы дорасти до американской говорить не приходится. Дальнейшее развитие банковского сектора в Украине будет происходить, скорее, по европейской модели — несколько десятков крупных универсальных банков, предоставляющих полный спектр банковских услуг.
— Если инвестировать в Украину так выгодно, то почему акционеры «Кредит Банка (Украина)» все-таки решили его продать?
— Дело в том, что одним из крупных акционеров «Кредит Банк Польша» является KBC, бельгийский банк, который, насколько мне известно, пересматривал свою стратегию развития в регионе в целом. «Кредит Банк Польша», помимо украинского, продавал и банк в Литве, что говорит не о потере интереса к украинскому рынку, а об изменении региональной стратегии группы.
— Среди консультантов бытует мнение, что продажа банка — специфический и трудоемкий процесс, который существенно отличается от продажи других видов бизнеса. Сложилось ли у Вас подобное впечатление?
— Я бы не сказал, что с точки зрения советника по проведению трансакций продажа банка или какого-то другого бизнеса очень сильно отличаются. Единственная отличительная особенность банков — усложнение завершающего этапа трансакции, на котором требуется получение разрешения не только Антимонопольного комитета, но и НБУ.
— Как происходила продажа «Кредит Банк (Украина)»?
— Структура этой трансакции, если говорить кратко, осуществлялась в несколько этапов: предпродажная подготовка, маркетинг, тендер, переговоры и продажа. Еще до начала первого этапа мы направили свои усилия на то, чтобы окончательно выяснить приоритеты и пожелания акционеров «Кредит Банк (Украина)». Дело в том, что изначально продавец был заинтересован в проведении закрытого тендера. Мы же, со своей стороны, сделали все возможное, чтобы убедить акционеров в целесообразности проведения открытого тендера, поскольку искусственное сужение круга инвесторов могло привести к существенной потере стоимости банка. На этапе подготовки нашими специалистами был проведен предварительный due diligence банка с особым вниманием к возможным подводным камням: существование проблемных кредитов, недостаточность резерва для покрытия активных операций и т.д. После этого был подготовлен широкий список инвесторов, который включал как западные, так и российские и украинские финансовые компании и банки.
Затем настал черед для маркетинга. Инвесторам был разослан «информационный тизер» — небольшой документ с краткой информацией о банке и трансакции, необходимой для того, чтобы потенциальный инвестор мог предварительно ознакомиться с предложением. К «тизеру» также прилагался договор о конфиденциальности. Инвесторы, подписавшие этот договор, а также удовлетворявшие определенным критериям, квалифицировались для рассылки информационного меморандума — объемного пакета документов, включающего полную информацию о банке, финансовую отчетность, заверенную аудиторами, и прочие документы… Также они получали график трансакции. На этом этапе происходили активные контакты инвесторов с банком: предоставление возможности провести собственный due diligence, взять интервью у топ-менеджеров. По результатам этого этапа, заинтересованные инвесторы высылали свои окончательные предложения, на основе которых одному из них был предоставлен т. наз. «период эксклюзивности», в течение которого были подписаны документы о продаже банка. Другие инвесторы были проинформированы об этом, также оговаривалось и то, что в случае неудачного завершения переговоров продавец оставляет за собой право вернуться к другим предложениям.
— Что для Вас было самым сложным в процессе продажи «Кредит Банк (Украина)»?
— От нас как консультанта требовалась большая собранность, разработка четкого графика процесса продажи с минимальным отрывом персонала банка от рабочих процессов. Ведь банк должен был сохранять свою долю рынка и не снижать темпы роста.
— Какова была реакция сотрудников и клиентов на продажу банка? Наблюдался ли отток клиентов?
— Данная трансакция была открытой, поэтому сотрудники были осведомлены о продаже с самого начала. «Кредит Банк (Украина)» был и остается одним из крупнейших в Украине, поэтому можно утверждать, что все были уверены в приходе крупного инвестора, который бы только способствовал дальнейшему развитию банка. Самым важным было своевременно проинформировать персонал, от правильного понимания которого непосредственно зависела реакция, по крайней мере, крупных клиентов банка.
— В чем заключаются функции советника по трансакциям?
— Мы, в первую очередь, стараемся предоставить клиенту максимальный объем информации, предложить ему альтернативные варианты проведения сделки, чтобы он мог сделать правильный выбор. Например, как я уже говорил, при продаже «Кредит Банка (Украина)» нам удалось обосновать преимущество проведения открытого тендера. Я думаю, что наша роль состоит также в составлении четкого графика процесса трансакции, учитывающего предпочтения клиента и наш опыт в проведении подобных сделок в регионе. Немаловажным фактором являются обширные контакты CA IB с крупнейшими инвесторами в регионе, что позволяет контактировать с лицами, непосредственно принимающими решения, уже на ранних стадиях трансакции.
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас