Оптовые цены на нефтепродукты могут опять подняться — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оптовые цены на нефтепродукты могут опять подняться

Энергетика
105
В конце прошлой недели ТД "ТНК-Украина" резко повысил стоимость лисичанских нефтепродуктов. Пока "подтянуть" свои цены вслед за Лисичанским НПЗ успели не все участники рынка, но очевидно, что это лишь вопрос времени. Дальнейший ход событий, по мнению экспертов, будет всецело зависеть от очередного этапа переговоров между нефтяными компаниями и правительством. Аналитики полагают, что экспорта "светлых" нефтепродуктов в сентябре не будет. В то же время не исключено, что в результате переговоров в Кабмине цена низкооктанового бензина на АЗС стабилизируется на уровне 2,40 грн./л.
Если ранее стоимость нефтепродуктов в крупнооптовом сегменте рынка росла постепенно, то прошлая неделя ознаменовалась значительным скачком цен. В то время как импортеры ожидали лишь 50-100-гривневого увеличения цен в опте, ТНК повысил стоимость топлива на 250-370 грн.: А-76/80 - 3 380 грн./т (+ 310 грн.); А-92 - 3 620 грн./т (+ 330 грн.); А-95 - 4 060 грн./т (+370 грн.); ДТ - 2 700 грн./т (+ 250 грн.).
Характерно, что произошедшее повышение никак не отразилось на отпускных ценах для участников розничной программы. Возможный эффект, по мнению операторов крупнооптового рынка, состоит в том, что подобные действия ТНК поддержат и другие трейдеры, в первую очередь, "Промэкспорт" и "Континиум", а также операторы Надворнянского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов.
Впрочем, пока они не спешат воспользоваться появившейся возможностью. Это, отмечают эксперты UPECO, связано как с нежеланием "дразнить" Антимонопольный комитет, так и с попытками потянуть время. Ведь в отличие от "ТНК-Украины", у которой на крупнооптовые продажи в прошлом году пришлось всего 11% производства бензинов и дизтоплива, у "Промэкспорта", "Континиума" и ТД "Нафта-Херсон" эта доля намного выше.
Более того, в случае отсутствия спроса на внутреннем рынке на лисичанские нефтепродукты, они могут быть отправлены на экспорт, тогда как, например, Дрогобычскому и Херсонскому НПЗ это сделать сложнее. Именно последние два оператора пока воздержались от повышения цен на свою продукцию.
Вместе с тем, примеру "ТНК-Украина" уже последовал "Промэкспорт". По данным UPECO, 20 августа, кременчугский оператор повысил на 100 грн. стоимость А-76 - до 3180 грн./т и на 50 грн. - цену дизтоплива - до 2 500 грн/т. При этом цены на высокооктановые марки бензина остались на прежнем уровне.
Рынок воспринял изменения спокойно, поскольку в последнее время цены "Промэкспорта" никак не влияют на динамику отгрузок нефтепродуктов с "Укртатнафты". Более серьезные проблемы у партнеров компании по розничной программе могут возникнуть из-за сбоев в поставках нефти, в результате чего на прошедшей неделе завод резко снизил переработку и, соответственно, производство топлива.
Кроме того, в ближайшее время "Укртатнафта", по всей видимости, в очередной раз сменит своего основного оператора. По словам трейдеров, всю тяжесть финансовой и производственной деятельности "Промэкспорта" взяла на себя компания "Далс". Однако, как полагают в UPECO, это не приведет к существенной реформе в сбыте Кременчугского НПЗ. Одной из особенностей нового юридического лица является торговля нефтепродуктами по ценам, которые, по оценкам участников рынка, более приближены к реальным, и значительно отличаются от официальных прайсов "Промэкспорта".
В наименее затруднительной ситуации на данный момент находятся импортеры, ожидающие возобновления поставок из Литвы еще до конца месяца.
Интересно, что партии литовского бензина марки А-92 планировалось выставить на продажу еще 20 августа по цене 3 570 грн./т, но после появления новых цен "ТНК-Украины" на А-92 по 3 620 грн./т реализацию импортного топлива отложили.
Спрогнозировать же дальнейшее развитие событий, считают эксперты UPECO, на сегодняшний момент достаточно сложно. Инициированное ТД "ТНК-Украина" повышение стоимости топлива специалисты не склонны связывать с текущей конъюнктурой. По всей видимости, таким образом, компания готовилась к встрече с первым вице-премьер-министром Николаем Азаровым, состоявшейся в субботу, 21 августа. Именно итог этой встречи определит то, как будет функционировать отечественный рынок нефтепродуктов.
Уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить о том, что экспорта "светлых" нефтепродуктов в сентябре не будет, причем как по рекомендации правительства, так и из-за отсутствия излишков. В то же время, по прогнозам аналитиков UPECO, в результате переговоров в Кабмине цены низкооктанового бензина на украинских заправках могут стабилизироваться на уровне 2,40 грн./л.
Наиболее интересной обещает быть ситуация с дизтопливом. Пока цены на дизельное топливо намного отстают от низкооктановых. К примеру, если за 20 дней августа А-76/80 подорожал в рознице в среднем по стране на 8,9%, то дизтопливо не более чем на 1%, тогда как в опте их стоимость возрастала одинаково. Причину подобных процессов многие усматривают в нецелевом использовании дизеля (40-45% всех поставок сельхозпроизводителям), отгружаемого с "Укртатнафты" на нужды аграриев по 1 950 грн./т. Об этом правление завода уже поставило в известность Николая Азарова, а тот, в свою очередь, - руководство Минагрополитики. Вполне возможно, что впоследствии реализация льготного топлива будет вообще прекращена.
По материалам:
Контекст
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас