Украинские авиаперевозчики боятся системы расчетов BSP
Украинские перевозчики не поддержали инициативу иностранных коллег ввести на местном авиарынке систему унификации взаиморасчетов между агентами и авиакомпаниями IATA BSP.
Ни одна из украинских авиакомпаний пока официально не подтвердила свое участие в работе IATA BSP. Фактически это означает, что в стране в скором времени появится пул зарубежных авиакомпаний, объединенных в одну систему. Поскольку инициатива ее создания целиком принадлежит именно иностранцам.
BSP (Bank Settlement Plan) - это система взаиморасчетов по продажам авиабилетов между агентами и авиакомпаниями, существенно упрощающая их финансовые и бухгалтерские взаимоотношения. По сути - это доверительный орган для перевозчиков. С его появлением они будут более жестко контролировать финансовые потоки, идущие от агентств и получать полностью прозрачную картину рынка в стране. У основных игроков существенно снизятся издержки, связанные с перечислением выручки в разные места, содержанием штата готовящего отчетность и депонированием средств.
В Киеве буквально на днях открылось представительство Ассоциации международных авиаперевозчиков (IATA). Его главой вчера официально стал Сергей Мартынюк, ранее занимавший пост вице-президента компании "Международные авиалинии Украины" по развитию маршрутов и управлению доходами. Система является продуктом ассоциации, поэтому внедрением BSP и ее поддержкой будет заниматься офис в Киеве.
Внедрение системы BSP очень выгодно для иностранных компаний. Отечественный рынок станет для них европейским. Но их инициативу украинские перевозчики и агентства встретили, если не в штыки, то очень прохладно. Все опасаются непредсказуемых расходов и экспансии "иностранцев".
Как заявили в пресс-службе "Аэросвита", сама идея создания BSP для украинских перевозчиков достаточно интересна. Но насколько местный рынок и инфраструктура продаж готовы к этому еще не известно. По словам главы офиса IATA в Украине Сергея Мартынюка, непременным условием продаж агентством билетов какой-либо авиакомпании является его аккредитация в IATA.
Сейчас на рынке около 300 "тревелов". Из них около 130 имеют аккредитацию в IATA. Но в стране всего лишь четыре сетевых агентства, с достаточным количеством представительств по стране, таких как "Кий Авиа" или "Универсальное Агентство". Люди не поедут из мелких городов в более крупные за билетами, считают в "Аэросвите". А это означает для авиакомпании потерю в среднем 10% объемов перевозок.
Другая проблема - нейтральные бланки, которые будут введены BSP. В "Аэросвите" заявили, что они будут обходится в 4-5 раз дороже обычных, из-за того, что на них нанесена магнитная лента. С ее помощью пассажир сможет сам проходить регистрацию в аэропорту. Это очень удобно. Но нынешние билеты обходятся авиакомпании почти бесплатно, потому что это хороший рекламоноситель.
По словам директора турфирмы "Загорье" Игоря Короленко, сейчас у агентств больше вопросов, чем полученных от IATA ответов. Внедрение BSP процесс долговременный. Сразу все авиакомпании и агентства не смогут на нее перейти. Если украинские перевозчики будут некоторое время думать, для агентств финансовые отношения усложнятся. В их офисах появятся две формы отчетности, две системы билетопечати и две бухгалтерии.
По словам генерального менеджера глобальной дистрибьюторской системы Amadeus Алексея Муровцева, агентствам не нужно беспокоиться. На пилотном этапе они не будут нести серьезных расходов. Поскольку больше 90% всех бронировок по стране проходит через Amadeus, компания берет на себя закупку оборудования и обучение персонала агентств. Агентствам будут предложены различные коммерческие опции, в зависимости от их "размера".
Деятельность самой BSP будут финансировать авиакомпании. В "Аэросвите" считают, что первоначальные вложения могут отразиться на стоимости одного сегмента (билет в оба конца) для одного пассажира. А повышение цен - мера всегда не популярная.
И последнее. Отечественные авиакомпании всерьез опасаются экспансии "иностранцев". Хоть в IATA и заявляют, что система - это некоммерческий продукт. По словам Короленко, BSP - колоссальный маркетинговые инструмент. Тот, кто будет контролировать систему, тот будет знать все. У авиакомпаний появится неограниченный доступ к информации по рынку. А западный менеджмент знает, как ею распорядиться.
Представитель голландской компании KLM в Украине Сергей Фоменко считает, что это достаточно скользкий аргумент. В отдельно взятой стране каждая авиакомпания придерживается своих тактических планов. BSP - всего лишь нейтральный механизм взаиморасчетов, заявляет он. Говорить, что его путем иностранные перевозчики будут осуществлять экспансию на украинский рынок, было бы неправильно. Также как неправильно утверждать, что IATA превратилась в международного захватчика. О какой экспансии может идти речь, когда объемы перевозок какой-либо авиакомпании зависят от желания пассажира лететь, а не от того, как будут производиться взаиморасчеты.
По материалам: Подробности
Поделиться новостью