На страховом рынке появится омбудсмен, рассматривающий споры между компаниями и клиентами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

На страховом рынке появится омбудсмен, рассматривающий споры между компаниями и клиентами

1435
Как отмечают страховщики, повышенный интерес участников рынка к созданию дополнительного механизма защиты прав клиентов страховых компаний и самих страховщиков может объясняться перспективой принятия закона об автогражданке (на днях документ был ветирован Президентом и отправлен в парламент на переголосование). Как показывает опыт соседней России, с внедрением аналогичного закона год назад значительно увеличилось число исков по факту произошедших ДТП. Поэтому в данном случае целесообразно создать еще одну инстанцию, организованную по принципу третейского суда.
Как считает глава Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк, институт омбудсмена необходим для повышения культуры страхования. По его словам, очень важно, чтобы клиент страховой компании чувствовал себя защищенным. На сегодняшний день механизм создания такой организации в Лиге видят следующим образом. Омбудсмен будет представлять собой некую ассоциацию, учрежденную страховыми компаниями и поддерживающими ее на первоначальном этапе становления. Планируется, что омбудсмен будет иметь отдельный юридический адрес и независимый счет. «На сегодняшний день уже около двадцати компаний заявили об участии и готовности финансировать институт омбудсмена, — отметил Филонюк. — Среди них могу назвать такие крупные компании, как СГ «ТАС», УАСК «АСКА-Жизнь», АСК «Остра-Киев», НАСК «Оранта», УСК «Гарант-Авто».
Омбудсмен с изъяном
Предполагается, что жалобы в ассоциации будут рассматриваться за счет компаний-участников. При этом за рассмотрение своего дела страхователь не платит. Условно говоря, страховщики будут нести затраты в размере EUR100-150 на рассмотрение спорных ситуаций с клиентом. Решения ассоциации будут носить рекомендательный характер. Таким образом можно предположить, что польза от существования такого третейского суда на страховом рынке будет невелика. Кроме того, есть еще один фактор, который нельзя не учитывать, — участие заинтересованной стороны — страховщика — в этой организации.
«Я считаю, что такой институт нужен, — говорит генеральный директор СК «AIG Украина» Игорь Коваленко. По его словам, создание омбудсмена — европейская практика и она должна использоваться в Украине. «Этот орган призван соблюдать, прежде всего, права клиентов. В Великобритании, например, если спор между СК и страхователем ведется о сумме менее 500 фунтов и компания чувствует, что в случае неудовлетворения требований клиента он может обратиться в институт омбудсмена, то она предпочитает выплатить деньги. Поэтому, на мой взгляд, для страховой компании омбудсмен — это серьезный стимул вести себя корректно на рынке. Однако, мне кажется, что эта организация не должна быть связана со страховыми компаниями учредительскими связями. Ведь в этом изначально заложен конфликт. Омбудсмен должен быть, прежде всего, на стороне клиента, а не на стороне СК», — говорит Коваленко.
Руководитель СК «AIG Украина» считает, что омбудсменом должна быть организация, чьи полномочия закреплены законодательством (тогда в Закон «О страховании» необходимо внести изменения), либо государственная или общественная организация, существующая за счет бюджета либо отчислений участников рынка. Впрочем, в Лиге не исключают, что в перспективе принцип организации института омбудсмена может быть пересмотрен.
Многие страховщики по-разному относятся к идее руководства Лиги, заимствованной из опыта Германии, полагая, что создание подобного института не более чем очередная PR-акция. «Я не считаю, что институт омбудсмена решит те задачи, которые перед ним ставятся, — говорит председатель правления СК «ИФД КапиталЪ-Страхование» Игорь Арцимович. — На мой взгляд, это скорее PR-акция. Конечно, в Германии и Англии такой институт существует, однако там есть то, чего нет в Украине. Во-первых, в этих странах культура страхования формировалась 100-200 лет. Во-вторых, в Украине очень низкий прирост реального страхового рынка, поэтому уровень выплат невысокий. В-третьих, у страховщиков в развитых странах существует богатый опыт работы судебной системы, чего пока нет в Украине. Что касается участия в институте омбудсмена, то если будет проведена масштабная PR-кампания по его созданию, мы вынуждены будем к нему присоединиться. Но думаю, эффект от этого будет невелик».
По оптимистическим прогнозам, институт омбудсмена будет создан в начале следующего года. А пока клиентам страховых компаний остается внимательно читать договоры страхования. Именно в них содержатся «подводные камни» прав и обязанностей сторон, которые при внимательном прочтении можно заметить.
Защитники страхователей
Как утверждают специалисты страховых компаний, сейчас права и обязанности сторон при заключении договора страхования регулируются лишь одним нормативным актом — профильным Законом «О страховании». К этому закону апеллируют клиенты при подаче иска в суд на страховую компанию, хотя теоретически их права могут подпадать и под определения Закона «О защите прав потребителей».
«По сути, Закон «О страховании» определяет права страхователя и обязанности страховщика. Также можно обращаться к Закону «О защите прав потребителей». Однако страховая услуга настолько специфична, что клиенту СК проще обратиться в суд за принудительным исполнением договора», — отмечает Наталья Якибчук, юрист СК «Универсальная».
Говоря о защищенности страхователей, специалисты страховых компаний отмечают, прежде всего, требования к СК, прописанные в Законе «О страховании», а также ряд регуляторных документов, издаваемых Госфинуслуг в отношении участников страхового рынка. «Страховая деятельность осуществляется на основании законов Украины «О страховании» и «Лицензировании определенных видов деятельности», а также на основании распоряжения №‑40 Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг Украины от 28.08.2003 г.», — комментирует законодательство Андрей Крамаревский, специалист отдела методологии СК «ИФД КапиталЪ-Страхование». По его словам, требования, предъявляемые к страховщику, а также существующий государственный контроль над страховой деятельностью позволяет с большой вероятностью говорить о надежной защите страхователя как потребителя страхового продукта.
Кроме того, с целью повышения информирования клиентов о наличии страховых продуктов и их качестве создана Лига страховых организаций Украины. При ЛСОУ действует комитет по профессиональной этике. Именно туда может обратиться возмущенный страхователь, если его права будут ущемлены.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас