Ощадбанк просит у правительства денег — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ощадбанк просит у правительства денег

Фондовый рынок
254
Ощадбанк обратился к Кабмину с просьбой увеличить в ближайшее время капитал банка на 100 млн. грн. Это дало бы возможность госбанку улучшить свою конкурентоспособность на рынке банковского кредитования. На сегодняшний же день в активных операциях банка преобладают вложения в государственные ценные бумаги.
Наблюдательный совет ОАО "Государственный ощадный банк Украины" (Ощадбанк) по-прежнему неудовлетворен состоянием капитализации госбанка. На днях совет провел собрание, на котором принял решение обратиться в Кабинет Министров Украины с просьбой решить вопрос об увеличении уставного капитала банка на 100 млн. грн. за счет средств госбюджета.
Напомним, в июне текущего года парламент Украины принял изменения в Закон Украины "О государственном бюджете 2004 года", предусмотрев увеличение уставного фонда двух государственных банков, Ощадбанка и "Укрэксимбанка" на 100 млн. грн. и на 80 млн. грн. соответственно. Первоначально в госбюджете-2004 не были предусмотрены средства на увеличение капитализации госбанков. Но в законопроекте об изменениях в госбюджет, разработанном Кабмином, правительство увеличило расходы бюджета на сумму более 8 млрд. грн., выделив, в том числе, затраты на госбанки 180 млн. грн.
Изменения были приняты, но на сегодняшний день в жизнь пока не воплощены. Уставный фонд Ощадбанка, как и в начале года, составляет 200 млн. грн. После перечисления предусмотренных Кабмином средств "уставник" мог бы увеличиться в полтора раза.
Кроме того, Ощадбанк просит разрешить капитализировать чистую прибыль банка за 2002-2003 годы в размере 3 млн. грн. Чистая прибыль в минувшем году составила 0,3 млн. грн., а в текущем году на 1 июня - 0,5 млн. грн. Очевидно, что прибыль госбанка находится еще на довольно низком уровне, чтобы за счет этого источника существенно повышать капитализацию банка.
Как сообщается в пресс-релизе банка, наблюдательный совет и менеджмент банка надеются, что увеличение уставного фонда создаст благоприятные условия для возобновления кредитования предприятий и расширения спектра банковских услуг, а также улучшит показатели экономических нормативов банка. Вместе с тем, увеличение кредитования возможно только при условии достаточного увеличения капитала. В противном случае, это грозит невыполнением банком норматива адекватности регулятивного капитала (Н2).
Показатель Н2 рассчитывается как соотношение регулятивного капитала банка к суммарным активам и внебалансовым инструментам, взвешенных на уровень кредитного риска и сниженных на сумму созданных резервов по активным операциям, а также на сумму обеспечения кредита безусловным обязательством или денежным покрытием в виде залога имущественных прав. Для расчета норматива адекватности активы разделяют на 5 групп, имеющих уровни риска от 0% до 100%.
К примеру, к активам с нулевым уровнем (которые, соответственно, совсем не учитываются в нормативе адекватности) относятся наличные средства в банке, банковские металлы, а также государственные ценные бумаги. Кредиты, выданные центральным органам государственной власти, относятся к активам с 10%-ным риском. Муниципальные долговые ценные бумаги имеют 20%-ный уровень риска, а кредиты, выданные местным органам власти, - 50%. Кредитование же субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц, а также вложения в акции и долговые ценные бумаги корпоративного сектора будут учтены как 100%-ный риск.
Низкое соотношение регулятивного капитала к чистым активам госбанка свидетельствует о большой доле активов с низким уровнем риска в суммарных активах банка. В свою очередь, этот показатель для Ощадбанка является одним из самых низких среди более чем 150 действующих банков в Украине. Как сообщил председатель правления Ощадбанка Николай Суганяка, с начала 2004 года регулятивный капитал банка возрос на 53,2 млн. грн. и на 1 июля составил 181,6 млн. грн., чистые активы выросли на на 704 млн. грн. - до 6312,1 млн. грн. Таким образом, соотношение регулятивного капитала и чистых активов составляет около 2,9%. При этом норматив адекватности Н2 с 1 марта текущего года составляет 10% - минимальный уровень, разрешенный банкам.
Пока что Ощадбанк активно работает с государственными структурами, не имея возможности из-за низкой капитализации увеличивать объемы кредитования субъектов предпринимательства. По данным Ассоциации украинских банков, Ощадбанк на 1 июня текущего года имел самую низкую долю кредитов, выданных юридическим лицам (12,9%), среди крупнейших банков Украины. Почти половину кредитно-инвестиционного портфеля Ощадбанка, составляют вложения в ценные бумаги.
Общий объем таких вложений Ощадбанка на 1 июня составлял 1,8 млрд. грн. По мнению начальника отдела аналитического исследований "Альфа-банка" Александра Печерицына, в основном, это вложения в государственные долговые ценные бумаги. "Поскольку Ощадбанк является государственным банком и, кроме того, имеет статус сберегательного, он не может проводить рискованной политики, а государственные ценные бумаги являются безрисковыми", - отметил эксперт. На сегодняшний день, сообщил Александр Печерицын, на рынке размещены государственные долговые ценные бумаги общим объемом около $1,3 млрд.
Таблица. Структура кредитно-инвестиционного портфеля крупнейших банков на 1 июня.
Загальний обсяг торг_в ПФТС в I п_вр_чч_ 2004 року - 3,1 млрд. грн. (185,9% обсягу торг_в аналог_чного пер_оду 2003 року та 96,3% загального обсягу торг_в ПФТС в 2003 роц_). Пор_вняно з I п_вр_ччям 2003 року:
- обсяг торг_в ПФТС:
корпоративними ц_нними паперами (акц_ї, корпоративн_ обл_гац_ї, опц_они, _нвестиц_йн_ сертиф_кати) - зр_с в 2,3 рази до 2,75 млрд. грн. (в I п_вр_чч_ 2003 року - 1,2 млрд. грн., в 2003 роц_ - 2,68 млрд. грн.);
мун_ципальними ц_нними паперами (мун_ципальн_ обл_гац_ї) - склав 0,29 млрд. грн. (в 2003 роц_ - 13,2 млн. грн.);
державними ц_нними паперами (ОВДП) - зменшився в 6,4 рази до 0,08 млрд. грн. (в I п_вр_чч_ 2003 року - 0,48 млрд. грн., в 2003 роц_ - 0,52 млрд. грн.);
- розширився перел_к ф_нансових _нструмент_в, угоди з якими укладаються на ПФТС:
частка угод з мун_ципальними обл_гац_ями складає 9,2% загального обсягу торг_в ПФТС;
з березня в ПФТС розпочалася торг_вля так званими ПДВ-обл_гац_ями;
в ПФТС з'явилися перш_ угоди з _нвестиц_йними сертиф_катами пайових венчурних _нвестиц_йних фонд_в;
- перервано тенденц_ю зниження обсягу торг_в акц_ями в загальному обсяз_ торг_в ПФТС, яка розпочалася в 2001 роц_. Обсяг торг_в акц_ями в I п_вр_чч_ 2004 року склав 0,65 млрд. грн. - 235,4% р_вня I п_вр_ччя 2003 року та 118,1% в_д загального обсягу торг_в ПФТС в 2003 роц_.
Ринок корпоративних обл_гац_й. Варт_сть угод, укладених з корпоративними обл_гац_ями, як _ в минулому роц_, перевищила варт_сть угод, укладених з _ншими ц_нними паперами в ПФТС, _ досягла 2,06 млрд. грн. - 237,6% р_вня I п_вр_ччя 2003 року та 101,2% в_д загального обсягу торг_в ПФТС в 2003 роц_.
Ринок акц_й. _ндекс акц_й ПФТС протягом I п_вр_ччя 2004 року зр_с на 70,6% з 79,53 до 135,66 пункт_в (в I п_вр_чч_ 2003 року - 15,7%, в 2003 роц_ - 57,91%), досяг _сторичного максимуму та перевищив стартовий р_вень (100 пункт_в). Зростання _ндексу ПФТС в I п_вр_чч_ 2004 року забезпечили вс_ ц_нн_ папери, що входили до _ндексного кошику: ВАТ "Укртелеком", ВАТ "Укрнафта", ВАТ "Запор_жсталь", ВАТ "Київенерго", ВАТ "Зах_денерго", ВАТ "Центренерго", ВАТ "Концерн "Ст_рол", ВАТ "Нижньодн_провський трубопрокатний завод", ВАТ "Дн_проенерго" та ВАТ "Донбасенерго".
Кап_тал_зац_я фондового ринку України розрахована за середньою ц_ною м_ж найкращими ц_нами попиту та пропозиц_ї протягом зв_тного пер_оду зросла з 25,62 млрд. грн. до 42,6 млрд. грн. Це в_дбулося, передус_м, за рахунок зб_льшення ц_н акц_й п_дприємств котирувального листа 1-го р_вня Списку ПФТС. До найб_льших за кап_тал_зац_єю ем_тент_в ПФТС в_дносяться ВАТ "Укртелеком" (10,11 млрд. грн.), ВАТ "Укрнафта" (3,95 млрд. грн.), ВАТ "Мар_упольський металург_йний комб_нат _м. _лл_ча" (3,85 млрд. грн.), ВАТ "Азовсталь" (3,56 млрд. грн.) та ВАТ "Запор_жсталь" (2,07 млрд. грн.).
TOP-10 под_й, що вплинули на стан фондового ринку України в I п_вр_чч_ 2004 року:
1. 21 кв_тня вступила в д_ю Директива 2004/39/ЄС Ради та Парламенту Європи "Про ринки ф_нансових _нструмент_в", присвячена _нвестиц_йним компан_ям (торговцям ц_нними паперами) та орган_зованим ринкам. Це перша Директива ЄС, яка безпосередньо стосується регульованих (орган_зованих ринк_в), надає ч_тке визначення орган_зованого ринку, м_стить надзвичайно широке визначення ф_нансових _нструмент_в, як_ можуть знаходитися в об_гу на регульованому ринку. Головний насл_док для України - на виконання вимог чинного законодавства, законодавство з питань фондового ринку повинно бути приведено у в_дпов_дн_сть до Директиви, що сприятиме п_двищенню як_сних характеристик ринку.
2. Затвердження нового складу Державної Ком_с_ї з ц_нних папер_в та фондового ринку України.
3. Виплата див_денд_в за п_дсумками д_яльност_ у 2003 роц_ групою _нвестиц_йно привабливих українських корпорац_й: "Укртелеком", "Зах_денерго", "Нижньодн_провський трубопрокатний завод", "Турбоатом", "Кримський содовий завод", "Київенерго", "АES-Київобленерго", "Дн_проазот", "Азовмаш", "Житомиробленерго", "Полтавський ГЗК", "Новокраматорський машинобуд_вний завод" та _н.
4. Декларування українським п_дприємством ВАТ "Концерн "Галнафтогаз" принцип_в роботи публ_чної компан_ї на баз_ власного Кодексу корпоративного управл_ння та укладення договору про п_дтримання л_стингу з ПФТС.
5. Початок реєстрац_ї перших недержавних пенс_йних фонд_в, створених зг_дно Закону "Про недержавне пенс_йне забезпечення", що створює передумови для появи "довгих" грошей на ф_нансовому ринку.
6. Протиправн_ д_ї мажоритарних акц_онер_в ВАТ "Миколаївський глиноземний завод", спрямован_ на виведення ц_нних папер_в п_дприємства з об_гу на фондовому ринку України, позбавлення м_норитарних акц_онер_в права власност_. Зг_дно з висновками Юридичного департаменту ПФТС, консол_дац_я акц_й, проведена "Миколаївським глиноземним заводом", порушує права акц_онер_в та суперечить статтям 317 та 346 Цив_льного Кодексу України, правовим позиц_ям, викладеним в Ухвал_ Верховного суду України в_д 21.07.99 р., статтям 28, 33, 41, 42, 44 Закону "Про господарськ_ товариства" та статтям 4, 5, 8 Закону "Про ц_нн_ папери _ фондову б_ржу".
7. Р_шення американської компан_ї AES, у власност_ якої знаходяться українськ_ енергорозпод_льч_ компан_ї "AES Київобленерго" та "AES Р_внеенерго", зм_нити орган_зац_йно-правову форму цих акц_онерних товариств з в_дкритої на закриту.
8. Об'єднання державних енергетичних актив_в та створення НАК "Енергетична компан_я України". Компан_я є в_дкритим акц_онерним товариством, акц_ї якого не можуть обертатися на ринку. Ринкова варт_сть пакет_в акц_й, переданих до статутного фонду НАК, розрахована за середньою ц_ною цих ц_нних папер_в в ПФТС становить 3,9 млрд. грн., статутний фонд компан_ї зараз дор_внює 2,2 млрд. грн. Акц_ї, передан_ до статутного фонду НАК, складають 40% _ндексного кошику _ндексу S&P/IFCG-Україна, що розраховується м_жнародною рейтинговою агенц_єю Standard & Poor's. Створення та д_яльн_сть НАК "Енергетична компан_я України" може мати як негативний, так _ позитивний вплив на фондовий ринок України.
9. Корпоративний конфл_кт на ВАТ "Депозитар_й "МФС", який може призвести до втрати депозитар_єм незалежност_, зниження р_вня дов_ри на ринку.
10. Робота над законопроектами "Про систему валютного регулювання _ валютного контролю", "Про Нац_ональну депозитарну систему України та особливост_ електронного об_гу ц_нних папер_в в Україн_" та "Про ц_нн_ папери та фондовий ринок".
ТОРГ_ВЛЯ Ц_ННИМИ ПАПЕРАМИ НА ПФТС
Корпоративн_ обл_гац_ї
Обсяг торг_в корпоративними обл_гац_ями - 2 061,58 млн. грн. (66,37% загального обсягу торг_в).
Л_дери за обсягами торг_в корпоративними обл_гац_ями: ЗАТ "АК_Б "Укрсиббанк", ВАТ "АППБ "Аваль", ЗАТ "Перший Український М_жнародний Банк", ЗАТ "Донм_ськбанк" та ВАТ "АКБ "Аркада".
Обл_гац_ї-л_дери торг_в: ЗАТ "Запор_зький автомоб_лебуд_вний завод", ЗАТ "Сармат", ЗАТ АВК, ТОВ "Аркада-Фонд", ВАТ "Азот".
Кошти, отриман_ в_д куп_вл_-продажу корпоративних обл_гац_й на ПФТС, _нвестувалися передус_м в харчову промислов_сть, машинобудування, буд_вництво, ф_нанси та зв'язок.
Акц_ї
Обсяг торг_в акц_ями - 645,81 млн. грн. (20,79% загального обсягу торг_в).
Л_дери за обсягами торг_в акц_ями: ТОВ "ФК "Кл_ринговий д_м", ЗАТ "_К "С_НКОМ", ТОВ "Драгон Кап_тал", ТОВ "Он-лайн кап_тал" та ЗАТ "Фоїл Сек'юр_т_з Нью Юроп". Акц_ї-л_дери торг_в: ВАТ "Кримський содовий завод", ВАТ "Укртелеком", ВАТ "Укрнафта", ВАТ "Зах_денерго", ВАТ "Дн_проенерго".
Найб_льшим попитом користувалися акц_ї п_дприємств х_м_чної промисловост_, електроенергетики, металург_ї, зв'язку та паливної промисловост_.
Мун_ципальн_ та державн_ ц_нн_ папери
Обсяг торг_в мун_ципальними обл_гац_ями Києва - 285,62 млн. грн. (9,2% загального обсягу торг_в).
Обсяг торг_в процентними обл_гац_ями внутр_шньої державної позики (ПОВДП) - 74,9 млн. грн. (2,41% загального обсягу торг_в).
Л_дери за обсягами торг_в мун_ципальними ц_нними паперами - ЗАТ "АК_Б "Укрсиббанк", ЗАТ "АБ "_НГ Банк Україна", ВАТ "Укрекс_мбанк", ЗАТ "Банк НРБ-Україна", ЗАТ "Перший Український М_жнародний Банк", ВАТ "АППБ "Аваль".
Л_дери за обсягами торг_в державними ц_нними паперами - ЗАТ "Перший Український М_жнародний Банк", ВАТ "АКБ "Надра", ЗАТ "АК_Б "Укрсиббанк", ВАТ "АППБ "Аваль", ВАТ "АКБ "Морський Транспортний банк".
Державн_ обл_гац_ї-л_дери торг_в: з датою погашення 19 с_чня 2005 р., 20 кв_тня 2005 р., 11 травня 2005 р., 25 травня 2005 р. та 18 травня 2005 р.
Опц_они
Обсяг торг_в опц_онами ВАТ "Укртелеком" та ТОВ "ТТК" - 15,1 млн. грн. (0,49% загального обсягу торг_в).
Л_дери за обсягами торг_в опц_онами: ТОВ "М_жрег_ональна ф_нансова компан_я", ТОВ "Лайн Сек`юр_т_з", ЗАТ "Фундац_я _ндустр_ального Розвитку" та ТОВ "ФК "Руб_н".
По материалам:
Контекст
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас